Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 20
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20
- основы техники безопасности при работе в клини- ко-диагностической лаборатории; + + + - инструктивные материалы по соблюдению правил сани- тарно-противоэпидемического режима в клинико-диаг- ностической лаборатории; + + + - устав и правила внутреннего распорядка лечеб- но-профилактического учреждения, должностные инс- трукции клинико-диагностической лаборатории; + + + - правила подготовки пациента для различных лабора- торных исследований. + + +
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии; + + + - структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыдели- тельной, половой и др. систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи; + + + - структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей; + + + - сущность типовых патологических процессов на кле- точном, тканевом, системном уровнях; - - + - лабораторные показатели функционирования челове- ческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте; + + + - общие закономерности возникновения, развития и те- чения патологических процессов и основных заболе- ваний человека; - - + - клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья чело- века; + + + - основы функционирования здорового организма и фак- торы риска; + + + - основные принципы взаимодействия организма челове- ка с окружающей средой; + + + - правила и способы получения биоматериала для лабо- раторных исследований; + + + - основы лабораторной диагностики основных заболева- ний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных пу- тей, соединительной ткани, онкологических заболе- ваний, ВИЧ-инфекций; - + + - основы комплексного подхода к лабораторному обсле- дованию больного; - - + - правила приготовления реактивов; + + + - организация внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований. - - + По гематологическим исследованиям: - теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме); + + + - морфология клеток гемопоэза в норме; + + + - понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения; + + + - изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях; - + + - причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза; - + + - особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморра- гических диатезах и др. заболеваниях); - + + - основные принципы цитохимического анализа, диаг- ностическое значение; - - + - морфологические особенности эритроцитов при раз- личных анемиях. - + + По общеклиническим исследованиям: - значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей; + + + - основные методы и диагностическое значение иссле- дования физических, химических показателей мочи; + + + - морфология клеточных и др. элементов мочи; + + + - основные методы и диагностическое значение опреде- ления физических и химических показателей кала; - + + - форменные элементы кала, их выявление; + + + - изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы; - + + - физико-химический и морфологический состав содер- жимого желудка и двенадцатиперстной кишки; + + + - изменения состава содержимого желудка и двенадца- типерстной кишки при различных заболеваниях пище- варительной системы; + + + - ликвор и выпотные жидкости: морфологический сос- тав, физико-химические свойства, лабораторные по- казатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.; + + + - морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов; - + + - основные характеристики эпителия кожи, волос, ног- тей и их изменения при различных патологических процессах. - + + По цитологическим исследованиям: - правила взятия и обработки материала для цитологи- ческих исследований; + + + - морфологическая картина воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей. - + + По биохимическим исследованиям: - понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сох- ранения (поддержания) гомеостаза; + + + - нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; + + + - причины и виды патологии обменных процессов в ор- ганизме; - - + - система гемостаза; - + + - лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях; - - + - основные методы исследования обмена веществ, гор- монов, ферментов, системы гемостаза и др. + + + По паразитологическим исследованиям: - основные морфологические характеристики гельмин- тов; + + + - морфологические различия видов гельминтов и их яиц; + + + - паразиты малярии, виды, стадии развития; + + + - морфология малярийных паразитов; + + + - простейшие: вид, стадии развития, морфология; + + + - заболевания, вызванные простейшими; - + + - правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов. + + + По иммунологическим исследованиям: - учение об иммунитете, виды иммунитета; + + + - иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции; + + + - антигены: виды, характеристика; + + + - иммуноглобулины (антитела), классификация, струк- тура и функции; + + + - взаимодействие антиген-антитело; + + + - неспецифические факторы иммунной реактивности ор- ганизма, фагоцитарная система, система комплемен- та, интерфероны и др.; + + + - возрастные особенности иммунного статуса; - + + - иммунодефицитные состояния; - + + - иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях сое- динительной ткани; - - + - аллергия и атопические заболевания; - + + - изоантигены системы крови; - - + - изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания. - - + По медико-генетическим исследованиям: - предмет и задачи медицинской генетики; + + + - понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью; + + + - генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности; - - + - гены и признаки; - - + - изменчивость: мутационная изменчивость, классифи- кация мутаций, мутагенные факторы. - - +
