Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утв. Минфином РФ 23 апреля 2004 г.)
Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 1
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10
I. Общие положения
Данные методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом РФ "Об аудиторской деятельности" от 7.08.01 N 119-ФЗ, Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.02 N 696, Международными стандартами аудита и могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.
Целью методических рекомендаций является представление руководства по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала по отдельной области аудита - налога на прибыль и обязательства перед бюджетом по данному налогу.
Основными задачами методических рекомендаций являются оказание помощи аудиторам в:
- определении подходов к проведению проверки налога на прибыль на различных этапах аудита;
- разработке основополагающих и конкретных процедур проверки;
- оформлении рабочих документов и результатов аудита.
Основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:
- правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;
- отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- отражения сумм отложенных налогов в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
- классификации и раскрытия в финансовой отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;
- полноты и своевременности уплаты экономическим субъектом в бюджет налога на прибыль.
При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.
Цель аудита финансовой отчетности в области налога на прибыль по качественным аспектам отчетности:
Качественный аспект Цели аудита отчетности Существование Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду Полнота Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме Оценка (измерение) Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации Классификация Налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное Представление и раскрытие Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации
Критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:
- требования законодательно-нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету;
- требования налогового законодательства РФ по налогу на прибыль;
- требования международных стандартов финансовой отчетности.
Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль:
Показатель отчетности Форма отчетности Источник информации Прибыль, рассчитанная по правилам Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета бухгалтерского учета Прибыль, рассчитанная по правилам Декларация по налогу на Регистры налогового учета налогового законодательства прибыль Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о прибыли и убытках, Регистры налогового учета Декларация по налогу на прибыль Текущее обязательство по налогу на Баланс, Регистры бухгалтерского учета прибыль Декларация по налогу на прибыль Отложенное налоговое обязательство Баланс Регистры налогового и или актив бухгалтерского учета
II. Рекомендации по организации и методике проверки расходов по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом на различных этапах аудита
Этапы аудиторской проверки:
II этап Планирование аудита: - оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности); - анализ учетной политики; - составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур. III этап Проведение аудита - проведение аудиторских процедур; по существу: - детальное тестирование; - аналитические процедуры; - сбор аудиторских доказательств; - оформление рабочих документов. IIII этап Завершение аудита: - обобщение и оценка результатов аудита; - документальное оформление результатов аудита.
2.1. Планирование аудиторской проверки по разделу "Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом"
На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита.
Детальное планирование аудиторской работы помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.
Для успешного планирования аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом аудитору необходимо:
- четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора (для аудиторского заключения в рамках общих результатов по аудиту финансовой отчетности или для составления отчета по специальному заданию);
- обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня;
- определить ключевые по значимости области проверки;
- рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском;
- составить детальную программу по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, которая будет служить инструкцией для аудиторов и ассистентов, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы.
2.1.1. Оценка рисков
При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Надежное определение аудиторского риска достигается путем комбинированной оценки рисков (неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения) на стадии планирования аудиторской проверки в целом.
В случае получения высоких значений неотъемлемого риска и риска средств контроля следует организовать проверку налога на прибыль так, чтобы снизить насколько возможно величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения. Для этого необходимо получить большее число аудиторских доказательств в ходе процедур проверки по существу.
При низких значениях неотъемлемого риска и риска средств контроля аудитор вправе допустить более высокий уровень риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения.
На оценку неотъемлемого риска в отношении остатков по счетам и группам операций, связанным с расчетом налога на прибыль, оказывают влияние такие факторы, как сложность финансово-хозяйственных операций аудируемого лица, наличие операций, по которым нет однозначного толкования в бухгалтерском и налоговом законодательстве, наличие отраслевых особенностей в учете и т.д.
Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста (Рабочий документ РД 1п).
Тест "Оценка неотъемлемого риска"
----------------------------------------T--------------------------------------------T-------------¬ ¦Наименование аудируемого лица ¦ ¦ РД 1п ¦ +---------------------------------------+--------------------------------------------+ ¦ ¦Проверяемый период ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------------------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, составившего документ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------------------------------------+ ¦ ¦Дата составления документа ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------------------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, проверявшего документ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+--------------------------------------------+ ¦ ¦Дата проверки документа ¦ ¦ ¦ L---------------------------------------+--------------------------------------------+-------------- ---------------------------------------------------------------------------------T-----------------¬ ¦ Факторы риска ¦ Оценка риска ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦I. Особенности деятельности, осуществляемой аудируемым лицом ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Операционная деятельность: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦производство товаров с непрерывным циклом ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦оказание услуг специфического характера в т.ч. ¦ ¦ ¦- связанных с использованием объектов, обслуживающих производств и хозяйств ¦ ¦ ¦- профессионального участника рынка ценных бумаг ¦ ¦ ¦- лизинг (сублизинг) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦выполнение строительно-монтажных работ (в т.ч. для собственных нужд) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦производство сельскохозяйственной продукции ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦реализация покупных товаров (оптовая или розничная торговля) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Инвестиционная деятельность ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦приобретение (реализация) объектов недвижимости ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦осуществление строительных, монтажных, пусконаладочных работ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦осуществление НИОКР ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦осуществление финансовых вложений ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦реализация ценных бумаг ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦осуществление совместной деятельности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦осуществление операций по уступке прав требований ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦3. Финансовая деятельность ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦выпуск акций, облигаций, векселей ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦получение (погашение) кредитов и займов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦4. Осуществление внешнеэкономической деятельности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦5. Наличие отраслевых методических рекомендаций, имеющих свою специфику и¦ ¦ ¦отличия от общепринятых нормативных документов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦6. Продажа имущества ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦7. Наличие налоговых льгот ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦8. Осуществление мероприятий за счет средств, имеющих целевой характер¦ ¦ ¦(бюджетное финансирование, прочие источники) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦9. Доля расчетов денежными средствами в общем объеме расчетов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦менее 20% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 20 до 50% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦более 50% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦10. Наличие незавершенного производства и специфика его оценки ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦оценка и инвентаризация запасов и НЗП сложны и специфичны ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦запасы легко поддаются оценке и инвентаризации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦у организации отсутствует НЗП и значительная величина запасов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦II. Структура организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Соответствие организационной структуры размеру и степени сложности бизнеса¦ ¦ ¦клиента ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦недостаточное ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦относительное ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦высокое ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Наличие обособленных подразделений и филиалов, имеющих отдельный баланс ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствуют ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦имеются обособленные подразделения и филиалы ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦головная организация осуществляет функции расчетного центра (расчеты между¦ ¦ ¦филиалами отражаются в бухучете головной организации) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦3. Наличие территориально удаленных подразделений, выполняющих отдельные учетные¦ ¦ ¦функции либо оформляющих первичные документы ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦4. Географическое положение обособленных подразделений ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦на территории одного субъекта РФ и муниципального образования как головная¦ ¦ ¦организация ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦на территории одного субъекта РФ, но иного муниципального образования, чем¦ ¦ ¦головная организация ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦на территории иного субъекта РФ, чем головная организация ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦за пределами РФ ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦III. Информационная обеспеченность организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Наличие специальной периодической литературы в организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Наличие регулярно обновляемых справочно-информационных электронных баз ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦IV. Опыт и квалификация работников ответственных за ведение бухгалтерского и¦ ¦ ¦налогового учета и составление отчетности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Главный бухгалтер имеет высшее или среднее специальное образование ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦Стаж работы в данной должности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦менее 2 лет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 2 до 10 лет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦свыше 10 лет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦Стаж работы в проверяемой организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦менее 1 года ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 1 года до 5 лет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦свыше 5 лет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Средний возраст работников бухгалтерии и налоговой службы: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 20 до 30 лет; ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦свыше 30 ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦3. Доля работников бухгалтерии и налоговой службы, имеющих высшее или среднее¦ ¦ ¦экономическое образование ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦менее 30% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 30 до 65% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦более 65% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦4. Доля работников бухгалтерии и налоговогй службы, обучавшихся за последний год¦ ¦ ¦на курсах повышения квалификации, посещающих семинары, получающих дополнительное¦ ¦ ¦образование ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦менее 20% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦от 20 до 40% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦свыше 40% ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦5. Текучесть кадров бухгалтерии и налоговой службы ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦высокая (свыше 40%) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦средняя (от 10 до 40%) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦низкая (менее 10%) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦V. Наличие информации о нарушениях налогового законодательства ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦VI. Наличие обстоятельств, влияющих на возможность искажения показателей¦ ¦ ¦финансовой и налоговой отчетности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Угроза непрерывности деятельности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Реорганизация ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦3. Наличие внешнего давления на руководителей и персонал (со стороны¦ ¦ ¦собственников, проверяющих органов, вышестоящих организаций) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦VII. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки¦ ¦ ¦отчетности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Применяемая система КОД ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦универсальная ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦адаптированная к условиям данной организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦разработанная специально для данной организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Наличие разработанной единой внутренней отчетности и единой системы свода¦ ¦ ¦данных для структурных подразделений ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦Итого оценок: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦"Высоких" ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦"Средних" ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦"Низких" ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦Итоговая оценка неотъемлемого риска ¦ ¦ L--------------------------------------------------------------------------------+------------------
Примечание
Оценка неотъемлемого риска производится на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска аудируемого лица в целом.
Аудитору необходимо получить представление о системах бухгалтерского и налогового учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита эффективного подхода к своей работе.
Тест по оценке системы учета и внутреннего контроля поможет аудитору принять решение о том, может ли аудитор в своей работе полагаться на систему внутреннего контроля аудируемого лица и дать оценку риска средств контроля (Рабочий документ РД 2п).
Тест "Оценка системы учета и внутреннего контроля"
----------------------------------------T----------------------------------------T-----------------¬ ¦Наименование аудируемого лица ¦ ¦ РД 2п ¦ +---------------------------------------+----------------------------------------+ ¦ ¦Проверяемый период ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, составившего документ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------------------------------+ ¦ ¦Дата составления документа ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------------------------------+ ¦ ¦ФИО лица, проверявшего документ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+----------------------------------------+ ¦ ¦Дата проверки документа ¦ ¦ ¦ L---------------------------------------+----------------------------------------+------------------ ---------------------------------------------------------------------------------T-----------------¬ ¦ Факторы риска ¦ Оценка риска ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦I. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового¦ ¦ ¦учета ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦1. Учетная политика применяется ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦последовательно от одного отчетного периода к другому ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦непоследовательно ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦2. Изменения в учетную политику ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦с несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦3. Учетная политика применяется ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦всеми структурными подразделениями организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦не всеми структурными подразделениями организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦не применяется структурными подразделениями организации ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦4. В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦раскрыты достаточно полно ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦частично раскрыты ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦не раскрыты ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦5. Наличие в учетной политике противоречивых положений ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦6. Наличие в учетной политике методов учета отличных от установленных¦ ¦ ¦нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦II. Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦7. Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за¦ ¦ ¦ведение налогового учета и составления налоговой отчетности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и налоговой службой ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦взаимодействие отсутствует (налоговая служба самостоятельно формирует регистры¦ ¦ ¦налогового учета без применения данных регистров бухгалтерского учета) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦первичные документы обрабатываются в бухгалтерии, а затем передаются в налоговую¦ ¦ ¦службу с необходимыми пояснениями и справками ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦9. Наличие и соблюдение графика документооборота ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦10. Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской и¦ ¦ ¦налоговой службы: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦III. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом¦ ¦ ¦учете ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦12. Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в том числе¦ ¦ ¦всеми филиалами и структурными подразделениями) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦частично ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦13. Система налогового учета организована на основании: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦только регистров бухгалтерского учета ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦самостоятельно разработанных регистров налогового учета ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦регистров бухгалтерского учета и самостоятельно разработанных регистров¦ ¦ ¦налогового учета по отдельным операциям ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦14. В организации разработаны регистры налогового учета доходов и расходов от¦ ¦ ¦реализации и внереализационных доходов, расходов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦частично ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦15. В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных¦ ¦ ¦операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации¦ ¦ ¦основных средств, ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым¦ ¦ ¦налоговым законодательством определен особый порядок учета ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦частично ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом¦ ¦ ¦учете ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦только на основании первичных документов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦без подтверждающих первичных документов ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦всегда обоснованы ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦не обоснованы ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра в другой ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствуют ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦происходят часто ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦происходят иногда ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦IV. Компьютерная обработка данных (КОД) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦19. Ведение бухгалтерского и налогового учета автоматизировано ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦полностью ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦частично ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦не автоматизировано ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦20. Система КОД ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных¦ ¦ ¦подразделений ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦21. Разработанные при помощи КОД формы документов и регистров соответствуют¦ ¦ ¦требованиям унифицированных и утвержденных форм ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦22. Алгоритмы обработки данных соответствуют действующему законодательству ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦да ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦нет ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦23. Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется: ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦с соблюдением требований законодательства ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦с нарушением требований законодательства ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦24. В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность¦ ¦ ¦вносятся ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦с соблюдением установленного порядка ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦с нарушением установленного порядка ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦VI. Осуществление контроля ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦25. Служба внутреннего аудита ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦действует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦действует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦27. Инвентаризационная комиссия ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦утверждена руководителем и действует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦утверждена руководителем и действует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦29. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам,¦ ¦ ¦предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации¦ ¦ ¦претензиям ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦утверждена и действует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦отсутствует ¦ ¦ +--------------------------------------------------------------------------------+-----------------+ ¦30. Наличие приказа о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых¦ ¦ ¦обязательств ¦ ¦
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10