Рекомендации Минтруда РФ по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий (4-е издание, переработанное и дополненное)
Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 5
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5
¦Экспедитор ¦ 2 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Агент ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Делопроизводитель ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Секретарь ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Секретарь-машинистка ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Счетовод ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Чертежник ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Архивариус ¦ 3-4 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Кассир (включая старшего) ¦ 3-4 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Машинистка ¦ 3-4 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Экспедитор по перевозке грузов ¦ 3-4 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инкассатор (включая старшего) ¦ 4-5 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Секретарь-стенографистка ¦ 4-5 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Статистик ¦ 4-5 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Стенографистка ¦ 4-5 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦ 2. Должности специалистов, общие для предприятий всех ¦ ¦ ¦ отраслей ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Техники всех специальностей (кроме техников-конструкторов) ¦ 4-6 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Техник-конструктор ¦ 5-7 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инспектор (включая старшего); лаборант (включая старшего) ¦ 4-5 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Бухгалтер ¦ 5-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Экономисты различных специальностей и наименований ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Товаровед ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Социолог ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Психолог ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Физиолог ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Юрисконсульт ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженеры различных специальностей и наименований (кроме¦ 6-11 ¦ ¦перечисленных ниже) ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер-конструктор ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер-технолог ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер-программист ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер-электроник ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер по наладке и испытаниям ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Художник-конструктор (дизайнер) ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦ 3. Должности специалистов, специфические для предприятий ¦ ¦ ¦ разных отраслей ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Зоотехник ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Ветеринарный врач ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Микробиолог, биохимик, биолог ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Художник, художник-модельер, модельер-конструктор ¦ 6-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Дессинатор, колорист, конфекционер ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Геолог, маркшейдер ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженер: по буровым и горным работам, по бурению, по добыче¦ 6-11 ¦ ¦нефти и газа; по организации эксплуатации и ремонту ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Инженеры других специальностей ¦ 6-11 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦ 4. Должности руководителей административно-хозяйственных ¦ ¦ ¦ структурных подразделений предприятий, общие для всех ¦ ¦ ¦ отраслей ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Заведующий камерой хранения ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Заведующий: фотолабораторией, копировально-множительным бюро,¦ 3-4 ¦ ¦хозяйством, архивом ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Заведующий: канцелярией, бюро (справочным, чертежным,¦ 4-5 ¦ ¦машинописным и др.) ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальник хозяйственного отдела ¦ 7-8 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦ 5. Должности руководителей предприятий и их структурных ¦ ¦ ¦ подразделений разных отраслей ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Мастер участка (производственного), мастер по добыче нефти,¦ 6-11 ¦ ¦газа и конденсата, мастер буровой, сменный мастер (включая¦ ¦ ¦старшего мастера) ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Механик цеха, энергетик цеха ¦ 9-13 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальник бюро (лаборатории): организации труда и заработной¦ 10-13 ¦ ¦платы, планово-экономического, конструкторского,¦ ¦ ¦технологического, производственно-технологической лаборатории¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальник центральной заводской латоратории ¦ 11-14 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальники отделов: юридического, организации труда и¦ 11-14 ¦ ¦заработной платы, финансового, технического,¦ ¦ ¦инструментального, автоматизации систем проектирования и¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальник участка (смены) ¦ 7-12 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Начальник цеха ¦ 11-14 ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Главный конструктор, главный инженер (технический директор)¦ 13-17 ¦ ¦производственного объединения, предприятия ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Главные: технолог, экономист, бухгалтер, металлург, метролог,¦ 13-16 ¦ ¦сварщик, механик, энергетик, художник, геолог, маркшейдер,¦ ¦ ¦дессинатор, колорист ¦ ¦ +-------------------------------------------------------------+---------+ ¦Генеральный директор предприятия, директор (управляющий)¦ 13-17 ¦ ¦производственного объединения, директор (начальник,¦ ¦ ¦управляющий) предприятия ¦ ¦ L-------------------------------------------------------------+----------
Приложение N 4
Рекомендуемый порядок проведения аттестации служащих
1. Аттестация служащих с целью установления соответствия работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с "заводской" единой тарифной сеткой призвана обеспечить поддержание соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников.
2. Соблюдение предусматриваемых "заводской" единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарификации.
Тарификация служащих, т.е. определение разрядов оплаты труда конкретных работников, осуществляется в процессе их аттестации на основе утверждаемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих и по должностям, специфическим для отраслей.
3. Основными критериями такой аттестации служат квалификация (компетентность) работника и результаты, достигнутые им при осуществлении должностных обязанностей.
Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых ему по занимаемой должности.
4. Аттестации подлежат руководители, специалисты и другие служащие (технические исполнители), состоящие в штате, кроме лиц, проходящих аттестацию в специально предусмотренном порядке.
5. Рекомендуемый порядок проведения аттестации служащих носит межотраслевой характер. Исходя из этого, на предприятии разрабатывается Положение о порядке проведения аттестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ETC, где конкретизируются критерии и методы оценки квалификации и профессиональной компетентности работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимаемой должности*.
6. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией предприятия и отделом кадров при активном участии руководителей структурных подразделений и профсоюзной организации. Она включает осуществление следующих мероприятий:
- обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых;
- подготовку графиков проведения аттестации;
- установление количества и состава аттестационных комиссий;
- организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.
Подготовительный период - ответственный этап организации аттестации. От того, насколько своевременно и четко выполнены работы, предусмотренные на данном этапе, во многом зависят конечные результаты аттестации.
7. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководителем подготавливается Представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявляемым по должности и разряду оплаты, оценку его профессиональной компетентности, отношения к работе и качеству выполнения должностных обязанностей. В Представлении отражаются также показатели результатов работы аттестуемого за прошедший период. Одновременно в комиссию представляется аттестационный лист предыдущей аттестации.
8. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными в аттестационную комиссию материалами.
9. Аттестационная комиссия рассматривает Представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает.
Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требовательности, объективности и доброжелательности, исключающей проявление субъективизма.
10. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за две недели до начала аттестации.
В графике проведения аттестации указываются наименование подразделения, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необходимых документов, а также должности и фамилии работников, ответственных за их подготовку.
Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.
11. Для проведения аттестации утверждается аттестационная комиссия в составе председателя (как правило, - заместителя руководителя предприятия), секретаря и членов комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзной организации. В необходимых случаях допускается образование нескольких аттестационных комиссий.
12. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов "за" и "против" аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты.
В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует.
Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования.
13. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами аттестационной комиссии, принявшими участие в голосовании.
Аттестационный лист, форма которого приведена ниже, и Представление на работника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.
14. По результатам проведенной аттестации комиссия выносит рекомендации о соответствии работника определенной должности и присвоении ему того или иного разряда оплаты труда по ETC.
15. Руководитель предприятия рассматривает итоги аттестации с целью проверки соответствия порядка ее проведения утвержденному Положению, обоснованности принятых рекомендаций и в месячный срок издает приказ об утверждении итогов аттестации.
16. При проведении аттестации не рассматриваются вопросы, связанные с установлением работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.
17. Руководитель предприятия, а также председатели аттестационных комиссий проходят аттестацию в комиссиях, создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.
18. По результатам аттестации в трудовой книжке работника делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке.
19. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.
20. Критерии и показатели оценки деловых качеств и квалификации работников при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты труда, предусмотренному для данной должности Единой тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцирование и применительно к отдельным категориям служащих (технические исполнители, специалисты, руководители), а также видам деятельности, специфическим для различных производственных и функциональных подразделений предприятия.
21. В Положениях по аттестации, разрабатываемых непосредственно на предприятии, должны быть предусмотрены конкретные количественные и качественные характеристики по каждому из показателей, учитываемых при оценке квалификации и профессиональной компетентности работников и решении вопроса об установлении им разрядов оплаты.
22. Кроме показателей, общих для всех категорий работников, - уровня образования, объема специальных знаний, стажа работы в данной или аналогичной должности, а также должностях, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполнения работ, предусмотренных по данной должности, для каждой профессионально-квалификационной группы служащих должны быть предусмотрены свои особые показатели и критерии оценки. Например, для технических исполнителей это такие показатели, как своевременность, оперативность и качество выполнения работ, входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т.п.
Для специалистов такими требованиями являются: степень самостоятельности выполнения должностных обязанностей, качество и результативность их осуществления, ответственность за порученное дело, способность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к решению возникающих проблем и т.п.
Руководителям предприятий и их подразделений могут быть предъявлены следующие требования: умение организовать труд подчиненных, обеспечить руководство их работой, должный стиль общения с подчиненными, реально осуществимый масштаб руководства и т.п.
23. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетентности работника, в разрабатываемых Положениях по аттестации необходимо предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характеризовать соответствие работника предъявляемым требованиям с тем, чтобы аттестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представленных на каждого аттестуемого, и непосредственного знакомства с аттестуемым (в процессе собеседования с применением оценочных тестов, заслушивания его ответов на вопросы и т. п.) дать объективную оценку его деятельности и высказать суждение о присвоении работнику того или иного разряда оплаты. Ниже приводится рекомендуемый перечень показателей, учитываемых в процессе аттестации.
Показатели оценки деятельности работника при установлении разряда
оплаты труда, предусмотренного единой тарифной сеткой
------T-------------------------------------T---------------------------¬ ¦ ¦ Показатели, характеризующие ¦ Уровен соответствия ¦ ¦ ¦ квалификацию и профессиональную ¦ показателя предъявляемым ¦ ¦ ¦ компетентность работника ¦ требованиям ¦ ¦ ¦ +--------T---------T--------+ ¦ ¦ ¦ ниже ¦соответс-¦ выше ¦ ¦ ¦ ¦предъяв-¦ твует ¦предъяв-¦ ¦ ¦ ¦ ляемых ¦предъяв- ¦ ляемых ¦ ¦ ¦ ¦требова-¦ ляемым ¦требова-¦ ¦ ¦ ¦ ний ¦требова- ¦ ний ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ниям ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 1. ¦Образование ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 2. ¦Объем специальных знаний ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 3. ¦Способность к рациональной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦организации выполняемой работы ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 4. ¦Способность анализировать возникающие¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в работе проблемы, принимать¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правильные решения или делать¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦необходимые выводы ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 5. ¦Способность адаптироваться к новой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ситуации и применять новые подходы к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦решению возникающих проблем (задач) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 6. ¦Готовность к выполнению заданий, не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦входящих в должностные обязанности,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦степень самостоятельности их¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выполнения ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 7. ¦Качество выполнения порученной работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(дополнительных обязанностей),¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уровень ответственности за порученное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дело ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 8. ¦Интенсивность труда (способность и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦готовность справляться с большими¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нагрузками) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ ¦ Дополнительные требования к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ руководителям ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 9. ¦Умение организовать труд подчиненных ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 10. ¦Стиль общения: ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ ¦с подчиненными ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ ¦с вышестоящими руководителями ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 11. ¦Способность выразить свои мысли: ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ ¦письменно ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ ¦устно ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+-------------------------------------+--------+---------+--------+ ¦ 12. ¦Реально осуществляемый масштаб¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦руководства ¦ ¦ ¦ ¦ L-----+-------------------------------------+--------+---------+---------
По результатам экспертного анализа оценки деятельности конкретного работника с помощью приведенной системы показателей аттестационная комиссия выносит решение о присвоении работнику того или иного разряда в рамках диапазона разрядов по соответствующей должности, предусмотренного Единой тарифной сеткой. При преобладании оценок первого, второго либо третьего уровня в приведенной шкале показателей работнику присваивается соответственно начальный, средний или высший разряд оплаты труда в пределах предусмотренного по должности диапазона разрядов.
Для руководителей предприятий при установлении разрядов оплаты их труда наряду с показателями квалификации и профессиональной компетентности учитываются также показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми ими объектами.
Результаты аттестации служащих оформляются в виде аттестационного листа по прилагаемой форме.
Аттестационный лист 1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. Год рождения ____________________________________________________ 3. Сведения об образовании и повышении квалификации ________________ _________________________________________________________________________ (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию, _________________________________________________________________________ ученая степень, ученое звание) 4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность ________________________________ 5. Общий трудовой стаж _____________________________________________ 6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии ________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 8. Замечания и предложения, высказанные аттестуемым работником _____ _________________________________________________________________________ 9. Оценка деятельности работника по результатам голосования: соответствие должности __________________________________________ отнесение к разряду оплаты ______________________________________ Количество голосов: за ________, против _________________________ 10. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ 11. Примечания ______________________________________________________ Председатель аттестационной комиссии ____________________________________ Секретарь аттестационной комиссии ____________________________________ Члены аттестационной комиссии ____________________________________ Дата аттестации "___" ____________ ____ г. С аттестационным листом ознакомился ____________________________________ (подпись аттестованного и дата) ------------------------------
* Рекомендуемые подходы к оценке работника приведены ниже.
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5