Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики



Rambler's Top100


 


< < Главная

Приказ Минторга РСФСР от 25 июня 1982 г. N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети"

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 3

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6

 
¦                                      ¦          100¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦          200¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Кафе                                  ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          200¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          300¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          400¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Кафе специализированные:              ¦             ¦        ¦         ¦
¦молодежное                            ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦детское                               ¦           50¦        ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦        ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦        ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦кондитерская                          ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦молочная                              ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦мороженое                             ¦           25¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Кафе-автомат                          ¦          100¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Кафетерий (кафе-отдел при магазине)   ¦            8¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           16¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           24¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           32¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Закусочная                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Закусочные специализированные:        ¦             ¦        ¦         ¦
¦шашлычная                             ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦котлетная                             ¦           25¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦сосисочная                            ¦           25¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦пельменная                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦вареничная                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦чебуречная                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦пирожковая                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦блинная                               ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦пончиковая                            ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦бутербродная (рюмочная)               ¦           25¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦чайная                                ¦           25¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦         ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Бары:                                 ¦             ¦        ¦         ¦
¦пивной                                ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          100¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦          150¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦винный                                ¦           25¦  +     ¦барменами¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦           75¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦коктейль-бар                          ¦           25¦  +     ¦барменами¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦коктейль-холл                         ¦           50¦  +     ¦барменами¦
¦                                      ¦           75¦        ¦барменами¦
¦                                      ¦          100¦        ¦и офици- ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦антами   ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦молочный                              ¦           25¦        ¦барменами¦
¦                                      ¦           50¦  +     ¦ +       ¦
¦                                      ¦             ¦        ¦         ¦
¦Магазин кулинарии                     ¦по приложению N 2     ¦         ¦
L--------------------------------------+-------------+--------+----------

Примечания. 1. Комплексные предприятия общественного питания вместимостью 150, 200 мест предназначены для строительства в жилой зоне, а вместимостью 300, 400, 500 мест - в сети предприятий городского значения.

2. Общедоступные столовые на 100, 150, 200 мест допускается проектировать с учетом организации кафе с обслуживанием официантами в вечернее время.

3. Столовые на 400, 500 мест и кафе на 300, 400 мест предназначены для строительства на курортах. Столовые вместимостью 50 и 100 мест следует принимать в составе комплексных предприятий общественного питания, во встроенно-пристроенных помещениях жилых домов, местных торговых центрах, рыночных комплексов, в отдельно стоящих зданиях - в основном в малых, средних городах и поселках.

4. Кафе, закусочные и бары на 25 мест следует организовывать в составе комплексных предприятий общественного питания.

5. В зависимости от местных условий могут применяться закусочные вместимостью от 25 до 100 мест с национальной кухней: бульонные, плациндные, бульбяные, хашные, кебабные, пловные, самсовые, мантовые, чайханы. Вместимость стереобаров и варьете-баров определяется заданием на проектирование.

6. Предприятия общественного питания, эксплуатация которых связана с выделением острых запахов (шашлычные, чебуречные), а также с вечерним или ночным режимом работы и эстрадными выступлениями (кафе молодежное), не допускается размещать в жилых зданиях, встроенных и встроенно-пристроенных помещениях к жилым зданиям.

7. Отпуск обедов на дом следует организовывать, как правило, при столовых и ресторанах (в самостоятельных помещениях или в составе магазина кулинарии); площадь помещения для отпуска обедов на дом определяется заданием на проектирование.

8. Допускается организовывать закусочные быстрого обслуживания вместимостью 150 мест и более с несколькими раздачами по отпуску блюд и изделий, соответствующих специализированным предприятиям.

9. Магазины кулинарии организуются не менее, чем на 2 рабочих места.

Магазины кулинарии на 3 и более рабочих мест организуются преимущественно с самообслуживанием.

При размещении в отдельно стоящем здании число рабочих мест в магазинах кулинарии должно быть не менее 7.

В магазинах кулинарии на 7 и более рабочих мест допускается при проектировании, в зависимости от принятого немеханического оборудования, уменьшать площадь торгового зала до 10 процентов.

10. Предприятия общественного питания, расположенные в городских зонах отдыха, следует организовывать вместимостью: рестораны - не более 100 мест, из них 75 мест должны предназначаться для круглогодичного функционирования, специализированную сеть - 50 - 75 мест, на курортах, как правило, - более 300 мест с сезонными местами, причем 20 - 30 процентов мест предназначать для функционирования в зимнее время. Распределение мест между сезонными и стационарными уточняется заданием на проектирование.

11. При составлении перспективных планов развития и размещения предприятий общественного питания следует учитывать размещение на селитебной территории заготовочных предприятий, имеющих в своем составе общедоступные предприятия общественного питания.

Для снабжения общедоступных предприятий общественного питания необходимой продукцией предусматриваются фабрики полуфабрикатов и кулинарных изделий на 15, 25, 40 тонн сырья в смену и специализированные цехи по производству мясных, рыбных и овощных полуфабрикатов.

Мощность заготовочного предприятия определяется заданием на проектирование с учетом возможности поставки полуфабрикатов предприятиями пищевых отраслей промышленности.

12. Проектирование предприятий, работающих на сырье, допускается в отдельных случаях, в зависимости от развития базы производства продукции общественного питания промышленными методами.

13. Состав и площадь помещений, включенных в Номенклатуру, принимаются в соответствии с нормами и правилами проектирования предприятий общественного питания.

 
-------------------------------------------------------------------------

* Они не связаны с обслуживанием какого-либо определенного контингента: рабочих, служащих, учащихся - по месту работы и учебы, проживающих в гостиницах, мотелях, кемпингах; зрителей и посетителей спортивных сооружений, учреждений культуры и искусства; персонала предприятий торгово-бытового обслуживания; пассажиров на вокзалах всех видов транспорта, пристанях.


Приложение N 1 к Номенклатуре типов общедоступных предприятий общественного питания


Состав и вместимость комплексных предприятий
общественного питания

-------------------------------T---------------T------------------------¬
¦Тип предприятия общественного ¦Комплексное    ¦Комплексное предприятие ¦
¦питания                       ¦предприятие ме-¦в сети городского значе-¦
¦                              ¦стного значения¦ния, мест               ¦
¦                              ¦(размещаемое в ¦                        ¦
¦                              ¦жилой зоне),   ¦                        ¦
¦                              ¦мест           ¦                        ¦
¦                              +-------T-------+-------T-------T--------+
¦                              ¦    150¦    200¦    300¦    400¦     500¦
¦                              +-------+-------+-------+-------+--------+
¦                              ¦вместимость предприятий, входящих в     ¦
¦                              ¦комплексное предприятие, мест           ¦
+------------------------------+-------T-------T-------T-------T--------+
¦Ресторан                      ¦-      ¦    100¦150    ¦    200¦     300¦
¦или столовая                  ¦     50¦-      ¦-      ¦-      ¦-       ¦
¦Кафе или закусочная           ¦     75¦     75¦     75¦     75¦      75¦
¦Кафе или закусочная           ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
¦(специализированные)          ¦-      ¦-      ¦     25¦     75¦      75¦
¦Бары:                         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
¦винный, пивной, коктейль-бар, ¦       ¦       ¦       ¦       ¦        ¦
¦молочный                      ¦     25¦     25¦     50¦     50¦      50¦
¦Магазин кулинарии             ¦площадь торгового зала (кв.м.)          ¦
¦                              ¦     40¦     60¦     60¦     90¦     130¦
L------------------------------+-------+-------+-------+-------+---------

Примечание. В условиях реконструкции сложившейся сети состав и вместимость отдельных предприятий, входящих в комплексное предприятие общественного питания, могут быть изменены от конкретных условий.

При проектировании комплексных предприятий общественного питания в их состав одновременно следует включать, как правило, или кафе со специализированной закусочной или закусочную со специализированным кафе.

В комплексном предприятии на 200 мест, предназначенном для размещения в жилой зоне, допускается проектировать вместо ресторана - столовую.

В комплексном предприятии на 400 мест, предназначенном для размещения в сети городского значения, допускается в экспериментальном проектировании размещать вместо ресторана - столовую.


Приложение N 2 к Номенклатуре типов общественных предприятий общественного питания

-----------------------T------------------------------------------------¬
¦Величина магазинов ку-¦Размещение                                      ¦
¦линарии (площадь тор- ¦                                                ¦
¦гового зала) кв.м     ¦                                                ¦
+----------------------+------------------------------------------------+
¦               40     ¦В зданиях комплексных предприятий общественного ¦
¦               60     ¦питания, столовых, ресторанов и других предприя-¦
¦               90     ¦тий общественного питания, а также в зданиях    ¦
¦                      ¦гостиниц, встроенных, встроенно-пристроенных по-¦
¦                      ¦мещениях жилых зданий, павильонах               ¦
¦                      ¦                                                ¦
¦              130     ¦В отдельно стоящих зданиях, размещаемых на пло- ¦
¦              180     ¦щадях, магистральных улицах, вблизи транспортных¦
¦                      ¦узлов                                           ¦
L----------------------+-------------------------------------------------

Примечания. 1. Торговая площадь одного рабочего места составляет не менее 18 кв.метров.

2. При магазинах кулинарии следует предусматривать отделы заказов площадью для приема и выдачи их не менее 18 кв.метров.

3. В магазинах кулинарии, размещаемых в составе предприятий общественного питания, рекомендуется предусматривать отпуск обедов на дом, исходя из реализации двух видов обедов; площадь для их отпуска должна составлять не менее 20 кв.метров.

4. При магазинах кулинарии можно организовывать кафетерий с потреблением на месте горячих напитков, молока, кисломолочных продуктов, бутербродов, кондитерских изделий на 8, 16 мест.


Приложение N 3 к приказу Минторга РСФСР от 25 июня 1982 г. N 176


Методические указания
по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения
сети предприятий розничной торговли и общественного питания
(в развитие генеральных планов городов)
(утв. приказом Минторга СССР и Госгражданстроя
от 29 декабря 1981 г. N 289/368)


Разработаны ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов Госгражданстроя, ВНИИЭТсистем Минторга СССР, Харьковским институтом общественного питания (ХИОП) Минторга Украинской ССР с использованием материалов УкрНИИТОПа Минторга СССР


Настоящие Методические указания:

определяют состав, содержание, этапы и методику разработки, порядок оформления, согласования и утверждения перспективных планов развития и размещения сети предприятий розничной торговли и общественного питания городов;

должны соблюдаться при организации сети магазинов, рынков и общедоступных предприятий общественного питания (ресторанов, столовых, кафе, закусочных, баров и магазинов кулинарии) в новых и реконструируемых городах.


1. Общие указания


1.1. Разработка перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий розничной торговли и общественного питания* направлена на решение задач планомерного и комплексного развития сети предприятий на основе органичного объединения планирования развития города и отрасли и совершенствования структуры и размещения сети предприятий в целях повышения удобств населения, улучшения условий работы предприятий, увеличения эффективности капиталовложений, направляемых на развитие материально-технической базы розничной торговли и общественного питания.

1.2. В целях увязки с системой государственного экономического и социального планирования перспективные планы составляются в соответствии со сроками, на которые разрабатываются генеральные планы развития городов:

на расчетный срок (20 лет);

на первую очередь строительства (период завершения текущего пятилетнего плана и следующее пятилетие).

Из первой очереди строительства выделяется первый этап развития сети (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий), обеспеченный реальными объемами капитальных вложений.

1.3. Исходными материалами для разработки перспективного плана являются:

1.3.1. материалы проекта генерального плана города:

данные о численности и составе населения (прогноз по планируемым периодам), о народнохозяйственном профиле города, его административном значении, роли в системе расселения;

генеральный план города (светокопия основного чертежа) и проект размещения первой очереди строительства с указанием численности населения или плотности застройки в структурных элементах селитебной территории (жилые районы, микрорайоны, межмагистральные территории, кварталы) и этапов реконструкции города;

схемы городского и внешнего транспорта с картограммами пассажиропотоков по трудовым и культурно-бытовым передвижениям;

схема размещения городских и районных общественных центров, специализированных культурно-зрелищных, административно-деловых, спортивных и других комплексов, зон отдыха и основных мест приложения труда (с указанием ориентировочного количества работающих);

1.3.2. опорный план города (светокопия) с указанием численности населения в целом и по административным районам, со схемой транспортных магистралей и маршрутов с остановками общественного транспорта и схемой размещения основных объектов культурно-бытового обслуживания и крупных производственных предприятий и учебных заведений;

1.3.3. статистические и другие данные, характеризующие условия формирования и развития сети предприятий торговли и общественного питания города:

перечни-дислокации действующих предприятий торговли и общественного питания с выделением предприятий, сохраняемых на планируемые периоды (определяется заказчиком на основании полной паспортизации предприятий);

отраслевые показатели развития сети и ее функционирования за предшествующую, текущую и последующую пятилетки (ввод и выбытие предприятий, рост товарооборота и изменение его структуры, среднедушевой товарооборот и др.);

1.3.4. объемы капитальных вложений в развитие сети розничной торговли и общественного питания города на текущее пятилетие с указанием источников финансирования;

1.3.5. дополнительные материалы, к которым относятся выполненные и утвержденные проектные и научно-исследовательские разработки по городу в целом и по отдельным его районам, комплексные планы социально-экономического развития города, адресные планы города.

1.4. Перспективный план разрабатывается в составе следующих материалов:

схемы размещения сети предприятий торговли и общественного питания на конец расчетного срока с выделением первой очереди строительства (М1:10000);

схемы размещения сети существующих сохраняемых предприятий торговли и общественного питания (М1:10000);

пояснительной записки (структуру записки см. в приложении 4).

1.5. Перспективный план выполняется как самостоятельный вид научных и проектных работ на основе и в развитие утвержденного проекта генерального плана города.

Заказчиками перспективных планов являются исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов в лице управлений (отделов) торговли и общественного питания и управлений (отделов) по делам строительства и архитектуры. В союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, заказчиками могут быть Советы Министров этих республик в лице министерств торговли республик или упомянутых управлений горисполкомов.

Разработка перспективных планов осуществляется проектными и научно-исследовательскими организациями, подведомственными Госгражданстрою и Министерству торговли СССР и другими проектными институтами - с разрешения Госгражданстроя и Министерства торговли СССР.

1.6. В обязанности заказчиков входит:

выдача организации-разработчику программы работ или задания на разработку перспективного плана;

обеспечение организации-разработчика необходимыми исходными материалами в установленные договором сроки. В случае изменения заказчиком ранее выданных им исходных данных, вызывающих необходимость переработки задания на составление плана и переделки части выполненных к этому времени работ, а также при задержке выдачи исходных данных, соответственно изменяется договорный срок окончания перспективного плана;

обеспечение организации-разработчику условий для изучения с необходимой степенью детализации вопросов формирования сети предприятий торговли и общественного питания, а также для натурных обследований сети действующих предприятий.

1.7. Организация-разработчик назначает авторский коллектив (из архитекторов, экономистов и других специалистов), выделяя в каждом случае руководителя темы или главного архитектора проекта, ответственного за работу в целом, ее качество, обоснованность и экономичность предложений, а также за выпуск работы в установленные сроки.

1.8. Перспективный план рассматривается и утверждается заказчиком. Заказчик согласовывает с минторгом и госпланом союзной республики объемы капитальных вложений на первую очередь строительства торговой сети (в том числе 5-процентные отчисления от жилищного строительства) и количество сверхлимитных объектов, подлежащих строительству.

1.9. В целях комплексной организации системы торгового обслуживания перспективные планы должны разрабатываться одновременно с перспективными планами развития складского хозяйства, объектов централизованной фасовки товаров и заготовочных предприятий общественного питания.

Целесообразно совмещать сроки разработки этих планов с перспективными планами развития и размещения сети предприятий бытового обслуживания; средства, выделяемые на эти цели, сосредоточивать в руках единого заказчика (см.пп.1.5).

1.10. Перспективные планы должны учитываться при корректировке генеральных планов, в проектах детальной планировки и застройки районов города, а также при выборочной застройке.


2. Основные положения организации системы торгового обслуживания


2.1. Торговое обслуживание, как неотъемлемая часть развитой системы культурно-бытового обслуживания, является одним из важнейших факторов организации жизни населения и в значительной степени влияет на условия труда, быта и отдыха советских людей. Дальнейшее развитие и совершенствование сети предприятий торговли и общественного питания, обеспечивающие высокий уровень обслуживания населения и эффективность капитальных вложений в строительство, предполагают:

комплексную организацию сети и развитие ее в соответствии с планируемым ростом обеспеченности населения предприятиями торговли и общественного питания;

размещение предприятий, обеспечивающее наилучшие условия их доступности с минимальными затратами времени;

формирование структуры сети предприятий, наиболее полно отвечающей потребностям различных категорий населения по содержанию и месту предоставления товаров и услуг;

применение прогрессивных типов зданий, которые по своим функционально-техническим и архитектурно-планировочным качествам отвечают не только требованиям обслуживания сегодняшнего дня, но и достаточно длительной перспективы (как с точки зрения удовлетворения меняющихся потребностей людей, так и улучшения организации обслуживания).

2.2. Важнейшими социально-экономическими предпосылками формирования и развития системы торгового обслуживания на современном этапе и в перспективе являются:

повышение уровня материальных и духовных потребностей людей в условиях планомерного роста народного благосостояния;

рост производительности труда, увеличение свободного времени и расширение сферы проведения досуга, повышение значения фактора времени;

развитие и дифференциация производственной деятельности людей и расширение их культурных интересов, способствующие активизации общегородской социальной жизни и росту подвижности населения;

рост численности городского населения, высокие темпы жилищного строительства, повышение значения города как центра трудовой, культурной и общественно-политической жизни, расширение общегородских и межселенных связей и развитие общественного и индивидуального транспорта;

научно-технический прогресс в торговле и общественном питании: увеличение объема продажи товаров народного потребления, расширение их ассортимента, стандартизация продукции и совершенствование упаковки, переход предприятий общественного питания к приготовлению пищи на промышленной основе, централизация складского хозяйства и фасовки продовольственных товаров, совершенствование средств снабжения предприятий, механизация и автоматизация производственных процессов, широкое внедрение тары-оборудования, прогрессивных форм и методов обслуживания (самообслуживания, системы заказов и посылочной торговли) и др.

2.3. В соответствии с прогрессивными тенденциями в градостроительстве и развитии отрасли сеть предприятий розничной торговли и общественного питания формируется в структуре города в целом:

с учетом его величины, административного значения, роли в системе расселения (определяющих приток иногородних посетителей торговых предприятий), особенностей планировки и застройки;

в тесной взаимосвязи с транспортной системой города с учетом основных направлений и интенсивности пассажирских и пешеходных потоков;

с учетом мест проживания и концентрации населения города и приезжих, размещения: мест приложения труда на селитебной территории (промышленных предприятий, административных, научных, проектных и других учреждений), учебных заведений, культурно-зрелищных, спортивных и других учреждений общественного обслуживания вокзалов и др.;

на основе укрупнения, концентрации и рациональной специализации предприятий, объединения их в торговые и общественные центры;

с максимальным использованием резервов повышения интенсивности работы действующих предприятий.

2.4. Сеть предприятий торговли и общественного питания формируется в виде единой системы, в которой отдельные предприятия функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимодействии двух групп предприятий - местного значения и городского значения, в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения (характер ассортимента товаров и услуг и формы обслуживания) и в зависимости от отношения потребителя к затратам времени на их получение.

Основным требованием к формированию типов и размещению предприятий местного значения является обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса, а также общественным питанием в процессе повседневной деятельности людей с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города (в микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков и обслуживают население в пределах пешеходной доступности.

Главное требование к предприятиям городского значения - предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные запросы и индивидуальные вкусы людей. Концентрация товаров широкого и сложного ассортимента в крупных универсальных и специализированных магазинах при некотором увеличении времени их доступности, в конечном итоге, способствует общей экономии времени населения по сравнению с рассредоточенным размещением мелких магазинов, располагающих неполным ассортиментом товаров. В предприятиях общественного питания городского значения (ресторанах, специализированных кафе и т.д.) совмещаются их функции предоставления питания населению с отдыхом, развлечением и общением. Предприятия городского значения (обслуживая город в целом, в том числе и иногородних посетителей), размещаются в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях, на главных улицах и магистралях, у транспортных узлов и т д. с учетом транспортной доступности.

2.5. Предприятия торговли и общественного питания размещаются в составе общественных и торговых центров, рыночных комплексов, в отдельно стоящих зданиях, а также во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам и общественным зданиям.

Торговый центр, объединяющий различные предприятия торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, как наиболее перспективный тип здания, обеспечивает комплексное обслуживание населения, позволяет повысить эффективность строительства и эксплуатации, и является архитектурно-композиционным акцентом в застройке города.


3. Методика разработки перспективного плана (схемы) развития
и размещения сети предприятий торговли и общественного питания


3.1. Перспективный план разрабатывается в следующей последовательности:

анализ материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития города;

анализ материалов, характеризующих сеть действующих предприятий торговли и общественного питания на основе паспортизации сети и экономических расчетов;

разработка основных положений (концепции) перспективного развития и совершенствования системы торгового обслуживания;

общий расчет сети предприятий торговли и общественного питания на расчетный срок;

размещение, определение зон обслуживания, расчет вместимости и подбор типов предприятий местного значения на расчетный срок;

расчет вместимости, размещение и подбор типов предприятий городского значения на расчетный срок;

общий расчет сети определение вместимости, размещение и подбор типов новых и реконструируемых предприятий местного и городского значения на первую очередь строительства;

выделение первого этапа развития сети предприятий;

расчет капитальных вложений, необходимых для создания проектируемой (новой и реконструируемой) сети предприятий торговли и общественного питания по планируемым периодам и определение экономической эффективности капитальных вложений в строительство первой очереди;

составление пояснительной записки к проекту и оформление схем и других графических материалов.

3.2. Анализ материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития города, проводится на основе исходных материалов (пп.1.3) и имеет целью определить:

нормативы расчета потребности населения города в сети предприятий торговли и общественного питания по планируемым периодам, в зависимости от его величины (численности населения), административного значения, роли в системе расселения и других факторов;

структурное построение сети и схему размещения торговых центров и основных предприятий торговли и общественного питания, обусловленные функциональным зонированием территории города и спецификой его планировочной структуры (размещением новых и реконструируемых районов и мест приложения труда, трассировкой транспортных магистралей и др.), схемой организации общественного обслуживания и дислокацией сети действующих предприятий торговли и общественного питания;

очередность строительства предприятий торговли и общественного питания, обусловленную этапами реконструкции и строительства районов города.

3.3. Анализ и оценка действующей сети предприятий проводятся на основании перечней-дислокаций продовольственных и непродовольственных магазинов и предприятий общественного питания (форма 1) с целью определить:

фактическую обеспеченность населения города предприятиями торговли и общественного питания (форма 2);

фактическое распределение торговой площади магазинов по группам товаров (форма 3);

структуру сети действующих предприятий торговли и общественного питания (форма 4);

характеристику работы действующих предприятий торговли и общественного питания - товарооборот, приходящийся на один кв.метр торговой площади магазина и на одно место в предприятии общественного питания; доля предприятий, применяющих прогрессивные формы и методы обслуживания и др. (форма 5);

характеристику зданий и помещений, занимаемых предприятиями торговли и общественного питания (форма 6);

динамику развития сети предприятий торговли и общественного питания за предшествующее пятилетие (форма 7);

характеристику размещения сети действующих предприятий торговли и общественного питания (форма 8) (охват жилой застройки города предприятиями местного значения в пределах допустимого радиуса доступности; степень взаимосвязи предприятий с общественным транспортом; территориальное распределение предприятий городского значения - в центральном и периферийных районах города, в зонах отдыха и др.; их взаимосвязь с другими культурно-бытовыми учреждениями).

Выводы по результатам анализа должны отразить существующие особенности развития сети города и недостатки в организации торгового обслуживания, подлежащие устранению в планируемом периоде.

3.4. В основных положениях определяются главные направления и задачи перспективного развития системы торгового обслуживания, обосновываются принципиальное структурное построение сети и места размещения торговых центров и других крупных предприятий торговли и общественного питания, намечаются пути совершенствования типологической структуры сети и очередность ее развития.

Концепция развития и совершенствования системы торгово-бытового обслуживания базируется на общих принципах рациональной организации сети (пункт 2) и на результатах проведенного анализа материалов, характеризующих современное состояние и перспективу развития города и отрасли, что предшествует конкретным технико-экономическим расчетам и размещению сети проектируемых предприятий.


Расчетный срок


3.5. Общая потребность в сети предприятий торговли и общественного питания определяется умножением планируемой численности населения города на соответствующие нормативы расчета сети.

Потребность в сети предприятий определяется:

продовольственных магазинов и рынков - по нормативам расчета, приведенным в табл.1, с учетом примечания 2 к табл.1;

магазинов заказов - по нормативам расчета, приведенным в примечании 4 к табл.1;

непродовольственных магазинов - по нормативам расчета табл.2, с учетом типа города (его величины, административного значения и роли в системе расселения);

предприятий общественного питания и магазинов кулинарии - по нормативам расчета табл.3, с учетом типа города.

Объем нового строительства предприятий торговли и общественного питания определяется путем вычитания сохраняемого фонда предприятий из общей потребности, полученной по расчету. Расчеты записываются по форме 9.

3.6. Потребность в торговой площади магазинов по группам товаров для города в целом определяется умножением расчетных показателей, приведенных в табл.4 (графа 2) на численность населения города.

При этом расчетные показатели по группам непродовольственных товаров корректируются с учетом типа города (его величины, административного значения, роли в системе расселения) путем умножения на коэффициенты, приведенные в табл.5.

Расчеты записываются по форме 10.

3.7. Общее количество мест в предприятиях общественного питания распределяется между различными типами предприятий в соотношении, указанном в табл.6. Результаты записываются по форме 11.

3.8. Потребность в предприятиях торговли и общественного питания местного значения (размещаемых в жилой зоне) определяется путем умножения соответствующих нормативов расчета на численность населения города по табл.7. Расчеты записываются по форме 12 (графы 4, 5).

3.9. Основными предприятиями местного значения, размещаемыми в жилой зоне, являются:

универсам - магазин самообслуживания продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента повседневного спроса с отделом заказов;

комплексное предприятие общественного питания (включающее ресторан или столовую, кафе или закусочную, бар и магазин кулинарии), столовая (вечером кафе) с магазином кулинарии.

Эти предприятия следует объединять в торговые центры, включая в них (в качестве самостоятельных объектов) комплексные приемные пункты бытового обслуживания, отделение связи со сберкассой и аптеку.

Торговые центры целесообразно объединять с культурно-зрелищными и другими учреждениями в общественные центры с целью создания условий комплексного обслуживания, взаимного увеличения притока потенциальных посетителей и усиления выразительности городской застройки.

3.10. При размещении предприятий местного значения в жилой зоне города необходимо руководствоваться следующим:

торговые центры (или отдельные предприятия торговли и общественного питания) должны размещаться равномерно, на магистральных улицах, преимущественно у мест выхода основных пешеходных путей к остановкам общественного транспорта, с учетом безопасности и удобства посетителей;

территория в жилой зоне, на которую распространяется действие предприятий местного значения (зона обслуживания), ограничивается временем пешеходной доступности 7 - 10 минут и определяется радиусом до 500 метров. При низкой плотности застройки (1 - 2-этажный жилой фонд, дома с приусадебными участками и др.) допускается увеличение радиуса обслуживания предприятий до 800 метров, а при неблагоприятных климатических условиях, сложном рельефе или планировочных ограничениях, увеличивающих время пешеходного пути, радиус обслуживания может быть уменьшен до 300 метров;

границы зоны обслуживания могут не совпадать с границами планировочных элементов жилой застройки - микрорайонов, кварталов и межмагистральных территорий, и охватывать несколько микрорайонов в радиусе 500 метров;

в районах сложившейся застройки зоны обслуживания определяются условно с учетом сети действующих (сохраняемых на расчетный срок) предприятий; при этом за центры условных зон принимаются наиболее крупные магазины или группы близлежащих магазинов.

3.11. При включении предприятий торговли и общественного питания в состав общественных центров жилых районов, их вместимость рассчитывается только на население в зоне пешеходной доступности центра (500 метров). В случае территориальной обособленности или удаленности жилого района от центра города, наличия вблизи крупных мест приложения труда, транспортных узлов и т.п., в общественных центрах жилых районов могут быть размещены также отдельные предприятия городского значения.

3.12. Зоны обслуживания предприятий (торговых центров) местного значения должны охватывать всю территорию жилой застройки города при возможно наименьшем их количестве. Суммарная площадь территорий, на которые одновременно накладываются радиусы действия двух или большего числа местных торговых центров, не должна составлять более 15 процентов. Территории, не охваченные радиусом обслуживания местных торговых центров (или универсамов) не должны превышать 10 процентов, и на них могут размещаться встроенные предприятия-филиалы универсамов (булочные, молочные и др.), с использованием имеющихся торговых помещений.

3.13. Расчет вместимости и подбор типов предприятий местного значения проводится для каждой зоны отдельно; им предшествуют нанесение на основной чертеж зон обслуживания предприятий (торговых центров) в соответствии с подпунктами 3.10 - 3.12 и определение численности проживающего в их пределах населения.

Потребность в магазинах и предприятиях общественного питания по каждой зоне определяется умножением количества жителей в данной зоне на нормативы расчета сети предприятий местного значения (табл.7).

В районах сложившейся (реконструируемой) застройки объем нового строительства определяется как разность между потребностью в предприятиях, полученной по расчету для данной зоны, и сохраняемым фондом.

Типы предприятий подбираются по Номенклатуре магазинов, Номенклатуре типов общедоступных предприятий общественного питания, утвержденных приказом Минторга СССР и Госгражданстроя от 29 декабря 1981 г. N 289/368 и Номенклатуре основных местных торговых центров (табл.8).

Расчеты записываются по форме 13.

3.14. Потребность в предприятиях торговли и общественного питания городского значения определяется как разность между общей потребностью, рассчитанной для данного типа города (пп.3.5, форма 9) и принятой по проекту вместимостью предприятий местного значения.

Расчеты записываются по форме 12 (графа 7).

3.15. К предприятиям городского значения относятся: универмаги, продовольственные и непродовольственные магазины комплексного спроса и специализированные, комплексные предприятия общественного питания (включающие несколько предприятий различных типов), рестораны, кафе и закусочные, в том числе специализированные, столовые в зонах отдыха, бары, коктейль-холлы, магазины кулинарии, рынки, магазины заказов.

Главными узлами концентрации сети предприятий городского значения являются крупные торговые центры, формируемые на основе универмага и включающие комплекс предприятий общественного питания (ресторан, кафе, бар, магазин кулинарии и т.п.), Дом быта и в зависимости от конкретных условий - специализированные предприятия обслуживания.

В центральных районах сложившихся городов торговые центры могут формироваться в виде системы торговых пешеходных улиц (с выведением за их пределы транспортных потоков) путем реконструкции и расширения действующих и строительства новых предприятий.

3.16. Предприятия городского значения следует размещать в центре города, в общественных центрах планировочных районов (зон), вблизи крупных транспортных узлов, преимущественно в комплексах торговых центров, а также вдоль основных магистралей с учетом сохраняемых предприятий.

Предприятия общественного питания следует размещать также в городских административно-деловых, спортивных, культурных и других специализированных центрах и в зонах отдыха.

Сеть предприятий городского значения строится с учетом величины города, его административного значения, роли в системе расселения, планировочной структуры, сложившейся сети предприятий, региональных и других особенностей.

В малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской торговый центр, сосредоточивающий максимальный для таких городов ассортимент товаров и услуг.

В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегородскому торговому центру может быть создан подцентр или размещена группа специализированных предприятий городского значения (возможно в комплексе с местным торговым центром).

В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. В крупнейших городах, кроме того, могут формироваться торговые центры планировочных зон, торгово-транспортные центры и другие комплексы торгово-бытового обслуживания.

В городах, являющихся центрами систем расселения, торговые центры следует размещать в первую очередь у вокзалов и на вылетных транспортных магистралях с большим числом пригородных автобусных маршрутов.

Общегородской торговый центр, центры планировочных районов и крупные специализированные магазины и предприятия общественного питания должны быть удобно связаны со всеми районами города и между собой маршрутами массового общественного транспорта.

3.17. При расчете потребности и подборе типов магазинов городского значения следует определять долю универмагов по табл.9. Типы магазинов принимаются по Номенклатуре.

Торговая площадь универмагов включает торговую площадь общего городского торгового центра и торговых центров планировочных районов с учетом численности проживающего в них населения и конкретных условий размещения в структуре города. При этом общегородской торговый центр рассчитывается одновременно и как центр планировочного района. Примерный состав основных предприятий торговых центров планировочных районов приводится в табл.10.

В случаях, когда строительство общегородского универмага (торгового центра) в центральном районе города затруднено или нецелесообразно вследствие перенасыщенности действующей сети, его роль может осуществляться торговым центром одного из планировочных районов, при обеспечении удобных транспортных связей.

3.18. Типы специализированных магазинов городского значения на расчетный срок подбираются по примерам табл.11. Для детального подбора типов магазинов следует пользоваться методикой расчета по товарным группам, рекомендуемой для первой очереди строительства (пп.3.27).

Результаты записываются по форме 14.

3.19. Количество мест в предприятиях общественного питания городского значения по типам предприятий принимается по форме 11, графа 6 за вычетом числа мест, приходящихся на предприятия местного значения по форме 13, графа 7.

В торговых центрах следует размещать 5 - 10 процентов мест от их общего количества в предприятиях общественного питания городского значения. Результаты записываются по форме 15.

3.20. При размещении предприятий торговли и общественного питания городского значения следует учитывать время их доступности. Если в городе предусматривается только одно предприятие данного типа, то его следует размещать в зонах с наилучшими показателями доступности, то есть в центральной зоне города или с учетом особенностей спроса (например, крупный магазин мебели, автомобилей) и местных традиций (например, специализированный ресторан национальной кухни и др.) при обеспечении удобных транспортных связей.

Однотипные предприятия городского значения (с примерно одинаковым ассортиментом товаров и услуг) следует размещать по возможности равномерно с учетом количества обслуживаемого населения и времени доступности, определяющих их зоны действия. Предприятия различной специализации с общей зоной действия целесообразно группировать, образуя торговые зоны в виде торговых улиц и площадей.

3.21. Магазины заказов (осуществляющие прием, комплектацию и доставку заказов на продовольственные товары на дом, на промышленные предприятия и т.п.) следует размещать как самостоятельные объекты в коммунально-складской зоне на границе промышленной и жилой зоны или на селитебной зоне города. В последнем случае их целесообразно размещать в составе торговых центров городского значения, предусматривая в них торговый зал самообслуживания по продаже продовольственных товаров. Размеры магазинов заказов принимаются по Номенклатуре типов магазинов.

3.22. Рынки рекомендуется строить в виде комплексов, включающих, кроме торговых помещений круглогодичного пользования (крытые рынки), площади для сезонной торговли и дополнительного обслуживания (магазин, столовая, закусочная, гостиница для колхозников и др.), и размещать вблизи торговых центров городского значения, обеспеченных удобными внутригородскими и внешними транспортными связями.

Вместимость рыночных комплексов принимается с учетом природно-климатических условий, определяющих величину площади для сезонной торговли по табл.1, примечание 6.

Типы рынков подбираются по Примерной номенклатуре типов рыночных комплексов (табл.12).

3.23. Торговые центры и наиболее крупные торгово-бытовые здания городского значения следует размещать, имея в виду их значение как важных архитектурных и композиционных акцентов в застройке города, и включать в комплексы общественных центров с учетом их функционального зонирования и архитектурно-пространственной организации.

В городских торговых центрах должны быть созданы благоустроенные пешеходные зоны, удобно связанные с остановками общественного транспорта, автостоянки и подъезды для грузовых и легковых автомобилей.

3.24. В результате расчета сети и подбора типов предприятий городского и местного значения на расчетный срок составляются перечни типов предприятий для нового строительства по форме 16. Отклонение запланированных объемов нового строительства (по перечням предприятий торговли и общественного питания) от установленных расчетом (пп.3.5) не должны превышать 5 процентов.


Первая очередь строительства


3.25. План развития и размещения сети предприятий торговли и общественного питания первой очереди строительства составляет на основании принятых на расчетный срок типов предприятий местного и городского значения, мест их размещения и зон обслуживания в объеме, соответствующем первой очереди развития города по генеральному плану.

Общая потребность в сети предприятий торговли и общественного питания определяется путем умножения численности населения города на соответствующие нормативы расчета (на первую очередь строительства) аналогично пп.3.5 с учетом сохраняемого на этот период фонда.

3.26. Потребность в торговой площади в магазинах по отдельным группам товаров определяется путем умножения численности населения города на соответствующие показатели табл.4 (графа 5) с учетом коэффициентов табл.5.

Результаты записываются по форме 10.

3.27. Общее количество мест в предприятиях общественного питания распределяется между различными типами предприятий в соотношении, указанном в табл.6.

Результаты записываются по форме 11.

3.28. Потребность в предприятиях местного значения определяется для каждой зоны обслуживания по количеству жителей, планируемому на первую очередь строительства (по нормативам табл.7), с учетом временно пребывающих в зоне контингентов населения.

В общедоступных предприятиях общественного питания целесообразно осуществлять питание работающих на производственных предприятиях (с числом работающих в наиболее многочисленной смене не более 30 чел.) и в учреждениях (с числом работающих не более 50 чел.), расположенных в зоне их обслуживания, если производственное предприятие, учреждение не может обеспечить выделение необходимых помещений. Торговая площадь в магазинах и количество мест в предприятиях общественного питания, необходимые для обслуживания этих контингентов определяются по нормативам, приведенным в табл.13.

Полученные величины прибавляются к вместимости предприятий, рассчитанных на обслуживание жителей данной зоны (см. пример, форма 17).

Результаты расчета вместимости предприятий местного значения по каждой зоне обслуживания сопоставляется с принятыми на расчетный срок и записываются по форме 17.

Столовые производственных предприятий, учреждений, а также высших и средних специальных учебных заведений, расположенных на селитебной территории, рекомендуется использовать для обслуживания населения в часы, свободные от обслуживания основного контингента работающих и учащихся. Вместимость этих предприятий в расчет общедоступной сети не включается.

3.29. Правильная структура распределения торговой площади магазинов по товарным группам в каждой зоне обслуживания обеспечивается строительством универсамов. При реконструкции сети действующих предприятий проверка структуры проводится путем сопоставления торговой площади новых и сохраняемых магазинов, дифференцированной по группам товаров, с расчетными показателями табл.4, по форме 18. При необходимости сеть корректируется за счет расширения и переспециализации сохраняемых магазинов. При этом на базе группы близко расположенных магазинов целесообразно организовывать комплекс, по товарной структуре соответствующий универсаму.

3.30. Потребность в сети предприятий торговли и общественного питания городского значения на первую очередь определяется аналогично пп.3.14.

Результаты записываются по форме 12.

3.31. Типы предприятий торговли и общественного питания городского значения для нового строительства выбираются из перечня предприятий, предусмотренных на расчетный срок. При этом руководствуются проектом размещения строительства первой очереди по генеральному плану и расчетной потребностью в предприятиях городского значения в целом и по товарным группам на этот период с учетом сохраняемых (расширяемых и реконстуируемых) предприятий.

Потребность в торговой площади по группам товаров определяется для продовольственных магазинов по показателям табл.4 (графа 7), для непродовольственных магазинов по показателям, рассчитанным по пп.3.26 (форма 10, графа 3), за вычетом показателей по каждой товарной группе для предприятий местного значения (табл.4, графа 6).

Расчет записывается по форме 19.

В случаях отклонений в структуре распределения торговой площади магазинов городского значения от требуемой по расчету сеть корректируется главным образом за счет применения дополнительных типов и переспециализации действующих предприятий.

Результаты корректировки вносятся в форму 19.

Соотношение между типами предприятий общественного питания по количеству мест корректируется как за счет объектов нового строительства, так и переспециализации действующих предприятий (форма 11).

Подбор типов предприятий городского значения рекомендуется осуществлять в нескольких вариантах.

Выбор наиболее рационального варианта определяется расчетом сравнительной экономической эффективности.

3.32. В планах развития сети на первую очередь строительства следует особое внимание обратить на реконструкцию торговых предприятий общегородского центра. В новых городах одновременно со строительством предприятий торговли и общественного питания местного значения необходимо предусмотреть начало строительства общегородского торгового центра (универмага и комплексного предприятия общественного питания) и резервировать территории для его расширения.

3.33. Документом, обобщающим предложения перспективного плана развития сети предприятий города на конец первой очереди строительства является титульный список, в который включаются:

новые предприятия, размещаемые в составе торговых центров, в отдельно стоящих зданиях и во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях жилых домов или зданий иного назначения;

предприятия, организуемые в результате расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий торговли и общественного питания.

Пообъектные планы развития и размещения сети предприятий на первую очередь составляются с максимальным использованием действующих типовых проектов.

Титульные списки составляются по форме 20 и включаются объемы капитальных вложений в строительство объектов перечисленных групп.


Первый этап развития сети


3.34. Объекты первого этапа развития сети предприятий торговли и общественного питания на текущее пятилетие (по годам) выделяются из первой очереди строительства в объеме, обеспеченном реальными капиталовложениями из основных источников финансирования развития материально-технической базы торговли.

Основанием для составления перечня объектов первого этапа строительства служат утвержденные исполкомами Советов народных депутатов текущие и долгосрочные планы социально-экономического развития народного хозяйства городов (раздел "Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание"), а также основные положения и расчетные параметры первой очереди строительства, принятые в перспективном плане развития сети предприятий торговли и общественного питания.

3.35. При определении перечня объектов первого этапа следует особое внимание уделить максимальному использованию резервов увеличения пропускной способности действующих предприятий за счет их расширения, реконструкции и технического перевооружения.

Мелкие магазины, которые освобождаются в результате реконструкции сети и внедрения крупных прогрессивных типов магазинов, следует использовать для организации небольших кафе, пунктов приема стеклотары, вторсырья и для других предприятий с целью экономии средств, выделяемых на их строительство из 5-процентных отчислений.

3.36. При разработке первого этапа развития сети следует предусматривать возможности повышения производительности труда в торговых предприятиях (за счет их перевода на прогрессивные формы обслуживания, внедрения тары-оборудования, торговли по заказам населения, применения прогрессивной технологии приготовления продукции общественного питания и т.д.) с таким расчетом, чтобы обеспечить прирост сети без увеличения численности работающих.

3.37. Объекты первого этапа выделяются в титульных списках с указанием сроков их строительства по годам (форма 20).

3.38. Заготовочные предприятия (фабрики полуфабрикатов и кулинарных изделий, специализированные цехи) размещаются в коммунально-складской зоне, на границе промышленной и жилой зоны, на селитебной территории и обеспечиваются подъездными путями. Типы заготовочных предприятий принимаются по Номенклатуре типов общедоступных предприятий общественного питания, примечание 11. Мощность заготовочных предприятий, ассортимент выпускаемой ими продукции и очередность их строительства определяются по специальным нормативам с учетом конкретных условий.

3.39. Перспективный план развития и размещения сети предприятий торговли и общественного питания рекомендуется оформлять в соответствии с формой 21.


4. Определение экономической эффективности капитальных вложений
в строительство сети предприятий торговли и общественного питания


4.1. При разработке перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий торговли и общественного питания определяется объем капитальных вложений на расчетный срок, а для объектов строительства первой очереди производится, кроме того, оценка экономической эффективности капитальных вложений.

4.2. Общий объем капитальных вложений, необходимых для строительства всей сети предприятий торговли и общественного питания на расчетный срок, определяется на основании Перечня предприятий торговли и общественного питания (форма 16).

Расчет производится по формуле:

 
                     К = Мторг. x Уторг. + Моп x Уоп,
 

где: К - общая потребность в капитальных вложениях, руб.;

Мторг. - потребность в предприятиях торговли (торговая площадь), кв.м;

Уторг. - удельные капитальные вложения на один кв.м торговой площади в магазинах, руб.;

Моп - потребность в предприятиях общественного питания (количество мест);

Уоп - удельные капитальные вложения на одно место в предприятиях общественного питания, руб.

При расчете следует применять нормативы удельных капитальных вложений, утвержденные на соответствующие периоды долгосрочной перспективы по каждой подотрасли. Для более точного определения объема капитальных вложений расчет может быть произведен исходя из нормативов удельных капитальных вложений для соответствующих типов предприятий.

Если утвержденные нормативы удельных капитальных вложений на долгосрочную перспективу отсутствуют, то удельные капитальные вложения могут быть приняты по уровню, установленному в период составления перспективного плана развития и размещения сети.

4.3. Строительство объектов первой очереди основывается на максимальном использовании действующих типовых проектов. Поэтому в титульных списках, намеченных к строительству предприятий по объектам первой очереди (форма 20), следует указывать рекомендуемые, как правило, типовые проекты, их номера, проектную организацию, разработавшую типовой проект и год ввода проекта в действие.

Объем капитальных вложений в новое строительство объектов первой очереди определяется на основании титульных списков по сметной стоимости строительства предприятий соответствующих подотраслей по типовым проектам (с учетом затрат на привязку проектов к конкретным условиям строительства).

В тех случаях, когда отсутствуют типовые проекты предприятий требуемых мощностей (вместимостей), стоимость строительства определяется исходя из намеченных к строительству объектов-аналогов или по нормативам удельных капитальных вложений.

4.4. При определении общего подъема капитальных вложений в строительство первой очереди выделяются затраты на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий торговли и общественного питания.

Объем капитальных вложений, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, определяется на основании титульного списка.

Расчеты производятся приближенно по нормативам удельных капитальных вложений на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение для соответствующих типов предприятий.

4.5. В составе объемов капитальных вложений в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов первой очереди следует выделить объемы капитальных вложений в строительство первого этапа, обеспеченные всеми источниками финансирования. При этом отдельно должны быть выделены объемы капитальных вложений за счет 5-процентных отчислений от объемов жилищного строительства, как основного источника финансирования, подлежащего реальному учету и контролю при выполнении физических объемов строительства.

4.6. Оценка экономической эффективности капитальных вложений в строительство объектов первой очереди производится по показателям общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности.

4.7. В расчетах общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений применяется показатель рентабельности капитальных вложений определяемый как отношение прибыли к капитальным вложениям.

Показатель общей (абсолютной) экономической эффективности (рентабельности) капитальных вложений в первую очередь строительства - Э - определяется отдельно по группам предприятий сети торговли и общественного питания по формуле:

 
                                      П
                               Э = --------,                          (2)
                                      К
 

где: К - суммарные капитальные вложения в строительство объектов первой очереди соответствующей подотрасли, руб.;

П - суммарная годовая прибыль по группам этих предприятий, руб.

Полученные в результате расчетов показатели общей (абсолютной) экономической эффективности сопоставляются с соответствующими отраслевыми нормативами общей эффективности, и если исчисленная величина показателя больше норматива, то рассматриваемые капитальные вложения эффективны.

Нормативные коэффициенты экономической эффективности капитальных вложений в государственной торговле приведены в табл.14.

При расчетах показателей общей (абсолютной) экономической эффективности капитальных вложений годовая прибыль предприятий, намеченных к строительству по типовым проектам, определяется на основании технико-экономических показателей проектов, а при отсутствии необходимого типового проекта - в соответствии с показателями проектов-аналогов или фактическими показателями аналогичных действующих предприятий.

4.8. Для оценки экономической эффективности капитальных вложений в расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий торговли и общественного питания показатель рентабельности определяется отношением прироста прибыли к дополнительным капитальным вложениям, вызвавшим этот прирост.

Расчет производится по формуле:

 
                                  дельта П
                             Эп = ---------,                         (2а)
                                  дельта К
 

где: дельта П - суммарный прирост годовой прибыли, вызванный дополнительными капитальными вложениями, руб.;

дельта К - суммарные дополнительные капитальные вложения в расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, руб.

При оценке эффективности расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий торговли и общественного питания расчет производится не только путем сопоставления затрат на эти цели с полученным эффектом, но и с учетом всей суммы основных фондов и общего эффекта по предприятиям, подлежащим расширению, реконструкции и техническому перевооружению.

4.9. При разработке планов развития и размещения сети предприятий городского значения в нескольких вариантах производятся расчеты сравнительной экономической эффективности капитальных вложений для определения более эффективного варианта.

Выбор более эффективного варианта организации сети предприятий торговли и общественного питания производится путем сравнения величин приведенных затрат по вариантам.

Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности.

Более эффективным является вариант, имеющий меньшие приведенные затраты.

Для сравнения вариантов применяется формула:

 
                            Сi + ЕнКi            минимум,             (3)
 

где: Кi - капитальные вложения по каждому варианту, руб.;

Сi - текущие затраты (издержки обращения предприятий, торговли и издержки предприятий общественного питания) по тому же варианту, руб/год;

Ен - нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений.

Приведенные затраты могут быть также исчислены по следующей формуле:

 
                           Кi + ТнСi            минимум,              (4)
 

где: Тн - нормативный срок окупаемости дополнительных капитальных вложений за счет экономии на издержках - величина, обратная Ен

При ограниченном числе вариантов возможно их последовательное попарное сравнение по следующим формулам:

 
                     С1 - С2                    К2 - К1
               Е = ------------;        Т = --------------,           (5)
                     К2 - К1                    С1 - С2
 

где: Е - коэффициент сравнительной эффективности;

Т - срок окупаемости дополнительных капитальных вложений экономией на издержках;

К1, К2 - капитальные вложения по сравниваемым вариантам;

С1, С2 - издержки по сравниваемым вариантам.

Если Е > Ен или Т < Тн, то дополнительные капитальные вложения, а следовательно, и более капиталоемкий вариант эффективны.

При расчетах сравнительной экономической эффективности капитальных вложений издержки обращения предприятий торговли и предприятий общественного питания определяются на основании технико-экономических показателей проектов, а при их отсутствии - в соответствии с показателями проектов налогов или фактическими показателями аналогичных действующих предприятий.

Расчеты сравнительной экономической эффективности капитальных вложений должны производиться при обязательном соблюдении полной сопоставимости вариантов, в основе которой лежит равенство потребительского эффекта.

4.10. При отсутствии установленных отраслевых нормативных коэффициентов сравнительной эффективности капитальных вложений в расчетах сравнительной экономической эффективности следует применять нормативный коэффициент сравнительной эффективности по народному хозяйству в целом.

Нормативный коэффициент сравнительной эффективности по народному хозяйству в целом сохраняется на одиннадцатую пятилетку на уровне не ниже 0,12.

Указанный норматив предназначен для соизмерения только приростных величин, не должен отождествляться с нормативом общей эффективности.

4.11. При выборе наилучшего варианта организации сети предприятий торговли в расчетах сравнительной эффективности рекомендуется учитывать затраты времени населения на их посещение.

Расчеты производятся по формулам:

 
                    (Сi + t х Р) + Ен х К -> минимум,                 (6)
 

или

 
                     Кi + Тн (Сi + t х Р) -> минимум,                 (7)
 

где: t - затраты времени населения на посещение предприятий торгового обслуживания, час/год;

р - временный норматив для экономической оценки затрат времени населения, равный 0,5 - 0,7 руб/час, с учетом региональных условий оплаты труда.

4.12. При определении экономической эффективности капитальных вложений в строительство предприятий торговли и общественного питания первой очереди необходимо учитывать следующие пути возможного повышения их эффективности:

укрупнение предприятий торговли обеспечивает (в расчете на 1 кв.м торговой площади) экономию капитальных вложений до 10 процентов, сокращение эксплуатационных расходов до 5 процентов, уменьшение потребности в обслуживающем персонале в пределах 6 процентов;

укрупнение предприятий общественного питания обеспечивает (в расчете на одно место) экономию капитальных вложений до 8 процентов, сокращение эксплуатационных расходов до 3 процентов, уменьшение потребности в обслуживающем персонале в пределах 5 процентов;

концентрация предприятий торговли в торговых центрах по сравнению с предприятиями, размещаемыми в отдельно стоящих зданиях обеспечивает (в расчете на 1 кв.м торговой площади) экономию капитальных вложений до 8 процентов, сокращение эксплуатационных расходов до 10 процентов, уменьшение потребности в обслуживающем персонале в пределах 12 процентов;

при строительстве комплексных предприятий общественного питания достигается (в расчете на одно место) по сравнению с соответствующим набором отдельно стоящих предприятий экономия капитальных вложений до 3 процентов, сокращение эксплуатационных расходов до 6 процентов, уменьшение потребности в обслуживающем персонале - в пределах 8 процентов;

строительство отдельно стоящих предприятий торговли и общественного питания по сравнению со строительством в первых этажах жилых домов обеспечивает экономию капитальных вложений до 13 процентов, снижение эксплуатационных расходов в пределах 6 процентов;

внедрение тары-оборудования в магазинах обеспечивает возможность увеличения удельного веса, торговой площади за счет сокращения подсобных помещений до 20 процентов, что позволяет увеличить товарооборот и соответственно прибыль до 8 - 10 процентов;

внедрение нового прогрессивного вида торгового обслуживания комплектации продовольственных заказов и доставки их населению позволит сократить количество персонала, занятого в производственном процессе, до 20 процентов, обеспечит снижение издержек обращения до 10 процентов, сокращение времени населения на приобретение продовольственных товаров до 30 процентов;

внедрение централизации производства полуфабрикатов высокой степени готовности, готовых блюд и использование функциональной тары позволит значительно повысить производительность труда, улучшить использование технологического оборудования и санитарное состояние предприятий общественного питания, осуществить более действенный контроль за качеством пищи, уменьшить потребность в кадрах, площадях, оборудовании в предприятиях-доготовочных, обеспечить значительное повышение эффективности производства в общественном питании.

 
-------------------------------------------------------------------------

* В последующем тексте принят термин: "Перспективный план".


Таблица 1 к Методическим указаниям


Нормативы расчета сети предприятий торговли

     1.На расчетный срок 
------------------------------------T-----------------------------------¬
¦Предприятия торговли               ¦Торговая площадь  (кв.м) на 1000   ¦
¦                                   ¦человек                            ¦
¦                                   +-----------------T-----------------+
¦                                   ¦на расчетный срок¦на первую очередь¦
+-----------------------------------+-----------------+-----------------+
¦Магазины                           ¦              230¦              195¦
¦в том числе:                       ¦                 ¦                 ¦
¦продовольственные                  ¦               90¦               82¦
¦непродовольственные                ¦              140¦              113¦
¦Рынки                              ¦               18¦               12¦
L-----------------------------------+-----------------+------------------

Примечания. 1. В торговую площадь включаются: торговые залы, зал приема и выдачи заказов, зал кафетерия, демонстрационный зал и другие помещения для непосредственного обслуживания покупателей.

2. В таблице приведены нормативы расчета средние по городам страны. С учетом особенностей развития торговой сети по союзным республикам нормативы могут быть дифференцированы в соответствии с Методическими указаниями к разработке Государственных планов экономического и социального развития СССР, Госплан СССР, М., 1980.

3. При расчете сети учитываются все магазины, независимо от их ведомственной принадлежности (магазины минторгов, фирменные магазины министерств и ведомств, магазины системы урсов, орсов, потребкооперации и др.).

4. Потребность в магазинах заказов определяется дополнительно к сети продовольственных магазинов из расчета 20 заказов в день на 1000 человек - на расчетный срок и 10 заказов на 1000 человек - на первую очередь строительства. Эти показатели не включают отделы заказов продовольственных магазинов. Один заказ эквивалентен 0,5 кв.м торговой площади магазина.

5. Потребность в комиссионных магазинах определяется из расчета 2 кв.м на 1000 человек дополнительно к сети, предусмотренной настоящими нормативами.

6. В нормативы расчета рынков входят только помещения для круглогодичной торговли; площадь для сезонной торговли принимается дополнительно к торговой площади крытого рынка из расчета 100 процентов площади для II - III климатических районов, 200 процентов - для IV, 50 процентов - для I климатического района.


Таблица 2 к Методическим указаниям


Нормативы расчета сети непродовольственных магазинов

 
----------------T-------------------------------------------------------¬
¦Группа городов ¦Торговая площадь (кв.м.) на 1000 человек для городов:  ¦
¦с населением   +--------------T--------------T--------------T----------+
¦(тыс.человек)  ¦без админист- ¦районных цент-¦областных цен-¦центров   ¦
¦               ¦ративных функ-¦ров           ¦тров          ¦союзных и ¦
¦               ¦ций           ¦              ¦              ¦автономных¦
¦               ¦              ¦              ¦              ¦республик ¦
¦               +----T----T----+----T----T----+----T----T----+----T-----+
¦               ¦не  ¦цен-¦цен-¦не  ¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен- ¦
¦               ¦яв- ¦тры ¦тры ¦яв- ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры  ¦
¦               ¦ля- ¦ма- ¦сре-¦ля- ¦ма- ¦сре-¦ма- ¦сре-¦кру-¦сре-¦круп-¦
¦               ¦ются¦лых ¦дних¦ются¦лых ¦дних¦лых ¦дних¦пных¦дних¦ных  ¦
¦               ¦цен-¦сис-¦сис-¦цен-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис- ¦
¦               ¦тром¦тем ¦тем ¦тром¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем  ¦
¦               ¦сис-¦рас-¦рас-¦сис-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас- ¦
¦               ¦темы¦се- ¦се- ¦темы¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦селе-¦
¦               ¦рас-¦ле- ¦ле- ¦рас-¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ния  ¦
¦               ¦се- ¦ния ¦ния ¦се- ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦     ¦
¦               ¦ле- ¦    ¦    ¦ле- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦               ¦ния ¦    ¦    ¦ния ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+
¦До 50          ¦ 119¦ 122¦-   ¦ 123¦ 127¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 50 до 100¦ 119¦ 123¦ 125¦ 123¦ 129¦ 141¦ 140¦ 146¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 100 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦250            ¦ 120¦-   ¦ 125¦ 125¦-   ¦ 143¦-   ¦ 147¦-   ¦ 150¦-    ¦
¦Свыше 250 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦500            ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 144¦-   ¦ 148¦ 150¦ 153¦  157¦
¦Свыше 500 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦1000           ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 154¦-   ¦  164¦
¦Свыше 1000     ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 161¦-   ¦  175¦
¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+
¦    2. На первую очередь                                               ¦
+---------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T-----+
¦До 50          ¦  96¦  98¦-   ¦  99¦ 103¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 50 до 100¦  96¦  99¦ 101¦  99¦ 104¦ 114¦ 113¦ 118¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 100 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦250            ¦  97¦-   ¦ 101¦ 101¦-   ¦ 115¦-   ¦ 119¦-   ¦ 121¦-    ¦
¦Свыше 250 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦500            ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 116¦-   ¦ 120¦ 121¦ 123¦  127¦
¦Свыше 500 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦1000           ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 124¦-   ¦  132¦
¦Свыше 1000     ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦ 129¦-   ¦  141¦
L---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+------
 
 

Таблица 3 к Методическим указаниям


Нормативы расчета сети общедоступных предприятий
общественного питания

 
     1.На расчетный срок 
----------------T-------------------------------------------------------¬
¦Группа городов ¦Количество мест на 1000 человек для городов            ¦
¦с населением   +--------------T--------------T--------------T----------+
¦(тыс.человек)  ¦без админист- ¦районных цент-¦областных цен-¦центров   ¦
¦               ¦ративных функ-¦ров           ¦тров          ¦союзных и ¦
¦               ¦ций           ¦              ¦              ¦автономных¦
¦               ¦              ¦              ¦              ¦республик ¦
¦               +----T----T----+----T----T----+----T----T----+----T-----+
¦               ¦не  ¦цен-¦цен-¦не  ¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен-¦цен- ¦
¦               ¦яв- ¦тры ¦тры ¦яв- ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры ¦тры  ¦
¦               ¦ля- ¦ма- ¦сре-¦ля- ¦ма- ¦сре-¦ма- ¦сре-¦кру-¦сре-¦круп-¦
¦               ¦ются¦лых ¦дних¦ются¦лых ¦дних¦лых ¦дних¦пных¦дних¦ных  ¦
¦               ¦цен-¦сис-¦сис-¦цен-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис-¦сис- ¦
¦               ¦тром¦тем ¦тем ¦тром¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем ¦тем  ¦
¦               ¦сис-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас-¦рас- ¦
¦               ¦темы¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦се- ¦селе-¦
¦               ¦рас-¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ле- ¦ния  ¦
¦               ¦се- ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦ния ¦     ¦
¦               ¦ле- ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦               ¦ния ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
+---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----+
¦До 50          ¦  31¦  32¦-   ¦  33¦  34¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 50 до 100¦  33¦  34¦  35¦  34¦  35¦  36¦  37¦  38¦-   ¦-   ¦-    ¦
¦Свыше 100 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦250            ¦  36¦-   ¦  37¦  38¦-   ¦  39¦-   ¦  40¦-   ¦  42¦-    ¦
¦Свыше 250 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦500            ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦  43¦-   ¦  46¦  47¦  47¦   48¦
¦Свыше 500 до   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦1000           ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦-   ¦  52¦-   ¦   52¦
¦Свыше 1000     ¦    ¦    ¦ по специальному расчету     ¦    ¦    ¦     ¦
¦               ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦Средний норматив по стране - 40 мест    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦     ¦
¦Магазины кулинарии - 6 кв.м торговой площади      ¦    ¦    ¦    ¦     ¦

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки