Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521000 - Психология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвуза РФ от 30 декабря 1993 г.)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Действуют в качестве временных требований до введения
в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления 521000 - Психология 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе бакалавра 3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению 521000 - Психология
1. Общая характеристика направления 521000 - Психология
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по направлению при очной форме - 4 года. Квалификационная академическая степень - бакалавр.
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 521000 - Психология.
Практическая и исследовательская деятельность бакалавра направлена на оптимизацию психологических факторов во всех видах взаимодействий между людьми.
Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы и состояния, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности и поведения.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к обучению в магистратуре по направлению 521000 - Психология;
- к освоению профессиональных образовательных программ по специальностям: 020100 - Философия, 020400 - Психология, 022600 Религиоведение, 022800 - Социальная работа в сокращенные до 1 года сроки;
- к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.
1.5. Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе бакалавра
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) его оформить;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;
- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, истории, культурологии, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношении науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
- знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области);
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации и функционирования судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц, то есть слов и словосочетаний, обладающих наибольшей частотностью и семантической ценностью) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести на иностранном языке беседу-диалог общего характера, пользоваться правилами речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке.
2.2.2. Требования по циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулирования ими (об инженерии знаний);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, перехода из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развития живых систем и их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. Требования по циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
- владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
- знать основные функции психологии и сферы применения психологических знаний в различных областях жизни;
- знать историю становления и развития психологической науки;
- понимать специфику предмета психологии и ее отношение к смежным дисциплинам;
- иметь представление о филогенезе и онтогенезе человеческой психики;
- знать критерии нормы и патологии психической деятельности, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
- знать закономерности эволюции психики животных; врожденное и приобретенное в психике животных; генетическое родство и качественное различие психики животных и человека;
- понимать принципы переработки информации в центральной нервной системе человека; физиологию движения, памяти, обучения, эмоциональных состояний, принятия решений;
- иметь представление о природе и функциях психики и сознания в жизнедеятельности личности и человеческих общностей;
- понимать природу деятельности и ее внутреннего строения; происхождение и историческое развитие психики человека, закономерности формирования мотивационной сферы человека;
- знать механизмы волевой регуляции, виды и функции эмоций;
- иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
- знать психофизические механизмы ощущений, закономерности восприятия и порождения предметного образа;
- понимать сущность мышления как высшей формы познавательной деятельности;
- знать виды и функции речи, виды и феномены внимания и памяти;
- понимать мозговые механизмы высших психических функций человека, сенсорные и гностические нарушения работы зрительных, слуховых и двигательных систем, нарушения основных психических функций и поведения в целом;
- иметь общие представления о нейронных механизмах психических процессов и состояний, методах психофизиологической экспертизы качества среды, об индивидуальной устойчивости к стрессу и профпригодности по индивидуально-типологическим характеристикам, о коррекции и восстановлении психического и физического здоровья;
- знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в больших и малых социальных группах, межгрупповых отношений, формирования производственного коллектива, организации и функционирования средств массовой коммуникации, службы семьи;
- знать закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;
- иметь представление об истории возникновения и развития психологии труда в России и за рубежом, методах профессиональной ориентации и профотбора, стимулирования труда и оптимизации функциональных состояний, повышения работоспособности и преодоления производственных конфликтов;
- знать основные направления решения проблемы связи обучения и развития, структуру и функции учебной деятельности, стратегические принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении;
- знать основные принципы организации обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, уметь применять их при формировании содержания обучения и воспитания, уметь пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности;
- владеть методами психологического наблюдения и психодиагностики, приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах, методами психометрической оценки психодиагностических средств.
