Приказ Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС от 19 января 1998 г. N 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Во исполнение Решения Коллегий Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования от 3 декабря 1997 года N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении" приказываем:
1. Ввести в действие "Основные положения стандартизации в здравоохранении" (Приложение).
2. Управлению организации медицинской помощи населению Минздрава России (А.И.Вялков) совместно с Управлением организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Н.Д.Тэгай) осуществлять организацию, координацию и проведение работ по стандартизации в области здравоохранения.
3. Управлению государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России (Р.У.Хабриев) обеспечить проведение работ по стандартизации в области лекарственного обеспечения, медицинской техники и метрологического контроля.
4. Управлению кадров (А.И.Торопцев) и Управлению организации медицинской помощи населению Минздрава России (А.И.Вялков) до 01.03.98 внести предложения об организации отдела стандартизации медицинской помощи и составе Управления организации медицинской помощи населению.
5. Управлению организации медицинской помощи населению Минздрава России (А.И.Вялков), Управлению государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России (Р.У.Хабриев) в срок до 01.04.98 разработать и представить на утверждение проект "Положения о службе стандартизации в Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
6. Управлению организации медицинской помощи населению Минздрава России (А.И.Вялков), Управлению государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России (Р.У.Хабриев) совместно с Управлением организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС (Н.Д.Тэгай), Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова (М.А.Пальцев) и ведущими научно-исследовательскими медицинскими институтами согласно п.2 решения Коллегий Минздрава России, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров территориальных фондов ОМС от 3 декабря 1997 года N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации в здравоохранении":
6.1. Организовать разработку и до 01.03.98 представить на утверждение в установленном порядке "Программу работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении".
6.2. Провести анализ утвержденных и действующих в отрасли нормативных документов и организовать поэтапную разработку необходимых нормативных документов в порядке и сроки в соответствии с Программой работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении.
6.3. Организовать проведение и обеспечить выполнение мероприятий по реализации Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении.
7. Управлению организации медицинской помощи населению (А.И.Вялков), Управлению научных и образовательных медицинских учреждений Минздрава России (В.И.Сергиенко) совместно с Управлением организации обязательного медицинского страхования Федерального фонда ОМС (Н.Д.Тэгай), Московской медицинской академией им. И.М.Сеченова (М.А.Пальцев) о соответствии с п.4 решения Коллегий Минздрава России, Госстандарта России и Совета исполнительных директоров территориальных фондов ОМС от 3 декабря 1997 года N 14/43/6-11 "Об основных положениях стандартизации о здравоохранении" в месячный срок разработать и представить на утверждение Программу обучения по стандартизации в здравоохранении.
8. Управлению планирования, финансирования и развития Минздрава России (Н.Н.Точилова) и экономическому Управлению Федерального фонда ОМС (С.М.Горячев) в срок до 15.03.98 г. разработать предложения по источникам, объемам и срокам финансирования Программы работ по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении.
9. Руководителям органов управления здравоохранением совместно с исполнительными директорами территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными организациями и учреждениями разработать и утвердить порядок и организацию работ по стандартизации в соответствии с настоящим приказом.
10. Управлению научных и образовательных медицинских учреждений Минздрава России (В.И.Сергиенко), Управлению организации медицинской помощи населению (А.И.Вялков) и Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (М.А.Пальцев) внести предложения об организации на базе Академии проблемной лаборатории по стандартизации в здравоохранении.
11. Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова (М.А.Пальцев) обеспечить организацию и координацию работ по разработке и экспертизе нормативной документации по стандартизации в здравоохранении.
12. Контроль за исполнением приказа возлагаем на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации В.И.Стародубова и первого заместителя исполнительного директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Ю.Семенова.
Министр здравоохранения
Российской Федерации
Т.Б.Дмитриева
Исполнительный директор
Федерального фонда обязательного
медицинского страхования
В.В.Гришин
Приложение
Основные положения
стандартизации в здравоохранении
(утв. приказом Минздрава РФ и Федерального фонда ОМС
от 19 января 1998 г. N 12/2)
Введение
Одним из важных направлений совершенствования охраны здоровья населения является обеспечение качества и безопасности медицинской помощи путем проведения работ по стандартизации, лицензированию, аккредитации и сертификации.
Отсутствие в настоящее время системы стандартизации и сертификации в здравоохранении тормозит внедрение в практику медицинского страхования, ограничивает возможности стратегического планирования отрасли, регулирования и контроля затрат на лечебно-профилактическую деятельность.
Создание единой системы стандартизации в здравоохранении направлено на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации, на повышение качества медицинской помощи, рациональное использование кадровых и материальных ресурсов, оптимизацию лечебно-диагностического процесса, интеграцию отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику.
Основные положения стандартизации в здравоохранении разработаны на основе норм, установленных федеральными законами:
- "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан",
- "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",
- "О защите прав потребителей",
- "О стандартизации",
- "О сертификации продукции и услуг",
- "Об обеспечении единства измерений",
а также принципов, правил и требований, установленных в стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ P 1.4-93, ГОСТ Р 1.5-92), практического опыта отечественной и международной стандартизации, с учетом Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации и специфики отрасли.
Цели, задачи и принципы стандартизации в здравоохранении
Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения.
Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются: - нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации;
- создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно-обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи;
- установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;
- нормативное обеспечение метрологического контроля;
- установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;
- нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;
- создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении;
- нормативное обеспечение в установленном порядке надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов;
- содействие обеспечению национальной безопасности страны.
Основные принципы стандартизации в здравоохранении:
- единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации (принцип единообразия);
- социальная, научная и экономическая целесообразность разработки и применения нормативных документов в практической деятельности (принцип значимости);
- соответствие требований законодательству Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки (принцип актуальности);
- согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой (принцип комплексности);
- обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами (принцип проверяемости);
- взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие нормативных документов системы стандартизации (принцип согласия).
Организация системы стандартизации в здравоохранении
Организация системы стандартизации в здравоохранения предполагает решение как организационно-технических задач, так и задач нормативного обеспечения.
В результате решения организационно-технических задач должна быть создана отраслевая служба стандартизации, обеспечивающая организацию разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, контроля за выполнением их требований.
В результате решения задач нормативного обеспечения должна быть сформирована система нормативных документов по стандартизации в здравоохранении.
Создание системы включает выбор объектов стандартизации, разработку ее структуры и комплекса нормативных документов.
Система будет развиваться на основе общей классификационной структуры объектов стандартизации с определением категорий и видов конкретных групп или отдельных нормативных документов по стандартизации на этапах планирования, разработки, согласования и утверждения.
Каждая классификационная группа системы включает в себя набор нормативных документов, объединенных общими классификационными признаками и функциональным назначением:
- стандартов различных категорий (Государственные, отраслевые, ассоциаций, объединений, обществ, медицинских учреждений);
- классификаторов;
- руководящих документов;
- правил и норм;
- рекомендаций.
Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:
- организационные технологии;
- медицинские услуги;
- технология выполнения медицинских услуг;
- техническое обеспечение выполнения медицинских услуг;
- качество медицинских услуг;
- квалификация медицинского, фармацевтического, вспомогательного персонала;
- производство, условия реализации, качество лекарственных средств и медицинской техники;
- учетно-отчетная документация, используемая в системе здравоохранения и медицинского страхования;
- информационные технологии;
- экономические аспекты здравоохранения.
На основании установленных объектов стандартизации структура системы нормативных документов по стандартизации включает в себя следующие группы документов:
ГРУППА 1 - "Общие положения";
ГРУППА 2 - "Требования к организационным технологиям в здравоохранении";
ГРУППА 3 - "Требования к техническому оснащению учреждений здравоохранения";
ГРУППА 4 - "Требования к персоналу";
ГРУППА 5 - "Требования к лекарственному обеспечению";
ГРУППА 6 - "Санитарно-гигиенические методы контроля";
ГРУППА 7 - "Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения";
ГРУППА 8 - "Требования к диетическому питанию".
ГРУППА 9 - "Классификация и систематизация медицинских услуг";
ГРУППА 10 - "Требования к оценке лечебно-диагностических и профилактических возможностей медицинских учреждений";
ГРУППА 11 - "Требования к оказанию медицинских услуг";
ГРУППА 12 - "Требования к профилактике заболеваний, защите здоровья населения от повреждающих факторов, охране репродуктивного здоровья и оказанию медико-социальной помощи";
ГРУППА 13 - "Требования к качеству медицинских услуг";
ГРУППА 14 - "Требования к экономическим показателям в здравоохранении";
ГРУППА 15 - "Требования к документации в здравоохранении";
ГРУППА 16 - "Требования к средствам информатизации в здравоохранении".
Данная структура системы является открытой и может дополняться на конкретных этапах ее развития.
Основные направления развития стандартизации в здравоохранении
Основными направлениями стандартизации, обеспечивающими реализацию положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, являются:
- стандартизация медицинских услуг;
- стандартизация лекарственного обеспечения;
- регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи;
- стандартизация профессиональной деятельности;
- стандартизация информационного обеспечения.
Стандартизация медицинских услуг
Наиболее важным и сложным объектом стандартизации являются медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования и является основой для планирования деятельности медицинских учреждений, органов здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования, а также для оценки результатов оказания медицинской помощи (качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.).
Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Медицинскую услугу определяют как:
Простую - неделимая услуга, выполняемая по формуле <пациент> + <специалист> = <один элемент профилактики, диагностики или лечения>;
Сложную - набор простых медицинских услуг, который требует для своей реализации определенного состава персонала, комплексного технического оснащения, специальных помещений и т.д., отвечающий формуле <пациент> + <комплекс простых услуг> = <этап профилактики, диагностики или лечения>;
Комплексную - набор сложных и (или) простых медицинских услуг, заканчивающихся либо проведением профилактики, либо установлением диагноза, либо окончанием проведения определенного этапа лечения (стационарный, реабилитационный и т.д.) по формуле <пациент> + <простые + комплексные услуги> = < проведение профилактики, установление диагноза или окончание проведения определенного этапа лечения>.
По функциональному назначению медицинские услуги определяются как:
Лечебно-диагностические - направленные на установление диагноза или лечение заболевания, включая оказание помощи при физиологических родах и в неонатологии при отсутствии патологии со стороны новорожденного;
Профилактические - диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, санпросветработа;
Восстановительно-реабилитационные - связанные с социальной и медицинской реабилитацией больных;
Транспортные - перевозка больных с использованием службы "скорой помощи" и "санавиации", оказание неотложной медицинской помощи в процессе транспортирования;
По условиям оказания медицинские услуги подразделяются на:
- помощь в амбулаторно-поликлинических условиях;
- помощь в процессе транспортирования ("скорая помощь", "санавиация");
- помощь в условиях стационара.
Представленная классификационная структура является открытой и может дополняться на конкретных этапах разработки нормативных документов.
Стандартизация медицинских услуг осуществляется на основе функционального подхода, что позволяет нормировать требования к ним на различных стадиях и этапах предоставления.
Функциональные подходы реализуются по принципу "от общего к частному", т.е. стандартизируются общие нормы, правила и требования для однородных по функциональному назначению групп услуг, что реализуется в виде базовых стандартов.
Требования к определенным услугам регламентируются функциональными стандартами, представляющими собой совокупность нескольких базовых стандартов. При этом функциональные стандарты конкретизируют выбор требований, установленных в базовых стандартах.
В качестве примера функционального подхода в области стандартизации медицинских услуг к базовым относятся: "Классификатор нозологических форм (болезней)" -> "Классификатор медицинских услуг" -> "Классификатор манипуляций и процедур", а к функциональным: "Стандарты минимально необходимых наборов манипуляций и процедур для диагностики и лечения соответствующих нозологических форм" и т.д.
В процессе стандартизации медицинских услуг предусматривается формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом, нормативные документы могут содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый уровень требований.
Стандартизация в области лекарственного обеспечения
Лекарственное обеспечение включает в себя разработку, испытание, регистрацию, производство и реализацию лекарственных средств. Создание нормативной базы в этой сфере реализует задачи обеспечения населения безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, укрепления существующей контрольно-разрешительной системы.
Требования к разработке новых лекарственных средств включают регламентацию технологии разработки лекарственных препаратов, их доклинического и клинического испытания, правила регистрации.
Будут разработаны перечни разрешенных к применению лекарственных средств.
Требования к производству лекарственных препаратов включают требования к условиям производства (здания и сооружения, технологическое оборудование, санитарно-гигиенические требования), к технологиям производства и контроля выпускаемой продукции.
Требования по реализации лекарственных средств регламентируют условия хранения, транспортировки, сертификации, правила оптовой и розничной продажи, поставки лекарственных средств лечебным учреждениям, выдачи пациентам.
Лекарственная помощь гражданам осуществляется на основе требований к выполнению медицинских услуг. Формирование "Списка жизненноважных лекарственных средств" будет осуществляться на основании минимальных требований протоколов диагностики и лечения заболеваний.
Регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи
Основными требованиями к условиям оказания медицинской помощи являются строительные нормы и правила (СНИПы), санитарные правила и гигиенические нормативы, требования к оснащению медицинской техникой, и изделиями медицинского назначения, необходимыми для выполнения манипуляций и процедур, согласно технологическим требованиям к их выполнению.
Требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения, нормативные документы по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению позволяют реализовать задачу обеспечения качественной и безопасной медицинской помощи населению.
Стандартизация в области профессиональной деятельности
Требования к квалификации, аттестации и сертификации медицинского, фармацевтического и вспомогательного персонала будут являться основой для создания программ подготовки и постдипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохранения (образовательные стандарты).
Стандартизация в области информационного обеспечения
Создание и применение нормативных документов в области информатизации направлено на обеспечение решения задач повышения эффективности управления отраслью и качества медицинской помощи, взаимодействия с информационными системами других органов государственного управления.
Требования к средствам информатизации в здравоохранении будут формироваться на основе принципов открытых систем с применением методов функциональной стандартизации, используемых в отечественной и международной практике. Такой подход обеспечивает возможность наращивания информационных систем без дополнительной их модификации с использованием универсальных программных средств, позволяет применять различные технические средства и реализовать условия взаимосвязи с другими информационными системами при необходимом уровне защиты информации.
Механизмы и первоочередные этапы реализации основных положений
стандартизации в здравоохранении
Для получения практического результата от внедрения Основных положений стандартизации в здравоохранении будет проведен анализ утвержденных и действующих в отрасли нормативных документов и поэтапная разработка необходимых комплексов взаимоувязанных документов в соответствии с приведенной выше структурой системы нормативных документов по стандартизации.
При этом одновременно будут решены задачи нормативного обеспечения по следующим основным направлениям:
- профилактика, диагностика и лечение заболеваний;
- условия оказания медицинской помощи, включая парамедицинские службы и вопросы отработки технологий;
- оценка качества медицинских услуг, оказанных конкретному пациенту и в совокупности по медицинскому учреждению;
- экономика здравоохранения;
- медицинская статистика;
- ведение документации, обмен информацией.
Первоочередными этапами внедрения системы стандартизации в здравоохранении являются:
I этап (1997-1998 годы): решение организационно-технических задач - создание службы стандартизации в отрасли.
II этап (1997-2002 годы): разработка Программы работ, разработка и поэтапное внедрение системы необходимых нормативных документов по стандартизации в области медицинских услуг согласно вышеприведенной структуре. В 1999 году будут завершены работы по подготовке и принятию нормативных документов по стандартизации в сфере профессиональной деятельности, а также для целей поэтапного внедрения сертификации в здравоохранении.