Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 6 мая 1998 г. N 04-02-05/3 О порядке определения представительских расходов, расходов на рекламу и переподготовку кадров, принимаемых при налогообложении страховыми организациями
По состоянию на 25 сентября 2006 года
В связи с вашим письмом по вопросу о порядке определения представительских расходов, расходов на рекламу и переподготовку кадров, принимаемых при налогообложении страховыми организациями, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Страховые организации при определении размеров представительских расходов и расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 552 (с последующими изменениями и дополнениями), должны руководствоваться письмами Министерства финансов Российской Федерации от 6 октября 1992 года N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" и от 29 апреля 1994 года N 56 "О внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации.
Порядок определения объема реализуемой продукции (работ, услуг) страховыми организациями для указанных выше целей был установлен письмами Государственной налоговой службы Российской Федерации и Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 1 июня 1993 года N НП-6-01/193; 1281 "О нормах и нормативах" и Федеральной службы по надзору за страховой деятельностью, согласованное с Министерством финансов Российской Федерации, от 8 июня 1994 года N 03/2-7. По нашему мнению, в настоящее время при определении расходов на рекламу и представительских расходов страховыми организациями объем реализуемой продукции (работ, услуг) можно руководствоваться вышеназванными письмами.
Вместе с тем, обращаем ваше внимание на то, что по заключению Министерства юстиции Российской Федерации указанные выше письма не имеют юридической силы и поэтому необходимо исключить их применение.
В связи с этим, Министерство финансов Российской Федерации подготовило приказ о порядке определения представительских расходов, расходов на рекламу и переподготовку кадров, принимаемых при налогообложении страховыми организациями, в котором определено, что под суммой реализуемых страховыми организациями услуг понимается сумма, полученная от реализации страховых услуг и определенная в соответствии с пунктами 1 и 2 раздела 1 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 1994 г. N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками" с учетом следующих ограничений.
По ценным бумагам в объем реализуемых услуг включаются суммы разниц между выручкой от продажи ценных бумаг, с одной стороны, и учетной стоимостью, процентами по проданным облигациям, начисленным с момента их последней выплаты, расходами по продаже в виде комиссионных, вознаграждений, с другой стороны.
Не включаются в объем реализуемых услуг дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и по счетам банковских вкладов.
Не включаются в объем реализуемых услуг доходы, определенные эмитентом в условиях выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления. По государственным ценным бумагам, условиями обращения которых предусмотрено получение владельцем дохода в зависимости от времени нахождения ценной бумаги на его балансе, настоящее положение применятся в отношении дохода, начисленного пропорционально сроку владения.
Однако, по нашему мнению, впредь до введения в действие указанного приказа должен применяться порядок определения объема реализуемой продукции для целей исчисления представительских расходов, расходов на рекламу и переподготовку кадров, принимаемых при налогообложении страховыми организациями, установленный письмом Росстрахнадзора от 8 июня 1994 г. N 03/2-7
Руководитель Департамента
А.И. Иванеев