Строительные нормы и правила СНиП 2.05.07-91* "Промышленный транспорт" (утв. постановлением Госстроя СССР от 28 ноября 1991 г. N 18)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 6
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8
¦ у погрузочно-выгрузочных фронтов ¦ 100 ¦ 100 ¦ ¦ на специальных путях для перевозки¦ 50 ¦ 50 ¦ ¦ горячих грузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Радиусы кривых на пересечениях и при-¦ ¦ ¦ ¦мыканиях по оси дороги при движении: ¦ ¦ ¦ ¦ автопоездов (в том числе при вывоз-¦ 30/30 ¦ 30/30 ¦ ¦ ке хлыстов) ¦ ¦ ¦ ¦ одиночных автомобилей ¦ 15/20 ¦ 15/20 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечание. Перед чертой приведены значения показателей ¦ ¦ видимости для стандартных автомобилей, после черты - для автомобилей ¦ ¦ особо большой грузоподъемности. При совмещенном движении автомобилей ¦ ¦ обеих групп следует принимать большие значения показателей. ¦ L------------------------------------------------------------------------
Схема обеспечения видимости на пересечениях и примыканиях приведена на чертеже.
В особо трудных условиях продольную видимость автомобиля на дорогах, пересекающихся с производственными внутриплощадочными дорогами, в пределах перекрестков допускается уменьшать до 40 м.
При расширении (реконструкции) промышленного предприятия размещать здания и сооружения, приводящие к ухудшению условий обзора в зоне видимости, не допускается.
Радиусы кривых по кромке проезжей части и уширение проезжей части на кривых при въездах в производственные здания следует определять расчетом в зависимости от расчетного типа подвижного состава.
5.59. Односторонние примыкания дорог всех видов и категорий надлежит устраивать в одном уровне. В трудных условиях допускается примыкание к внешней стороне кривых радиусом не менее 50 м и к внутренней стороне кривых радиусом не менее 250 м.
5.60. Подходы к пересечениям или примыканиям карьерных дорог вне границ карьера следует располагать на продольных уклонах не более 20 0/00. Примыкания к постоянным дорогам в карьере по ходу движения допускается располагать на уклонах величиной до руководящего включительно.
5.61. Пересечения внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий с трубопроводами (водопроводами, канализацией, газопроводами, нефтепроводами, теплофикационными трубопроводами и т.п,), а также с кабелями линий связи и электропередачи следует предусматривать с соблюдением требований соответствующих нормативных документов по проектированию этих устройств.
Пересечения трасс различных коммуникаций с автомобильными дорогами следует проектировать, как правило, под прямым углом или близким к нему.
5.62. Вертикальное расстояние от проводов воздушных линий связи до верха проезжей части в местах пересечений их с автомобильными дорогами всех категорий следует принимать не менее высоты расчетного автомобиля или другого транспортного средства с наибольшими габаритами по высоте (с учетом высоты перевозимого груза), планируемых к пропуску по данной дороге, плюс 1,0 м (при максимальном провесе), но не менее 5,5 м (в теплое время года).
5.63. Наименьшие вертикальные и горизонтальные расстояния от частей линии электропередачи до элементов дороги, предназначенной для пропуска стандартных автомобилей, следует принимать по СНиП 2.05.02-85.
Для дорог, по которым намечается движение автомобилей особо большой грузоподъемности или самоходных механизмов, минимальное расстояние от проводов до проезжей части дорог следует уточнять в соответствии с габаритами по высоте (с учетом высоты перевозимого груза) транспортных средств и самоходных машин, планируемых для пропуска по дороге.
5.64. Все сооружения, проходящие над внутренними автомобильными дорогами, следует располагать с расчетом возвышения их над поверхностью проезжей части дорог не менее высоты расчетного автомобиля или другого транспортного средства с наибольшими габаритами по высоте плюс 1,0 м, а до контактных проводов - плюс 1,5 м. При этом общее их возвышение над проезжей частью должно быть не менее 5,0 м.
Уровень низа эстакад, бункеров в местах погрузки при сквозном проезде транспортных средств разрешается уменьшать до 0,5 м над кабиной (или козырьком кузова), а в тупиках - до 1,0 м над верхом бортов платформы расчетного автомобиля.
Земляное полотно и поверхностный водоотвод
5.65. Земляное полотно и поверхностный водоотвод для внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий следует проектировать в увязке с генеральным планом и проектом вертикальной планировки предприятия по СНиП 2.05.02-85 с учетом требований настоящего раздела, а в районах распространения вечномерзлых грунтов также с учетом требований ВСН 84-89.
5.66. При проектировании автомобильных дорог на территориях с необеспеченным поверхностным стоком, высоким уровнем грунтовых вод или наличием поверхностных вод необходимо обеспечивать возвышение поверхности покрытия над источником увлажнения согласно СНиП 2.05.02-85. При невозможности или экономической нецелесообразности обеспечения требуемого возвышения на площадках промышленных предприятий необходимо предусматривать:
устройство дренажей для понижения уровня подземных вод или для их перехвата;
замену неустойчивого грунта;
устройство гидроизолирующих или капилляропрерывающих прослоек толщиной 15 - 20 см из гравия, гравелистого песка, щебня или других дренирующих материалов.
Гидроизолирующие прослойки следует предусматривать преимущественно в IV дорожно-климатической зоне, а капилляропрерывающие - во II и III зонах.
5.67. Для дорог, располагаемых на промышленных территориях в сложных инженерно-геологических, гидрогеологических, геоморфологических и других природных условиях, при проектировании земляного полотна необходимо предусматривать мероприятия согласно пп.3.73 - 3.78.
5.68. Систему поверхностного водоотвода в зависимости от типа поперечного профиля проезжей части следует предусматривать открытой или закрытой согласно пп.5.15 и 5.16, а также смешанной. Сечение водоотводных канав или бетонных лотков надлежит назначать на основе гидравлических расчетов.
Дно канав (лотков) должно иметь продольный уклон не менее 5 0/00 в сторону ближайшего водопропускного сооружения или пониженного места, а в особо трудных условиях (на болотах, речных поймах и в других случаях малого естественного уклона местности) - 3 0/00.
Вероятность превышения расчетных расходов воды при проектировании водоотводных сооружений следует принимать по табл.57.
Таблица 57
---------------------------T--------------------------------------------¬ ¦ ¦ Вероятность превышения расчетных рас- ¦ ¦ ¦ ходов воды, %, для ¦ ¦ +----------------------T---------------------+ ¦ Категория дорог ¦ кюветов, нагорных ¦ прочих водоотводных ¦ ¦ ¦ канав, водосбросов ¦ (продольных и попе- ¦ ¦ ¦ ¦ речных) канав ¦ +--------------------------+----------------------+---------------------+ ¦ I-в, I-к; II-в, II-к ¦ 3 ¦ 6 ¦ ¦III-в, III-к; IV-в, IV-к ¦ 5 ¦ 10 ¦ L--------------------------+----------------------+----------------------
5.69. Для насыпей во всех случаях следует применять грунты и отходы промышленности, мало меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов. Возможность применения грунтов и отходов промышленности, изменяющих свою прочность и устойчивость под воздействием природно-климатических факторов и нагрузок с течением времени или обладающих неблагоприятными физико-механическими свойствами, надлежит обосновывать в проектах по результатам их испытаний.
При использовании для насыпей постоянных карьерных дорог I-к и II-к категорий вскрышных скальных пород в верхней части земляного полотна следует предусматривать выравнивающий слой толщиной не менее 0,5 м из грунта с размерами обломков не более 20 см.
Дорожные одежды
5.70. Дорожные одежды внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий следует проектировать в соответствии с основными положениями СНиП 2.05.02-85 и с учетом требований настоящего раздела.
5.71. Дорожные одежды надлежит подразделять:
по характеру сопротивления нагрузок от транспортных средств и по реакции на климатические воздействия - на жесткие (с монолитным и сборным цементобетонным, армобетонным, железобетонным покрытиями, а также с асфальтобетонным покрытием на цементобетонном основании) и нежесткие (с покрытиями из асфальтобетона, кроме укладываемого на цементобетонное основание, с покрытиями и слоями оснований из каменных, щебеночных, гравийных материалов, грунтов и местных материалов);
по сроку службы и капитальности - на капитальные, облегченные, переходные и низшие.
5.72. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий, материалы и способы их укладки, а также область применения следует принимать по табл.58. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия и физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.
Таблица 58
----------------------T-------------------------------------------------¬ ¦Типы дорожных одежд и¦ Основные виды покрытий, материалы и способы их ¦ ¦область их применения¦ укладки ¦ +---------------------+-------------------------------------------------+ ¦Капитальные для дорог¦Цементобетонные монолитные и сборные, армобетон-¦ ¦I-в, II-в, III-в; I-к¦ные монолитные, железобетонные монолитные и сбор-¦ ¦и II-к категорий ¦ные, асфальтобетонные плотные из смесей, уклады-¦ ¦ ¦ваемых в горячем и теплом состоянии, дегтебетон-¦ ¦ ¦ные плотные из смесей, укладываемых в горячем¦ ¦ ¦состоянии ¦ +---------------------+-------------------------------------------------+ ¦Облегченные для дорог¦Асфальтобетонные плотные из смесей, укладываемых¦ ¦III-в, IV-в; II-к и¦в горячем и теплом состоянии, асфальтобетонные из¦ ¦III-к категорий ¦смесей, укладываемых в холодном состоянии, дегте-¦ ¦ ¦бетонные плотные из смесей, укладываемых в горя-¦ ¦ ¦чем состоянии, дегтебетонные из мелкозернистых и¦ ¦ ¦песчаных смесей, укладываемых в холодном состоя-¦ ¦ ¦нии, из подобранного щебеночного или гравийного¦ ¦ ¦материала, обработанного вязким или жидким биту-¦ ¦ ¦мом в установке, из фракционированного щебня, об-¦ ¦ ¦работанного вязким битумом в установке или мето-¦ ¦ ¦дом пропитки с поверхностной обработкой, из щебе-¦ ¦ ¦ночных или гравийных смесей, обработанных жидким¦ ¦ ¦битумом методом смешения на дороге, из крупнооб-¦ ¦ ¦ломочных (с размером фракций до 40 мм) и песчаных¦ ¦ ¦грунтов, обработанных битумной эмульсией с добав-¦ ¦ ¦кой цемента в установке с поверхностной обработ-¦ ¦ ¦кой ¦ +---------------------+-------------------------------------------------+ ¦Переходные для дорог¦Из прочного фракционированного щебня, укладывае-¦ ¦III-в, IV-в; III-к и¦мого по способу заклинки, из подобранного щебе-¦ ¦IV-к категорий ¦ночного и гравийного материала, шлака требуемой¦ ¦ ¦прочности, из местных каменных и гравелисто-пес-¦ ¦ ¦чаных грунтов, обработанных органическими или ми-¦ ¦ ¦неральными вяжущими с применением поверхност-¦ ¦ ¦но-активных веществ (ПАВ) ¦ +---------------------+-------------------------------------------------+ ¦Низшие для дорог¦Из выровненного скального или крупнообломочного¦ ¦III-к, IV-к и IV-в¦грунта, из грунтов, укрепленных или улучшенных¦ ¦категорий, веток ле-¦различными скелетными добавками (щебнем, гравием,¦ ¦совозных дорог и про-¦дресвой, шлаком, горелыми породами и другими¦ ¦чих дорог при ограни-¦местными материалами), из местных каменных мате-¦ ¦ченном сроке эксплуа-¦риалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими¦ ¦тации ¦(гранулированным доменным шлаком, активными зо-¦ ¦ ¦лами уноса и др.), устраиваемые с применением де-¦ ¦ ¦рева (лежневые, бревенчатые сплошные и колейные) ¦ L---------------------+--------------------------------------------------
5.73. Общую толщину дорожной одежды и ее отдельных конструктивных слоев при отсутствии типовых решений следует определять расчетом в соответствии с ожидаемым объемом перевозок, типом расчетного автомобиля, интенсивностью и составом движения, сроком действия дороги на каждом участке, климатическими, инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями в районе строительства.
Для служебных и патрульных дорог, предназначенных для движения автомобилей с нагрузками на ось до 100 кН (10 тс), расчетные значения требуемого модуля упругости следует принимать не менее 64 МПа (650 кгс/см кв.).
5.74. При выполнении расчетов и конструировании дорожных одежд необходимо руководствоваться следующими минимальными значениями проектных сроков их службы до капитального ремонта:
капитального типа с покрытиями из цементобетона, армобетона и железобетона - 25 лет, из асфальтобетона - 20 лет;
облегченного типа - 15 лет;
переходного " - 6 ".
5.75. Вид асфальтобетона, тип и марку асфальтобетонных смесей, а также соответствующую марку битума надлежит принимать по ГОСТ 9128-84, вид дегтебетона, тип и марку дегтебетонных смесей, соответствующую марку дегтя - по ГОСТ 25877-83.
Для покрытий дорог не следует предусматривать смеси:
теплые асфальтобетонные - в IV и V дорожно-климатических зонах;
холодные асфальтобетонные - в I дорожно-климатической зоне;
дегтебетонные - в I и V дорожно-климатических зонах.
При устройстве покрытий с применением каменноугольных дегтей и смол в населенных пунктах и на территории предприятия на покрытия обязательно должен быть нанесен защитный слой из асфальтобетонной смеси толщиной не менее 4 см или предусмотрена двойная поверхностная обработка с применением битума.
5.76. Нижние слои двухслойного асфальтобетонного или дегтебетонного покрытия следует предусматривать из пористого или высокопористого асфальтобетона, укладываемого в горячем и теплом состоянии, пористого дегтебетона, укладываемого в горячем состоянии, каменных материалов, обработанных органическими вяжущими.
5.77. Цементобетонные монолитные покрытия следует проектировать преимущественно на дорогах, предназначаемых для движения автомобилей с нагрузками на ось до 785 кН (80 тс), при наличии в составе движения машин на гусеничном ходу специфических требований технологии (места стоянки автомобилей, транспортных средств для жидких продуктов разделения воздуха, места их слива и наполнения и т.д.), а также на песчаных и глинистых грунтах земляного полотна при отсутствии местных каменных материалов. При этом в целях снижения затрат на строительство дорожных одежд под транспортные средства с нагрузками на ось 295 - 445 кН (30-45 тс) в качестве покрытия недлежит предусматривать высокопрочный бетон проектных классов по прочности на растяжение при изгибе B 4,4, B 4,8, btb btb B 5,2. btb
Покрытия из монолитного железобетона следует предусматривать на внутренних дорогах со сроком действия, как правило, более 10 лет, предназначенных для движения автомобилей с нагрузками на ось более 785 кН (80 тс), при песчаных и глинистых грунтах земляного полотна.
5.78. Сборные покрытия из железобетонных плит допускается применять: на участках межплощадочных дорог I-в и II-в категорий и внутриплощадочных дорог, прокладываемых над подземными коммуникациями, с учетом требований соответствующих нормативных документов, а также на лесовозных магистралях и внутриплощадочных дорогах лесопромышленных комплексов, дорогах торфодобывающих предприятий и нефтегазопромыслов, расположенных в районах со сложными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями, где отсутствуют местные дорожно-строительные материалы, пригодные для устройства равнопрочных покрытий другого вида; на участках внутренних дорог I-в и II-в категорий, где предполагается регулярный (более 10 единиц в сутки) проезд машин и механизмов на гусеничном ходу.
На дорогах II-в и III-в категорий нефтегазопромыслов, лесозаготовительных и торфодобывающих предприятий, а также на лесовозных ветках допускается устройство колейной проезжей части из сборных железобетонных плит. При этом обочины и пространства между колесопроводами должны быть укреплены на полную ширину.
5.79. Капитальные типы дорожных одежд с применением органических вяжущих следует проектировать на основных грузонапряженных дорогах промышленных предприятий, предназначенных для движения транспортных средств с нагрузками на ось до 100 кН (10 тс), а также на внутриплощадочных и карьерных дорогах для автомобилей особо большой грузоподъемности при грунтах земляного полотна из скальных, щебенистых и устойчивых гравелистых пород. При песчаных и глинистых грунтах земляного полотна при технико-экономическом обосновании на технологических карьерных дорогах со сроком действия до 10 лет допускается применение капитальных дорожных одежд нежесткого типа.
5.80. Облегченные типы дорожных одежд надлежит предусматривать для дорог, где по санитарным условиям, предъявляемым к промышленным производствам, не могут быть допущены одежды переходного типа, а также для технологических карьерных дорог постоянного и краткосрочного действия.
Облегченные типы дорожных одежд могут применяться также на первой стадии при двухстадийном строительстве дорожных одежд капитального типа, на лесовозных дорогах III-в и IV-в категорий и на полосе порожнего движения дорог с дорожными одеждами капитального типа.
5.81. Переходные и низшие типы дорожных одежд следует предусматривать, как правило, серповидного поперечного профиля из местных каменных материалов, минеральных отходов промышленности или из укрепленных различными способами грунтов. Данные типы одежд надлежит предусматривать для служебных и патрульных дорог промышленных предприятий и лесовозных дорог с расчетным объемом перевозок 150-500 тыс. куб. м /год, а также для карьерных дорог постоянного и краткосрочного действия с расчетным объемом перевозок до 3 млн т нетто/год при скальных и щебеночных грунтах земляного полотна.
Служебные дороги, предназначенные для проезда пожарных машин, следует проектировать с переходными типами дорожных одежд. При повышенных санитарных требованиях к благоустройству территории предприятия такие дороги разрешается проектировать с облегченными типами дорожных одежд.
5.82. Все технологические дороги в карьерах и на отвалах при разработке горных пород, снижающих несущую способность при увлажнении, при вывозе их автомобилями-землевозами высокой проходимости на широкопрофильных шинах низкого давления или самоходными скреперами следует проектировать в виде профилированных дорог без твердых покрытий. Только при неблагоприятных гидрогеологических условиях допускается предусматривать дорожные одежды низких типов с применением местных материалов.
Технологические дороги краткосрочного действия для вывоза из карьеров полезных ископаемых на автомобилях с обыкновенными шинами следует проектировать с покрытиями из сборно-разборных железобетонных плит.
5.83. Для дорог, имеющих ярко выраженную направленность грузовых потоков, проектирование дорожных одежд капитального и облегченного типов следует производить раздельно для грузового и порожнего направлений движения автотранспортных средств.
5.84. Дорожные одежды внутриплощадочных и межплощадочных дорог, используемых в период строительства предприятия, следует проектировать с расчетом возможности пропуска транспортных средств со строительными грузами по верхним слоям основания дорожной одежды со сроками между средними ремонтами, как правило, не менее сроков строительства объекта.
5.85. В качестве верхних слоев оснований капитальных и облегченных типов дорожных одежд надлежит использовать; цементобетон (тощий) пониженных марок; каменные материалы (щебень, гравий, гравийно-песчаную смесь); различные грунты и отходы промышленности (гранулированные доменные шлаки, золошлаковые смеси, отходы углеобогащения, фосфоритные "хвосты", отходы от дробления каменных пород), укрепленные минеральными и органическими вяжущими или отходами промышленности, обладающими вяжущими свойствами (молотый гранулированный доменный шлак, молотый нефелиновый шлам, активные золы уноса сухого отбора, пиритные огарки, цементную пыль, нефтяные гудроны и др.); щебень или шлак, укладываемый способом заклинки с тщательным уплотнением.
Нижние слои дорожной одежды (основания, дополнительные слои оснований, выполняющие функции выравнивающих, дренирующих, морозозащитных, противозаиливающих слоев), а также покрытия укрепляемых частей обочин следует предусматривать, как правило, из местных материалов и отходов промышленности, при необходимости укрепляемых вяжущими.
Применение материалов и отходов промышленности, вызывающих ухудшение экологической обстановки в придорожной полосе, не допускается.
5.86. Для цементобетонных и железобетонных покрытий следует предусматривать тяжелый бетон, отвечающий требованиям соответствующих стандартов и настоящих норм.
При технико-экономическом обосновании допускается применять мелкозернистый (песчаный) бетон.
Проектные классы бетона по прочности необходимо принимать не ниже указанных в табл.59.
5.87. Морозостойкость бетона должна быть не ниже указанной в табл.60.
Таблица 59
-----------------------------------------------T------------------------¬ ¦ ¦ Минимальные проект- ¦ ¦ ¦ ные классы бетона по ¦ ¦ Дорожное покрытие ¦ прочности ¦ ¦ +--------------T---------+ ¦ ¦ на растяжение¦ на ¦ ¦ ¦ при изгибе ¦ сжатие ¦ +----------------------------------------------+--------------+---------+ ¦Однослойное сборное из железобетонных предва- ¦ ¦ ¦ ¦рительно напряженных плит, армированное: ¦ ¦ ¦ ¦ проволочной арматурой или арматурными ка- ¦ В 4,0(50) ¦ В30 ¦ ¦ натами ¦ btb ¦ ¦ ¦ стержневой арматурой ¦ В 3,6(45) ¦ В25 ¦ ¦ ¦ btb ¦ ¦ ¦Однослойное монолитное цементобетонное, армо- ¦ B 4,0(50) ¦ В30 ¦ ¦бетонное и железобетонное с ненапрягаемой ар- ¦ btb ¦ ¦ ¦матурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Верхний слой монолитного цементобетонного, ¦ B 4,0(50) ¦ В30 ¦ ¦армобетонного или железобетонного двухслойно- ¦ btb ¦ ¦ ¦го покрытия с ненапрягаемой арматурой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Нижний слой двухслойного покрытия и подшовные ¦ В 2,8(35) ¦ В20 ¦ ¦плиты ¦ btb ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. Для железобетонных покрытий с ненапрягаемой ¦ ¦ арматурой проектный класс бетона по прочности на сжатие следует ¦ ¦ принимать не ниже В30 (без ограничения класса по прочности на ¦ ¦ растяжение при изгибе). ¦ ¦ 2. В скобках указана марка бетона по прочности на растяжение при ¦ ¦ изгибе Р , соответствующая классу бетона при коэффициенте вариации ¦ ¦ и ¦ ¦ 0,135. ¦ L------------------------------------------------------------------------
Таблица 60
-------------------T----------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Морозостойкость бетона, не ниже ¦ ¦ +---------------------------T------------------------+ ¦ Климатические ¦ для однослойного и ¦ для нижнего слоя ¦ ¦ условия ¦ верхнего слоя двухслой- ¦ двухслойного ¦ ¦ ¦ ного покрытия ¦ покрытия ¦ +------------------+---------------------------+------------------------+ ¦Мягкие ¦ F100 ¦ F50 ¦ ¦Умеренные ¦ F150 ¦ F75 ¦ ¦Суровые ¦ F200 ¦ F100 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. Мягкие климатические условия характеризуются ¦ ¦ среднемесячной температурой наружного воздуха наиболее холодного ¦ ¦ о о ¦ ¦ месяца от 0 до минус 5 С, умеренные - ниже минус 5 до минус 15 С, ¦ ¦ о ¦ ¦ суровые - ниже минус 15 С. ¦ ¦ 2. Расчетная среднемесячная температура наружного воздуха ¦ ¦ принимается в соответствии с указаниями СНиП 2.01.01-82. ¦ L------------------------------------------------------------------------
5.88. Участки обочин шириной 0,5 м, прилегающие к проезжей части дорог I-в, II-в; I-к и II-к категорий, следует предусматривать с твердым покрытием, прочность которого должна соответствовать нагрузке расчетного автомобиля. Поверхность остальной части обочин в зависимости от объема перевозок по дороге и состава движения, типа грунта земляного полотна и особенностей климатических условий следует укреплять слоем щебня, гравия, шлака и других местных крупнозернистых материалов, допускающих по своей прочности систематические выезды транспортных средств на обочины без существенных их деформаций. На участках дорог, где по санитарным условиям не допускается применение в конструкциях проезжей части материалов, способствующих интенсивному пылеобразованию при движении транспортных средств, для укрепления обочин следует применять материалы, обработанные органическими вяжущими.
Укрепление обочин однополосных дорог II-в и II-к категорий, а также однополосных лесовозных дорог необходимо предусматривать на всю их ширину.
Усиление существующих дорожных одежд при реконструкции автомобильных дорог
5.89. Необходимость и методы усиления существующих дорожных одежд при реконструкции внутренних автомобильных дорог промышленных предприятий следует определять с учетом нового назначения и устанавливаемой категории дороги, типа расчетного автомобиля, а также в зависимости от состояния существующего покрытия, естественного и искусственного оснований и системы водоотвода, местных гидрогеологических условий, характеристик материалов существующего покрытия и основания, высотного положения поверхности покрытия.
Толщина конструктивного слоя усиления дорожной одежды определяется расчетом.
5.90. Проектом усиления дорожной одежды следует предусматривать предварительное исправление основания и восстановление разрушенного покрытия, включая устройство выравнивающего слоя в местах уступов, выбоин и других неровностей покрытия более 2 см, а также восстановление системы водоотвода, в случае ее отсутствия - решить вопрос о необходимости ее устройства.
5.91. Дорожные одежды с монолитными цементобетонными и армобетонными покрытиями следует усиливать монолитным цементобетоном, армобетоном, железобетоном и сборными железобетонными плитами или асфальтобетоном.
Дорожные одежды с покрытием из монолитного железобетона надлежит усиливать, как правило, монолитным железобетоном или асфальтобетоном.
Дорожные одежды со сборным покрытием из железобетонных плит следует усиливать сборными железобетонными плитами или асфальтобетоном. Усиливать их монолитным цементобетоном или армобетоном не допускается. При усилении дорожных одежд железобетонными плитами швы слоя усиления по отношению к швам существующего покрытия необходимо смещать не менее чем на 0,5 м для продольных и 1,0 м для поперечных швов.
При усилении дорожных одежд с жесткими покрытиями монолитным цементобетоном, армобетоном и железобетоном (а также при устройстве двухслойных жестких покрытий) между существующим покрытием и слоем усиления следует предусматривать разделительную прослойку толщиной 3-5 см из песка, обработанного органическими вяжущими. При использовании в качестве слоя усиления сборных железобетонных плит вместо разделительной прослойки следует обязательно, независимо от ровности существующего покрытия, предусматривать выравнивающий слой толщиной в среднем не менее 3 см из песчаного цементобетона или пескоцемента.
Дорожные одежды с покрытиями нежесткого типа могут быть усилены жесткими и нежесткими покрытиями всех видов.
Внутриплощадочные дороги для малогабаритных моторных тележек, велосипедные дорожки и тротуары
5.92. Специальные дороги для движения малогабаритных моторных тележек следует проектировать, как правило, только на участках, не совпадающих с направлениями внутриплощадочных автомобильных дорог.
Примечание. К малогабаритным отнесены моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные - погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары; с двигателями внутреннего сгорания - автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами.
5.93. Основные параметры дорог для малогабаритных моторных тележек (число полос движения, ширину проезжей части и обочин) надлежит назначать по табл.61, при этом для тележек на монолитных шинах следует предусматривать проезжую часть с покрытиями (в составе дорожных одежд капитального типа), имеющими мелкошероховатую поверхность.
Ширину проезжей части двухполосных дорог при установке бортового камня следует увеличивать на 0,5 м. На однополосных дорогах установка бортового камня допускается только в пределах въездов в цехи.
5.94. При регулярном движении малогабаритных моторных тележек по внутриплощадочным производственным дорогам с объемом перевозок более 0,7 млн т нетто/год проезжую часть этих дорог следует уширять, предусматривая специальные дополнительные полосы, или выносить движение малогабаритных моторных тележек на специальные дороги.
5.95. Нормы проектирования плана и продольного профиля дорог для малогабаритных моторных тележек следует принимать по табл.62.
Таблица 61
-----------------T------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Значения параметров при движении тележек ¦ ¦ +---------------------------T--------------------------+ ¦ Параметры ¦ одностороннем ¦ двухстороннем ¦ ¦ дорог +---------------------------+--------------------------+ ¦ ¦ и при ширине тележек, м ¦ ¦ +--------T---------T--------T--------T--------T--------+ ¦ ¦до 1,25 ¦св. 1,25 ¦св. 1,7 ¦до 1,25 ¦св. 1,25¦ св. 1,7¦ ¦ ¦ ¦до 1,7 ¦до 2,1 ¦ ¦до 1,7 ¦ до 2,1¦ +----------------+--------+---------+--------+--------+--------+--------+ ¦Число полос дви-¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦жения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ширина проезжей¦ 2 ¦ 2,5 ¦ 3 ¦ 4; 4,5 ¦ 5; 5,5¦ 6; 6,5¦ ¦части, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ширина обочин, м¦ 1,5 ¦ 1,5 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечание. Меньшие значения параметров следует применять для ¦ ¦ аккумуляторных тележек, большие - для автотележек. ¦ L------------------------------------------------------------------------
Таблица 62
---------------------------------------------------T--------------------¬ ¦ ¦Значения параметров¦ ¦ ¦дорог для малогаба-¦ ¦ Параметры дорог в плане и ¦ритных моторных те-¦ ¦ продольном профиле ¦ лежек ¦ ¦ +---------T----------+ ¦ ¦аккумуля-¦с двигате-¦ ¦ ¦торных ¦лями внут-¦ ¦ ¦ ¦реннего ¦ ¦ ¦ ¦сгорания ¦ +--------------------------------------------------+---------+----------+ ¦Наименьший радиус кривой в плане по оси про- ¦ ¦ ¦ ¦езжей части, м, при полосах движения: ¦ ¦ ¦ ¦ одной ¦ 1,5 R; ¦ 1,5 R; ¦ ¦ ¦ 2 R ¦ R ¦ ¦ двух ¦ 2 R ¦ 2 R ¦ ¦Наименьшее расстояние видимости поверхности ¦ 15 ¦ 25 ¦ ¦дороги, м ¦ ¦ ¦ ¦Наименьший радиус кривых в продольном профиле ¦ 100 ¦ 100 ¦ ¦(выпуклых и вогнутых), м ¦ ¦ ¦ ¦Наибольший продольный уклон, 0/00: ¦ ¦ ¦ ¦ при въезде на пандус или в цехи ¦ 80; 40 ¦ 60; 50 ¦ ¦ на свободных участках ¦ 40 ¦ 50 ¦ ¦Уширение двухполосной проезжей части при наи- ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ ¦меньших радиусах кривых в плане, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. R - наименьший конструктивный радиус поворота по¦ ¦ передней наружной точке моторной тележки. ¦ ¦ 2. Меньшие значения радиусов кривых в плане и большие значения¦ ¦ продольных уклонов относятся к движению одиночных малогабаритных¦ ¦ моторных тележек; большие значения радиусов и меньшие значения¦ ¦ продольных уклонов - к движению тягачей с прицепами. ¦ L------------------------------------------------------------------------
5.96. Внутриплощадочные велосипедные дорожки следует проектировать при интенсивности движения 50 и более велосипедов и мопедов в час пик. План и продольный профиль велосипедных дорожек принимаются согласно СНиП 2.07.01-89*.
Велосипедные дорожки, тротуары и пешеходные дорожки вдоль межплощадочных и подъездных автомобильных дорог следует проектировать по СНиП 2.05.02-85.
5.97. Тротуары на территории промышленных предприятий надлежит проектировать по СНиП 2.07.01-89* и СНиП II-89-80*.
5.98. Пересечения тротуаров с соединительными железнодорожными путями следует предусматривать в одном уровне. В местах массового прохода работающих через железнодорожные пути пешеходные переходы в одном уровне следует оборудовать светофорами и звуковой сигнализацией, а также обеспечивать видимость согласно табл.56.
Пересечения массовых пешеходных потоков с железнодорожными путями в разных уровнях надлежит предусматривать в случаях:
пересечения станционных путей, включая вытяжные;
перевозок по путям жидких металлов и шлака;
производства на пересекаемых путях маневровой работы и невозможности ее прекращения на время массового прохода людей;
отстоя на путях вагонов;
интенсивности движения более 50 поездов (подач) в сутки в обоих направлениях.
5.99. Пересечения пешеходных потоков с автомобильными дорогами следует проектировать по СНиП 2.07.01-89*.
Обстановка дорог и снегозащитные устройства
5.100. Необходимое число дорожных знаков и указателей и места их установки должны обосновываться принятой схемой организации движения транспортных и пешеходных потоков с выделением на дорогах опасных участков и зон. Особое внимание необходимо уделять вопросам установки знаков и других информационных указателей на участках дорог с ограничением скорости движения.
Установка дорожных знаков и других технических средств регулирования должна соответствовать ГОСТ 23457-86, ГОСТ 10807-78, ГОСТ 25458-82, ГОСТ 25459-82, ГОСТ 25695-83 и Правилами дорожного движения.
5.101. Разметка проезжей части должна соответствовать ГОСТ 13508-74.
Разметку проезжей части внутренних дорог следует сочетать с установкой дорожных знаков и предусматривать: на участках дорог с ограниченной видимостью и затрудненными условиями движения; в местах слияния или пересечения транспортных потоков, на перекрестках, съездах, примыканиях, въездах в производственные корпуса; на участках дорог, элементы которых запроектированы с минимально допускаемыми значениями параметров; на переездах и других опасных местах.
5.102. При проектировании межплощадочных дорог (включая лесовозные магистрали) I-в и II-в категорий и карьерных дорог (вне границ карьеров) I-к и II-к категорий, предназначенных для движения стандартных автомобилей, следует предусматривать ограждения барьерного и парапетного типов высотой 0,75 - 0,8 м на участках дорог:
на подходах к мостам и путепроводам в пределах насыпей высотой 3 м и более, а при меньшей высоте насыпи - на расстоянии не менее 18 м в каждую сторону от начала и конца переходной плиты искусственного сооружения, если длина его пролета превышает 10 м;
в пределах насыпей с откосами круче 1:3 при условиях, указанных в табл.63;
Таблица 63
----------------------------T----------T--------------------T-----------¬ ¦ ¦Продольный¦Минимальная высота¦Размещение ¦ ¦Участки автомобильных дорог¦уклон до- ¦насыпи, м, при ка-¦ограждений ¦ ¦ ¦роги, 0/00¦ тегории дорог ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦I-в, I-к ¦II-в, II-к¦ ¦ +---------------------------+----------+---------+----------+-----------+ ¦Прямолинейные участки дорог¦ До 60 ¦ 3,0 ¦ 4,0 ¦На обеих ¦ ¦и кривых в плане радиусом¦ ¦ ¦ ¦обочинах ¦ ¦более 150 м ¦ Более 60 ¦ 2,5 ¦ 3,5 ¦То же ¦ ¦Участки кривых в плане ра-¦ Более 40 ¦ 2,0 ¦ 3,0 ¦На обочине¦ ¦диусом менее 150 м на спус-¦ ¦ ¦ ¦с внешней¦ ¦ке и (или) после него ¦ ¦ ¦ ¦стороны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кривой ¦ ¦ ¦ До 60 ¦ 2,5 ¦ 3,5 ¦То же ¦ ¦ ¦ Более 60 ¦ 2,5 ¦ 3,5 ¦На обочине¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с внутрен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ней стороны¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кривой ¦ ¦Участки вогнутых кривых в¦ Более 60 ¦ 3,0 ¦ 4,0 ¦То же ¦ ¦продольном профиле, сопря-¦ - ¦ 2,5 ¦ 3,5 ¦На обеих¦ ¦гающих встречные уклоны с¦ ¦ ¦ ¦обочинах ¦ ¦алгебраической разностью¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦70 0/00 и более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Примечание. При соответствующем технико-экономическом обосновании ¦ ¦ по согласованию с землепользователями вместо установки ограждений ¦ ¦ барьерного типа допускается устраивать откосы насыпей крутизной 1:4 ¦ ¦ для дорог I-в и I-к категорий и 1:3 для дорог II-в и II-к категорий. ¦ L------------------------------------------------------------------------
на склонах местности крутизной более 1:3 (со стороны склона);
расположенных параллельно железнодорожным линиям, болотам и водным потокам глубиной более 2 м, оврагам и горным ущельям на расстоянии до 20 м от края проезжей части дорог I-в и I-к категорий до 12 м - дорог II-в и II-к категорий;
у опор путепроводов, зданий и иных стационарных сооружений, расположенных на расстоянии менее 4 м от края проезжей части, а для дорог I-в и I-к категорий также и у деревьев с диаметром стволов более 10 см.
5.103. Внутриплощадочные, межплощадочные и карьерные автомобильные дороги I-в, I-к и III-к категорий, предназначенные для движения автотранспортных средств особо большой грузоподъемности в пределах участков, расположенных на склонах местности с крутизной более 1:3 или на расстоянии края проезжей части до 25 м от железнодорожных путей, оврагов, водных потоков глубиной более 2 м, границ горных выработок и горных ущелий, должны иметь ограждения в виде отклоняющей конструкции из железобетона или приподнятой обочины с подпорной стенкой - в стесненных условиях планировки и удерживающего грунтового вала - в остальных случаях. На аналогичных участках дорог остальных категорий следует предусматривать направляющие устройства в виде сигнальных столбиков или ориентирующего грунтового вала.
5.104. Геометрические параметры элементов ограждений необходимо принимать по расчету в зависимости от типа транспортных средств и конкретных условий проектирования объекта.
5.105. Высота отклоняющей конструкции ограждений, ориентирующего или удерживающего грунтового вала должна быть не менее приведенной в табл.64.
Ширину обочины, на которой располагаются ограждения, следует принимать с учетом указаний п.5.17.
Таблица 64
--------------------T------------------------T--------------------------¬ ¦ Грузоподъемность ¦ Высота отклоняю- ¦ Высота грунтового вала, м¦ ¦ автотранспортных ¦ щей конструкции +-------------T------------+ ¦ средств, т ¦ ограждения из ¦ ориентирую- ¦ удерживаю-¦ ¦ ¦ железобетона, м ¦ щего ¦ щего ¦ +-------------------+------------------------+-------------+------------+ ¦ До 20 ¦ 0,7 ¦ 0,7 ¦ 1,0 ¦ ¦ Св. 20 до 30 ¦ 1,6 ¦ 0,9 ¦ 2,0 ¦ ¦ " 30 " 45 ¦ 1,8 ¦ 1,0 ¦ 2,5 ¦ ¦ " 45 " 75 ¦ 1,8 ¦ 1,1 ¦ 3,0 ¦ ¦ " 75 " 120 ¦ 2,0 ¦ 1,3 ¦ 3,5 ¦ ¦ " 120 " 180 ¦ 2,0 ¦ 1,6 ¦ 3,8 ¦ L-------------------+------------------------+-------------+-------------
5.106. Направляющие устройства в виде сигнальных столбиков следует предусматривать на участках дорог согласно ГОСТ 23457-86. При этом на дорогах, предназначенных для движения автомобилей особо большой грузоподъемности, установка сигнальных столбиков должна предусматриваться с учетом интенсивности движения, приведенной к интенсивности условных стандартных автомобилей.
На карьерных дорогах всех категорий, расположенных в пределах карьеров и отвалов, допускается предусматривать направляющие устройства в виде ориентирующего грунтового вала.
5.107. Мероприятия по защите внутриплощадочных и карьерных автомобильных дорог от снежных заносов должны быть предусмотрены в составе общих мероприятий по защите предприятия в целом.
Мероприятия по защите межплощадочных и лесовозных дорог от снежных заносов необходимо разрабатывать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 к снегозащитным мероприятиям на подъездных автомобильных дорогах промышленных предприятий.
5.108. Проекты автомобильных дорог на карьерах и отвалах, как правило, должны предусматривать мероприятия, обеспечивающие движение специализированных автотранспортных средств без обгона.
В отдельных случаях (при работе в карьере специализированных автотранспортных средств с различной технической скоростью движения) допускается применять схемы организации движения с обгоном.
5.109. Стационарное электрическое наружное освещение в темное время суток следует предусматривать на всех внутренних автомобильных дорогах промышленных предприятий (кроме служебных и патрульных дорог), работающих в две и три смены, а в северных районах (за пределами Полярного круга) - и в одну смену. Яркость поверхности дорог должна быть не ниже 0,5-0,3 кд/м кв. Большие значения освещенности надлежит применять на опасных участках дорог (при интенсивности движения более 250 автомобилей в час, в местах пересечений с другими дорогами в одном уровне, на железнодорожных переездах, в пунктах погрузки и выгрузки, на пешеходных переходах).
Электрическое освещение автомобильных дорог предприятий следует проектировать по СНиП 23-05-95 с учетом требований СНиП 2.05.02-85 и настоящего раздела.
5.110. Опоры светильников наружного освещения на прямых участках дорог следует располагать за бровкой земляного полотна. В исключительных случаях допускается располагать отдельные опоры на обочине при соблюдении требований СНиП II-89-80* в части расстояний до кромки проезжей части, предусматривая нанесение на них вертикальной разметки. Допускается располагать опоры светильников на разделительной полосе шириной не менее 5 м. При расположении отдельных опор на обочинах дорог, по которым осуществляются пассажирские автоперевозки, а также на разделительной полосе необходимо предусматривать их ограждение.
Автотранспортная и автодорожная службы промышленных предприятий
5.111. Автотранспортную и автодорожную службы промышленных предприятий следует проектировать по нормам для предприятий по обслуживанию автомобилей с учетом требований настоящего раздела.
5.112. Целесообразность проектирования для предприятия собственной автотранспортной службы определяется требуемым для него парком автотранспортных средств, наличием или перспективой строительства в промышленном узле (районе) объединенного транспортного хозяйства или хозяйства общего пользования, их мощностью, а также расстоянием от предприятия до объединенного транспортного хозяйства, которое должно, как правило, превышать указанное в табл.65.
Таблица 65
------------------T-----------------------------------------------------¬ ¦ Число авто- ¦Допустимая удаленность до объединенного транспортного¦ ¦мобилей на пред- ¦ хозяйства, км, при числе автомобилей в год, шт. ¦ ¦ приятии, шт. +-----------T----------T---------T----------T---------+ ¦ ¦ 100 ¦ 200 ¦ 300 ¦ 500 ¦ 800 и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ более ¦ +-----------------+-----------+----------+---------+----------+---------+ ¦ 10 и менее ¦ 20/30 ¦ 25/35 ¦ 30/40 ¦ 30/45 ¦ 35 ¦ ¦ 20 ¦ 10/15 ¦ 20/25 ¦ 20/25 ¦ 25/30 ¦ 30 ¦ ¦ 50 ¦ 5/5 ¦ 10/15 ¦ 15/20 ¦ 15/20 ¦ 20 ¦ ¦ 100 ¦ - ¦ 5/10 ¦ 10/15 ¦ 10/15 ¦ 15 ¦ ¦ 200 ¦ - ¦ - ¦ 5/5 ¦ 5/10 ¦ 10 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. Перед чертой указана допустимая удаленность ¦ ¦ транспортных хозяйств, обслуживающих автомобили грузоподъемностью ¦ ¦ 3,5-5,5 т; после черты - 10-15 т. Для автохозяйств с автомобилями ¦ ¦ иной грузоподъемности допустимую удаленность следует определять ¦ ¦ интерполяцией. ¦ ¦ 2. Значения табл. 64 не допускается использовать для определения ¦ ¦ допустимой удаленности автохозяйств с парком внедорожных автомобилей ¦ ¦ особо большой грузоподъемности. ¦ ¦ 3. При числе автомобилей 800 и более допустимая удаленность ¦ ¦ указана для автомобилей грузоподъемностью 3,5-5,5 т. ¦ L------------------------------------------------------------------------
5.113. Автотранспортный цех надлежит предусматривать на предприятии при числе автомобилей не менее 50.
На предприятии с числом автомобилей менее 50 должен создаваться автотранспортный участок (подразделение в составе одного из цехов предприятия).
5.114. В составе автотранспортной службы надлежит предусматривать гаражи, ремонтные мастерские.
Необходимость строительства автозаправочных станций (АЗС) определяется наличием АЗС общего пользования, их удаленностью, системой обеспечения предприятия топливно-смазочными материалами, а также возможностью выхода специализированных автотранспортных средств на дороги общего пользования (за пределы предприятия).
На территории предприятий с числом автомобилей более 250 следует предусматривать стационарные автозаправочные пункты, а с числом автомобилей 50-250 - специальные площадки для размещения передвижных автозаправочных станций.
5.115. При использовании для перевозок грузов промышленных предприятий транспорта общего пользования и удалении автобаз от предприятий на расстояние более 5 км допускается предусматривать на предприятиях стоянки для автотранспортных средств.
5.116. Ремонт и содержание дорог следует предусматривать силами имеющихся в районах расположения промышленных предприятий дорожно-эксплуатационных организаций, и при невозможности следует предусматривать дорожную и автотранспортную службы на кооперированных условиях для ряда предприятий, входящих в состав промышленных узлов (районов).
Организацию собственной дорожной службы с комплексами зданий, сооружений и устройств допускается предусматривать только при наличии у предприятий дорожной сети протяженностью более 20 км.
Организацию собственной дорожной службы допускается предусматривать и при меньшей протяженности сети дорог в случае отсутствия в районе расположения предприятия дорожно-эксплуатационных организаций и невозможности кооперации с другими предприятиями.
В случае необходимости надлежит предусматривать помещения для стоянки дорожных машин.
5.117. Капитальный ремонт автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, самоходных строительно-дорожных машин и их агрегатов следует предусматривать на специализированных ремонтных заводах. Капитальный ремонт прочих средств безрельсового колесного транспорта надлежит выполнять силами промышленного предприятия.
5.118. В целях повышения качества, уменьшения трудоемкости и снижения стоимости технического обслуживания подвижного состава в промышленных узлах (районах) следует предусматривать базы централизованного технического обслуживания (БЦТО). Централизации подлежат сложные виды периодического технического обслуживания (ТО-2) и частично текущий ремонт.
5.119. Предельно допускаемая удаленность БЦТО приведена в табл.66.
Техническое обслуживание и текущий ремонт внедорожных автомобилей особо большой грузоподъемности следует, как правило, предусматривать непосредственно в использующих их автохозяйствах.
Таблица 66
----------------------T-------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Допускаемая удаленность БЦТО, ¦ ¦Число автомобилей на ¦ км, при числе автомобилей в ней ¦ ¦ предприятии +------------T-----------T-----------T------------+ ¦ ¦ 300 ¦ 500 ¦ 800 ¦ 1000 ¦ +---------------------+------------+-----------+-----------+------------+ ¦ 10 ¦ 35/45 ¦ 45/60 ¦ 65/80 ¦ 75 ¦ ¦ 40 ¦ 30/40 ¦ 40/50 ¦ 60/70 ¦ 70 ¦ ¦ 50 ¦ 25/35 ¦ 40/50 ¦ 55/70 ¦ 65 ¦ ¦ 100 ¦ 15/20 ¦ 20/35 ¦ 45/55 ¦ 55 ¦ ¦ 200 ¦ 5/10 ¦ 20/20 ¦ 35/40 ¦ 45 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. Перед чертой указана допускаемая удаленность БЦТО ¦ ¦ для автомобилей грузоподъемностью 3,5-5,5 т; после черты 10-15 т. Для ¦ ¦ автомобилей с другими значениями грузоподъемности допускаемую ¦ ¦ удаленность БЦТО следует определять интерполяцией. ¦ ¦ 2. При числе автомобилей 1000 допустимая удаленность указана для ¦ ¦ автомобилей грузоподъемностью 3,5-5,5 т. ¦ L------------------------------------------------------------------------
5.120. При общем годовом объеме перевозок грузов на предприятии до 2 млн т целесообразно предусматривать строительство ремонтно-эксплуатационной базы совместно для железнодорожного и всех средств безрельсового колесного транспорта предприятия. При объеме перевозок свыше 2 млн т такие базы, как правило, следует устраивать раздельными.
5.121. Категории подвижного состава в зависимости от габаритных размеров автомобилей следует принимать по табл.67.
Автотранспортные предприятия, подвижный состав которых состоит из автомобилей I-III категорий, следует располагать преимущественно в одном корпусе. Павильонная застройка (в нескольких зданиях) допускается при технико-экономическом обосновании.
5.122. Хранение грузовых автомобилей на открытой площадке без устройства системы его подогрева следует предусматривать при средних температурах наиболее холодного месяца не ниже -15° С.
Таблица 67
-----------------T------------------------------------------------------¬ ¦Категория под- ¦ Размеры автомобиля, м ¦ ¦вижного состава +----------------------------T-------------------------+ ¦ ¦ длина ¦ ширина ¦ +----------------+----------------------------+-------------------------+ ¦ I ¦ До 6 ¦ До 2,1 ¦ ¦ II ¦ Св. 6 до 8 ¦ Св. 2,1 до 2,5 ¦ ¦ III ¦ " 8 " 12 ¦ " 2,5 " 2,8 ¦ ¦ IV ¦ Св. 12 ¦ Св. 2,8 ¦ ¦ ¦ ¦ Примечания: 1. Подвижной состав с размерами, отличающимися от ¦ ¦ приведенных, следует относить к большей (по порядку) из категорий, ¦ ¦ которым соответствуют его размеры. ¦ ¦ 2. Категорию автопоездов следует устанавливать по габаритным ¦ ¦ размерам автомобилей-тягачей. ¦ L------------------------------------------------------------------------
При более низких температурах надлежит предусматривать подогрев (разогрев) подвижного состава.
Отапливаемые закрытые помещения следует предусматривать для хранения автомобилей (пожарных, медицинской помощи, аварийных служб), которые должны быть всегда готовы к эксплуатации на линии, а также автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки рабочих бригад.
В остальных случаях применение закрытых помещений для хранения автотранспортных средств следует обосновывать технико-экономическими расчетами.
6. Гидравлический транспорт
Основные положения
6.1. Нормы и правила настоящего раздела следует соблюдать при проектировании гидравлического (напорного и безнапорного) транспорта (гидротранспорта) промышленных предприятий для перемещения гидросмеси (пульпы), разработанных полезных ископаемых, грунтов вскрыши карьеров, отходов обогащения и переработки рудных и нерудных материалов; золы и шлака тепловых электростанций.
Нормы не распространяются на проектирование сооружений и оборудования для добычи, получения и приготовления гидросмеси, складирования транспортируемого материала, а также транспортирования вязких суспензий.
6.2. Безнапорный гидротранспорт следует применять при естественном уклоне местности по трассе, обеспечивающем надежное перемещение гидросмеси по лоткам, желобам или трубам.
В остальных случаях следует применять напорносамотечный или напорный гидротранспорт по трубам за счет естественного напора, создаваемого разностью высотных отметок, или напора, создаваемого искусственно насосами.
6.3. Гидротранспорт, требующий применения более трех ступеней подъема грунтовыми насосами, а также транспортирования гидросмесей высокой плотности (свыше 1,3 т/куб. м), следует проектировать с применением шлюзовых камерных аппаратов, земснарядов с погружными грунтовыми насосами или другого вида оборудования на основании предварительных исследований в производственных или лабораторных условиях.
6.4. При транспортировании зернистого материала и отсутствии в гидросмеси компонентов, обладающих цементирующей способностью, допускается образование в трубах слоя заиления, толщина которого не должна превышать 10% диаметра пульпопровода.
Трасса пульпопроводов
6.5. В зависимости от назначения пульпопроводы подразделяются на участки: карьерные (расположенные в пределах карьера), магистральные (главные), внутриплощадочные и намывные, предназначенные для складирования грунта в отвале, хвостохранилище или на картах намыва.
6.6. Для профилактического обслуживания и ремонта сооружений и устройств гидротранспорта следует предусматривать вдоль трассы пульпопровода спланированные полосы с подъездами. При технико-экономическом обосновании допускается предусматривать патрульные автодороги, проектируемые по нормам, приведенным в разд.5.
6.7. Положение магистральных пульпопроводов в плане, в зависимости от местных условий, следует назначать по возможности по кратчайшему расстоянию.
6.8. При выборе трассы магистрального пульпопровода следует отдавать предпочтение безнапорным и напорно-самотечным системам гидротранспорта.
6.9. Продольный профиль пульпопроводов должен соответствовать рельефу местности и обеспечивать возможность самотечного опорожнения трубопроводов на период ремонта или в случае аварии в специальные емкости, устраиваемые в пониженных местах. При этом объем аварийных емкостей должен приниматься не менее объема опорожняемых участков пульпопроводов.
Продольный уклон напорных пульпопроводов должен быть не менее 0,5% по направлению к выпуску.
Минимальный уклон пульпопроводов для самотечного движения гидросмеси следует определять гидравлическим расчетом.
6.10. Число поворотов магистральных пульпопроводов в плане и продольном профиле должно быть по возможности минимальным.
6.11. При изменении направления трассы пульпопровода до 30° радиус в углах поворота должен быть не менее трех, более 30 до 45° - не менее пяти, более 45 до 90° - не менее семи диаметров пульпопровода.
В местах резкого изменения направления трассы пульпопровода, когда возникающие осевые усилия не могут быть восприняты стыками труб, следует устанавливать анкерные опоры.
Углы поворота пульпопроводов, располагаемых на эстакадах, следует предусматривать только при наличии анкерных опор.
6.12. Расстояния в свету между наружными поверхностями параллельно укладываемых магистральных пульпопроводов следует принимать с учетом возможности сварки стыков, поворота и замены отдельных участков трубопровода, ремонта арматуры, а также в зависимости от материала труб, внутреннего давления и величины смещения труб при самокомпенсации пульпопровода, но не менее: 500 мм - для труб внутренним диаметром до 900 мм; 600 мм - внутренним диаметром свыше 900 мм.
6.13. Магистральные пульпопроводы следует укладывать по спланированной поверхности земли на поперечные, как правило, бетонные или деревянные подкладки. Подземный способ прокладки пульпопроводов, прокладка на надземных эстакадах и опорах допускаются при соответствующем обосновании. При подземной прокладке пульпопроводов глубину заложения труб следует определять в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84*.
На заболоченных территориях пульпопроводы следует укладывать на лежневых или свайных опорах, а при соответствующем обосновании - на специально возводимой насыпи.
При пересечении оврагов следует предусматривать укладку пульпопроводов по отдельно стоящим опорам с пролетом, определяемым в соответствии с несущей способностью труб (с учетом их возможного гидроабразивного износа) и согласно табл.68.
Во всех случаях необходимо обеспечить возможность работы кранов, трубоукладчиков или другого вспомогательного оборудования для проведения монтажных и ремонтных работ.
6.14. Подъем пульпопроводов на сооружения, где это требуется по условиям производства, следует предусматривать под углом не более 30° .
Таблица 68
-------------------------T----------------------T-----------------------¬ ¦ Условный проход, ¦ Толщина стенки ¦ Расстояние между ¦ ¦ мм ¦ трубы, мм ¦ опорами, м ¦ +------------------------+----------------------+-----------------------+ ¦ 100 ¦ 4,5 ¦ 5 ¦ ¦ 150 ¦ 5 ¦ 7 ¦ ¦ 200 ¦ 8 ¦ 9 ¦ ¦ 250 ¦ 8 ¦ 11 ¦ ¦ 300 ¦ 8 ¦ 12 ¦ ¦ 400 ¦ 9 ¦ 14 ¦ ¦ 500 ¦ 9 ¦ 14 ¦ ¦ 600 ¦ 9 ¦ 15 ¦ ¦ 700 ¦ 9 ¦ 15 ¦ ¦ 800 ¦ 9 ¦ 16 ¦ ¦ 900 ¦ 9 ¦ 18 ¦ ¦ 1000 ¦ 10 ¦ 20 ¦ L------------------------+----------------------+------------------------
Расчетные параметры
6.15. К расчетным параметрам относятся: удельные потери напора в пульпопроводе, скорость транспортирования, диаметр труб и плотность гидросмеси.
Потери напора на местные сопротивления принимаются в пределах 5-10% величины потерь напора по длине трубопровода, а для сложных трасс должны определяться расчетом.
Расчеты параметров гидротранспорта следует производить исходя из физико-механических свойств и гранулометрического состава транспортируемого материала по специальным методикам.
Перекачивающие станции
6.16. Перекачивающие станции в зависимости от условий эксплуатации надлежит проектировать стационарными или передвижными. В любом случае они должны обеспечивать бесперебойную подачу расчетного количества гидросмеси в принятом режиме работы системы гидротранспорта.
6.17. По месту расположения на трассе пульпопровода станции подразделяются на головные (первого подъема) и перекачивающие (второго и последующих подъемов).
Для головных станций и станций последующих подъемов, работающих с разрывом потока гидросмеси, следует предусматривать приемные емкости. В целях обеспечения бесперебойной работы приемная емкость должна соответствовать не менее чем 2-3 -минутному суммарному расходу гидросмеси рабочих грунтовых насосов.
6.18. При проектировании перекачивающих станций с приемными емкостями следует соблюдать следующие условия:
аварийный водослив должен обеспечивать сброс всего расхода грунтового насоса при глубине переливающегося слоя не более 30 см;
уклон отводящих лотков аварийного слива должен быть не менее 3%;
в стационарных условиях следует устанавливать насосы "под залив". Ось грунтового насоса должна быть расположена ниже уровня рабочего горизонта в емкости не менее чем на 1 м; а всас насоса - на глубине, исключающей просос воздуха;
число приемных емкостей (или их отсеков) должно соответствовать числу технологических насосных агрегатов.
6.19. В одной станции не допускается устанавливать более двух ступеней последовательно работающих насосов. Двухступенчатая работа грунтовых насосов должна быть предварительно согласована с заводом-изготовителем.
6.20. При проектировании перекачивающих станций следует предусматривать:
подачу чистой воды для собственных нужд (гидроуплотнения грунтовых насосов и охлаждения подшипников), при этом количество и качество потребной воды и необходимый напор надлежит определять в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей;
монтажные площадки для производства ремонтных работ и переходы для обслуживающего персонала - в соответствии с требованиями техники безопасности;
подъемно-транспортные средства грузоподъемностью не менее веса наиболее тяжелой составной части установленного оборудования;
оборудование и инструмент для текущего ремонта;
помещения для бытовых нужд - в соответствии с санитарными нормами;
дренажные насосы;
аварийный сброс.
6.21. Стационарные перекачивающие станции следует проектировать закрытыми, а при соответствующем обосновании с учетом производственных (сезонного режима работы, непродолжительного срока действия) и климатических условий - открытыми.
Оборотное водоснабжение
6.22. Для систем гидротранспорта следует предусматривать оборотное водоснабжение. Восполнение потерь воды следует осуществлять за счет использования сбросных вод основного производства или из внешних источников. Пригодность сбросных вод для повторного использования должна быть подтверждена лабораторными исследованиями.
Применение прямоточной системы водоснабжения гидротранспорта допускается как исключение при соответствующем технико-экономическом обосновании и по согласованию с санитарно-эпидемиологической службой и органами надзора за регулированием использования и охраной вод.
Восполнение потерь в системе гидротранспорта, как правило, следует осуществлять по водоводу, укладываемому в одну линию.
6.23. Расчетную обеспеченность минимальных расходов воды источника водоснабжения системы гидротранспорта следует принимать равной 90 %.
Пересечения
6.24. Переходы пульпопроводов через реки следует предусматривать, как правило, с использованием существующих мостов (при согласовании с организациями - владельцами этих сооружений).
При отсутствии мостов для перехода следует предусматривать на несудоходных участках рек пульпопроводы, уложенные на понтонах или эстакадах, на судоходных и сплавных участках - дюкеры, число которых должно быть не менее двух на каждую рабочую нитку пульпопровода. При этом они должны укладываться из стальных труб с усиленной антикоррозионной изоляцией, защищенной от механических повреждений.
Стыковые соединения труб должны быть усилены лепестковыми муфтами.
Проект дюкера через судоходные реки должен быть согласован с органами, в ведении которых находятся водные пути.
При укладке пульпопроводов должен учитываться ледовый режим водотока.
6.25. Скорость движения гидросмеси в дюкере должна быть на 10% выше по сравнению с остальными участками пульпопровода.
6.26. При укладке подводной части дюкера расстояние от дна реки до верха трубы должно быть не менее 0,5 м, а в пределах фарватера на судоходных реках - не менее 1 м, при этом надлежит учитывать возможность размыва и переформирования дна реки.
6.27. Створ дюкера должен быть, как правило, перпендикулярным оси водного потока. Расстояние между линиями дюкера в свету должно быть не менее 1,5 м.
Проект дюкера должен предусматривать мероприятия, предотвращающие произвольное его всплытие (пригрузку связками бетонных монолитов или свайную анкеровку).
6.28. Переходы пульпопроводов под железными и автомобильными дорогами и городскими магистралями следует проектировать преимущественно в местах прохождения дорог в насыпях или нулевых отметках. При этом пульпопроводы в местах перехода надлежит принимать в кожухах или тоннелях, внутренний диаметр которых должен быть на 200 мм более наружного диаметра пульпопровода. Концы кожуха должны выступать за очертание насыпи не менее чем на 3 м.
6.29. Пересечение пульпопроводами железных и автомобильных дорог следует предусматривать, как правило, под углом не менее 45° .
6.30. Расстояние по вертикали от подошвы рельса железнодорожного пути от верха покрытия автомобильных дорог и улиц до верха трубы или кожуха подземного трубопровода следует принимать при способе производства работ:
открытом - не менее 1 м;
закрытом (путем продавливания, горизонтального бурения или методом проходки) - не менее 1,5 м.
Расстояние по вертикали от низа конструкции при надземном переходе должно быть:
до головки рельса железнодорожного пути - в соответствии с ГОСТ 9238-83;
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8