2.2.4. Требования по циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания, владеть методами научных исследований и навыками практической деятельности в более узких направлениях психологии.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра и содержание цикла специальных дисциплин устанавливаются высшим учебным заведением.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 521000 - Психология
---------T--------------------------------------------------T------------ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные дидактические¦Всего часов ¦ единицы* ¦на освоение ¦ ¦ учебного ¦ ¦ материала ---------+--------------------------------------------------+------------ ГСЭ.00 ¦Цикл общих гуманитарных и социально-экономических¦ 1800 ¦дисциплин ¦ ГСЭ.01 ¦Философия: ¦ ¦роль философии в жизни человека и общества; исто-¦ ¦рические типы философии; человек во Вселенной; фи-¦ ¦лософская религиозная и научная картины мира; при-¦ ¦рода человека и смысл его существования; познание,¦ ¦его возможности и границы; знание и вера; общест-¦ ¦во; многообразие культур, цивилизаций, форм соци-¦ ¦ального опыта; человек в мире культуры; Запад,¦ ¦Восток, Россия в диалоге культур; личность; проб-¦ ¦лемы свободы и ответственности; человек в информа-¦ ¦ционно-техническом мире; роль научной рациональ-¦ ¦ности в развитии общества; проблемы и перспективы¦ ¦современной цивилизации; человечество перед лицом¦ ¦глобальных проблем ¦ ГСЭ.02 ¦Иностранный язык: ¦ 340 ¦закрепление программы средней школы по иностранно-¦ ¦му языку, изучение нового лексико-грамматического¦ ¦материала, необходимого для общения в наиболее¦ ¦распространенных повседневных ситуациях; различные¦ ¦виды речевой деятельности и формы речи (устной,¦ ¦письменной, монологической или диалогической), ов-¦ ¦ладение лексико-грамматическим минимумом; курс ре-¦ ¦ферирования и аннотирования научной литературы,¦ ¦курс научно-технического перевода и т.п. ¦ ГСЭ.03 ¦Культурология: ¦ ¦история мировой культуры; история культуры России;¦ ¦школы, направления и теории в культурологии; охра-¦ ¦на и использование культурного наследия ¦ ГСЭ.04 ¦История: ¦ ¦сущность, формы, функции исторического сознания;¦ ¦типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-¦ ¦твия человека и природной среды в древних общест-¦ ¦вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья¦ ¦во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь;¦ ¦тенденции становления цивилизации в русских зем-¦ ¦лях; проблема складывания основ национальных госу-¦ ¦дарств в Западной Европе; складывание Московского¦ ¦государства; Европа в начале Нового времени и¦ ¦проблема формирования целостности европейской ци-¦ ¦вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-¦ ¦ропейской и северо-американской истории; проблема¦ ¦перехода в "царство разума"; духовный мир человека¦ ¦на пороге перехода к индустриальному обществу; ос-¦ ¦новные тенденции развития всемирной истории в XIX¦ ¦в.; пути развития России; место XX в. во всемирно-¦ ¦-историческом процессе; новый уровень историческо-¦ ¦го синтеза; глобальная история; менталитет челове-¦ ¦ка, его эволюция и особенности в Западной Европе и¦ ¦России, в других регионах мира ¦ ГСЭ.05 ¦Правоведение: ¦ ¦право, личность и общество; структура права и его¦ ¦действие; конституционная основа правовой системы;¦ ¦частное право; сравнительное правоведение ¦ ГСЭ.06 ¦Социология: ¦ ¦история становления и развития социологии; общест-¦ ¦во как социокультурная система; социальные общнос-¦ ¦ти как источник самодвижения, социальных измене-¦ ¦ний; культура как система ценностей, смыслов, об-¦ ¦разцов действий индивидов; влияние культуры на со-¦ ¦циальные и экономические отношения; обратное влия-¦ ¦ние экономики и социально-политической жизни на¦ ¦культуру; личность как активный субъект; взаимос-¦ ¦вязь личности и общества; ролевые теории личности;¦ ¦социальный статус личности; социальные связи,¦ ¦действия, взаимодействия между индивидами и груп-¦ ¦пами, групповая динамика; социальное поведение;¦ ¦социальный обмен и сравнение как механизм социаль-¦ ¦ных связей; социальная структура, социальная стра-¦ ¦тификация; социальные институты, социальная орга-¦ ¦низация; гражданское общество и государство; соци-¦ ¦альный контроль; массовое сознание и массовые¦ ¦действия; социальные движения; источники социаль-¦ ¦ного напряжения, социальные конфликты и логика их¦ ¦разрешения; социальные изменения; глобализация со-¦ ¦циальных и культурных процессов в современном ми-¦ ¦ре; социально-культурные особенности и проблемы¦ ¦развития российского общества; возможные альтерна-¦ ¦тивы его развития в будущем; методология и методы¦ ¦социологического исследования ¦ ГСЭ.07 ¦Политология: ¦ ¦объект, предмет и метод политологии, ее место в¦ ¦системе социально-гуманитарных дисциплин; история¦ ¦политических учений; теория власти и властных от-¦ ¦ношений; политическая жизнь, ее основные характе-¦ ¦ристики; политическая система, институциональные¦ ¦аспекты политики; политические отношения и процес-¦ ¦сы; субъекты политики; политическая культура; по-¦ ¦литические идеологии (история развития, современ-¦ ¦ное состояние, перспективы); политический процесс¦ ¦в России; мировая политика и международные отноше-¦ ¦ния; сравнительная политология ¦ ГСЭ.08 ¦Педагогика: ¦ ¦предмет педагогики; цели образования и воспитания;¦ ¦педагогический идеал и его конкретно-историческое¦ ¦воплощение; средства и методы педагогического воз-¦ ¦действия на личность; общие принципы дидактики и¦ ¦их реализация в конкретных предметных методиках¦ ¦обучения; нравственно-психологические и идейные¦ ¦взаимоотношения поколений; семейное воспитание и¦ ¦семейная педагогика; межличностные отношения в¦ ¦коллективе; нравственно-психологический образ пе-¦ ¦дагога; мастерство педагогического общения ¦ ГСЭ.09 ¦Экономика: ¦ ¦предмет экономической науки; введение в экономику¦ ¦(основы экономического анализа, основы обмена,¦ ¦функционирование конкурентного рынка, основы госу-¦ ¦дарственного сектора); основные понятия собствен-¦ ¦ности: экономические и правовые аспекты; введение¦ ¦в макроэкономику; деньги, денежное обращение и де-¦ ¦нежная политика; национальный доход, совокупные¦ ¦расходы, спрос, предложение, ценовой уровень, фис-¦ ¦кальная политика; макроэкономические проблемы инф-¦ ¦ляции и безработицы; основные макроэкономические¦ ¦школы; мировая экономика и экономический рост;¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-¦ ¦ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,¦ ¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и¦ ¦распределение доходов; экономика сельскохозяйс-¦ ¦твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-¦ ¦мические системы ¦ ГСЭ.10 ¦Физическая культура: ¦ 408 ¦физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи-¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здорово-¦ ¦го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и¦ ¦спорт (теория, методика, практика); профессиональ-¦ ¦но-прикладная физическая подготовка студентов ¦ ГСЭ.11 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 324 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ ЕН.00 ¦Цикл общих математических и естественнонаучных¦ 700 ¦дисциплин ¦ ЕН.01 ¦Математика и информатика: ¦ ¦геометрия Евклида как первая естественнонаучная¦ ¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-¦ ¦новления современной математики; структура совре-¦ ¦менной математики; основные черты математического¦ ¦мышления; математические доказательства; элементы,¦ ¦множества, отношения, отображения; числа; комбина-¦ ¦торика; конечные и бесконечные множества; основные¦ ¦структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-¦ ¦ометрия микро- и макромира; основные идеи матема-¦ ¦тического анализа; дифференциальные уравнения; об-¦ ¦щая постановка задачи о принятии решения; матема-¦ ¦тические методы в целенаправленной деятельности;¦ ¦математика случайного; элементы теории вероятнос-¦ ¦тей; основные понятия математической статистики;¦ ¦математические методы проверки гипотез; роль мате-¦ ¦матики в гуманитарных науках; основные понятия и¦ ¦методы теории информации и кодирования; аппаратные¦ ¦и программные средства персональных ЭВМ, предназ-¦ ¦наченные для обработки информации ¦ ЕН.02 ¦Концепции современного естествознания: ¦ ¦естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-¦ ¦ный метод; история естествознания; панорама совре-¦ ¦менного естествознания; тенденции развития; кор-¦ ¦пускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-,¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы сохра-¦ ¦нения; взаимодействие; близкодействие; дальнодейс-¦ ¦твие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-¦ ¦ленности, дополнительности; динамические и статис-¦ ¦тические закономерности в природе; законы сохране-¦ ¦ния энергии в макроскопических процессах; принцип¦ ¦возрастания энтропии; химические системы, энерге-¦ ¦тика химических процессов, реакционная способность¦ ¦веществ; особенности биологического уровня органи-¦ ¦зации материи; принципы эволюции, воспроизводства¦ ¦и развития живых систем; многообразие живых орга-¦ ¦низмов - основа организации и устойчивости биосфе-¦ ¦ры; генетика и эволюция; человек: физиология, здо-¦ ¦ровье, эмоции, творчество, работоспособность; би-¦ ¦оэтика; человек, биосфера и космические циклы; но-¦ ¦осфера; необратимость времени; самоорганизация в¦ ¦живой и неживой природе; принципы универсального¦ ¦эволюционизма; путь к единой культуре ¦ ЕН.03 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 100 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ ДН.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин направления ¦ 4000 ДН.01 ¦Основы общей психологии: ¦ 600 ¦природа и качественные особенности психики челове-¦ ¦ка; деятельность человека, ее строение и виды; де-¦ ¦ятельность и сознание; высшие психические функции¦ ¦и их социальная природа; потребности, мотивы, эмо-¦ ¦ции и воля; личность и характер; структура личнос-¦ ¦ти и движущие силы ее развития; психофизика и пси-¦ ¦хология ощущений и восприятий; мышление, его формы¦ ¦и стадии развития; специфика естественного и ис-¦ ¦кусственного интеллекта; виды и функции речи; фе-¦ ¦номенология и закономерности функционирования вни-¦ ¦мания и памяти ¦ ДН.02 ¦Психологический практикум: ¦ 400 ¦процедуры получения и описания эмпирических дан-¦ ¦ных; виды наблюдения в психологии; стандартные¦ ¦способы представления и обработки данных; экспери-¦ ¦мент и его разновидности, внутренняя и внешняя ва-¦ ¦лидность; корреляционные исследования и квазиэкс-¦ ¦периментальные планы; психометрика: методы одно-¦ ¦мерного и многомерного шкалирования, типы шкал;¦ ¦психодиагностика, сферы применения, виды надежнос-¦ ¦ти и валидности процедур: тесты, опросники и шкалы¦ ДН.03 ¦История психологии: ¦ 200 ¦развитие психологических знаний в рамках учения о¦ ¦душе и философских учений о сознании; психология¦ ¦как наука о сознании в доэкспериментальный период;¦ ¦выделение психологии в самостоятельную науку и ее¦ ¦развитие до открытого кризиса; становление и тен-¦ ¦денции развития современной отечественной психоло-¦ ¦гии; современная зарубежная психология ¦ ДН.04 ¦Социальная психология: ¦ 200 ¦социально-психологические закономерности общения и¦ ¦взаимодействия людей; групповая психология, проб-¦ ¦лема личности в социальной психологии; основные¦ ¦направления прикладных исследований в социальной¦ ¦психологии ¦ ДН.05 ¦Клиническая психология: ¦ 150 ¦мозговые механизмы высших психических функций,¦ ¦межполушарная асимметрия мозга и межполушарные¦ ¦взаимодействия; сенсорные и гностические нарушения¦ ¦работы отдельных мозговых систем и основных психи-¦ ¦ческих функций и поведения в целом; патопсихологи-¦ ¦ческий анализ нарушений познавательной и эмоцио-¦ ¦нально-личностной сферы; методы выявления и анали-¦ ¦за типичных патопсихологических синдромов у боль-¦ ¦ных различными формами психических заболеваний;¦ ¦основное содержание деятельности клинических пси-¦ ¦хологов ¦ ДН.06 ¦Психофизиология: ¦ 200 ¦принципы переработки информации в центральной¦ ¦нервной системе; психофизиология сенсорных процес-¦ ¦сов, движений, памяти, обучения, функциональных¦ ¦состояний и эмоций; психофизиология ориентировоч-¦ ¦но-исследовательской деятельности и принятия реше-¦ ¦ний; прикладная психофизиология; методы психофизи-¦ ¦ологического исследования ¦ ДН.07 ¦Педагогическая психология: ¦ 200 ¦взаимосвязь обучения и развития психики; структу-¦ ¦ра, функционирование и условия развития учебной¦ ¦деятельности на разных этапах обучения; сравни-¦ ¦тельный психолого-педагогический анализ традицион-¦ ¦ной и инновационной стратегий обучения; психология¦ ¦воспитания и развития личности в процессе обучения¦ ДН.08 ¦Возрастная психология: ¦ 200 ¦онтогенез психических процессов и личности челове-¦ ¦ка; специфика и условия развития психики детей в¦ ¦дошкольном и школьном возрасте; характеристика¦ ¦психологических особенностей подростков и юношей;¦ ¦психические свойства зрелого возраста, старения и¦ ¦старости ¦ ДН.09 ¦Психология труда и инженерная психология: ¦ 150 ¦человек и труд: психология трудового процесса;¦ ¦субъект труда и его развитие; психологические ос-¦ ¦новы классификации профессий и закономерности фор-¦ ¦мирования профессиональных кадров; повышение про-¦ ¦фессиональной работоспособности; проблемы взаимо-¦ ¦отношений в трудовом коллективе; деятельность че-¦ ¦ловека в автоматизированных системах производства¦ ¦и управления; инженерно-психологическое проектиро-¦ ¦вание; психологическое содержание организаторского¦ ¦труда; основные виды инженерно-психологической ра-¦ ¦боты при создании автоматизированных систем ¦ ДН.10 ¦Основы психодиагностики: ¦ 200 ¦научная система методов и приемов постановки пси-¦ ¦хологического диагноза; психометрия и ее основные¦ ¦параметры: тестовые нормы и проверка их репрезен-¦ ¦тативности; границы применения норм, надежность,¦ ¦валидность, достоверность; универсальные психоди-¦ ¦агностические методики; диагностические задачи и¦ ¦профессионально-этические нормы в диагностике ¦ ДН.11 ¦Зоопсихология и сравнительная психология: ¦ 150 ¦основные этапы эволюционного развития психики жи-¦ ¦вотных, особенности психической активности живот-¦ ¦ных и онтогенез их психики, проблема интеллекта у¦ ¦животных; прикладная зоопсихология; сравнение пси-¦ ¦хики животных и человека ¦ ДН.12 ¦Экспериментальная психология: ¦ 200 ¦теоретическое и эмпирическое знание в психологии;¦ ¦специфика психологического эксперимента; экспери-¦ ¦ментальная психология деятельности: естественные и¦ ¦искусственные виды деятельности; экспериментальная¦ ¦психология сознания личности ¦ ДН.13 ¦Психогенетика: ¦ 100 ¦этиология индивидуальных психологических особен-¦ ¦ностей; методы психогенетики; роль генотипа в по-¦ ¦ведении; факторы человеческой среды как детерми-¦ ¦нанты генетической изменчивости; генетика и разви-¦ ¦тие ¦ ДН.14 ¦Анатомия центральной нервной системы: ¦ 100 ¦микроструктура нервной ткани; онтогенез централь-¦ ¦ной нервной системы; анатомия спинного и головного¦ ¦мозга; проводящие пути центральной нервной системы¦ ¦и черепные нервы ¦ ДН.15 ¦Физиология центральной нервной системы: ¦ 200 ¦принципы изучения механизмов деятельности мозга¦ ¦человека; основные механизмы возбуждения; эмбрио-¦ ¦генез нервной системы; нейрология; физиология ве-¦ ¦гетативной нервной системы; рефлекс; интеграция¦ ¦вегетативных, нейроэндокринных и центральных регу-¦ ¦ляций; мозг человека ¦ ДН.16 ¦Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных¦ 200 ¦систем: ¦ ¦основные понятия физиологии высшей нервной дея-¦ ¦тельности, классический и инструментальный услов-¦ ¦ные рефлексы; положительное и отрицательное подк-¦ ¦репления; принципы функционирования анализаторов;¦ ¦мотивация и эмоции; функциональные состояния и по-¦ ¦ведение; проблемы индивидуальных различий; речь и¦ ¦сознание ¦ ДН.17 ¦Антропология: ¦ 100 ¦проблема антропогенеза; морфология человека; этни-¦ ¦ческая антропология ¦ ДН.18 ¦Математические методы в психологии: ¦ 250 ¦основы теории вероятностей; дисперсионный и фак-¦ ¦торный анализ; анализ семантических структур; ме-¦ ¦тоды измерения личностных свойств и тестирования¦ ¦способностей; информационные модели в психологии ¦ ДН.19 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 200 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ ДС.00 ¦Цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом¦ 1018 ¦(факультетом) ¦ ДП.00 ¦Дополнительные виды подготовки (военная подготов-¦ 510 ¦ка, гражданская оборона и др.) ¦ ФД.00 ¦Факультативные дисциплины ¦ 180 ¦ Всего часов:¦ 8208 П.00 ¦Практики ¦ 16 недель П.01 ¦Учебная практика ¦ 6 недель П.02 ¦Производственная практика ¦ 4 недели П.03 ¦Педагогическая практика ¦ 6 недель ГА.00 ¦Государственная итоговая квалификационная аттеста-¦ 2 недели ¦ция ¦
Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (54 ч х 152 нед. = 8208 ч) 152 недели Практики 16 недель Итоговая аттестация 2 недели Каникулы 30 недель Итого: 200 недель
Примечания:
1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5 процентов, для дисциплин, входящих в цикл,- в пределах 10 процентов без превышения максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплин.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени за учебный год должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.
6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру с выдачей соответствующего диплома при условии выполнения им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии.
7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
Заместитель председателя Госкомвуза
В. Шадриков
РФ
_____________________________
* Дидактические единицы представлены разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.