Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 15

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

 
¦7.3.1.      ¦Определение чувствительности од-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦ного штамма микроорганизма к ан-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦тибиотикам:                     ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.1.1.    ¦диск-диффузионным методом  к   6¦  1,6    ¦ 0,7   ¦  0,9  ¦
¦            ¦препаратам                      ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.1.2.    ¦детодом серийных разведений     ¦  4,0    ¦ 1,5   ¦  2,5  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.      ¦Биохимическая идентификация мик-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦роорганизмов до вида:           ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.    ¦Рутинный метод                  ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.1.  ¦рода Стафилококка               ¦  1,8    ¦ 0,55  ¦  1,25 ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.2.  ¦родов Стрептококка и Энтерококка¦  1,68   ¦ 0,5   ¦  1,18 ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.3.  ¦семейства Энтеробактерий        ¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦- по 4-8 тестам                 ¦  2,0    ¦ 0,65  ¦  1,35 ¦
¦            ¦- по 12-14 тестам               ¦  3,15   ¦ 0,75  ¦  2,4  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.4.  ¦семейства Нейссерий             ¦  2,35   ¦ 0,8   ¦  1,55 ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.5.  ¦рода Гемофилов                  ¦  2,15   ¦ 0,75  ¦  1,4  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.6.  ¦рода Псевдомонад                ¦  1,5    ¦ 0,5   ¦  1,0  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.7.  ¦неферментирующих бактерий       ¦  2,0    ¦ 0,65  ¦  1,35 ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.8.  ¦рода Коринебактерий             ¦  1,8    ¦ 0,55  ¦  1,25 ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.9.  ¦дрожжеподобных грибов рода  Кан-¦  1,05   ¦ 0,45  ¦  0,6  ¦
¦            ¦дида и др.                      ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.10. ¦грибов рода Аспергиллус         ¦  1,05   ¦ 0,45  ¦  0,6  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.1.11. ¦Грамположительные палочки  родов¦  3,15   ¦ 0,75  ¦  2,4  ¦
¦            ¦Бациллюс  Лактобациллюс,  Клост-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦ридий и др.                     ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.2.    ¦Микрометод с использованием ком-¦  1,65   ¦ 0,65  ¦  1,0  ¦
¦            ¦мерческих тест-систем;  визуаль-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦ное считывание (12 тестов)      ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.2.3.    ¦Микрометод с использованием ком-¦  1,55   ¦ 0,55  ¦  1,0  ¦
¦            ¦мерческих тест-систем -  автома-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦тическое считывание (12 тестов) ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.3.      ¦Реакция агглютинации на стекле  ¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦- до 10 штаммов одновременно    ¦  1,5    ¦ 1,0   ¦  0,5  ¦
¦            ¦- на каждые последующие         ¦  1,0    ¦ 0,7   ¦  0,3  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.4.      ¦Латекс агглютинация             ¦  0,5    ¦ 0,4   ¦  0,1  ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.5.      ¦Реакция непрямой гемагглютинации¦  2,5    ¦ 0,8   ¦  1,7  ¦
¦            ¦с одним антигеном (РНГА)        ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.6.      ¦Реакция пассивной  гемагглютина-¦  2,0    ¦ 1,0   ¦  1,0  ¦
¦            ¦ции с одним диагностикумом      ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.7.      ¦Реакция связывания комплемента  ¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦- единичное исследование        ¦  15,0   ¦ 5,0   ¦  10,0 ¦
¦            ¦- одно исследование в  серии  из¦  2,2    ¦ 0,7   ¦  1,5  ¦
¦            ¦10 сывороток                    ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.8.      ¦Реакция      иммунофлюоресценции¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦(РИФ)                           ¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦- единичное исследование        ¦  7,0    ¦ 1,75  ¦  5,25 ¦
¦            ¦- одно  исследование  в серии из¦  3,35   ¦ 2,75  ¦  0,6  ¦
¦            ¦10 исследований                 ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.9.      ¦Реакция непрямой  иммунофлюорес-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦ценции (РНИФ)                   ¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦- единичное исследование        ¦  9,0    ¦ 2,0   ¦  7,0  ¦
¦            ¦- одно исследований в  серии  из¦  3,75   ¦ 2,95  ¦  0,8  ¦
¦            ¦10 исследований                 ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.3.10.     ¦Иммуноферментный анализ (ИФА)(5)¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.4.        ¦Отдельные виды  лабораторных ра-¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦бот                             ¦         ¦       ¦       ¦
+------------+--------------------------------+---------+-------+-------+
¦7.4.1.      ¦Приготовление плотной  и  жидкой¦  0,2    ¦       ¦  0,2  ¦
¦            ¦питательных сред на одну емкость¦         ¦       ¦       ¦
¦            ¦(чашку, пробирку)               ¦         ¦       ¦       ¦
L------------+--------------------------------+---------+-------+--------
 

