Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380 "О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации"

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 16

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

- формы гемоглобина, нормальные, фетальные, аномальные, нестабильные гемоглобины. Гемоглобинопатии, талассемии. Продукты превращения гемоглобина (HbCO, Met и Hb). Лабораторные показатели нарушений обмена гемоглобина;

обмен порфиринов и желчных пигментов:

- порфирины: структура, функция, биологическая роль;

- нарушение обмена порфиринов: порфирии, порфинурии, лабораторная диагностика эритропоэтических и печеночных порфирий;

- образование желчных пигментов, конъюгированный и неконъюгированный билирубин;

- обмен стеркобилиногена и уробилиногена;

- патология обмена желчных пигментов, лабораторные показатели обмена желчных пигментов, лабораторно-дифференциальная диагностика желтух;

коагулология:

- сосудисто-тромбоцитарный гемостаз, тканевые факторы свертывания, факторы форменных элементов крови, их роль в свертывании крови;

- плазменный гемостаз, факторы свертывания плазмы и их биологическое действие, каскадный механизм активации плазменных факторов, основные этапы превращения фибриногена в фибрин;

- антикоагулянты, фибринолитическая система и ее биологическая функция;

- продукты деградации фибрина, их биологическое действие;

- регуляция гемостаза, взаимодействие факторов сосудистой стенки, тромбоцитов, плазменной, фибринолитической, кининовой систем, системы комплемента;

- нарушение системы гемостаза, гемофилии, тромбоцитопатии, тромбоцитопении, тромбозы;

- контроль за антикоагулянтной терапией;

- лабораторные показатели при ДВС-синдроме и тромбоэмболических состояниях;

- особенности коагулограммы при гиперкоагуляции, гипокоагуляции.

По гематологическим исследованиям:

- учение о кроветворении. Теория кроветворения. Регуляция гемопоэза;

- эритропоэз нормобластический, мегалобластический;

- морфологическая и функциональная характеристика эритроцитов. Эритроцитозы, эритроцитопении, эритроцитопатии;

- обмен гемоглобина, обмен витамина В12, фолиевой кислоты;

- лейкопоэз, морфологическая и функциональная характеристика лейкоцитов. Лейкоцитозы, лейкопении. Цитохимическая характеристика лейкоцитов;

- показатели внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- тромбоцитопоэз, морфология и функция мегакариоцитов и тромбоцитов, тромбоцитопении, тромбоцитозы, тромбоцитопатии;

- костный мозг: морфологическая и функциональная характеристика клеток, нормальные показатели клеточного состава костного мозга;

- лейкозы: классификация, патогенез;

- острые лейкозы, клинико-гематологические показатели различных форм лейкозов, хронические миелоидные лейкозы; клинико-гематологические особенности различных форм, лабораторные показатели начальной, развернутой и терминальной стадий;

- хронические лейкозы лимфоидной ткани; клинико-гематологические, биохимические и иммунологические особенности различных форм и вариантов;

- анемии: классификация;

- клинико-лабораторная характеристика постгеморрагических анемий, особенности обмена железа;

- клинико-лабораторная характеристика анемий, обусловленных дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты;

- гемолитические анемии (эритроцитопатии, гемоглобинопатии, энзимопатии эритроцитов, иммунные и аутоиммунные), клинико-лабораторная характеристика различных форм анемий;

- апластические анемии, этиология, патогенез. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в зависимости от стадий заболевания;

- агранулоцитозы (иммунный, миелотоксический). Этиология и патогенез. Клинико-гематологические показатели крови и костного мозга. Динамика гематологических изменений в разные стадии заболевания и процессе лечения. Дифференциальная диагностика с острыми лейкозами и др. заболеваниями кроветворной системы;

- геморрагические диатезы, этиология, патогенез, классификация. Клинико-лабораторные показатели крови и костного мозга, коагулограмм. Клинико-диагностическое значение исследования гемо- и миелограмм в дифференциальной диагностике геморрагических диатезов;

- изменение крови и костного мозга при различных патологических состояниях. Клинико-лабораторные показатели при инфекционном мононуклеозе, малосимптомном инфекционном лимфоцитозе, вирусных, паразитарных заболеваниях, туберкулезе, хирургических (острых и хронических) и онкологических заболеваниях;

- лучевая болезнь, патогенез и клиника острой лучевой болезни. Клинико-лабораторные показатели начального периода, периода выраженных явлений, периода восстановления.

По общеклиническим исследованиям:

- строение и функции органов дыхания. Заболевания органов дыхания. Способы получения биоматериала при бронхоскопии, пункции легкого и приготовление препаратов для лабораторного исследования. Правила сбора мокроты, исследование физических, химических свойств мокроты. Морфологическое и бактериоскопическое исследование мокроты и отделяемого из бронхов при туберкулезе, воспалительных процессах, бронхиальной астме, пневмокониозах, гистоплазмоме, муковисцидозе. Клинико-диагностическое исследование результатов исследования;

- строение и функция органов пищеварения. Заболевание органов пищеварительной системы. Основные функции желудка (кислото-, ферменто- и белковообразующая). Способы получения и использования желудочного сока, дуоденального содержимого, кишечного отделяемого. Методы фракционного желудочного зондирования. Исследование дуоденального содержимого для определения желчеобразовательной функции. Физические и химические свойства желчи, значение микроскопического исследования;

- копрологическое исследование, условие получения материала, основные копрологические синдромы. Физические и химические свойства кала. Диагностическое значение микроскопического исследования кала. Техника приготовления эмульсии испражнений, препаратов для микроскопического исследования, проведения микрохимических реакций для дифференциальной диагностики расщепленного жира: особенности окраски капель жирных кислот и нейтрального жира, окраски нерасщепленного и частично расщепленного крахмала и йодофильной флоры;

- строение и функция отделов мочевыделительной и мочеобразовательной системы. Заболевания органов мочевыделительной и мочеобразовательной системы (патогенез, классификация). Получение материала для исследования органов мочевыделительной системы;

- физические свойства мочи, химические исследования мочи. Принципы методов обнаружения и определения белка, клиническое значение. Принципы методов обнаружения и определения в моче глюкозы и др. сахаров, клиническое значение. Клиническое значение кетонурии. Принципы методов обнаружения кетоновых тел;

- клиническое значение билирубинурии, принципы методов обнаружения билирубина в моче. Клиническое значение наличия желчных кислот и уробилиновых тел в моче, принцип методов их обнаружения. Клиническое значение гематурии, гемоглобинурии, гемосидеринурии. Принципы методов определения и клиническое значение индиканурии, меланурии, бактериурии;

- микроскопия осадка, принцип отбора мочи для центрифугирования. Морфология эпителия мочевыводящих путей, эритроцитов, лейкоцитов в норме и при патологии. Цилиндры, строение кристаллов кислых, щелочных и амфотерных солей. Клинико-диагностическое значение лейкоцитурии, цилиндроурии, почечного эпителия и его жировой дистрофии, переходного эпителия, солевого осадка. Принцип отбора мочи для центрифугирования при применении количественного исследования клеточных элементов мочи и цилиндров в камере. Принцип работы с камерой;

- строение и функции центральной нервной системы (оболочек мозга и спинномозгового канала). Получение биоматериала. Определение физических и химических свойств спинномозговой жидкости, морфология клеточных элементов. Клинико-диагностическое значение исследования ликвора;

- строение и функции серозных оболочек: синовиальной, перикарда, плевры, брюшины. Получение материала из серозных полостей. Определение свойств выпотных жидкостей (физических и химических). Морфология клеточного состава при туберкулезе, воспалении, застойных выпотах. Клинико-диагностическое значение исследования;

- строение и функции женских половых органов. Получение материала при заболевании женских половых органов методом аспирации из полости матки, цервикального канала, влагалища. Определение в вагинальном отделяемом степени чистоты, трихомонад, гонококков, дрожжеподобных грибков, элементов воспаления. Клинико-диагностическое значение результатов исследования;

- строение и функции мужских половых органов. Получение материала при заболеваниях мужских половых органов. Морфологическое исследование клеточного состава сока предстательной железы и семенной жидкости. Клиническое значение результатов исследования.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- особенности дифференциальной диагностики различных видов гельминтов и их яиц;

- паразиты малярии, вид, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- возбудители заболеваний: венерических, грибковых, кожных;

- простейшие: вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- дифференциальная диагностика паразитов.

По цитологическим исследованиям:

- клетки. Ткани. Краткие сведения об особенностях строения и функции различных тканей;

- морфологическая картина острого и хронического воспалительного процесса, в том числе гранулематозного;

- элементы грануляционной ткани;

- основные признаки пролиферации, метаплазии и других фоновых процессов;

- особенности предраковых состояний, понятие о дисплазии;

- особенности опухолевых поражений;

- особенности метастазирования различных опухолей;

- особенности и возможности дифференциальной диагностики опухолей разной локализации.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- антиген-неспецифические факторы иммунной реактивности организма;

- фагоцитарная система;

- естественные киллерные клетки;

- гуморальные антиген-неспецифические факторы иммунной защиты;

- структура и функция лимфоидной системы;

- Т- и В-клеточная система иммунитета;

- антигены и иммуногены;

- иммуногенетика и молекулярные основы иммунного ответа;

- гормоны и цитокины иммунного ответа;

- регуляция иммунной системы;

- иммунологическая толерантность и аутоиммунитет;

- онтогенез иммунной системы;

- изоантигены системы крови и антитела к клеткам крови;

- врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния;

- иммунная система при инфекциях;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- лабораторные методы исследования иммунной системы: исследование антиген-неспецифического клеточного и гуморального иммунитета, исследование Т- и В-лимфоцитов и продуктов их жизнедеятельности.

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.


3. Знания смежных дисциплин:

- современные методы обследования больного;

- организация и объем первой врачебной медицинской помощи в военно-полевых условиях, при массовых поражениях населения и катастрофах;

- основы первичной реанимации;

- основные источники облучения человека, основы радиационной безопасности, гигиенического нормирования радиационного фактора.


4. Умения:

По общим вопросам диагностической работы:

- оказать помощь на догоспитальном этапе при механической асфиксии, утоплении, поражении молнией, электрическим током;

- провести анализ работы лаборатории, определить способы ее улучшения, разработать мероприятия по улучшению качества работы;

- организовать рабочее место для проведения морфологических (цитологических), биохимических, иммунологических, генетических и др. исследований;

- организовать работу среднего медицинского персонала;

- провести лабораторное обследование больных с помощью экспресс-методов (при отравлениях, массовых поражениях, катастрофах, авариях);

- работать с контрольным материалом: сывороткой крови, клеточной суспензией, мазками и др.;

- оценить результаты исследования и сформулировать заключение (поставить лабораторный диагноз);

- определить необходимость дополнительного обследования больного;

- оформить документацию, предусмотренную директивными документами МЗ РФ;

- работать на анализаторах, имеющихся в лаборатории.

По биохимическим исследованиям:

- получить сыворотку, плазму крови, взвесь эритроцитов, собрать мочу для исследования;

- приготовить реактивы;

- обработать химическую посуду;

- построить калибровочные кривые;

- работать на приборах, которыми оснащена лаборатория (фотоэлектроколориметрах, спектрофотометрах, центрифугах, провести электрофорез белков и др.);

- подобрать соответствующие реактивы для методов клинической биохимии, адаптировать реактивы для используемой аппаратуры;

- производить необходимые расчеты;

- выявлять нарушения в обмене белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, изменения водно-минерального, кислотно-основного состояния системы гемостаза и др.;

- определить последовательность биохимических исследований;

- оценивать результаты биохимических исследований;

- проводить контроль качества лабораторных исследований;

- составить программу лабораторной диагностики и дифференциации для больных при плановом обследовании и при острых состояниях (диабетическая кома, острый панкреатит, инфаркт миокарда и др.);

- определить клинико-диагностическое значение результатов биохимических исследований;

- владеть методами ориентировочной и расширенной коагулограммы;

- выявлять патологию тромбоцитарно-сосудистого, плазменного гемостаза, фибринолиза, антикоагулянтного звена;

- диагностировать коагулопатии;

- определять клинико-диагностическое значение лабораторных показателей.

По гематологическим исследованиям:

- взять материал для химического и микроскопического исследования, приготовить, фиксировать и окрасить гематологические препараты;

- идентифицировать в окрашенных препаратах нормоциты, сфероциты, микроциты, мегалоциты и др. формы эритроцитов. Идентифицировать гипохромию, гиперхромию, анизоцитоз, пойкилоцитоз. Обнаружить в окрашенных мазках включения в эритроциты: базофильной пунктации, тельца Жолли, кольца Кебота. Выявить в мазках, окрашенных суправитально, сетчато-нитчатую субстацию в ретикулоцитах. Оценить результаты, дать заключение;

- идентифицировать в окрашенных мазках крови различные виды лейкоцитов. Провести подсчет лейкоцитарной формулы. Дифференцировать элементы эритро- и лейкопоэза в мазках костного мозга;

- дать морфологическую характеристику изменений эритроцитов (микросфероциты, эллиптоциты, овалоциты, стоматоциты, акантоциты, мишеневидные эритроциты), посчитать миелограмму, оценить результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических лейкозах, оценить полученные результаты;

- провести исследование гемо- и миелограммы при анемиях, оценить полученные результаты;

- исследовать гемо- и миелограмму, морфологию элементов мегакариоцитарного костного мозга и морфологию тромбоцитов в крови. Оценить показатели гемопоэза;

- провести исследование гемо- и миелограммы при острых и хронических инфекционных, опухолевых и др. заболеваниях;

- провести исследование гемо- и миелограммы при лучевой болезни, оценить полученные результаты;

- определить критерии эффективности лечения гематологических заболеваний;

- диагностировать агранулоцитоз, интерпретировать динамику лабораторных показателей периферической крови и костного мозга при агранулоцитозе.