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтоло- гии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные эти- ческие проблемы при проведении клинических лабора- торных исследований; + + + - представление о биосфере как системе, ее свойс- твах, динамике и перспективах развития; + + + - механизмы функционирования природных экосистем; + + + - принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные пери- оды; + + + - представление о гигиене как основе профилактичес- кой медицины; + + + - общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств; - + + - побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исс- ледований; - + + - представление о видах катастроф, их причинах и последствиях; + + + - представление о наиболее распространенных патоло- гических процессах в организме при различных ка- тастрофах; + + + - общие принципы оказания неотложной помощи при нес- частных случаях; + + + - представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных. + + +
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования; + + + - организовать рабочее место для выполнения лабора- торных исследований; + + + - организовать работу младшего персонала в клини- ко-диагностический лаборатории; + + + - подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа; + + + - провести стерилизацию лабораторной посуды и инс- трументария; + + + - провести дезинфекцию биоматериала; + + + - прием, маркировка и регистрация поступившего в ла- бораторию биоматериала, хранение; + + + - регистрировать проведенные исследования; + + + - вести учетно-отчетную документацию; + + + - пользоваться лабораторной аппаратурой при выполне- нии лабораторных исследований и подготовительных мероприятий; + + + - пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных ана- лизов; - - + - проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований; - - + - на основании результатов анализа дать качественную и количественную оценку объекта исследований; - - + - дифференцировать нормальные и патологические пока- затели результатов лабораторного исследования; - + + - по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях; - - + - строить калибровочные графики; + + + - приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов; + + + - отобрать материал для микроскопического исследова- ния; + + + - оказывать первую помощь при несчастных случаях; + + + - работать с ЭВМ на уровне пользователя; + + + - владеть техникой микроскопирования: световая мик- роскопия, поляризационная микроскопия, фазо- во-контрастная микроскопия, флуоресцентная микрос- копия. - + + По гематологическим исследованиям: - взять капиллярную кровь для лабораторного исследо- вания; + + + - провести исследование клинического анализа крови (определение гемоглобина, гематокритной величины, СОЭ, количества эритроцитов и лейкоцитов, подсчет лейкоцитарной формулы); + + + - определить осмотическую резистентность эритроци- тов; + + + - подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью; - + + - приготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы; + + + - дифференцировать нормальные, морфологически изме- ненные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы; - + + - приготовить лейкоконцентрат; + + + - приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты; + + + - исследовать кровь на малярийные паразиты; - + + - приготовить препараты для цитохимического исследо- вания клеток циркулирующей крови и костного мозга; + + + - определить активность ферментов в клетках циркули- рующей крови; - - + - определить липиды в клетках циркулирующей крови; - - + - определить вязкость крови. + + + По общеклиническим исследованиям: исследование мочи: - определить физические и химические свойства; + + + - определить химические показатели мочи (белок, глю- коза, билирубин, уробилиноиды, кетоновые тела и др.); + + + - провести пробу по Земницкому; + + + - подготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование осадка; + + + - подсчитать количество форменных элементов осадка; + + + исследование желудочной секреции: - определить физические свойства; + + + - провести химическое исследование (кислотность, ак- тивность пепсина, молочная кислота); + + + - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование желудочного содержи- мого; - - + исследование дуоденального содержимого: - определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев; + + + - подготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование; + + + исследование кала: - определить физические и химические свойства (в том числе кровь, белок, стеркобилин, уробилин); + + + - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование; + + + - обнаружить яйца гельминтов; + + + - обнаружить простейшие; - + + - обнаружить личинки гельминтов; + + + исследование спинномозговой жидкости: - определить цвет, прозрачность, фибринозную пленку; + + + - обнаружить и определить белок; + + + - определить количество форменных элементов (цитоз); + + + - дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах; - - + исследование экссудатов и транссудатов: - определить количество, характер, цвет, прозрач- ность, относительную плотность; + + + - обнаружить и определить белок; + + + - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование; - + + исследование мокроты: - определить физические свойства; + + + - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования; + + + - микроскопическое исследование; - + + - приготовить препараты и обнаружить гемосидерин; - + + - приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерии туберкулеза; + + + - обнаружить микобактерий туберкулеза; - - + исследование отделяемого из половых органов: - окрасить препараты для микроскопического исследо- вания; + + + - определить степень чистоты влагалищного содержимо- го; - + + - обнаружить трихомонады и гонококки; - + + - определить гормональный профиль; - - + - исследовать секрет простаты; - + + - определить цвет, количество, запах, вязкость, рН эякулята; - + + - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования эякулята; - + + - определить подвижность сперматозоидов; - - + исследование при грибковых поражениях: - приготовить препараты для микроскопического иссле- дования из кожи, волос, ногтей; + + + - идентифицировать элементы в препаратах кожи, во- лос, ногтей. - - + По цитологическим исследованиям: - приготовить стекла, фиксаторы, красители; + + + - окрасить цитологические препараты; + + + - цитохимическое исследование цитологического мате- риала (PAS-реакция, липиды, ферменты); + + + - отбор доставленного материала, приготовление и ок- раска препаратов для цитологического исследования (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокро- та, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, сви- щей, материал гинекологических осмотров, материал, полученный при эндоскопических исследованиях и др.); + + + - микроскопическое исследование материала, получен- ного при гинекологических профилактических осмот- рах (скрининг); + + + биохимические исследования: - определить показатели белкового обмена (общий бе- лок, белковые фракции, мочевину, мочевую кислоту, креатинин и др.); + + + - определить показатели липидного обмена (липопроте- иды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипи- ды и др.); + + + - показатели углеводного обмена; + + + - определить белки острой фазы воспаления (серомуко- ид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок); + + + - определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, же- лезо и др.); + + + - показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови; + + + - определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминот- рансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.); + + + - определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.; + + + показания состояния гемостаза: - определить активированное время рекальцификации плазмы (разными методами); + + + - определить протромбиновое (тромбопластиновое) вре- мя разными методами; + + + - определить содержание фибриногена в плазме крови; + + + - определить растворимые комплексы фибриномономеров (РКФМ) или др. паракоагуляционные тесты; - - + - определить тромбиновое время (ТВ) с протаминсуль- фатом и раптилазное время; - - + - определить фибринолитическую активность плазмы; - + + - определить плазменные факторы; + + + - определить толерантность плазмы к гепарину или оп- ределить антитромбин III; + + + - определить время кровотечения; + + + - определить время свертывания цельной крови; + + + - определить степень ретракции кровяного сгустка или определить степень ретракции плазменного сгустка; + + + - аутокоагуляционный тест. - + + По паразитологическим исследованиям: - различать на препаратах представителей класса чле- нистоногих; - + + - идентифицировать чесоточного зудня в соскобе кожи; - + + - идентифицировать малярийных паразитов в препаратах крови; - - + - идентифицировать яйца гельминтов и личинок гель- минтов в кале. + + + По иммунологическим исследованиям: иммунологические исследования для диагностики не- инфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета: - определить группу крови по системе АВО; + + + - определить резус-фактор; + + + - прямая проба Кумбса; - + + - непрямая проба Кумбса; - + + - определить антилейкоцитарные антитела (лейколизи- ны, лейкоагглютинины); - - + - определить антитромбоцитарные антитела (тромбоци- толизины); - - + серологические исследования для диагностики сифи- лиса; серологические реакции: - агглютинация на стекле; + + + - развернутая агглютинация; - + + - пассивная агглютинация; - + + - торможение агглютинации; - - + - преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле); - + + - связывание комплемента; - - + клиническая иммунология: - определить количество Т- и В-лимфоцитов в перифе- рической крови; + + +- - определить концентрацию различных классов иммуног- лобулинов; + + +- - определить фагоцитарную активность лейкоцитов; + + + - определить комплементарную активность сыворотки крови; - определить С-реактивный белок; + + + - определить ревматоидный фактор в сыворотке крови; + + + - определить антитела в ДНК; - - + - определить антинуклеарный фактор; - + + - определить циркулирующие иммунные комплексы; - - + - определить альфа-фетопротеин; - - + - определить активности анти-О-стрептолизина в сыво- ротке крови; + + + - определить активность антигиалуронидазы в сыворот- ке крови. + + +
Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков
-------------------------------------------------------------------------
*(1) На исследование выпотных жидкостей врачу: 20 мин. на исследование одного препарата и 8 мин. на исследование каждого последующего препарата данного больного.
(2) Время на одно исследование методом ИФА дано при условии выполнения двух параллельных определений в каждой сыворотке (для всех показателей, определяемых методом ИФА).
(3) Расчетные нормы времени для методик бактериологической диагностики дисбактериоза кишечника, предложенной Р.В.Эпштейн-Литвак, Ф.Л.Вильшанской.
(4) Использовались анаэродиски и коммерческие тест-системы (визуальное считывание)
(5) См. раздел 6 "Расчетные нормы времени (6.23,6.24)
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20