Приказ Минюста РФ от 8 октября 1998 г. N 140 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (с изм. и доп. от 16 марта 2001 г.)
Архив тесты документа с изменениями и дополнениями на 25 сентября 2006 года
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" приказываю:
1. Образовать при Министерстве юстиции Российской Федерации Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые Положение об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и его состав.
3. Организационно-техническое обеспечение деятельности указанного Экспертного совета возложить на Департамент по делам общественных и религиозных объединений и Департамент финансово-экономического и хозяйственного обеспечения.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на руководителя Департамента по делам общественных и религиозных объединений.
Министр
П. Крашенинников
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 1998 г.
Регистрационный N 1639
Положение
об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Минюста РФ от 8 октября 1998 г. N 140)
1. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее именуется - "Совет") создается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст.2560) с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящим Положением.
Состав Совета формируется из представителей органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области государственно-церковных отношений и утверждается Министром юстиции Российской Федерации.
2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее именуется - "экспертиза") проводится в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст.4465), по запросам Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации или территориальных органов юстиции Российской Федерации (далее именуются - "регистрирующие органы").
3. Основными задачами Совета при проведении экспертизы являются:
определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах;
разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.
4. Запрос о проведении экспертизы направляется в Совет регистрирующим органом с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации.
В своем запросе регистрирующий орган должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос регистрирующего органа не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем Совет уведомляет регистрирующий орган.
5. Запросы регистрирующего органа, поступившие на экспертизу документы, иные материалы, используемые при ее проведении, учитываются в установленном порядке. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет.
6. Экспертиза производится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, органов исполнительной власти срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом регистрирующего органа.
7. В процессе своей деятельности Совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.
8. Экспертные заключения по поручению председателя Совета, его заместителя или секретаря готовятся членами Совета и выносятся на рассмотрение Совета. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.
9. Рассмотрение запроса регистрирующего органа, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.
10. По результатам проведения экспертизы представленных документов Совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов Совета.
Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие заместителем и в письменной форме направляется регистрирующему органу с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания Совета.
11. Порядок работы Совета определяет его председатель в соответствии с настоящим Положением. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины его членов.
12. Совет имеет бланк и штамп со своим наименованием.
Состав
Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
(утв. приказом Минюста РФ от 8 октября 1998 г. N 140)
(с изменениями от 16 марта 2001 г.)
Мчедлов М.П. - директор Исследовательского центра "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем (председатель Совета)
Залужный А.Г. - заместитель начальника отдела регистрации религиозных объединений Департамента по делам общественных и религиозных объединений, кандидат философских наук (секретарь Совета)
Алексеев В.А. - советник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских наук, профессор
Балагушкин Е.Г. - старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук
Бурковская В.А. - научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, кандидат юридических наук
Зубов А.Б. - ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук
Зуев Ю.П. - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент
Кантеров И.Я. - профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова
Кудрявцев А.И. - заместитель начальника отдела по взаимодействию с религиозными организациями Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации, кандидат исторических наук
Михайлов Г.А. - начальник отдела по связям с религиозными организациями Департамента по взаимодействию с Государственной Думой Аппарата Правительства Российской Федерации (по согласованию)
Одинцов М.И. - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Пучков П.И. - заведующий Центром по изучению религий и этноконфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им.Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук
Пчелинцев А.В. - директор Института религии и права
Рудкевич Е.Д. - старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук
Яблоков И.Н. - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова.
Яковенко С.Г. - старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института российской истории Российской академии наук, кандидат исторических наук