По общеклиническим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- описать свойства мокроты, обнаружить патологические примеси в мокроте. Приготовить и микроскопировать нативный препарат. Микроскопия окрашенных препаратов, идентификация клеточных элементов, микобактерий туберкулеза, бактерий. Оценить полученные результаты;

- описать свойства желудочного сока, определить наличие свободной соляной кислоты, общей кислотности желудочного сока, определить пепсин с помощью беззондовых методов. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки дуоденального содержимого, определить количество выделившейся желчи в разные фазы при фракционном дуоденальном зондировании. Определить относительную плотность, концентрацию, рН желчи. Микроскопировать дуоденальное содержимое, приготовить нативный препарат, дифференцировать клеточные элементы двенадцатиперстной кишки и желчевыделительной системы и кристаллов (соли). Провести микрохимические реакции для дифференциации кристаллов холестерина и жирных кислот. Выявить лямблии (простейшие), гельминты и их яйца. Оценить полученные результаты;

- описать патологические элементы в кале (кровь, гной, слизь), выявить гельминты, остатки непереваренной пищи. Определить реакцию кала (рН), диагностировать скрытое кровотечение, скрытое воспаление, обнаружить стеркобилин и билирубин. Оценить полученные результаты;

- описать патологические элементы мочи, определить относительную плотность, рН мочи, измерить в моче количество белка, обнаружить белок Бенс-Джонса. Определить в моче количество глюкозы, обнаружить фруктозу и лактозу, кетоновые тела, билирубин, желчные кислоты, уробилиноген, эритроциты, гемоглобин, индикан, дать характеристику бактериурии. Приготовить препараты для микроскопирования осадка мочи, дифференцировать клеточные элементы, соли, белковые и клеточные цилиндры. Подсчитать в камере количество эритроцитов, лейкоцитов, цилиндров в моче. Обнаружить в осадке дрожжевые клетки и мицелии, в окрашенных препаратах - туберкулезные микобактерии. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки спинномозговой жидкости. Дифференцировать клеточные элементы в счетной камере; микроскопировать окрашенные препараты. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки транссудатов и экссудатов. Поставить пробу Ривальта, определить количество белков, микроскопировать нативные препараты, дифференцировать клеточные элементы в окрашенных препаратах. Оценить полученные результаты;

- описать патологические признаки семенной жидкости. Микроскопировать нативные и окрашенные препараты, определить количество и подвижность сперматозоидов. Определить флору. Оценить полученные результаты.

По цитологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- диагностировать по клеточным элементам острый и хронический воспалительный, в том числе гранулематозный, процессы;

- дифференцировать элементы грануляционной ткани;

- дифференцировать пролиферацию, метаплазию и другие фоновые процессы;

- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

По иммунологическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- определить группу крови и резус-фактор;

- проводить исследование совместимости крови донора и реципиента при гемотрансфузиях и трансплантациях;

- определить иммунный статус организма;

- определить клеточный и гуморальный иммунитет;

- проводить иммунологическое исследование при бесплодии и патологии беременности, эндокринных расстройствах и заболеваниях, острых и хронических интоксикациях и инфекциях.

По медико-генетическим исследованиям:

- взять, хранить и доставить биоматериал для исследования;

- провести диагностику по половому хроматину;

- определить Х- и Y-хромосомы;

- исследовать кариотип;

- культивировать лимфоциты крови для хромосомного анализа;

- приготовить препараты культуры лимфоцитов.


5. Манипуляции:

- реанимационные мероприятия (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);

- остановка кровотечения;

- взятие капиллярной крови для лабораторного анализа.


Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению


Приложение 16 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380


Квалификационная характеристика
специалиста со средним медицинским образованием


Специальность "лабораторная диагностика"
(повышенный уровень образования)


1. Общие знания:

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- организация лабораторной службы в стране, ее задачи, структура и перспективы развития;

- директивные документы, определяющие деятельность клинико-диагностической лаборатории;

- основы медицинской статистики, учета и анализа основных клинико-диагностических показателей;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

- современные методы лабораторной диагностики;

- виды и принципы мониторинга качества лабораторных исследований;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований, сбора биоматериала, его транспортировки и хранения;

- основы здорового образа жизни;

- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории;

- основы медицины катастроф.

2. Специальные знания:

- основы анатомии и физиологии;

- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

- сущность типовых патологических процессов на клеточном, тканевом, системном уровнях;

- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов и основных заболеваний человека;

- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

- основы функционирования здорового организма и факторы риска;

- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

- правила и способы получения биоматериала для лабораторных исследований;

- основы лабораторной диагностики основных заболеваний системы крови, системы дыхания, мочеполовой системы, системы пищеварения, печени и желчных путей, соединительной ткани, онкологических заболеваний, ВИЧ-инфекции;

- основы комплексного подхода к лабораторному обследованию больного;

- организации внутри- и межлабораторного контроля качества лабораторных исследований;

- влияние биологических факторов (возраст, пол, дневные ритмы, сезонные вариации и др.) на результаты лабораторных исследований;

- влияние физической нагрузки, пищи, алкоголя, медицинских процедур и др. на результаты лабораторных исследований;

- влияние терапии на лабораторные показатели.

По гематологическим исследованиям:

- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

- морфология клеток гемопоэза в норме;

- понятия эффективный, неэффективный эритропоэз, мегакариопоэз, нейтропоэз;

- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

- изменения показателей миелограммы при реактивных состояниях;

- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- особенности изменения гемограммы при заболеваниях органов кроветворения (анемиях, лейкозах, геморрагических диатезах и др. заболеваниях);

- понятия о миелоидной дисплазии;

- изменения миелограммы при заболеваниях органов кроветворения;

- основные принципы цитохимического анализа, диагностическое значение;

- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях, цитометрия, расчетные показатели.

По общеклиническим исследованиям:

- теория образования мочи, функции почек, методы исследования, причины нарушения;

- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

- морфология клеточных и др. элементов мочи;

- мочевые синдромы и их значение в диагностике заболеваний органов мочевой системы;

- методы получения и исследования желудочного содержимого;

- способ получения дуоденального содержимого;

- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

- основные методы и диагностическое значение определения физических и химических показателей кала;

- форменные элементы кала, их выявление;

- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;

- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

- ликвор и выпотные жидкости: морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

- морфология и клеточный состав отделяемого женских и мужских половых органов, цитограмма при различных заболеваниях;

- лабораторная диагностика мужского бесплодия (исследование эякулята и секрета);

- гормональное зеркало;

- основные характеристики эпителия кожи, волос, ногтей и их изменения при различных патологических процессах.

По цитологическим исследованиям:

- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

- морфологическая картина воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей;

- основные признаки пролиферации, дисплазии, метаплазии, фоновых процессов;

- признаки реактивной гиперплазии, опухолевых поражений, метастазирования.

По биохимическим исследованиям:

- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

- причины и виды патологии обменных процессов в организме;

- система гемостаза;

- патобиохимические механизмы развития основных синдромов;

- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- морфологические различия видов гельминтов и их яиц;

- морфология малярийных паразитов;

- простейшие: вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

- антигены, виды, характеристика;

- взаимодействие антиген - антитело;

- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

- молекулярные и молекулярно-клеточные основы иммунного ответа;

- физиология иммунного ответа и иммунологическая толерантность;

- трансплантационный иммунитет;

- возрастные особенности иммунного статуса;

- иммунодефицитные состояния;

- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

- аллергия и атопические заболевания;

- методы оценки иммунного статуса;

- методы исследования неспецифической резистентности организма, клеточного и гуморального иммунитета;

- изоантигены системы крови;

- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы;

- методы диагностики наследственных болезней: цитогенетические, морфологические, биохимические, пренатальные.

3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:

- основные принципы биомедицинской этики и деонтологии, этические особенности поведения сотрудника клинико-диагностической лаборатории, основные этические проблемы при проведении клинических лабораторных исследований;

- представления о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

- механизмы функционирования природных экосистем;

- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

- представление о гигиене как основе профилактической медицины;

- общие принципы фармакокинетики и фармакодинамики основных лекарственных средств;

- побочные действия основных групп лекарственных средств и изменения результатов лабораторных исследований;

- представление о видах катастроф, их причинах и последствиях;

- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.

4. Умения:

- взять биологический материал для лабораторного исследования;

- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

- организовать работу младшего (среднего) персонала в клинико-диагностической лаборатории;

- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

- произвести дезинфекцию биоматериала;

- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

- регистрировать проведенные исследования;

- вести учетно-отчетную документацию;

- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

- пользоваться методами статистической обработки исследований для оценки качества лабораторных анализов;

- проводить внутрилабораторный и межлабораторный контроль качества лабораторных исследований;

- на основании анализа статистических показателей определить причины погрешностей (преаналитические и аналитические) и разработать мероприятия для повышения точности и надежности лабораторных исследований;

- участвовать в разработке и внедрении новых методов лабораторного анализа;

- на основании результатов дать качественную и количественную оценку объекта исследований;

- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

- строить калибровочные графики;

- приготовить, зафиксировать и окрасить препараты для исследования клеточных элементов;

- отобрать материал для микроскопического исследования;

- адекватно оценивать ситуацию и оказывать первую помощь при несчастных случаях;

- работать с ЭВМ на уровне пользователя;

- владеть техникой микроскопирования: световая микроскопия, поляризационная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, флуоресцентная микроскопия.

По гематологическим исследованиям:

- взять капиллярную кровь для лабораторного анализа;

- определить гемоглобин;

- определить свободный гемоглобин плазмы;

- подсчитать количество эритроцитов в крови;

- определить серповидность эритроцитов;

- определить гематокритную величину;

- рассчитать среднюю концентрацию гемоглобина в эритроците, среднее содержание гемоглобина в эритроците, средний объем эритроцитов;

- измерить диаметр эритроцитов;

- построить график распределения эритроцитов по величине диаметра (кривая Прайс-Джонса);

- определить осмотическую резистентность эритроцитов;

- подсчитать эритроциты с базофильной зернистостью;

- подсчитать ретикулоциты;

- подсчитать тромбоциты;

- определить скорость оседания эритроцитов;

- подсчитать количество лейкоцитов;

- подготовить, зафиксировать, окрасить мазки крови для подсчета лейкоцитарной формулы;

- подсчитать лейкоцитарную формулу;

- дифференцировать нормальные, морфологически измененные и патологические клетки крови при подсчете лейкоцитарной формулы;

- подсчитать миелокариоциты;

- подсчитать мегакариоциты;

- дифференцировать клетки костного мозга;

- подсчитать сидероциты и сидеробласты (в мазках крови и костного мозга);

- приготовить лейкоконцентрат;

- обнаружить клетки красной волчанки (LE-клетки);

- приготовить препараты крови для исследования на малярийные паразиты;

- исследовать кровь на малярийные паразиты;

- определить фекальный гемоглобин;

- приготовить препараты для цитохимического исследования клеток циркулирующей крови и костного мозга;

- определить активность ферментов в клетках циркулирующей крови и костного мозга: щелочной фосфотазы, кислой фосфотазы, а-нафтилацетатэстеразы, пероксидазы;

- определить нейтральные мукополисахариды в клетках циркулирующей крови и костного мозга;

- определить вязкость крови.

По общеклиническим исследованиям:

исследование мочи:

- провести пробу по Зимницкому;

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование осадка;

- подсчитать количество форменных элементов осадка;

исследование желудочной секреции:

- определить количество, цвет, запах, слизь, патологические примеси;

- определить кислотность методом титрования;

- определить активность пепсина;

- определить наличие молочной кислоты;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование желудочного содержимого;

исследование дуоденального содержимого:

- определить количество, цвет, прозрачность, наличие хлопьев;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

исследование кала:

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

- обнаружить яйца гельминтов;

- обнаружить простейшие;

исследование спинномозговой жидкости:

- определить физические и химические свойства;

- определить количество форменных элементов (цитоз);

- дифференцировать клеточные элементы в нативных и окрашенных препаратах;

исследование экссудатов и транссудатов:

- определить физические и химические свойства;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

исследование мокроты:

- определить количество, цвет, характер, консистенцию, запах, деление на слои;

- приготовить препараты для микроскопического исследования;

- микроскопическое исследование;

- приготовить препараты и обнаружить гемосидерин;

- приготовить окрашенные препараты для обнаружения микобактерий туберкулеза;

- обнаружить микобактерии туберкулеза;

исследования определяемого из половых органов:

- окрасить препараты для микроскопического исследования;

- определить степень чистоты влагалищного содержимого;

- определить трихомонады и гонококки;

- обнаружить бледную спирохету;

- определить гормональный профиль;

- исследовать секрет простаты;

- определить цвет, количество, запах, вязкость, pH эякулята;

- приготовить препараты для микроскопического исследования эякулята;

- определить подвижность сперматозоидов;

- подсчитать количество сперматозоидов в 1 мл и во всем эякуляте;

- определить "живые" и "мертвые" сперматозоиды;

- стимулировать подвижность сперматозоидов ("оживление");

- обнаружить фруктозу в эякуляте;

исследование при грибковых поражениях:

- приготовить препараты для микроскопического исследования из кожи, волос, ногтей;

- идентифицировать элементы в препаратах кожи, волос, ногтей.

По цитологическим исследованиям:

- приготовить стекла, фиксаторы, красители;

- окрасить цитологические препараты;

- цитохимическое исследование цитологического материала: PAS-peакция, выявление липидов, определение активности кислой фосфатазы, определение активности щелочной фосфатазы, определение активности пероксидазы, определение гемосидерина;

- отбор материала, приготовление и окраска препаратов для цитологических исследований (пунктаты из опухолей различной локализации, транссудаты, экссудаты, секреты, экскреты, мокрота, соскобы с поверхности эрозий, язв, ран, свищей, материал гинекологических осмотров и др.);

- микроскопическое исследование материала, полученного при гинекологических профилактических осмотрах (скрининг).

По клинической биохимии:

биохимические исследования:

- определить показатели белкового обмена (общий белок, белковые фракции, мочевины, мочевую кислоту, креатинин и др.);

- определить показатели липидного обмена (липопротеиды, фракции липопротеидов, холестерин, фосфолипиды и др.);

- показатели углеводного обмена;

- определить белки острой фазы воспаления (серомукоид, сиаловые кислоты, С-реактивный белок);

- определить показатели минерального обмена в плазме крови, моче (натрий, калий, хлориды, кальций, железо и др.);

- показатели кислотно-основного равновесия (КОР) крови;

- определить активность ферментов в сыворотке крови и моче (аспартатаминотрансферазы, аланинаминотрансферазы, креатинкиназы, лактатдегидрогеназы, липазы, кислой и щелочной фосфатазы и др.);

- определить показатели гормонального профиля: 17-кетостероидов в моче, 17-оксикортикостероидов и др.;

токсикологические исследования:

- определить мышьяк в крови, моче и тканях;

- определить ртуть в крови, моче и тканях;

- определить свинец в крови, моче и тканях;

- определить алкалоиды в биологических материалах;

- определить снотворные и седативные препараты в биологических материалах;

показатели состояния гемостаза:

- определить активированное время рекальцификации плазмы;

- определить протромбиновое время (тромбопластиновое);

- определить содержание фибриногена в плазме;

- определить толерантность плазмы к гепарину;

- определить время кровотечения;

- определить время свертывания крови;

- определить степень ретракции кровяного сгустка;

- аутокоагуляционный тест.

По паразитологическим исследованиям:

- идентифицировать малярийные паразиты в препаратах крови;

- идентифицировать яйца гельминтов и личинок гельминтов в кале.

По иммунологическим исследованиям:

иммунологические исследования для диагностики неинфекционных болезней и реакций неспецифического иммунитета:

- определить группу крови по системе АВО;

- определить резус-фактор;

- прямая и непрямая пробы Кумбса;

- серологические исследования для диагностики сифилиса;

серологические исследования для диагностики инфекционных болезней:

- агглютинация на стекле;

- развернутая агглютинация;

- пассивная агглютинация;

- торможение агглютинации;

- преципетация (кольцепреципетация и преципетация в геле);

клиническая иммунология:

- определить Т- и В-лимфоцитов в периферической крови;

- определить концентрацию различных классов иммуноглобулинов;

- определить фагоцитарную активность лейкоцитов;

- определить комплементарную активность сыворотки крови;

- определить С-реактивный белок;

- определить ревматоидный фактор в сыворотке крови;

- определить антитела к ДНК;

- определить антинуклеарный фактор;

- определить циркулирующие иммунные комплексы;

- определить альфа-фетопротеин;

- определить активность анти-О-стрептолизина в сыворотке крови;

- определить активность антигиалуронидазы в сыворотке крови.

По медико-генетическим исследованиям:

- провести диагностику по половому хроматину;

- окрасить хромосомный препарат с помощью рутинной и дифференцированной окраски;

- уметь проводить скрининг-тестирование (в зависимости от метода, применяемого в лаборатории).


Начальник Управления
организации медицинской помощи
А.И.Вялков
населению


Приложение 17 к приказу Минздрава РФ от 25 декабря 1997 г. N 380


Квалификационная характеристика специалиста
со средним медицинским образованием


Специальность "лабораторная диагностика"
(базовый уровень образования)


1. Общие знания:

- основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- организация лабораторной службы в стране, ее задачи;

- этические и правовые нормы отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- основные требования к организации делопроизводства в клинико-диагностической лаборатории;

- основы техники безопасности при работе в клинико-диагностической лаборатории;

- инструктивные материалы по соблюдению правил санитарно-противоэпидемического режима в клинико-диагностической лаборатории;

- правила сбора, транспортировки и хранения биоматериала;

- правила подготовки пациента для различных лабораторных исследований;

- основные методы лабораторной диагностики;

- причины и условия возникновения преаналитических и аналитических погрешностей при проведении лабораторного анализа;

- основы здорового образа жизни;

- устав и правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, должностные инструкции клинико-диагностической лаборатории.

2. Специальные знания:

- основы анатомии и физиологии;

- структура и функции органов кроветворения, нервной ткани, пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой и др. систем, строение и функции желез, серозных оболочек, кожи;

- структура и функции клетки, возрастные особенности клеточного состава органов, тканей и биожидкостей;

- лабораторные показатели функционирования человеческого организма в условиях нормы и возрастном аспекте;

- клиническое значение лабораторных исследований в диагностике заболеваний и состояния здоровья пациента;

- основы функционирования здорового организма и факторы риска;

- основные принципы взаимодействия организма человека с окружающей средой;

- организация внутрилабораторного контроля качества лабораторных исследований;

- общие закономерности возникновения, развития и течения патологических процессов в организме.

По гематологическим исследованиям:

- теория кроветворения (кинетика клеток гемопоэза, функции, место пребывания в организме);

- морфология клеток гемопоэза в норме;

- понятия эритроцитоз и эритропения, лейкоцитоз и лейкопения, тромбоцитоз и тромбоцитопения;

- изменения показателей гемограммы при реактивных состояниях;

- причины и лабораторные признаки внутриклеточного и внутрисосудистого гемолиза;

- морфологические особенности эритроцитов при различных анемиях.

По общеклиническим исследованиям:

- теория образования мочи, функции почек;

- основные методы и диагностическое значение исследования физических, химических показателей мочи;

- морфология клеточных и других элементов мочи;

- изменение анализа мочи при наиболее часто встречающихся заболеваниях почек и мочевыводящих путей;

- методы исследования функций желудка;

- способы получения желудочного содержимого;

- способы получения дуоденального содержимого;

- физико-химический и морфологический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;

- изменения состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

- основные методы и диагностическое определение физических и химических показателей кала;

- форменные элементы кала, их выявление;

- копрологические синдромы и их значение в диагностике заболеваний пищеварительной системы, печени, поджелудочной железы;

- изменение копрологического анализа при наиболее частой патологии органов пищеварительной системы;

- значение лабораторных показателей при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

- ликвор и выпотные жидкости: морфологический состав, физико-химические свойства, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

- цель и методы исследования отделяемого женских и мужских половых органов.

По цитологическим исследованиям:

- правила взятия и обработки материала для цитологических исследований;

- морфологическая картина воспалительного процесса, грануломатозной и грануляционной тканей.

По биохимическим исследованиям:

- понятие о гомеостазе, биохимические механизмы сохранения (поддержания) гомеостаза;

- нормальная физиология обмена белков, углеводов, липидов, ферментов, гормонов, водно-минерального, кислотно-основного состояния;

- причины и виды патологии обменных процессов в организме;

- система гемостаза;

- лабораторные показатели нарушения обмена веществ при наиболее часто встречающихся заболеваниях;

- основные методы исследования обмена веществ, гормонов, ферментов, системы гемостаза и др.

По паразитологическим исследованиям:

- основные морфологические характеристики гельминтов;

- морфологические различия видов гельминтов их яиц;

- паразиты малярии, виды, стадии развития;

- морфология малярийных паразитов;

- простейшие: вид, стадии развития, морфология;

- заболевания, вызванные простейшими;

- правила приготовления препаратов для исследования морфологии паразитов.

По иммунологическим исследованиям:

- учение об иммунитете, виды иммунитета;

- иммунная система, иммунокомпетентные клетки и их функции;

- антигены, виды, характеристика;

- иммуноглобулины (антитела), классификация, структура и функции;

- взаимодействие антиген - антитело;

- неспецифические факторы иммунной реактивности организма, фагоцитарная система, система комплемента, интерфероны и др.;

- иммунодефицитные состояния;

- иммунологическая система при инфекциях, опухолях, лимфопролиферативных процессах, заболеваниях соединительной ткани;

- аллергия и атопические заболевания;

- изоантигены системы крови;

- изоиммунизация и аутоиммунизация, конфликты матери и плода, иммунные и аутоиммунные заболевания.

По медико-генетическим исследованиям:

- предмет и задачи медицинской генетики;

- понятие о наследственных болезнях и болезнях с наследственной предрасположенностью;

- генетика человека: молекулярные и цитологические основы наследственности;

- гены и признаки;

- изменчивость: мутационная изменчивость, классификация мутаций, мутагенные факторы.

3. Знания по смежным и сопутствующим дисциплинам:

- представление о биосфере как системе, ее свойствах, динамике и перспективах развития;

- механизмы функционирования природных экосистем;

- принципы формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в разные возрастные периоды;

- представление о гигиене как основе профилактической медицины;

- представление о видах катастроф и их последствиях для здоровых людей;

- представление о наиболее распространенных патологических процессах в организме при различных катастрофах;

- общие принципы оказания неотложной помощи при несчастных случаях;

- представление о моделях, формах, уровнях и способах коммуникации, основы делового общения;

- представление о типах ЭВМ, основных операционных системах, текстовых редакторах, базах данных.

4. Умения:

- взять биологический материал для лабораторного исследования;

- организовать рабочее место для выполнения лабораторных исследований;

- организовать работу младшего персонала в клинико-диагностической лаборатории;

- подготовить лабораторную посуду, инструментарий и оборудование для проведения лабораторного анализа;

- провести стерилизацию лабораторной посуды и инструментария;

- произвести дезинфекцию биоматериала;

- прием, маркировка и регистрация поступившего в лабораторию биоматериала, хранение;

- регистрировать проведенные исследования;

- вести учетно-отчетную документацию;

- пользоваться лабораторной аппаратурой при выполнении лабораторных исследований и подготовительных мероприятий;

- на основании результатов дать качественную и количественную оценку исследований;

- дифференцировать нормальные и патологические показатели результатов лабораторного исследования;

- по результатам анализа выявлять признаки типовых патологических процессов в органах и тканях;

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки