Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 16
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20
- формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met и Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина;
обмен порфиринов и желчных пигментов:
- порфирины: структура, функция, биологическая роль;
- нарушение обмена порфиринов: порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;
- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;
- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;
- патология обмена желчных пигментов, лабораторные показатели обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;
коагулология:
- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;
- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;
- антикоагулянты, фибринолитическая система и ее биологическая функция;
- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;
- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;
- нарушение системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;
- контроль за антикоагулянтной терапией;
- лабораторные показатели при ДВС-синдроме и тромбоэмболических состояниях;
- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, гипокоагуляции.
По гематологическим исследованиям:
- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;
- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;
- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;
- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;
- лейкопоэз, морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов;
- показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- тромбоцитопоэз, морфология и функция мегакариоцитов и тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;
- костный мозг: морфологическая и функциональная характеристика клеток, нормальные показатели клеточного состава костного мозга;
- лейкозы: классификация, патогенез;
- острые лейкозы, клинико-гематологические показатели различных форм лейкозов, хронические миелоидные лейкозы; клинико-гематологические особенности различных форм, лабораторные показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;
- хронические лейкозы лимфоидной ткани; клинико-гематологические, биохимические и иммунологические особенности различных форм и вариантов;
- анемии: классификация;
- клинико-лабораторная характеристика постгеморрагических анемий, особенности обмена железа;
- клинико-лабораторная характеристика анемий, обусловленных дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты;
- гемолитические анемии (эритроцитопатии, гемоглобинопатии, энзимопатии эритроцитов, иммунные и аутоиммунные), клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;
- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;
- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разные стадии заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и др. заболеваниями кроветворной системы;
- геморрагические диатезы, этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;
- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном мононуклеозе, малосимптомном инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;
- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.
По общеклиническим исследованиям:
- строение и функции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого и приготовление препаратов для лабораторного исследования. Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмоме, муковисцидозе. Клинико-диагностическое исследование результатов исследования;
- строение и функция органов пищеварения. Заболевание органов пищеварительной системы. Основные функции желудка (кислото-, ферменто- и белковообразующая). Способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;
- копрологическое исследование, условие получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;
- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация). Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;
- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;
- клиническое значение билирубинурии, принципы методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот и уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов определения и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;
- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндроурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;
- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора;
- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;
- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;
- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;
- паразиты малярии, вид, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;
- простейшие: вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- дифференциальная диагностика паразитов.
По цитологическим исследованиям:
- клетки. Ткани. Краткие сведения об особенностях строения и функции различных тканей;
- морфологическая картина острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;
- элементы грануляционной ткани;
- основные признаки пролиферации, метаплазии и других фоновых процессов;
- особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии;
- особенности опухолевых поражений;
- особенности метастазирования различных опухолей;
- особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей разной локализации.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;
- фагоцитарная система;
- естественные киллерные клетки;
- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;
- структура и функция лимфоидной системы;
- Т- и В-клеточная система иммунитета;
- антигены и иммуногены;
- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;
- гормоны и цитокины иммунного ответа;
- регуляция иммунной системы;
- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;
- онтогенез иммунной системы;
- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;
- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;
- иммунная система при инфекциях;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- лабораторные методы исследования иммунной системы: исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета, исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания смежных дисциплин:
- современные методы обследования больного;
- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;
- основы первичной реанимации;
- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.
4. Умения:
По общим вопросам диагностической работы:
- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;
- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;
- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и др. исследований;
- организовать работу среднего медицинского персонала;
- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);
- работать с контрольным материалом: сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;
- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);
- определить необходимость дополнительного обследования больного;
- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ;
- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.
По биохимическим исследованиям:
- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;
- приготовить реактивы;
- обработать химическую посуду;
- построить калибровочные кривые;
- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);
- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;
- производить необходимые расчеты;
- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния системы гемостаза и др.;
- определить последовательность биохимических исследований;
- оценивать результаты биохимических исследований;
- проводить контроль качества лабораторных исследований;
- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);
- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;
- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;
- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;
- диагностировать коагулопатии;
- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.
По гематологическим исследованиям:
- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;
- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и др. формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, тельца Жолли, кольца Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстацию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;
- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;
- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), посчитать миелограмму, оценить результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;
- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;
- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;
- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и др. заболеваниях;
- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;
- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;
- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.
По общеклиническим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;
- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;
- описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;
- описать патологические элементы мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере; микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белков, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;
- описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.
По цитологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;
- дифференцировать элементы грануляционной ткани;
- дифференцировать пролиферацию, метаплазию и другие фоновые процессы;
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По иммунологическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- определить группу крови и резус-фактор;
- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;
- определить иммунный статус организма;
- определить клеточный и гуморальный иммунитет;
- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.
По медико-генетическим исследованиям:
- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;
- провести диагностику по половому хроматину;
- определить Х- и Y-хромосомы;
- исследовать кариотип;
- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;
- приготовить препараты культуры лимфоцитов.
5. Манипуляции:
- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
- остановка кровотечения;
- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа.
Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению
Приложение 16 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380
Квалификационная характеристика
специалиста со средним медицинским образованием
Специальность "лабораторная диагностика"
(повышенный уровень образования)
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;
- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- современные методы лабораторной диагностики;
- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;
- основы здорового образа жизни;
- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;
- основы медицины катастроф.
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;
- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции;
- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;
- организации внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;
- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;
- влияние терапии на лабораторные показатели.
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
- морфология клеток гемопоэза в норме;
- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях);
- понятия о миелоидной дисплазии;
- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;
- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях, цитометрия, расчетные показатели.
По общеклиническим исследованиям:
- теория образования мочи, функции почек, методы исследования, причины нарушения;
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
- морфология клеточных и др. элементов мочи;
- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;
- методы получения и исследования желудочного содержимого;
- способ получения дуоденального содержимого;
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их выявление;
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;
- лабораторная диагностика мужского бесплодия (исследование эякулята и секрета);
- гормональное зеркало;
- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
- морфологическая картина воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;
- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;
- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
- система гемостаза;
- патобиохимические механизмы развития основных синдромов;
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие: вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;
- физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;
- трансплантационный иммунитет;
- возрастные особенности иммунного статуса;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- методы оценки иммунного статуса;
- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;
- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;
- представления о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;
- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;
- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях;
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;
- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;
- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;
- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;
- на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
- строить калибровочные графики;
- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;
- отобрать материал для микроскопического исследования;
- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;
- работать с ЭВМ на уровне пользователя;
- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.
По гематологическим исследованиям:
- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;
- определить гемоглобин;
- определить свободный гемоглобин плазмы;
- подсчитать количество эритроцитов в крови;
- определить серповидность эритроцитов;
- определить гематокритную величину;
- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;
- измерить диаметр эритроцитов;
- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);
- определить осмотическую резистентность эритроцитов;
- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;
- подсчитать ретикулоциты;
- подсчитать тромбоциты;
- определить скорость оседания эритроцитов;
- подсчитать количество лейкоцитов;
- подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;
- подсчитать лейкоцитарную формулу;
- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;
- подсчитать миелокариоциты;
- подсчитать мегакариоциты;
- дифференцировать клетки костного мозга;
- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);
- приготовить лейкоконцентрат;
- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);
- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;
- исследовать кровь на малярийные паразиты;
- определить фекальный гемоглобин;
- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;
- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови и костного мозга: щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы, а-нафтилацетатэстеразы, пероксидазы;
- определить нейтральные мукополисахариды в клетках циркулирующей крови и костного мозга;
- определить вязкость крови.
По общеклиническим исследованиям:
исследование мочи:
- провести пробу по Зимницкому;
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование осадка;
- подсчитать количество форменных элементов осадка;
исследование желудочной секреции:
- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;
- определить кислотность методом титрования;
- определить активность пепсина;
- определить наличие молочной кислоты;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование желудочного содержимого;
исследование дуоденального содержимого:
- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование кала:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- обнаружить яйца гельминтов;
- обнаружить простейшие;
исследование спинномозговой жидкости:
- определить физические и химические свойства;
- определить количество форменных элементов (цитоз);
- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;
исследование экссудатов и транссудатов:
- определить физические и химические свойства;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
исследование мокроты:
- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;
- приготовить препараты для микроскопического исследования;
- микроскопическое исследование;
- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;
- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;
- обнаружить микобактерии туберкулеза;
исследования определяемого из половых органов:
- окрасить препараты для микроскопического исследования;
- определить степень чистоты влагалищного содержимого;
- определить трихомонады и гонококки;
- обнаружить бледную спирохету;
- определить гормональный профиль;
- исследовать секрет простаты;
- определить цвет, количество, запах, вязкость, pH эякулята;
- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;
- определить подвижность сперматозоидов;
- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;
- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;
- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");
- обнаружить фруктозу в эякуляте;
исследование при грибковых поражениях:
- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;
- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.
По цитологическим исследованиям:
- приготовить стекла, фиксаторы, красители;
- окрасить цитологические препараты;
- цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-peакция, выявление липидов, определение активности кислой фосфатазы, определение активности щелочной фосфатазы, определение активности пероксидазы, определение гемосидерина;
- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);
- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).
По клинической биохимии:
биохимические исследования:
- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевины, мочевую кислоту, креатинин и др.);
- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);
- показатели углеводного обмена;
- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);
- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);
- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;
- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);
- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;
токсикологические исследования:
- определить мышьяк в крови, моче и тканях;
- определить ртуть в крови, моче и тканях;
- определить свинец в крови, моче и тканях;
- определить алкалоиды в биологических материалах;
- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;
показатели состояния гемостаза:
- определить активированное время рекальцификации плазмы;
- определить протромбиновое время (тромбопластиновое);
- определить содержание фибриногена в плазме;
- определить толерантность плазмы к гепарину;
- определить время кровотечения;
- определить время свертывания крови;
- определить степень ретракции кровяного сгустка;
- аутокоагуляционный тест.
По паразитологическим исследованиям:
- идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;
- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.
По иммунологическим исследованиям:
иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:
- определить группу крови по системе АВО;
- определить резус-фактор;
- прямая и непрямая пробы Кумбса;
- серологические исследования для диагностики сифилиса;
серологические исследования для диагностики инфекционных болезней:
- агглютинация на стекле;
- развернутая агглютинация;
- пассивная агглютинация;
- торможение агглютинации;
- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле);
клиническая иммунология:
- определить Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;
- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;
- определить фагоцитарную активность лейкоцитов;
- определить комплементарную активность сыворотки крови;
- определить С-реактивный белок;
- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;
- определить антитела к ДНК;
- определить антинуклеарный фактор;
- определить циркулирующие иммунные комплексы;
- определить альфа-фетопротеин;
- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;
- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.
По медико-генетическим исследованиям:
- провести диагностику по половому хроматину;
- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;
- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).
Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению
Приложение 17 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380
Квалификационная характеристика специалиста
со средним медицинским образованием
Специальность "лабораторная диагностика"
(базовый уровень образования)
1. Общие знания:
- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
- организация лабораторной службы в стране, ее задачи;
- этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;
- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;
- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;
- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;
- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;
- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;
- основные методы лабораторной диагностики;
- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;
- основы здорового образа жизни;
- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории.
2. Специальные знания:
- основы анатомии и физиологии;
- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;
- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;
- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;
- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;
- основы функционирования здорового организма и факторы риска;
- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
- организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;
- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме.
По гематологическим исследованиям:
- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);
- морфология клеток гемопоэза в норме;
- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;
- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;
- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;
- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.
По общеклиническим исследованиям:
- теория образования мочи, функции почек;
- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;
- морфология клеточных и других элементов мочи;
- изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей;
- методы исследования функций желудка;
- способы получения желудочного содержимого;
- способы получения дуоденального содержимого;
- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
- основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала;
- форменные элементы кала, их выявление;
- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;
- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;
- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
- ликвор и выпотные жидкости: морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
- цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов.
По цитологическим исследованиям:
- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;
- морфологическая картина воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.
По биохимическим исследованиям:
- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;
- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;
- причины и виды патологии обменных процессов в организме;
- система гемостаза;
- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;
- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.
По паразитологическим исследованиям:
- основные морфологические характеристики гельминтов;
- морфологические различия видов гельминтов их яиц;
- паразиты малярии, виды, стадии развития;
- морфология малярийных паразитов;
- простейшие: вид, стадии развития, морфология;
- заболевания, вызванные простейшими;
- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.
По иммунологическим исследованиям:
- учение об иммунитете, виды иммунитета;
- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;
- антигены, виды, характеристика;
- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;
- взаимодействие антиген - антитело;
- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;
- иммунодефицитные состояния;
- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;
- аллергия и атопические заболевания;
- изоантигены системы крови;
- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.
По медико-генетическим исследованиям:
- предмет и задачи медицинской генетики;
- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;
- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;
- гены и признаки;
- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы.
3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:
- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;
- механизмы функционирования природных экосистем;
- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;
- представление о гигиене как основе профилактической медицины;
- представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей;
- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;
- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;
- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;
- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.
4. Умения:
- взять биологический материал для лабораторного исследования;
- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;
- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;
- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;
- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;
- произвести дезинфекцию биоматериала;
- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;
- регистрировать проведенные исследования;
- вести учетно-отчетную документацию;
- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;
- на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований;
- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;
- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20