Юридическая База РФ
Реклама


Счетчики





 


 


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)

Письмо Минфина РФ от 19 сентября 2001 г. N 04-04-02/2-72 О правомерности начисления единого социального налога для организаций - победителей конкурса при выплате грантов физическим лицам, которые являются исполнителями по выделяемому гранту

Официальный текст документа с изменения и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2006 года


Вопрос: Просим Вас дать разъяснение о правомерности начисления единого социального налога для организаций - победителей конкурса при выплате грантов физическим лицам, которые являются исполнителями по выделяемому гранту, поскольку действующее законодательство (глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации) не дает однозначного ответа на этот вопрос.

Ответ: Минфин России рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы грантов, а также благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными или некоммерческими организациями, и сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 236 главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)" объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:

вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;

выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.

Таким образом, организация - победитель конкурса научно-технических проектов как работодатель, безусловно, является налогоплательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ для этой организации.

При этом организация не является налогоплательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для организации, в связи с чем суммы грантов лицам, не выполняющим работы для данной организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений статьи 236, так и на основании статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации (в связи с отсутствием организации - работодателя).

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2001 г. N 15 в настоящее время Минфином России совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами разработан и представлен в Правительство Российской Федерации законопроект по внесению изменений и дополнений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Единый социальный налог (взнос)".

В указанном законопроекте помимо других дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско-правовыми, авторскими и лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными организациями.

При этом до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном порядке, приказом МНС России от 28.04.2001 г. N БГ-3-07/138 внесены изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом МНС России от 29.12.2000 г. N БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абзац 4 пункта 3 следующего содержания: "подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором, как в денежной, так и в натуральной форме.".

Таким образом, в ближайшее время будет решена проблема налогообложения благотворительных и некоммерческих организаций.

Что же касается Вашей ссылки на утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2001 г. N 165 Перечень организаций, гранты которых, предоставленные для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению, включающий в себя Американскую некоммерческую организацию "Российская технологическая инициатива", сообщаем, что данный перечень применяется только для освобождения выплачиваемых упомянутыми организациями грантов от налога на доходы физических лиц, и не имеет отношения к уплате единого социального налога (взноса).


М.А.Моторин


Юридическая библиотека Российской Федерации (архив)



 
Правовые новости

Российский Правовой Портал