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков


Приложение 13 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380


Методика расчета себестоимости лабораторного анализа


Себестоимость лабораторных исследований рассчитывается по формуле:

 
     S = V + А  + Э + М + П, где
              м
 
     S - общая себестоимость исследования;
     V - оплата труда;
     А  - амортизационные отчисления на оборудование;
      м
     Э - эксплуатационные расходы на содержание оборудования и инвентаря;
     М - материальные затраты (затраты на реактивы,  лабораторное стекло,
         пластмассовые изделия, термобумагу, моющие средства и т.д.);
     П - прочие расходы.

Для расчета составляющей себестоимости исследования по оплате труда необходимо знать нормы затрат времени на проведение лабораторных анализов, годовой фонд зарплаты медицинского персонала и годовой бюджет рабочего времени работников, выполняющих исследования.

При определении годового фонда заработной платы весь медицинский персонал делится на три группы:

- занятый непосредственно проведением лабораторных исследований (врачи и сотрудники со средним медицинским образованием);

- принимающий участие в обеспечении деятельности лаборатории, но не участвующий непосредственно в проведении исследований;

- обеспечивающий деятельность лечебно-профилактического учреждения.

Должностной оклад заведующего лабораторией суммируется с окладом врачей в том случае, если он выполняет все функции врача. Если заведующий КДЛ освобожден от выполнения функциональных обязанностей врача и занимается только административной работой, его должностной оклад суммируется с окладом санитарок, регистраторов и т.д., как группы персонала, не принимающего непосредственно участия в выполнении лабораторных исследований.


Оплата труда рассчитывается по формуле:

 
     V = (Аxn  + Вxn ) (I + С) (I + d) (I + f),  где
             а      b
     V - оплата труда медицинского персонала;
     А - годовой фонд заработной платы врачебных должностей (в среднем по
         лаборатории);
     В - годовой фонд заработной платы должностей со средним  медицинским
         образованием (в среднем по лаборатории);
     n , n  - отношение  затрат  времени  на  выполнение  исследования  к
      a   b
         годовому бюджету рабочего времени соответствующей должности;
     С - отношение годового фонда зарплаты всех  работников  лаборатории,
         не  участвующих  непосредственно  в  проведении исследований,  к
         годовому фонду зарплаты работников, выполняющих исследования;
     d - коэффициент     отчислений  на  социальные  нужды  (определяется
         действующими  нормативами  отчислений  в  фонды  социального   и
         обязательного медицинского страхования,  в пенсионный фонд, фонд
         занятости населения;  при  изменении  этих  нормативов  величина
         коэффициента должна быть изменена).
     f - коэффициент накладных расходов, рассчитывается по формуле:
 
          (E+Q)
     f = -------, где
          (З-Е)
     f - коэффициент накладных расходов;
     Е - зарплата административно-хозяйственного персонала  учреждения  с
         отчислениями на социальные нужды;
     Q - сумма расходов по статьям сметы доходов  и  расходов  учреждения
         (канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и
         служебные разъезды,  ремонт зданий  и  сооружений,  приобретение
         книг и т.д.);
     З - заработанная плата всего персонала учреждения,  включая  премии,
         выплаты стимулирующего характера по системным положениям.
     Амортизационные отчисления   на   оборудование   рассчитываются   по
формуле:
 
          i     i
           o     в
     А  = --- + ---, где
      м   N      N
           1
 
     i  - амортизационные отчисления на основное оборудование;
      о
     i  - амортизационные отчисления на вспомогательное оборудование;
      в
     N - число исследований данного вида;
     N  - число исследований, выполненных на основном оборудовании.
      1
     Эксплуатационные расходы  на  содержание  оборудования  и  инвентаря
рассчитываются по формуле:
 
          О
     Э = --, где
          N
     Э - эксплуатационные расходы как составляющая стоимости анализа;
     О - затраты на содержание  оборудования  (техническое  обслуживание,
         метрологическое обеспечение и т.д.);
     N - число исследований,  выполняемых на  оборудовании.
     Материальные затраты складываются из затрат на расходные материалы и
затрат на реактивы:
 
     М = p + R.
     Затраты на расходные материалы рассчитываются по формуле:
 
          Д
     p = --, где
          N
     р - затраты  на  расходные  материалы,  как  составляющая  стоимости
         анализа;
     Д - затраты   на   лабораторное   стекло,   пластмассовые   изделия,
         термобумагу и т.д.;
     N - число исследований данного вида.
 

Затраты на реактивы зависят от методик исследований; при работе с готовыми наборами реактивов, предназначенными для выполнения определенного количества исследований (10, 50, 100 и т.д.), необходимо учитывать все исследования, включая повторные, параллельные, калибровочные, контрольные и т.д. Применительно к унифицированным методам можно использовать расчеты потребности реактивов на 100 определений. В остальных случаях следует исходить из фактических затрат реактивов на данный вид исследований. Кроме того, для обеспечения проведения внутрилабораторного контроля качества требуются расходы на приобретение контрольных материалов, стоимость которых должна быть включена в себестоимость анализа.

Затраты на реактивы, как составляющая стоимости лабораторного анализа, рассчитывается по формуле:

 
         W    m
     R= -- + --, где:
         N    n
 
     R - затраты на реактивы;
     W - стоимость набора реактивов;
     N - число исследований, выполненных данным набором;
     m - расходы на контрольные материалы;
     n - число исследований,  при которых используются данные контрольные
         материалы.

Прочие расходы.

В себестоимость лабораторного исследования должны быть включены и другие компоненты, например участие в Федеральной системе внешней оценки качества (ФСВОК), внедрение в лаборатории новых методов исследования, новой аппаратуры и тест-систем и др. Расходы на участие во внешнем контроле качества лабораторных исследований должны рассчитываться в соответствии с тарифами ФСВОК по фактическим затратам.


Начальник Управления планирования,
финансирования и развития
Н.Н.Точилова


Приложение 14 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380


Квалификационная характеристика врача клинической
лабораторной диагностики*


Специальность "клиническая лабораторная диагностика"

В соответствии с требованиями специальности врач клинической лабораторной диагностики должен знать и уметь:


1. Общие знания:

- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий;

- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- основы профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

- современные направления развития медицины.


2. Специальные знания:

По вопросам организации работы в клинико-диагностической лаборатории:

- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

- современные методы лабораторной диагностики;

- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях.

По общим требованиям специальности:

- срочная и плановая лабораторная диагностика заболеваний;

- лабораторный контроль за течением болезни и восстановлением трудоспособности;

- лабораторный контроль за действием лекарственных препаратов;

- лабораторные исследования при диспансеризации;

- консультативная помощь врачам-лаборантам, врачам других клинических специальностей;

- профессиональная помощь лаборантам;

- организация лабораторных исследований в соответствии с характером лечебного учреждения;

- планирование методических программ клинико-диагностических лабораторий и диагностических лабораторных исследований в соответствии с инструктивной и нормативной документацией;

- оценка и интерпретация результатов исследования;

- работа по внедрению новых методов исследования и оборудования;

- участие в обучении и повышении квалификации специалистов со средним медицинским образованием;

- участие в работе по оптимизации лабораторно-диагностических методов и повышении значимости лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- проведение экспертной оценки (экспертизы) правильности назначения и интерпретации анализов;

- проведение ежегодного анализа работы лаборатории с учетом профиля лечебного учреждения.

По общим вопросам лабораторной диагностики:

- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение функций желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

- структура и функции клеток, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и др. исследований;

- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

- консервирование, хранение, обезвреживание и доставка биологических материалов;

- этиология, патогенез, клиника и лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения, кроветворения, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;

- влияние терапии на лабораторные показатели;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

- основы клиники и ранней диагностики онкологических заболеваний;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований.

По контролю качества лабораторных исследований:

- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Методы КК (контроль воспроизводимости, контроль правильности), основные статистические показатели;

- порядок проведения внутрилабораторного КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы по гематологии, общеклиническим методам исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам;

- межлабораторный КК. Варианты межлабораторного КК, оценка работы лабораторий.

По биохимическим исследованиям:

взятие биоматериала:

- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериала;

методы клинической биохимии:

- физико-химические и биохимические методы;

- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- принципы работы автоматизированных аналитических систем;

- основные принципы иммуноферментного анализа;

обмен белков:

- биосинтез и структура белка, функция белков;

- физико-химические свойства белков;

- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;

- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;

- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бетта-, гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

ферменты:

- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;

- принципы международной классификации ферментов;

- регуляция ферментативной активности;

- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;

- клинико-диагностическое значение определения активности ферментов и их изоформ в биологических жидкостях при патологии;

- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;

- общие принципы определения активности ферментов;

обмен углеводов:

- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;

- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расход энергии АТФ;

- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии. Клинико-диагностическое значение определения глюкозы в крови и моче;

- регуляция и нарушение обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;

- патохимические основы и диагностика сахарного диабета. Характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Клинико-лабораторные показатели при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и др. гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете;

обмен липидов:

- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;

- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;

- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;

- патология обмена липидов. Гипо- и гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;

- липопротеиды: структуры и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;

- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии. Дислипопротеидемии при заболеваниях внутренних органов: диабет, нефротический синдром, заболевания щитовидной железы, панкреатит, алкоголизм;

- атеросклероз;

гормоны:

- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;

- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;

- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипоталамо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Этиология и патогенез инсулинозависимого и инсулинонезависимого сахарного диабета. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома, клинические симптомы;

- гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Дифференциальная диагностика первичного и вторичного гиперальдостеронизма. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов и их клинико-диагностическое значение. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипоталамо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных;

водно-минеральный обмен:

- водный обмен, регуляция водного обмена;

- патология водного обмена, клинико-диагностическое значение определения водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;

- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;

- распределение в организме, регуляция обмена ионов. Клинико-диагностическое значение определения минеральных веществ: натрия, калия, кальция, магния, фосфора, хлора и микроэлементов;

- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Ca и Mg;

- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;

- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина;

- механизмы развития железодефицитной анемии. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика;

кислотно-основное состояние (КОС):

- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;

- физиологические системы регуляции КОС;

- показатели КОС в норме и патологии, клинико-диагностическое значение определяемых показателей;

- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей. Особенности КОС при заболеваниях легких, почек, др. органов и систем;

обмен гемоглобина:

- порфирины: структура, функция, биологическая роль;

- нарушение обмена порфиринов, порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;

- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;

- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;

- патология обмена желчных пигментов, клинико-диагностическое значение показателей обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;

коагулология:

- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;

- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;

- антикоагулянты, гепарин, фибринолитическая система и ее биологическая функция;

- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;

- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;

- нарушения системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;

- особенности гемостатической терапии, контроль за антикоагулянтной терапией;

- ДВС-синдром, тромбоэмболитические состояния;

- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, при гипокоагуляции. Клинико-диагностическое значение коагулограмм.

По гематологическим исследованиям:

- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;

- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы. Эритроцитопении. Эритроцитопатии;

- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз. Морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов, роль гликогена, липидов, миелопероксидазы и др. ферментов в дифференциальной диагностике клеток лейкопоэза. Показатели внутриклеточного и внутрисосудного гемолиза. Патогенез эритроцитопатии;

- клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга;

- энзимопатии эритроцитов. Гемоглобинопатии. Иммунные и аутоиммунные гемолитические анемии;

- клинико-лабораторные показатели периферической крови и костного мозга и дополнительных лабораторных исследований;

- болезнь Маркьяфавы-Микеле, патогенез, морфологические, биохимические, иммунологические исследования крови, костного мозга;

- лабораторные показатели гемолитического криза, компенсированного и декомпенсированного гемолиза. Клинико-диагностическое значение гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике гемолитической анемии;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадии заболевания;

- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разных стадиях заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и др. заболеваниями кроветворной системы;

- геморрагические диатезы, гемофилии, тромбоцитопении, геморрагический васкулит. Этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

По общеклиническим исследованиям:

- строение и функции органов дыхания. Способы сбора мокроты, получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого, приготовление препаратов для лабораторного исследования. Заболевания органов дыхания. Исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмониозах, гистоплазмозе, муковисцидозе. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функция органов пищеварения. Способы получения для использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Заболевания органов пищеварительной системы. Патогенез. Классификация заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишок, печени и желчного пузыря. Основные функции желудка (кислотообразующая, ферменто- и белковообразующая). Клинико-диагностическое значение фракционного дуоденального зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условия получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Клинико-диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира; особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

- строение и функции отделов мочевыдительной и мочеобразовательной системы. Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация);

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

- клиническое значение билирубинурии, принцип методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот в моче, принципы методов их обнаружения. Клиническое значение наличия уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндрурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала при заболеваниях ЦНС. Заболевания центральной нервной системы. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое исследование ликвора;

- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Поражение серозных оболочек. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Заболевания половых органов. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие: вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

По цитологическим исследованиям:

- морфологическая картина воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной тканей;

- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

- особенности предраковых состояний, реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования;

- особенности и возможности дифференцировки опухолей разной локализации.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

- структура и функции лимфоидной системы;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- антигены и иммуногены;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- иммунная система при инфекциях;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы;

- исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета; исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.


3. Знания смежных дисциплин:

- современные методы обследования больного;

- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

- основы первичной реанимации;

- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.


4. Умения:

По общим вопросам диагностической работы:

- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

- поставить лабораторный диагноз и провести дифференциальный диагноз, использовав клинические и дополнительные методы исследований;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения;

- провести анализ расхождения лабораторного диагноза с клиническим и патологоанатомическим диагнозом, выявить ошибки и разработать мероприятия по улучшению качества диагностической работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и других исследований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- работать с контрольным материалом: сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную нормативными документами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы;

- обработать химическую посуду;

- построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

- производить необходимые расчеты;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния, системы гемостаза и др.;

- определить последовательность биохимических исследований;

- оценить результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- интерпретировать лабораторные показатели нарушения гемостаза при заболеваниях печени, желудочно-кишечного тракта и др. органов;

- оценивать эффективность лечения непрямыми антикоагулянтами, гепарином, дезагрегантами, тромболитическими, фибринолитическими средствами и др. препаратами;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

По гематологическим исследованиям:

- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и др. формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, телец Жолли, колец Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстанцию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритно- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), подсчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и др. заболеваниях;

- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- выбрать диагностическую программу, описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты;

- микроскопировать желудочное содержимое в нативном и окрашенном препаратах. Различить элементы застойной пищи и флоры. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах-туберкулезные микробактерии. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере, микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белка, микроскопировать нативные препараты, диффенцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

- выбрать диагностическую программу, описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.

По цитологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный процесс;

- выявлять грануляционную ткань, гранулематозную пролиферацию;

- дифференцировать пролиферацию, дисплазию, метаплазию, фоновые процессы;

- диагностировать предраковые состояния, гиперплазию (реактивную и опухолевую), опухоли;

- определять по возможности цитологическую форму и степень дифференциации опухоли: легких, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы, мочевого пузыря, яичка, тела и шейки матки, щитовидной железы, молочной железы, предстательной железы, мягких тканей, скелета, кожи, лимфатических узлов, серозных оболочек, костного мозга;

По паразитологическим и микробиологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- идентифицировать в различном биологическом материале яйца гельминтов, простейшие;

- дифференцировать виды малярийных паразитов в толстой капле и мазках периферической крови;

- диагностировать возбудителей кожно-венерических заболеваний: бледную трепонему, возбудителя мягкого шанкра, гоноккоков , трихомонад, хламидий, гарднарелл и др.; возбудителей грибковых заболеваний;

- интерпретировать результаты исследований биологического материала, составить программу обследования.

По иммунологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.

По медико-генетическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х- и Y-хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.
5. Манипуляции:

- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

- желудочное зондирование и промывание желудка через зонд;

- катетеризация мочевого пузыря;

- остановка кровотечения;

- определение групповой принадлежности крови;

- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа;

- взятие венозной крови для анализа.


Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению

 
-------------------------------------------------------------------------

* Квалификационная характеристика является основой для оценки знаний и умений специалиста при проведении квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста. Для специалистов, имеющих узкую специализацию и стаж работы по узкой специальности не менее 5 лет, экзамен может проводиться по соответствующей субдисциплине.


Приложение 15 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380


Квалификационная характеристика специалиста с высшим
биологическим образованием


В соответствии с требованиями специальности специалист с высшим биологическим образованием должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- законодательные акты о здравоохранении и нормативные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые вопросы;

- основы медицинского страхования и деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;

- основы и клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний;

- основы первичной профилактики заболеваний и санитарно-просветительной работы;

- основы Международной и отечественной классификации болезней (МКБ, ОКБ);

- современные направления развития медицины.


2. Специальные знания:

По общим вопросам работы в клинико-диагностической лаборатории:

- директивные документы, определяющие деятельность лабораторной службы;

- система организации лабораторной службы в стране, задачи и ее структура;

- основные принципы работы централизованной лаборатории, в том числе медицинских диагностических центров;

- положение об аккредитации клинико-диагностических лабораторий;

- основы техники безопасности в клинико-диагностических лабораториях;

- современные методы лабораторной диагностики;

- структура и функция органов кроветворения, пищеварительной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной, половой и других систем; строение и функция желез, серозных оболочек, опорно-двигательного аппарата, кожи;

- структура и функция клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биологических жидкостей;

- правила и способы получения биологического материала для морфологических, биохимических, генетических, иммунологических, бактериологических, серологических и др. исследований;

- приготовление, фиксация и окраска препаратов для морфологического исследования;

- консервирование, хранение и обезвреживание биологических материалов;

- лабораторная диагностика основных заболеваний системы кровообращения и кроветворения, пищеварения, мочеполовой системы, печени и желчных путей, опорно-двигательной системы, соединительной ткани, мышечной ткани, эндокринной системы;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя и др. на результаты лабораторных исследований;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, время года, дневные ритмы, месячные циклы и др.) на результаты лабораторных исследований;

- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

- проведение ежегодного анализа работы лабораторий с учетом профиля лечебного учреждения.

По контролю качества лабораторных исследований:

- организация контроля качества (КК), порядок проведения, основные требования, предъявляемые к проведению КК;

- возможные источники погрешностей при лабораторных исследованиях;

- классификация ошибок, внелабораторные погрешности, внутрилабораторные погрешности, аналитические погрешности. Ошибки грубые, случайные, систематические;

- внутрилабораторный, межлабораторный КК. Построение контрольных карт, критерии работы по контрольной карте;

- контрольные материалы: контрольные сыворотки сливные и коммерческие, сыворотки животных и человека, аттестованные и неаттестованные сыворотки. Контрольные материалы для гематологии, общеклинических методов исследования, цитологии, микробиологии. Требования, предъявляемые к контрольным материалам.

По биохимическим исследованиям:

взятие биоматериала:

- правила взятия крови, мочи, других биологических материалов, правила транспортировки и хранения, стабилизация биоматериалов;

биохимические методы:

- физико-химические и биохимические методы;

- основные принципы фотометрии, спектрофотометрии, др. спектральных методов, потенциометрии с использованием ион-селективных электродов, принципы электрофореза, хроматографии;

- принципы работы автоматизированных аналитических систем;

- основные принципы иммуноферментного анализа;

обмен белков:

- биосинтез и структура белка, функция белков;

- физико-химические свойства белков;

- метаболизм белков и аминокислот, переваривание белков, особенности метаболизма отдельных аминокислот;

- образование конечных продуктов обмена белков, образование аммиака, мочевины, креатина, азотистый баланс, клинико-диагностическое значение определения фракций остаточного азота и других азотсодержащих продуктов;

- белки плазмы крови, альбумины, альфа1-, альфа2-, бетта-, гамма-глобулины, белки "острой фазы", гипо-, гипер-, диспротеинемии, парапротеинемии, иммунодефицитные состояния, клинико-диагностическое определение отдельных белков плазмы крови;

ферменты:

- строение ферментов, кофакторы и коферменты, сущность процесса катализа;

- принципы международной классификации ферментов;

- регуляция ферментативной активности;

- гипо- и гиперферментемии, наследственные и приобретенные энзимопатии;

- энзимодиагностика заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, поджелудочной железы, костной ткани, мышечной ткани и др. патологии;

- общие принципы определения активности ферментов;

обмен углеводов:

- метаболизм углеводов, пути превращения глюкозы: переваривание и всасывание, расщепление глюкозы;

- гликолитическая цепь, гликогенолиз, пентофосфатный цикл, окислительное фосфорилирование, образование и расходование энергии АТФ;

- обмен глюкозы, галактозы, фруктозы. Гипо- и гипергликемии;

- регуляция и нарушения обмена гликогена. Гликогенозы. Гликозаминогликаны;

- патохимические основы сахарного диабета, характеристика нарушений обмена веществ при сахарном диабете. Гликозилированный гемоглобин и другие гликозилированные белки. Гипо- и гипергликемические комы при сахарном диабете;

обмен липидов:

- основные классы липидов: жирные кислоты, триглицериды, холестерин и его эфиры, фосфолипиды;

- усвоение липидов в пищеварительной системе: эмульгирование, переваривание, всасывание липидов;

- транспорт липидов в организме. Роль липопротеидов;

- патология обмена липидов. Гипо- и гиперхолестеринемии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, печени. Роль гормонов в регуляции липидов. Алкоголизм и жировой гепатоз;

- липопротеиды: структура и функция липопротеидов. Апопротеиды. Классификация липопротеидов крови человека. Изменения спектра липопротеидов при различных заболеваниях;

- дислипопротеидемия, классификация гиперлипопротеидемий. Семейные гиперлипопротеидемии;

- атеросклероз;

гормоны:

- гормоны: химическая природа и биологическое действие. Взаимодействие гормонов с рецепторами клеток. Внутриклеточные посредники гормонов;

- действие гормонов гипотоламо-гипофизарной системы, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников, половых желез;

- взаимосвязь гормонов гипофиза и гипоталамуса. Гипо- и гиперпродукция гормонов гипотоламо-гипофизарной системы. Гипо- и гиперфункция щитовидной железы. Первичный и вторичный гиперпаратиреоз. Нарушения функции эндокринной части поджелудочной железы. Гипо- и гиперфункция мозгового слоя надпочечников. Феохромоцитома;

- гипо- и гиперфункция коры надпочечников. Острая и хроническая надпочечниковая недостаточность. Лабораторные методы определения глюкокортикоидов и минералокортикоидов. Гипо- и гиперфункция половых желез, связь половых желез с гипотоламо-гипофизарной системой. Определение эстрогенов и андрогенов. Использование ИФА и радиоиммунологического анализа для характеристики гормонального профиля больных;

водно-минеральный обмен:

- водный обмен, регуляция водного обмена;

- патология водного обмена, определение водных пространств при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях почек, печени, желудочно-кишечного тракта, эндокринной, мышечной систем;

- минеральный обмен, физиологическая роль ионов;

- распределение в организме, регуляция обмена ионов;

- концентрация и активность ионов, общее содержание и ионизированный Ca и Mg;

- особенности обмена железа, содержание его в организме, процессы всасывания;

- транспортные и депонированные формы железа, роль трансферрина, ферритина, гемосидерина. Лабораторная диагностика абсолютного и относительного дефицита железа. Гемохроматоз, лабораторная диагностика;

кислотно-основное состояние (КОС):

- характеристика кислот и оснований, буферные системы крови;

- физиологические системы регуляции системы КОС;

- показатели КОС в норме и патологии;

- формы нарушений: ацидозы, алкалозы, виды нарушений: респираторные, метаболические. Динамика лабораторных показателей;

обмен гемоглобина:

- формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met и Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина;

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки