Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


< < Главная

Отраслевой стандарт. Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны воздушных судов. Общие санитарно-гигиенические требования ОКСТУ 7502, 0012. ОСТ 54 30052-87 (утв. Министерством гражданской авиации СССР от 30 ноября 1987 г. N 859/У)

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Отраслевой стандарт

_________________________________________________________________________
 
 Воздух рабочей зоны воздушных судов.           ОСТ 54 30052-87
 Общие санитарно-гигиенические                  Дата введения 01.03.88
 требования ОКСТУ 7502, 0012
_________________________________________________________________________
 

Настоящий стандарт распространяется на воздух рабочей зоны герметичных и негерметичных кабин самолетов и вертолетов гражданской авиации и устанавливает общие санитарно-гигиенические требования к микроклимату и содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Стандарт не содержит требований к радиоактивному и бактериальному загрязнению воздуха рабочей зоны воздушных судов гражданской авиации.

Термины и определения, используемые в настоящем стандарте, приведены в обязательном приложении.


1. Микроклимат кабин воздушных судов


1.1. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, перепад температуры воздуха по вертикали и горизонтали кабин самолетов и вертолетов должны соответствовать нормам, указанным в табл.1.


Таблица 1


Оптимальные, допустимые и предельные нормы микроклимата рабочей зоны воздушных судов

 
----------------------------T----------T---------------------T----------¬
¦                           ¦Оптималь- ¦   Допустимые нормы  ¦Предельные¦
¦                           ¦ные нормы +----------T----------+  нормы   ¦
¦         Показатель        ¦          ¦на  посто-¦на  непос-¦          ¦
¦                           ¦          ¦янных  ра-¦тоянных   ¦          ¦
¦                           ¦          ¦бочих мес-¦рабочих   ¦          ¦
¦                           ¦          ¦тах       ¦местах    ¦          ¦
+---------------------------+----------+----------+----------+----------+
¦Температура воздуха, °С    ¦  21-23   ¦   20-24  ¦   17-25  ¦   15-30  ¦
¦Относительная     влажность¦  60-40   ¦   72-25  ¦   75-25  ¦   85-10  ¦
¦воздуха, %                 ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦Скорость движения  воздуха,¦   0,2    ¦    0,3   ¦    0,4   ¦    0,5   ¦
¦м/с                        ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦Перепад температуры воздуха¦    2     ¦     3    ¦     4    ¦     5    ¦
¦по вертикали и горизонтали,¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦°С, не более               ¦          ¦          ¦          ¦          ¦
¦   Примечания. 1.  Максимальная относительная  влажность  соответствует¦
¦минимальной  температуре,  а  минимальная   относительная   влажность -¦
¦максимальной температуре воздуха.                                      ¦
¦   2. Нормы микроклимата соответствуют категории работ с  энерготратами¦
¦до 150 ккал/ч.                                                         ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

1.2. Температура ограждающих поверхностей не должна отличаться от температуры воздуха при обеспечении оптимальных норм более чем на 2°С, при обеспечении допустимых норм более чем на 5°С. Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже 5°С и более 45°С.

1.3. Оптимальные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочей зоны кабин экипажа воздушных судов с герметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации.

1.4. Допустимые нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными кабинами на этапах взлета, набора высоты, снижения и посадки, а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации.

1.5. Предельные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными и негерметичными кабинами на этапах наземной подготовки, а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапах взлета, набора высоты, снижения и посадки.

1.6. В особой ситуации при усложнении условий полета устанавливаются нормы температуры воздуха рабочей зоны кабин экипажей воздушных судов с ограничением времени работы летного состава:

при температурах воздуха от 31°С до 35°С - от 180 до 120 мин;

при температурах воздуха от 36°С до 40°С - от 100 до 90 мин;

при температурах воздуха от 41°С до 45°С - от 60 до 30 мин;

при температурах воздуха от 46°С до 50°С - от 20 до 15 мин.

Максимальное время работы летного состава соответствует минимальной температуре воздуха, минимальное время - максимальной температуре воздуха.


2. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов


2.1. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин всех типов воздушных судов не должно превышать предельно допустимых концентраций ПДК, указанных в табл.2.


Таблица 2


Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов

 
-------------------------------------------T------------------T---------¬
¦                                          ¦Величина предель- ¦  Класс  ¦
¦           Наименование вещества          ¦но допустимой кон-¦опасности¦
¦                                          ¦центрации, мг/м3  ¦         ¦
+------------------------------------------+------------------+---------+
¦Азота окислы (в пересчете на NO2)         ¦         5        ¦    2    ¦
¦Акролеин                                  ¦        0,2       ¦    2    ¦
¦Альдегид кретоновый                       ¦        0,5       ¦    2    ¦
¦Альдегид масляный                         ¦         5        ¦    3    ¦
¦Альдегид пропионовый                      ¦         5        ¦    3    ¦
¦Ангидрид сернистый                        ¦        10        ¦    3    ¦
¦Ацетальдегид                              ¦         5        ¦    3    ¦
¦Аэрозоль и пары минеральных  масел        ¦        10        ¦    3    ¦
¦Аэрозоль и пары синтетических масел       ¦         2        ¦    3    ¦
¦Бензол +                                  ¦         5        ¦    2    ¦
¦Диоктиловый  эфир себациновой кислоты     ¦        10        ¦    3    ¦
¦Керосин (в пересчете на С)                ¦       300        ¦    4    ¦
¦Кислота акриловая                         ¦         5        ¦    3    ¦
¦Кислота валериановая                      ¦         5        ¦    3    ¦
¦Кислота капроновая                        ¦         5        ¦    3    ¦
¦Кислота масляная                          ¦        10        ¦    3    ¦
¦Кислота муравьиная +                      ¦         1        ¦    2    ¦
¦Кислота пропионовая                       ¦         2        ¦    4    ¦
¦Кислота уксусная                          ¦         5        ¦    3    ¦
¦Ксилол                                    ¦        50        ¦    3    ¦
¦Кетоны (в пересчете на метилэтилкетон)    ¦       200        ¦    4    ¦
¦Озон                                      ¦         0,1      ¦    1    ¦
¦Спирт бутиловый                           ¦        10        ¦    3    ¦
¦Спирт н-октиловый                         ¦        10        ¦    3    ¦
¦Спирт пропиловый                          ¦        10        ¦    3    ¦
¦Толуол                                    ¦        50        ¦    3    ¦
¦Трикрезилфосфат, содержащий               ¦         0,1      ¦    1    ¦
¦свыше 3%  ортоизомеров +                  ¦                  ¦         ¦
¦Трикрезилфосфат, содержащий менее 3% орто-¦         0,5      ¦    2    ¦
¦изомеров +                                ¦                  ¦         ¦
¦Углерода окись                            ¦        20        ¦    4    ¦
¦Углеводороды алифатические, предельные    ¦       300        ¦    4    ¦
¦С1 - С10 (в пересчете на С)               ¦                  ¦         ¦
¦Фенол +                                   ¦         0,3      ¦    2    ¦
¦Формальдегид                              ¦         0,5      ¦    2    ¦
¦   Примечание. Знак "+" означает,  что вещество опасно при  поступлении¦
¦через кожу.                                                            ¦
L------------------------------------------------------------------------
 

2.2. Содержание пестицидов в воздухе рабочей зоны воздушных судов сельскохозяйственной авиации не должно превышать величин, определенных требованиями ГОСТ 20762-75.

2.3. Для кабин экипажей воздушных судов устанавливаются оптимальные нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 24 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 1,5 в 1 ч.

2.4. Для пассажирских кабин (салонов) воздушных судов устанавливаются допустимые нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 15 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 3 в 1 ч.

2.5. В условиях аварийной ситуации для кабин экипажей воздушных судов нормы подачи наружного воздуха и кратность воздухообмена должны соответствовать требованиям п.2.3, а для пассажирских кабин (салонов) устанавливаются предельные нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 12 кг/ч при кратности воздухообмена не менее 2 в 1 ч.

2.6. При применении рециркуляции содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов, за исключением кабин экипажей, не должно превышать 30% предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.


2.7. Подача рециркуляционного воздуха в кабины экипажей воздушных судов всех типов на всех этапах полета запрещается.

2.8. Содержание в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов углерода двуокиси не должно превышать 0,3%.

2.9. По мере внедрения новых горючесмазочных материалов перечень вредных веществ, указанных в табл.2, может дополняться после разработки для них предельно допустимых концентраций ПДК и методов определения, утвержденных Министерством здравоохранения СССР.


Приложение Обязательное


Термины и определения основных понятий, используемых в стандарте


1. Рабочая зона воздушного судна - пространство высотой до 2 м над уровнем пола кабины экипажа, пассажирской и грузовой кабины (салона), в которых находятся места постоянного или временного пребывания членов экипажа и бортпроводников.

2. Постоянное рабочее место - место, на котором член экипажа или бортпроводник находится во время выполнения всего полета, включая пред- и послеполетное обслуживание воздушного судна. При этом постоянным рабочим местом для членов экипажа считается кабина экипажа, а для бортпроводников - вся рабочая зона пассажирских кабин (салонов) и кухни-буфета.

3. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

4. Экипаж гражданского воздушного судна - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет, и состоящий из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала.

5. Летный состав - состав экипажа, к которому относятся пилоты, штурманы, штурманы-аэрофотосъемщики, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, а также бортоператоры аэрофотосъемки, летчики-наблюдатели, инструкторы парашютной службы и др.

6. Обслуживающий персонал - состав экипажа, к которому относятся бортпроводники и другие лица в зависимости от цели полета.

7. Член экипажа - человек, выполняющий работу по управлению воздушным судном в полете и имеющий соответствующее свидетельство на управление данным воздушным судном.

8. Микроклимат кабин воздушных судов - климат внутренней среды кабин экипажа, пассажирских и грузовых кабин самолетов и вертолетов, который определяется действующим на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.

9. Оптимальные микроклиматические условия - по ГОСТ 12.1.005-76.

10. Допустимые микроклиматические условия - по ГОСТ 12.1.005-76.

11. Предельные микроклиматические условия - сочетания параметров микроклимата, которые при воздействии на человека могут вызывать преходящие изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение терморегуляции, находящиеся на грани пределов физиологических возможностей, но не выходящие за них. При этом не возникает повреждений и нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться ухудшение самочувствия и понижение как умственной, так и физической работоспособности.

12. Вредное вещество - по ГОСТ 12.1.005-76.

13. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76.


14. Особая ситуация - ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению безопасности полета.

По степени опасности особые ситуации разделяются на:

усложнение условий полета;

сложную ситуацию;

аварийную ситуацию;

катастрофическую ситуацию.


< < Главная



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал