Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Методические указания Минздрава СССР "Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях" (утв. Заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 12 августа 1987 г. N 4419-87)

По состоянию на 25 сентября 2006 года


Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными группами составляют значительную часть сельских дошкольных учреждений.

Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе. Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой программе воспитания и обучения в детском саду", утвержденной Министерством просвещения СССР (1984) с учетом специфики работы дошкольных учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе увеличивается доля самостоятельной деятельности детей, положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение младших детей со старшими (формирование заботливости, самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).

Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических рекомендаций по организации режима дня и комплектованию разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.


Гигиенические требования
к комплектованию смешанных групп
малокомплектных дошкольных учреждений


При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы следует исходить из возможности организации в ней режима дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их гармоничному развитию.

С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы малокомплектных дошкольных учреждений.

1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).

2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей смежных возрастов и одной подготовительной группой.

Реализация такого принципа возрастного комплектования групп дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью решать воспитательные, образовательные задачи, проводить мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.


Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной преддошкольной группе


Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры, обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов выполняется практически одновременно со всей группой (Табл. 1), например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак, игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты начинают на 5-10 мин. раньше с более младшими детьми (например, их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей (т.к. у них меньше длительность дневного сна).

В тоже время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).

В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х до 3-х лет в течение 4-5 минут проводится утренняя гимнастика, включающая упражнения игрового характера, в то время как дети более младшего возраста заняты спокойными играми.


Таблица 1.


Примерный режим дня смешанной преддошкольной
группы для детей от 1 до 3 лет

----------------------------T-------------------------------------------¬
¦ Режимный момент           ¦        Возраст детей                      ¦
¦                           +----------------------T--------------------+
¦                           ¦  1 г. - 1 г. 6 мес.  ¦ 1 г. 6 мес. - 3 г. ¦
+---------------------------+----------------------+--------------------+
¦                           ¦                      ¦                    ¦
¦Прием детей, игра          ¦    7.00 - 8.00       ¦    7.00 - 8.00     ¦
¦Утренняя гимнастика,       ¦                      ¦                    ¦
¦подготовка к завтраку,     ¦                      ¦                    ¦
¦завтрак                    ¦    8.00 - 8.30       ¦    8.00 - 8.30     ¦
¦Игра                       ¦    8.30 - 9.00       ¦    8.30 - 9.00     ¦
¦Подготовка ко сну, сон     ¦                      ¦                    ¦
¦на воздухе                 ¦    9.00 - 11.00      ¦         -          ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)  ¦         -            ¦    9.00-9.15-9.30  ¦
¦Прогулка                   ¦         -            ¦    9.30 - 11.40    ¦
¦Игры, самостоятельная      ¦                      ¦                    ¦
¦деятельность               ¦   11.00 - 11.40      ¦         -          ¦
¦Возвращение с прогулки,    ¦                      ¦                    ¦
¦подготовка к обеду         ¦         -            ¦   11.40 - 12.00    ¦
¦Обед                       ¦   11.40 - 12.10      ¦   12.00 - 12.30    ¦
¦Сон на воздухе             ¦         -            ¦   12.30 - 15.00    ¦
¦Игра, занятия              ¦   12.10 - 14.00      ¦         -          ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)  ¦   12.40-12.50-13.00  ¦         -          ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)  ¦   13.10-13.20-13.30  ¦         -          ¦
¦Полдник                    ¦   14.00 - 14.30      ¦         -          ¦
¦Подготовка ко сну, сон на  ¦                      ¦                    ¦
¦воздухе                    ¦   14.30 - 16.30      ¦         -          ¦
¦Постепенный подъем, водные ¦                      ¦                    ¦
¦процедуры                  ¦   16.30 - 17.00      ¦   15.00 - 15.30    ¦
¦Полдник                    ¦         -            ¦   15.30 - 16.00    ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)  ¦         -            ¦   16.00-16.10-16.20¦
¦Игра                       ¦         -            ¦   16.20 - 17.00    ¦
¦Прогулка                   ¦   17.00 - 18.20      ¦   17.00 - 18.20    ¦
¦Ужин                       ¦        18.20         ¦        18.45       ¦
¦Уход домой                 ¦     до 19.00         ¦     до 19.00       ¦
L---------------------------+----------------------+---------------------
 

После завтрака воспитатель организует игры со старшей подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5 лет, старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей подгруппой занятия проводятся после обеда.

Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие проводится после полдника.

После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в групповом помещении, а более старшие гуляют.

Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.

При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной преддошкольной группе длительность сна и бодрствования, ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям всех детей в группе.


Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной дошкольной группе.


С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более содержательной становится игра и т.д.

Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у детей 4-6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня (Табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.

В смешанной дошкольной группе большое влияние уделяется утренней гимнастике, длительность которой для детей 3-4 лет составляет 4-6 мин., для более старших - 10-12 мин. Утренняя гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми, затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя гимнастика проводится одновременно со всей группой дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо проветренном помещении.


Таблица 2


Примерный режим дня смешанной дошкольной группы
для детей от 3 до 6 лет

--------------------------------T---------------------------------------¬
¦    Режимный момент            ¦           Возраст детей               ¦
¦                               +--------------------T------------------+
¦                               ¦  4 - 5-й год жизни ¦  6-й год жизни   ¦
+-------------------------------+--------------------+------------------+
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Прием, осмотр, утренняя гимнас-¦                    ¦                  ¦
¦тика                           ¦     7.00 -  8.30   ¦    7.00 -  8.30  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Завтрак                        ¦     8.30 -  9.30   ¦    8.30 -  9.00  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Игры, подготовка к занятиям    ¦     9.00 -  9.30   ¦    9.00 -  9.15  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Занятия                        ¦     9.30 - 10.15   ¦    9.15 - 10.45  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Подготовка к прогулке          ¦    10.15 - 10.25   ¦   10.45 - 10.55  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Прогулка                       ¦    10.25 - 12.30   ¦   10.55 - 12.30  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Возвращение с прогулки         ¦    12.30 - 12.50   ¦   12.30 - 12.50  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Обед                           ¦    12.50 - 13.20   ¦   12.50 - 13.20  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Сон                            ¦    13.20 - 15.20   ¦   13.20 - 15.20  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Постепенный подъем, водные     ¦                    ¦                  ¦
¦процедуры                      ¦    15.20 - 15.50   ¦   15.20 - 15.50  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Полдник                        ¦    15.50 - 16.10   ¦   15.50 - 16.10  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Игры, самостоятельная деятель- ¦                    ¦                  ¦
¦ность                          ¦    16.10 - 16.40   ¦   16.10 - 16.40  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Подготовка к прогулке, прогулка¦    16.40 - 18.10   ¦   16.40 - 18.10  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Возвращение с прогулки         ¦    18.10 - 18.20   ¦   18.10 - 18.20  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Ужин                           ¦    18.20 - 18.45   ¦   18.20 - 18.45  ¦
¦                               ¦                    ¦                  ¦
¦Уход детей домой               ¦    18.45 - 19.00   ¦   18.45 - 19.00  ¦
L-------------------------------+--------------------+-------------------
 

В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.

Например; согласно приведенной схемы во все дни, кроме вторника 2-ой и 4-ой недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато. Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более младших детей (9.15 - 9.40 - 6-ой год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-ый год жизни; 9.35 - 9.50 - второй год жизни).

Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После одновременного окончания двух занятий со всеми детьми, младших (4-й и 5-ый год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со старшими проводят третье занятие.

Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-го года жизни - в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10 мин. - в более младшими. После одновременного окончания второго занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной литературой.

В середине занятий следует проводить физкультминутки длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.

Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная работа детей должна находиться под контролем воспитателя и предусматривать чередование различных видов деятельности, статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.


Таблица 3


Вариант расписания занятий для смешанной
дошкольной группы (дети 4-6 годов жизни)

----------------------T-------------------------------------------------¬
¦    Дни недели       ¦                   Возраст детей                 ¦
¦                     +---------------T----------------T----------------+
¦                     ¦ 4-ый г. жизни ¦ 5-ый  г. жизни ¦ 6-ой г. жизни  ¦
+---------------------+---------------+----------------+----------------+
¦                     ¦     1,3 недели месяца          ¦                ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Понедельник          ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с  ¦Ознакомление с  ¦
¦                     ¦окружающим     ¦окружающим      ¦окружающим      ¦
¦                     ¦Музыка         ¦Музыка          ¦Музыка          ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Рисование       ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Вторник              ¦Математика     ¦Математика      ¦Математика      ¦
¦                     ¦Физкультура    ¦Физкультура     ¦Физкультура     ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Ознакомление с  ¦
¦                     ¦               ¦                ¦окружающим      ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Среда                ¦Развитие речи  ¦Развитие речи   ¦Развитие речи   ¦
¦                     ¦Лепка          ¦Лепка           ¦Лепка           ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Грамота         ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Четверг              ¦Рисование      ¦Рисование       ¦Рисование       ¦
¦                     ¦Физкультура    ¦Физкультура     ¦Физкультура     ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Русский язык    ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Пятница              ¦Худ. лит-ра    ¦Худ. лит-ра     ¦Худ. лит-ра     ¦
¦                     ¦Музыка         ¦Музыка          ¦Музыка          ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Лепка           ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦                     ¦     2, 4 недели месяца         ¦                ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Понедельник          ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с  ¦Ознакомление с  ¦
¦                     ¦окружающим     ¦окружающим      ¦окружающим      ¦
¦                     ¦Музыка         ¦Музыка          ¦Музыка          ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Рисование       ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Вторник              ¦      -        ¦Математика      ¦Математика      ¦
¦                     ¦Физкультура    ¦Физкультура     ¦Физкультура     ¦
¦                     ¦Худ. лит-ра    ¦     -          ¦Худ. лит-ра     ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Среда                ¦Развитие  речи ¦Развитие речи   ¦Развитие  речи  ¦
¦                     ¦Конструирование¦Конструирование ¦Конструирование ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Грамота         ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Четверг              ¦Рисование      ¦Рисование       ¦Рисование       ¦
¦                     ¦Физкультура    ¦Физкультура     ¦Физкультура     ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Русский язык    ¦
¦                     ¦               ¦                ¦                ¦
¦Пятница              ¦Аппликация     ¦Аппликация      ¦Аппликация      ¦
¦                     ¦Музыка         ¦Музыка          ¦Музыка          ¦
¦                     ¦               ¦                ¦Русский язык    ¦
L---------------------+---------------+----------------+-----------------
 

В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся. В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры, физические упражнения, организовать спортивные праздники, увеличивать длительность прогулок.

В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут проводиться одновременно со всей группой, однако, характер упражнений, их количество, темп, число повторений должно в зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также "ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных групп.

Большое значение в физическом воспитании детей имеют физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки.*

Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных видов деятельности и отдыха, использование физкультурного оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки, обручи, флажки и т.д.).

Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники дошкольных учреждений.

Организаций всех видов деятельности и отдыха детей подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-летнего возраста" (М., 1986 г.) и методических рекомендаций "Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М., 1985 г.).


Заместитель Главного
государственного санитарного
врача СССР
А.И.Заиченко

 
-------------------------------------------------------------------------

* Методика проведения занятий изложена в методических рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5-7 лет в дошкольных учреждениях" (1984 г.).


< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки