Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520100 - Культурология (второй уровень высшего профессионального образования)" (утв. Госкомвузом РФ от 30 декабря 1993 г.)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Действуют в качестве временных требований
до введения в действие стандарта с 1 сентября 1997 г.
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение по программе направления 520100 - Культурология 3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению 520100 - Культурология
1. Общая характеристика направления 520100 - Культурология
1.1. Направление утверждено приказом Комитета по высшей школе Миннауки России от 6 мая 1992 г. N 142.
1.2. Нормативная длительность обучения по данному направлению при очной форме обучения - 4 года. Квалификационная академическая степень бакалавр.
1.3. Характеристика сферы и объектов профессиональной деятельности бакалавра по направлению 520100 - Культурология.
Деятельность бакалавра направлена на анализ опыта развития мировой культуры, познания феноменов культуры и культуротворческого процесса, особенностей функционирования культуры в современном обществе.
1.4. Бакалавр должен быть подготовлен:
- к организационно-управленческой, проектно-аналитической и конкретно-исследовательской деятельности в сфере культуры в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой;
- к обучению в магистратуре по направлению 520100 - Культурология; освоению профессиональных образовательных программ третьего уровня по специальности 020600 - Культурология в сокращенные до года сроки.
Бакалавр может в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших обучение
по программе направления 520100 - Культурология
2.1. Общие требования к образованности бакалавра
Бакалавр отвечает следующим требованиям:
- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
- способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;
- обладает культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен находить нестандартные решения типовых задач или уметь решать нестандартные задачи (в полной мере данное требование предъявляется к выпускникам, получившим диплом высшей степени);
- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знает принципы системного анализа, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.
2.2. Требования к знаниям и умениям по циклам дисциплин
2.2.1. Требования по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Бакалавр должен:
в области философии, психологии, истории, педагогики:
- иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
- понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;
- быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
- понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
- знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
- иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- понимать соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- знать формы, средства и методы педагогической деятельности;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии;
- знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
в области социологии, экономики, политологии и права:
- иметь научное представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
- знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать;
- владеть основами социологического анализа;
- знать основы экономической теории;
- понимать необходимость макропропорций и их особенностей, ситуации на макроэкономическом уровне, существо фискальной и денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики;
- уметь анализировать в общих чертах основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики;
- иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, о субъектах политики; о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России, ее месте и статусе в современном политическом мире; понимать значение и роль политических систем и политических режимов в жизни общества;
- знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, знать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, в обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь;
- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;
- знать основы российской правовой системы и законодательства, организации судебных и иных правоприменительных и правоохранительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности;
в области филологии:
- свободно владеть государственным языком Российской Федерации русским языком;
- знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- владеть лексическим минимумом одного из иностранных языков (1200 - 2000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;
- уметь вести беседу-диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета, читать литературу по специальности без словаря с целью поиска информации, переводить тексты по специальности со словарем, составлять аннотации, рефераты и деловые письма на иностранном языке;
в области физической культуры:
- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;
- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;
- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
2.2.2. По циклу общих математических и естественнонаучных дисциплин
Бакалавр должен иметь представление:
в области математики и информатики:
- о месте и роли математики в современном мире, мировой культуре и истории;
- о математическом мышлении, индукции и дедукции в математике, принципах математических рассуждений и математических доказательств;
- о логических, топологических и алгебраических структурах на множестве;
- о неевклидовых геометрических системах;
- о математическом моделировании;
- об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
- о проблеме искусственного интеллекта, способах представления знаний и манипулировании ими (об инженерии знания);
- о роли математики и информатики в гуманитарных исследованиях;
в области концепций современного естествознания:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепциях пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о понятии состояния в естествознании;
- о корпускулярной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимодействиях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах воспроизводства и развития живых систем, их целостности и гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психики, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
2.2.3. По циклу общепрофессиональных дисциплин направления
Бакалавр должен:
- иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам культурологического знания;
- быть обучен навыкам анализа современной культурологической проблематики, основных тенденций социального, культурного и духовного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения;
- владеть культурой научного мышления, базирующейся на глубоком знании мировой культурологической и философской мысли, истории и теории мировой и отечественной культуры, достижений науки и техники;
- уметь свободно ориентироваться и самостоятельно исследовать культурологическую и социально-политическую литературу на русском и одном из иностранных языков;
- приобрести необходимые навыки для преподавания культурологических дисциплин.
2.2.4. Требования к циклу специальных дисциплин
Бакалавр должен иметь знания и владеть методами научных исследований в более узких направлениях культурологии.
Конкретные требования к специальной подготовке бакалавра устанавливаются высшим учебным заведением исходя из содержания цикла специальных дисциплин.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной
программы по направлению 520100 - Культурология
---------T--------------------------------------------------T------------ Индекс ¦Наименование дисциплин и их основные дидактические¦Всего часов ¦ единицы* ¦на освоение ¦ ¦ учебного ¦ ¦ материала ---------+--------------------------------------------------+------------ ГСЭ.00 ¦Цикл общих гуманитарных и социально-экономических¦ 1690 ¦дисциплин ¦ ГСЭ.01 ¦Философия: ¦ ¦роль философии в жизни человека и общества; исто-¦ ¦рические типы философии; человек во Вселенной; фи-¦ ¦лософская, религиозная и научная картины мира;¦ ¦природа человека и смысл его существования; позна-¦ ¦ние, его возможности и границы; знание и вера; об-¦ ¦щество; многообразие культур, цивилизаций, форм¦ ¦социального опыта; человек в мире культуры; Запад,¦ ¦Восток, Россия в диалоге культур; личность: проб-¦ ¦лемы свободы и ответственности; человек в информа-¦ ¦ционно-техническом мире; роль научной рациональ-¦ ¦ности в развитии общества; проблемы и перспективы¦ ¦современной цивилизации; человечество перед лицом¦ ¦глобальных проблем ¦ ГСЭ.02 ¦Иностранный язык: ¦ 340 ¦закрепление программы средней школы, изучение но-¦ ¦вого лексико-грамматического материала, необходи-¦ ¦мого для общения в наиболее распространенных пов-¦ ¦седневных ситуациях; различные виды речевой дея-¦ ¦тельности и формы речи (устной, письменной, моно-¦ ¦логической или диалогической), овладение лекси-¦ ¦ко-грамматическим минимумом; курс реферирования и¦ ¦аннотирования научной литературы, курс научно-тех-¦ ¦нического перевода и т.п. ¦ ГСЭ.04 ¦История: ¦ ¦сущность, формы, функции исторического сознания;¦ ¦типы цивилизаций в древности; проблема взаимодейс-¦ ¦твия человека и природной среды в древних общест-¦ ¦вах; цивилизация Древней Руси; место Средневековья¦ ¦во всемирно-историческом процессе; Киевская Русь;¦ ¦тенденции становления цивилизации в русских зем-¦ ¦лях; проблема складывания основ национальных госу-¦ ¦дарств в Западной Европе; складывание Московского¦ ¦государства; Европа в начале Нового времени и¦ ¦проблема формирования целостности европейской ци-¦ ¦вилизации; Россия в XV - XVII вв.; XVIII в. в ев-¦ ¦ропейской и северо-американской истории; проблема¦ ¦перехода в "царство разума"; особенности россий-¦ ¦ской модернизации в XVIII в.; духовный мир челове-¦ ¦ка на пороге перехода к индустриальному обществу;¦ ¦основные тенденции развития всемирной истории в¦ ¦XIX в.; пути развития России; место XX в. во все-¦ ¦мирно-историческом процессе; новый уровень истори-¦ ¦ческого синтеза; глобальная история; менталитет¦ ¦человека, его эволюция и особенности в Западной¦ ¦Европе, России и в других регионах мира ¦ ГСЭ.05 ¦Физическая культура: ¦ 408 ¦физическая культура в общекультурной и профессио-¦ ¦нальной подготовке студентов; социально-биологи-¦ ¦ческие основы физической культуры; основы здорово-¦ ¦го образа и стиля жизни; оздоровительные системы и¦ ¦спорт (теория, методика, практика); профессиональ-¦ ¦но-прикладная физическая подготовка студентов ¦ ГСЭ.06 ¦Право: ¦ ¦право, личность и общество; структура права и его¦ ¦действия; конституционная основа правовой системы;¦ ¦частное право; сравнительное правоведение ¦ ГСЭ.07 ¦Экономика: ¦ ¦предмет экономической науки; введение в экономику¦ ¦(основы экономического анализа, основы обмена,¦ ¦функционирование конкурентного рынка, основы, го-¦ ¦сударственного сектора); основные понятия собс-¦ ¦твенности: экономические и правовые аспекты; вве-¦ ¦дение в макроэкономику; деньги, денежное обращение¦ ¦и денежная политика; национальный доход, совокуп-¦ ¦ные расходы, спрос, предложение, ценовой уровень,¦ ¦фискальная политика; макроэкономические проблемы¦ ¦инфляции и безработицы; основные макроэкономичес-¦ ¦кие школы; мировая экономика и экономический рост;¦ ¦спрос, потребительский выбор, издержки и предложе-¦ ¦ние; фирма и формы конкуренции; структура бизнеса,¦ ¦регулирование и дерегулирование; факторные рынки и¦ ¦распределение доходов; экономика сельскохозяйс-¦ ¦твенных и природных ресурсов; сравнительные эконо-¦ ¦мические системы ¦ ГСЭ.08 ¦Социология: ¦ ¦история становления и развития социологии; общест-¦ ¦во как социокультурная система; социальные общнос-¦ ¦ти как источник самодвижения, социальных измене-¦ ¦ний; культура как система ценностей, смыслов, об-¦ ¦разцов действий индивидов; влияние культуры на со-¦ ¦циальные и экономические отношения; обратное влия-¦ ¦ние экономики и социально-политической жизни на¦ ¦культуру; личность как активный субъект; взаимос-¦ ¦вязь личности и общества; ролевые теории личности;¦ ¦социальный статус личности; социальные связи,¦ ¦действия, взаимодействия между индивидами и груп-¦ ¦пами, групповая динамика; социальное поведение;¦ ¦социальный обмен и сравнение как механизм социаль-¦ ¦ных связей; социальная структура, социальная стра-¦ ¦тификация; социальные институты и социальная орга-¦ ¦низация; гражданское общество и государство; соци-¦ ¦альный контроль; массовое сознание и массовые¦ ¦действия; социальные движения; источники социаль-¦ ¦ного напряжения; социальные конфликты и логика их¦ ¦разрешения; социальные изменения; глобализация со-¦ ¦циальных и культурных процессов в современном ми-¦ ¦ре; социально-культурные особенности и проблемы¦ ¦развития российского общества; возможные альтерна-¦ ¦тивы его развития в будущем; методология и методы¦ ¦социологического исследования ¦ ГСЭ.09 ¦Политология: ¦ ¦объект, предмет и метод политологии, ее место в¦ ¦системе социально-гуманитарных дисциплин; история¦ ¦политических учений; теория власти и властных от-¦ ¦ношений; политическая жизнь, ее основные характе-¦ ¦ристики; политическая система, институциональные¦ ¦аспекты политики; политические отношения и процес-¦ ¦сы; субъекты политики; политическая культура; по-¦ ¦литические идеологии (история развития, современ-¦ ¦ное состояние, перспективы); политический процесс¦ ¦в России; мировая политика и международные отноше-¦ ¦ния; сравнительная политология ¦ ГСЭ.10 ¦Психология и педагогика: ¦ ¦психология: объект и предмет психологии; соотноше-¦ ¦ние субъективной и объективной реальности; психика¦ ¦и организм; активность психики (души), психика,¦ ¦поведение и деятельность; структура субъективной¦ ¦реальности; личность и межличностные отношения;¦ ¦свобода воли; личностная ответственность; общее и¦ ¦индивидуальное в психике человека; ¦ ¦педагогика: предмет педагогики; цели образования и¦ ¦воспитания; педагогический идеал и его коркрет-¦ ¦но-историческое воплощение; средства и методы пе-¦ ¦дагогического воздействия на личность; общие прин-¦ ¦ципы дидактики и их реализация в конкретных пред-¦ ¦метных методиках обучения; нравственно-психологи-¦ ¦ческие и идейные взаимоотношения поколений; семей-¦ ¦ное воспитание и семейная педагогика; межличност-¦ ¦ные отношения в коллективе; нравственно-психологи-¦ ¦ческий образ педагога; мастерство педагогического¦ ¦общения ¦ ГСЭ.11 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 324 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ ЕН.00 ¦Цикл общих математических и естественнонаучных¦ 714 ¦дисциплин ¦ ЕН.01 ¦Математика и информатика: ¦ ¦геометрия Евклида как первая естественнонаучная¦ ¦теория; аксиоматический метод; основные этапы ста-¦ ¦новления современной математики; структура совре-¦ ¦менной математики; основные черты математического¦ ¦мышления; математические доказательства; элементы,¦ ¦множества, отношения, отображения; числа; комбина-¦ ¦торика; конечные и бесконечные множества; основные¦ ¦структуры на множестве; неевклидовы геометрии; ге-¦ ¦ометрия микро- и макромира; основные идеи матема-¦ ¦тического анализа; дифференциальные уравнения; об-¦ ¦щая постановка задачи о принятии решения; матема-¦ ¦тические методы в целенаправленной деятельности;¦ ¦математика случайного; элементы теории вероятнос-¦ ¦тей; основные понятия математической статистики;¦ ¦математические методы проверки гипотез; роль мате-¦ ¦матики в гуманитарных науках; основные понятия и¦ ¦методы теории информации и кодирования; аппаратные¦ ¦и программные средства персональных ЭВМ, предназ-¦ ¦наченные для обработки информации ¦ ЕН.02 ¦Концепции современного естествознания: ¦ ¦естественнонаучная и гуманитарная культуры; науч-¦ ¦ный метод; история естествознания; панорама совре-¦ ¦менного естествознания; тенденции развития; кор-¦ ¦пускулярная и континуальная концепции описания¦ ¦природы; порядок и беспорядок в природе; хаос;¦ ¦структурные уровни организации материи; микро-,¦ ¦макро- и мегамиры; пространство, время; принципы¦ ¦относительности; принципы симметрии; законы сохра-¦ ¦нения; взаимодействие; близкодействие, дальнодейс-¦ ¦твие; состояние; принципы суперпозиции, неопреде-¦ ¦ленности, дополнительности; динамические и статис-¦ ¦тические закономерности в природе; законы сохране-¦ ¦ния энергии в макроскопических процессах; принципы¦ ¦возрастания энтропии; химические системы, энерге-¦ ¦тика химических процессов, реакционная способность¦ ¦веществ; особенности биологического уровня органи-¦ ¦зации материи; принципы воспроизводства и развития¦ ¦живых систем; многообразие живых организмов - ос-¦ ¦нова организации и устойчивости биосферы; генетика¦ ¦и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции,¦ ¦творчество, работоспособность; биоэтика; человек,¦ ¦биосфера и космические циклы; ноосфера; необрати-¦ ¦мость времени; самоорганизация в живой и неживой¦ ¦природе; принципы универсального эволюционизма;¦ ¦путь к единой культуре ¦ ЕН.03 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 314 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ ДН.00 ¦Цикл общепрофессиональных дисциплин ¦ 3278 ДН.01 ¦Теория культуры: ¦ 238 ¦предмет и методы теории культуры; основные катего-¦ ¦рии, понятия и термины теории культуры; культура и¦ ¦природа; культура и личность; культура и язык;¦ ¦культура и история; феноменология культуры; струк-¦ ¦тура и функции культуры; типология культуры;¦ ¦единство и многообразие культур; модели культуры;¦ ¦история культурологии: направления, концепции,¦ ¦школы; культурология в системе современного гума-¦ ¦нитарного знания ¦ ДН.02 ¦История культуры: ¦ 510 ¦основные подходы к изучению истории культуры: ге-¦ ¦нетический, структурный, типологический, компара-¦ ¦тивный; проблемы генезиса культуры; культурно-ис-¦ ¦торические эпохи (согласно основным концепциям);¦ ¦Восток и Запад как идеальные типы мировой культу-¦ ¦ры; традиционные культуры Востока; культура Древ-¦ ¦ней Греции и Рима; язычество и христианство; куль-¦ ¦тура средневековой Европы; культура Возрождения;¦ ¦новоевропейская культура; основные этапы истории¦ ¦культуры России; роль Византии и Европы в истории¦ ¦русской культуры; взаимовлияние культур в XVIII¦ ¦- XIX вв.; проблемы культуры XX в.; модернизм и¦ ¦постмодернизм ¦ ДН.03 ¦Философия культуры: ¦ 136 ¦культура как ценность (аксиологический аспект¦ ¦культурологии); культура как способ полагания¦ ¦умыслов; логика существования и развития культуры;¦ ¦теории познания культуры и ее истории; проблема¦ ¦свободы выбора в системе культуры; человек и об-¦ ¦щество как проблема философии культуры ¦ ДН.04 ¦Социология культуры: ¦ 170 ¦культура и общество; социальное и индивидуальное в¦ ¦культуре; социальные функции культуры; культура¦ ¦как социальная система; структура системы; культу-¦ ¦ра малых групп; социодинамика культуры; социальные¦ ¦факторы функционирования и динамики культуры ¦ ДН.05 ¦Эстетика: ¦ 136 ¦сущность эстетического; основные категории эстети-¦ ¦ки, их роль в интеллектуально-практической дея-¦ ¦тельности людей; история эстетической мысли; эсте-¦ ¦тическое сознание и его структура; основные сферы¦ ¦эстетической деятельности (бытовая, производствен-¦ ¦ная, профессионально-художественная); эстетические¦ ¦основы искусства и его отдельных видов; художест-¦ ¦венный образ как интегральная структура искусства;¦ ¦проблема художественного восприятия; эстетическая¦ ¦культура общества и личности ¦ ДН.06 ¦Искусство: ¦ 204 ¦искусство как феномен культуры; ранние синкрети-¦ ¦ческие формы искусства; основные памятники архи-¦ ¦тектуры и искусства Востока; античная скульптура,¦ ¦живопись и мозаика; своеобразие иконописи Византии¦ ¦и России; художественная культура Возрождения; ос-¦ ¦новные художественные стили в искусстве Нового¦ ¦времени; история искусств в России; направления и¦ ¦проблемы истории искусства XX в. ¦ ДН.07 ¦Литература: ¦ 170 ¦литература как предмет истории культуры; слово и¦ ¦образ; жанры и стили литературного творчества; па-¦ ¦мятники литературы традиционного Востока; класси-¦ ¦ческие литературные жанры античности; литература¦ ¦европейского Средневековья и эпохи Возрождения;¦ ¦основные литературные направления Нового времени;¦ ¦история русской литературы; русская литература XIX¦ ¦в. как явление мировой культуры; реализм, модер-¦ ¦низм и постмодернизм в литературе XX в.; взаимо-¦ ¦действие литератур различных культурных регионов ¦ ДН.08 ¦Религия: ¦ 238 ¦религия как феномен культуры; ранние формы религи-¦ ¦озной культуры; история индуизма и буддизма, кон-¦ ¦фуцианства и даосизма; история иудаизма; возникно-¦ ¦вение христианства и его роль в истории мировой¦ ¦культуры, основные христианские конфессии; история¦ ¦ислама и специфика исламской культуры; история¦ ¦православной культуры Византии и России; современ-¦ ¦ные религиозные движения; фундаментализм и модер-¦ ¦низм; культура межконфессионального диалога ¦ ДН.09 ¦Наука: ¦ 170 ¦предпосылки возникновения науки; наука и магия;¦ ¦система знаний в Древнем Египте, Междуречье и Ин-¦ ¦дии; натурфилософия и логика Древней Греции и Ри-¦ ¦ма; значение арабской системы знаний в истории на-¦ ¦уки; генезис науки Нового времени как социального¦ ¦института; ее функции и динамика развития; специа-¦ ¦лизация научного знания и проблемы его синтеза;¦ ¦проблема вненаучного знания; научно-техническая¦ ¦революция и современные глобальные проблемы разви-¦ ¦тия науки ¦ ДН.10 ¦Материальная культура: ¦ 204 ¦социокультурные факторы формирования материальной¦ ¦культуры; категории материальной культуры и но-¦ ¦менклатура предметов; образы материальной культуры¦ ¦исторических эпох; исторический ландшафт и его ос-¦ ¦новные составляющие; структура интерьера различных¦ ¦культурных эпох; проблема утраты памятников мате-¦ ¦риальной культуры, перспективы и принципы их сох-¦ ¦ранения ¦ ДН.11 ¦Этнология: ¦ 170 ¦предмет этнологии; основные понятия и концепции;¦ ¦понятие об этносе и этнических процессах; антропо-¦ ¦генез и этногенез: расообразование и история рас-¦ ¦селения народов; язык как этнический фактор; этно-¦ ¦лингвистическая классификация; понятие об основных¦ ¦хозяйственно-культурных типах; родоплеменная¦ ¦структура этносов; фратрии и брачные классы; тотем¦ ¦и табу; первобытная магия и происхождение власти;¦ ¦формы обмена и общения; этническое самосознание и¦ ¦взаимодействие этнических культур, преемственность¦ ¦культурных традиций; проблемы передачи культурной¦ ¦информации; типы культурно-исторического наследо-¦ ¦вания ¦ ДН.12 ¦Семиотика: ¦ 68 ¦предмет семиотики; основные категории, понятия и¦ ¦концепции; типы знаковых систем; естественные зна-¦ ¦ки и их системы; образы и образные системы знаков;¦ ¦языковые знаковые системы и их логика; метаязык в¦ ¦языковых знаковых системах ¦ ДН.13 ¦Риторика: ¦ 136 ¦предмет, основные категории и понятия риторики;¦ ¦культурно-исторический генезис риторики; риторика¦ ¦в истории мировой культуры; риторика в системе¦ ¦форм словесной культуры; риторические аспекты ли-¦ ¦тературы, философии, теологии, педагогики и журна-¦ ¦листики; исторические критерии оценки искусства¦ ¦риторики ¦ ДН.14 ¦Древний язык: ¦ 306 ¦основы фонетики и грамматики; принципы и методы¦ ¦перевода, поиска смысловых соответствий и толкова-¦ ¦ния текстов; практическая работа с текстами перво-¦ ¦источников, их перевод, истолкование и культур-¦ ¦но-исторический анализ ¦ ДН.15 ¦Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли-¦ 422 ¦ваемые вузом (факультетом) ¦ СД.00 ¦Цикл дисциплин специализации ¦ 1068 ДП.00 ¦Дополнительные виды подготовки (военная подготов-¦ 510 ¦ка, гражданская оборона и др.) ¦ Ф.00 ¦Факультативы ¦ 192 ¦ Всего часов:¦ 7452 П.00 ¦Практики ¦12 недель ГА. 00 ¦Государственная итоговая квалификационная аттеста-¦ 2 недели ¦ция ¦
Настоящий вариант программы составлен на основе следующих данных:
Теоретическое обучение (54 ч х 138 нед. = 7452 ч) 138 недель
Практики 12 недель Экзаменационные сессии 30 недель Каникулы 20 недель Отпуск после окончания вуза 4 недели Итого: 204 недели
Примечания:
1. Вуз (факультет) имеет право:
1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин - в пределах 5%, для дисциплин, входящих в цикл,- в пределах 10% без превышения указанного в данной программе максимального объема недельной нагрузки студента и при условии сохранения минимального содержания дисциплины.
1.2. Устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка и физической культуры), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохранения общего объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, указанного в графе 2.
1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам (разработанным в самом вузе к учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику и научно-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечивающим квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Устанавливать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин (графа 2), входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Общее число каникулярного времени в учебный год должно составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
5. Цикл специальных дисциплин представляет собой профессиональную подготовку, более узкую по сравнению с направлением. Вузом (факультетом) могут быть предложены различные варианты этого цикла, из которых студент вправе выбрать один. Каждый из вариантов цикла, наряду с обязательными дисциплинами цикла, должен включать курсы по выбору студента.
6. Квалификация "Учитель (преподаватель)" может быть присвоена бакалавру при выполнении им требований, предъявляемых государственным стандартом для этой профессии, с выдачей соответствующего диплома.
7. Государственная итоговая квалификационная аттестация осуществляется согласно пп.5.3 Государственного образовательного стандарта Российской Федерации "Высшее образование. Общие требования". Формы и содержание государственной итоговой квалификационной аттестации бакалавра должны обеспечить контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц, завершивших обучение.
Заместитель председателя Госкомвуза
В.Шадриков
РФ
_______________________________
* Дидактические единицы представлены в документе разделами, темами, понятиями, с помощью которых определяется основное содержание дисциплины.