Отраслевой стандарт. Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны воздушных судов. Общие санитарно-гигиенические требования ОКСТУ 7502, 0012. ОСТ 54 30052-87 (утв. Министерством гражданской авиации СССР от 30 ноября 1987 г. N 859/У)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Отраслевой стандарт
_________________________________________________________________________ Воздух рабочей зоны воздушных судов. ОСТ 54 30052-87 Общие санитарно-гигиенические Дата введения 01.03.88 требования ОКСТУ 7502, 0012 _________________________________________________________________________
Настоящий стандарт распространяется на воздух рабочей зоны герметичных и негерметичных кабин самолетов и вертолетов гражданской авиации и устанавливает общие санитарно-гигиенические требования к микроклимату и содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Стандарт не содержит требований к радиоактивному и бактериальному загрязнению воздуха рабочей зоны воздушных судов гражданской авиации.
Термины и определения, используемые в настоящем стандарте, приведены в обязательном приложении.
1. Микроклимат кабин воздушных судов
1.1. Температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, перепад температуры воздуха по вертикали и горизонтали кабин самолетов и вертолетов должны соответствовать нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
Оптимальные, допустимые и предельные нормы микроклимата рабочей зоны воздушных судов
----------------------------T----------T---------------------T----------¬ ¦ ¦Оптималь- ¦ Допустимые нормы ¦Предельные¦ ¦ ¦ные нормы +----------T----------+ нормы ¦ ¦ Показатель ¦ ¦на посто-¦на непос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦янных ра-¦тоянных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бочих мес-¦рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тах ¦местах ¦ ¦ +---------------------------+----------+----------+----------+----------+ ¦Температура воздуха, °С ¦ 21-23 ¦ 20-24 ¦ 17-25 ¦ 15-30 ¦ ¦Относительная влажность¦ 60-40 ¦ 72-25 ¦ 75-25 ¦ 85-10 ¦ ¦воздуха, % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Скорость движения воздуха,¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦ 0,5 ¦ ¦м/с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Перепад температуры воздуха¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ ¦по вертикали и горизонтали,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦°С, не более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания. 1. Максимальная относительная влажность соответствует¦ ¦минимальной температуре, а минимальная относительная влажность -¦ ¦максимальной температуре воздуха. ¦ ¦ 2. Нормы микроклимата соответствуют категории работ с энерготратами¦ ¦до 150 ккал/ч. ¦ L------------------------------------------------------------------------
1.2. Температура ограждающих поверхностей не должна отличаться от температуры воздуха при обеспечении оптимальных норм более чем на 2°С, при обеспечении допустимых норм более чем на 5°С. Предельная температура ограждающих поверхностей не должна быть ниже 5°С и более 45°С.
1.3. Оптимальные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочей зоны кабин экипажа воздушных судов с герметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации.
1.4. Допустимые нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными кабинами на этапах взлета, набора высоты, снижения и посадки, а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапе установившегося горизонтального полета во всех ожидаемых условиях эксплуатации.
1.5. Предельные нормы микроклимата устанавливаются для воздуха рабочих зон воздушных судов с герметичными и негерметичными кабинами на этапах наземной подготовки, а также для воздушных судов с негерметичными кабинами на этапах взлета, набора высоты, снижения и посадки.
1.6. В особой ситуации при усложнении условий полета устанавливаются нормы температуры воздуха рабочей зоны кабин экипажей воздушных судов с ограничением времени работы летного состава:
при температурах воздуха от 31°С до 35°С - от 180 до 120 мин;
при температурах воздуха от 36°С до 40°С - от 100 до 90 мин;
при температурах воздуха от 41°С до 45°С - от 60 до 30 мин;
при температурах воздуха от 46°С до 50°С - от 20 до 15 мин.
Максимальное время работы летного состава соответствует минимальной температуре воздуха, минимальное время - максимальной температуре воздуха.
2. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов
2.1. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин всех типов воздушных судов не должно превышать предельно допустимых концентраций ПДК, указанных в табл.2.
Таблица 2
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов
-------------------------------------------T------------------T---------¬ ¦ ¦Величина предель- ¦ Класс ¦ ¦ Наименование вещества ¦но допустимой кон-¦опасности¦ ¦ ¦центрации, мг/м3 ¦ ¦ +------------------------------------------+------------------+---------+ ¦Азота окислы (в пересчете на NO2) ¦ 5 ¦ 2 ¦ ¦Акролеин ¦ 0,2 ¦ 2 ¦ ¦Альдегид кретоновый ¦ 0,5 ¦ 2 ¦ ¦Альдегид масляный ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Альдегид пропионовый ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Ангидрид сернистый ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Ацетальдегид ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Аэрозоль и пары минеральных масел ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Аэрозоль и пары синтетических масел ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦Бензол + ¦ 5 ¦ 2 ¦ ¦Диоктиловый эфир себациновой кислоты ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Керосин (в пересчете на С) ¦ 300 ¦ 4 ¦ ¦Кислота акриловая ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Кислота валериановая ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Кислота капроновая ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Кислота масляная ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Кислота муравьиная + ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦Кислота пропионовая ¦ 2 ¦ 4 ¦ ¦Кислота уксусная ¦ 5 ¦ 3 ¦ ¦Ксилол ¦ 50 ¦ 3 ¦ ¦Кетоны (в пересчете на метилэтилкетон) ¦ 200 ¦ 4 ¦ ¦Озон ¦ 0,1 ¦ 1 ¦ ¦Спирт бутиловый ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Спирт н-октиловый ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Спирт пропиловый ¦ 10 ¦ 3 ¦ ¦Толуол ¦ 50 ¦ 3 ¦ ¦Трикрезилфосфат, содержащий ¦ 0,1 ¦ 1 ¦ ¦свыше 3% ортоизомеров + ¦ ¦ ¦ ¦Трикрезилфосфат, содержащий менее 3% орто-¦ 0,5 ¦ 2 ¦ ¦изомеров + ¦ ¦ ¦ ¦Углерода окись ¦ 20 ¦ 4 ¦ ¦Углеводороды алифатические, предельные ¦ 300 ¦ 4 ¦ ¦С1 - С10 (в пересчете на С) ¦ ¦ ¦ ¦Фенол + ¦ 0,3 ¦ 2 ¦ ¦Формальдегид ¦ 0,5 ¦ 2 ¦ ¦ Примечание. Знак "+" означает, что вещество опасно при поступлении¦ ¦через кожу. ¦ L------------------------------------------------------------------------
2.2. Содержание пестицидов в воздухе рабочей зоны воздушных судов сельскохозяйственной авиации не должно превышать величин, определенных требованиями ГОСТ 20762-75.
2.3. Для кабин экипажей воздушных судов устанавливаются оптимальные нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 24 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 1,5 в 1 ч.
2.4. Для пассажирских кабин (салонов) воздушных судов устанавливаются допустимые нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 15 кг/ч на одного человека при кратности воздухообмена не менее 3 в 1 ч.
2.5. В условиях аварийной ситуации для кабин экипажей воздушных судов нормы подачи наружного воздуха и кратность воздухообмена должны соответствовать требованиям п.2.3, а для пассажирских кабин (салонов) устанавливаются предельные нормы подачи наружного воздуха в количестве не менее 12 кг/ч при кратности воздухообмена не менее 2 в 1 ч.
2.6. При применении рециркуляции содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов, за исключением кабин экипажей, не должно превышать 30% предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.
2.7. Подача рециркуляционного воздуха в кабины экипажей воздушных судов всех типов на всех этапах полета запрещается.
2.8. Содержание в воздухе рабочей зоны кабин воздушных судов углерода двуокиси не должно превышать 0,3%.
2.9. По мере внедрения новых горючесмазочных материалов перечень вредных веществ, указанных в табл.2, может дополняться после разработки для них предельно допустимых концентраций ПДК и методов определения, утвержденных Министерством здравоохранения СССР.
Приложение Обязательное
Термины и определения основных понятий, используемых в стандарте
1. Рабочая зона воздушного судна - пространство высотой до 2 м над уровнем пола кабины экипажа, пассажирской и грузовой кабины (салона), в которых находятся места постоянного или временного пребывания членов экипажа и бортпроводников.
2. Постоянное рабочее место - место, на котором член экипажа или бортпроводник находится во время выполнения всего полета, включая пред- и послеполетное обслуживание воздушного судна. При этом постоянным рабочим местом для членов экипажа считается кабина экипажа, а для бортпроводников - вся рабочая зона пассажирских кабин (салонов) и кухни-буфета.
3. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.
4. Экипаж гражданского воздушного судна - лица, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна при выполнении задания на полет, и состоящий из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала.
5. Летный состав - состав экипажа, к которому относятся пилоты, штурманы, штурманы-аэрофотосъемщики, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, а также бортоператоры аэрофотосъемки, летчики-наблюдатели, инструкторы парашютной службы и др.
6. Обслуживающий персонал - состав экипажа, к которому относятся бортпроводники и другие лица в зависимости от цели полета.
7. Член экипажа - человек, выполняющий работу по управлению воздушным судном в полете и имеющий соответствующее свидетельство на управление данным воздушным судном.
8. Микроклимат кабин воздушных судов - климат внутренней среды кабин экипажа, пассажирских и грузовых кабин самолетов и вертолетов, который определяется действующим на организм человека сочетаниями температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также температуры окружающих поверхностей.
9. Оптимальные микроклиматические условия - по ГОСТ 12.1.005-76.
10. Допустимые микроклиматические условия - по ГОСТ 12.1.005-76.
11. Предельные микроклиматические условия - сочетания параметров микроклимата, которые при воздействии на человека могут вызывать преходящие изменения функционального и теплового состояния организма и напряжение терморегуляции, находящиеся на грани пределов физиологических возможностей, но не выходящие за них. При этом не возникает повреждений и нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться ухудшение самочувствия и понижение как умственной, так и физической работоспособности.
12. Вредное вещество - по ГОСТ 12.1.005-76.
13. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76.
14. Особая ситуация - ситуация, возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящая к снижению безопасности полета.
По степени опасности особые ситуации разделяются на:
усложнение условий полета;
сложную ситуацию;
аварийную ситуацию;
катастрофическую ситуацию.