Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94)
Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 1
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9
Введение
Данное Руководство предназначено для соответствующих служб, полномочных органов и должностных лиц, несущих ответственность и осуществляющих эксплуатацию гражданских аэродромов.
Оно может использоваться в качестве практического пособия, инструктивного, а в отдельных вопросах рекомендуемого материала должностным лицам и службам авиапредприятий и сторонних организаций, осуществляющих работы по эксплуатационному содержанию, ремонту (реконструкции) элементов летного поля в условиях действующего аэродрома.
Руководство разработано на основе накопленного практического опыта эксплуатации аэродромов. Однако его положения должны быть увязаны с местными условиями, опытом, рекомендациями и правилами, действующими в данном регионе.
В настоящем Руководстве даны основные положения, технологические особенности и рекомендации по эксплуатации элементов и сооружений летных полей аэродромов. В нем приведены ссылки на нормы и правила, регламентирующие требования к аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.
Руководство рассматривает основы аэродромного обеспечения полетов воздушных судов. В нем нашли отражения вопросы, направленные на экономически целесообразное и эффективное выполнение работ по подготовке аэродромов к полетам, а также вспомогательный материал по организации, методикам выполнения, расчетам и документальному оформлению результатов выполненных работ.
В Руководстве сформулированы обязательные для выполнения требования, а также даны рекомендации по контролю состояния и подготовке летных полей аэродромов к полетам.
Глава 1
Основные положения по эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации
1.1. Общие положения по содержанию и ремонту аэродромов (вертодромов)
1.1.1. Содержание и ремонт летных полей аэродромов (вертодромов) представляют собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление первоначальных эксплуатационных качеств и обеспечение постоянной эксплуатационной готовности.
1.1.2. Содержание летных полей аэродромов (вертодромов) заключается в контроле их технического состояния и обеспечении готовности летного поля для производства полетов.
Эксплуатационное содержание включает в себя работы, направленные на обеспечение функционального назначения элементов и сооружений летного поля, а также мероприятия по проверке и оценке их состояния, а именно:
систематический контроль (инспектирование);
детальный осмотр, контроль, в том числе инструментальный и выполнение работ по содержанию;
выполнение ремонтных работ.
1.1.2.1. Систематический контроль включает мероприятия, необходимые для проверки и оценки эксплуатационного состояния покрытий сооружений и других элементов летного поля, как плановые, так и внеплановые, т.е. вызванные аварийными или другими обстоятельствами.
1.1.2.2. Работы рекомендуется выполнять по специально разработанным технологическим документам (планам) с указанием времени и характера выполнения работ с отметкой (отчетом) об исполнении.
В плане должны указываться: характер подготовки и вид контроля (проверки), отчет о результатах с их оценкой, на основании которой решается вопрос о необходимости проведения дополнительных мероприятий (очистки, маркировки, ремонта и т.п.).
1.1.3. Ремонт заключается в устранении дефектов с целью восстановления, в первую очередь, работоспособности покрытий, сооружений и других элементов летного поля, а затем и полной исправности.
Поверхность аэродромных покрытий, особенно ИВПП и площадок для запуска двигателей, должна поддерживаться в таком состоянии, которое исключало бы возможность появления посторонних предметов - продуктов разрушения покрытий.
1.1.4. Под работоспособностью понимается способность покрытия (сооружения) или другого элемента летного поля аэродрома (вертодрома) выполнять заданные функции, сохраняя значения их основных параметров, изложенных в разд. 2.1 Руководства.
1.1.5. Под исправностью понимается такое состояние покрытия (сооружения, элемента летного поля), когда оно соответствует всем требованиям нормативных документов.
1.1.6. Качество элементов летного поля определяется совокупностью свойств: несущей способностью, прочностью, ровностью, фрикционными свойствами, влагостойкостью, атмосферостойкостью, морозостойкостью и др.
1.1.7. Обобщающее свойство качества покрытий, сооружений, элементов летного поля определяется надежностью.
1.1.8. В аэродромных покрытиях различают следующие свойства: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, надежность.
1.1.8.1. Долговечность - характеризуется продолжительностью сохранения работоспособности элементов аэродрома с перерывами на ремонт (текущий, капитальный) до наступления предельного состояния. Долговечность аэродромных покрытий или других сооружений аэродрома измеряется сроком службы.
Под предельным состоянием понимается такое состояние, при котором эксплуатация должна быть прекращена из-за невозможности аэродромного обеспечения полетов воздушных судов.
1.1.8.2. Под безотказностью понимается свойство непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени.
1.1.8.3. Ремонтопригодность - приспособляемость покрытия (сооружения) или элемента летного поля к выполнению ремонта или техническому уходу.
1.1.8.4. Под надежностью понимается такое обобщающее свойство аэродромного покрытия (сооружения), элемента летного поля, которое обусловлено их долговечностью, безотказностью, ремонтопригодностью и обеспечивает выполнение заданных функций.
1.1.9. В зависимости от объема и характера, а также возможности выполнения ремонтные работы на аэродроме (вертодроме) подразделяются на текущие и капитальные. Основные положения по видам ремонта, а также методы, материалы и технологии выполнения ремонтных работ приводятся в "Руководстве по ремонту аэродромных сооружений".
1.1.10. К текущему ремонту относятся работы по систематическому и своевременному предохранению элементов летного поля и их сооружений от преждевременного разрушения и износа путем устранения мелких повреждений и неисправностей. Он подразделяется на плановый, проводимый регулярно по плану на основе актов технических осмотров (см. прил. 15), и непредвиденный.
1.1.11. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производится исправление или смена разрушенных, деформированных и изношенных конструкций в значительных объемах или замена их на более прочные и экономичные.
1.1.12. Организация и выполнение ремонтных и других работ строительными организациями на летном поле действующего аэродрома должны отвечать требованиям, изложенным в разд. 5.5. настоящего Руководства.
1.1.13. Необходимость и назначение вида ремонта зависит от технического состояния искусственных покрытий (сооружений), элементов аэродрома, оцениваемого критериями предельного состояния, при которых дальнейшая эксплуатация покрытий недопустима.
На критерий оценки предельного состояния главное влияние оказывает степень разрушения покрытия, в особенности его поверхностного слоя, поэтому оценка производится путем количественного определения степени разрушения, деформирования, неровностей и износа покрытия на момент обследования (см. прил. 15).
1.1.14. Степень разрушения аэродромных покрытий определяется на основании их обследования, по результатам которых составляются акты и планы дефектов покрытий с выводом о степени соответствия состояния покрытий требованиям НГЭА и оценкой их технического состояния (см. прил. 15).
1.1.15. Для определения технического состояния аэродромных покрытий и прогнозирования сроков их службы рекомендуется использовать различные методы оценки.
По результатам обследований рекомендуется строить графики зависимостей значений оценки технического состояния от времени эксплуатации покрытия и посредством экстраполяции определить примерный ресурс, который позволит судить о долговечности покрытия, прогнозировать его дальнейшее состояние и вовремя наметить проведение тех или иных ремонтных мероприятий.
1.1.16. Назначение вида ремонта взаимосвязано со сроками службы покрытий до капитального ремонта. Примерная периодичность капитальных ремонтов покрытий приведена в "Руководстве по ремонту аэродромных сооружений" и может использоваться для планирования ремонтных мероприятий.
1.2. Общие сведения о гражданских аэродромах, регистрация и допуск к эксплуатации
Общие сведения о гражданских аэродромах, порядок регистрации и допуска к эксплуатации приведены в "Руководстве по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации".
1.3. Основные задачи аэродромного обеспечения полетов
1.3.1. Аэродромная служба. Осуществляет эксплуатационное содержание летных полей аэродромов в соответствии с действующими стандартами, нормами, правилами и настоящим Руководством.
Осуществляет контроль за соответствием летных полей аэродромов требованиям НГЭА.
Проводит мероприятия, направленные на восстановление пригодности летных полей аэродромов к приему и выпуску воздушных судов.
Своевременно информирует службу аэронавигационной информации о всех изменениях, происходящих на аэродроме в части готовности летного поля к полетам и выполняемых работах на его элементах.
Осуществляет мероприятия по обеспечению соответствия летных полей сертификационным требованиям на аэродромах, в т.ч. на аэродромах, допущенных к эксплуатации по минимуму I, II, III категорий ИКАО.
Осуществляет контроль за строительством сооружений и объектов, расположенных на приаэродромной территории и воздушных трассах.
Обеспечивает контроль за пригодностью приписных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок к эксплуатации воздушных судов.
1.3.2. Руководитель полетов на аэродроме. Осуществляет контроль за выполнением работ на летном поле аэродрома, обеспечивая безопасность полетов воздушных судов.
Контролирует готовность ВПП к приему и выпуску воздушных судов.
Контролирует освобождение летной полосы от технических средств не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки, а также перед взлетом воздушных судов.
Запрещает выполнение работ на ВПП в случаях отсутствия или потери связи между диспетчером СДП и аэродромной службой.
Запрещает выезд на ВПП техническим средствам, оборудование которых не соответствует требованиям настоящего Руководства, а также без сопровождения спецмашиной ответственного лица службы, проводящей работы на территории летного поля.
1.3.3. Служба спецавтотранспорта. Выделяет в распоряжение аэродромной службы аэродромно-уборочные машины и механизмы в исправном состоянии, оборудованные габаритными и проблесковыми огнями, радиостанцией, буксирными устройствами и тросами.
Глава 2
Общие требования по эксплуатации аэродромов (вертодромов)
2.1. Технологические требования по подготовке летных полей аэродромов (вертодромов)
2.1.1. Аэродром (вертодром) в целом или отдельные участки летного поля считаются не подготовленными к эксплуатации при следующих условиях:
2.1.1.1. Значение коэффициента сцепления на всей длине ИВПП и ГВПП, содержащихся под слоем уплотненного снега, или на любом участке длиной более третьей ее части ниже 0,3 ед. к. с.
2.1.1.2. Различие значений коэффициента сцепления на близлежащих участках ИВПП с обеих сторон от оси превышает 0,20 ед. к. с.
2.1.1.3. Толщина слоя атмосферных осадков (снега, слякоти, воды) на рабочей части ИВПП и ГВПП выше допустимых значений.
2.1.1.4. Сопряжения очищенных и неочищенных участков от снега имеют уклоны более 1:10.
2.1.1.5. Микронеровности покрытия не отвечают требованиям НГЭА.
2.1.1.6. Наличие на поверхности посторонних предметов, в том числе продуктов разрушения поверхности, кусков льда и уплотненного снега.
2.1.1.7. Наличие на поверхности участков, загрязненных ГСМ и антиобледенительной жидкостью для обработки ВС.
2.1.1.8. Прочность искусственных покрытий ВПП, РД, перрона, выраженная классификационным числом покрытия (PCN), недостаточна для ВС, допущенных к эксплуатации на указанных покрытиях.
2.1.1.9. Показатели прочности грунтов (уплотненного снежного покрова) на грунтовых аэродромах ниже значений, установленных требованиями РЛЭ, разброс среднеарифметических величин прочностей грунтов на глубинах 10 и 30 см для ГВПП и рабочих площадей посадочных площадок превышает на стартовых участках 10%, средних - 20%, путях руления - 15%.
2.1.1.10. На стартовых участках ГВПП, МС, местах опробования двигателей и путях руления степень уплотнения грунтов, характеризуемая коэффициентом уплотнения по ГОСТ 22733-77 для песчаных и супесчаных грунтов, ниже 0,95, для суглинистых и глинистых - ниже 1,0; на средних участках ГВПП, соответственно, ниже 0,9 и 0,95, а для ЛП ниже 0,8 и 0,85.
2.1.1.11. Наличие размокшего верхнего слоя грунта, глубиной более 0,5 см.
2.1.1.12. Микронеровности, определяемые по просвету между трехметровой рейкой и грунтовой (заснеженной) поверхностью летного поля в любых направлениях рабочей части грунтовой летной полосы, превышают 10 см.
Мезонеровности превышают следующие предельные величины:
Дельта i = 0,030; Дельта i = 0,022; Дельта i = 0,015. 5 10 20
2.1.1.13. Отсутствуют либо не соответствуют требованиям НГЭА и настоящего Руководства дневные маркировочные знаки на искусственных покрытиях ИВПП, РД, МС и перроне, а также переносные знаки, устанавливаемые на грунтовых (заснеженных) аэродромах, не обеспечена их видимость.
2.1.2. Элементы летных полей аэродромов в зимнее время должны отвечать следующим требованиям:
2.1.2.1. Покрытия ВПП, РД, МС и перронов должны быть очищены от снега, льда, воды и посторонних предметов.
2.1.2.2. Грунтовая поверхность спланированной части летной полосы должна быть очищена от снега на ширину не менее 10 м с каждой стороны от границы ИВПП (в первую очередь очистки) и иметь сопряжения из снега с уклоном не более 1:10.
2.1.2.3. Обочины РД, МС и перронов должны быть очищены от снега на ширину не менее 10 м (во вторую очередь очистки) и иметь с неочищенной частью сопряжения с уклоном не более 1:10.
2.1.2.4. ГВПП должна быть очищена от снега на всю длину и на ширину для аэродромов класса А и Б - 100 м, В - 85 м, Г и Д - 75 м, Е - 60 м; между очищенными и неочищенными участками должны быть сопряжения из снега с уклоном не более 1:10.
2.1.3. Водоотводные и дренажные системы на аэродромах (вертодромах) должны быть в исправном состоянии. Не допускаются следующие дефекты элементов водосточно-дренажных систем:
застойные скопления воды у водоприемных устройств (тальвежных и водоприемных колодцев, входных оголовков коллекторов);
провалы грунта по трассам прохождения подземных коллекторов и у водоприемных сооружений, находящихся в пределах летного поля;
выступы или просадки колодцев относительно проектного положения;
разрушение крышек, решеток и стен колодцев;
засоры подземных трубопроводов;
нарушение продольных и поперечных профилей лотков и водоотливных канав, препятствующее нормальному стоку воды.
2.1.4. Газоотбойные устройства должны обеспечивать надежную защиту техники, сооружений, обслуживающего персонала от воздействия газовоздушных струй авиадвигателей. Не допускается эксплуатация этих устройств, если они имеют хотя бы один из следующих дефектов:
сквозные трещины в металлических элементах;
нарушение целости сварных, болтовых и заклепочных соединений;
пробоины в теле сплошных металлических щитов;
отсутствие отклоняющих пластин на решетчатых щитах;
эрозионные повреждения грунтовых валов, допускающие вынос продуктов разрушения газовоздушными струями.
2.1.5. Швартовочные устройства на МС должны обеспечивать восприятие расчетных усилий от растяжек ВС расчетных типов. Запрещается эксплуатация этих устройств, если они не имеют акта проверки прочности (прил. 17).
2.1.6. Заземляющие устройства должны иметь сопротивление растеканию тока не более 100 Ом.
2.2. Взаимодействие служб аэропорта, обеспечивающих полеты
2.2.1. На основе требований разд. 2.2 настоящего Руководства в каждом авиапредприятии (аэропорту, летном учебном заведении) должна быть составлена "Технология взаимодействия аэродромной службы со службой движения и другими наземными службами, обеспечивающими полеты" с учетом местных условий и особенностей работы.
В тех случаях, когда намечается проведение ремонтно-строительных и других видов работ на летном поле без прекращения полетов в условиях действующего аэропорта с привлечением сторонних организаций, заблаговременно в Технологию необходимо внести изменения и дополнения в соответствии с требованиями разд. 5.5 настоящего Руководства. Изменения и дополнения в Технологию вносятся с учетом и других происшедших изменений в аэропорту и до 1 октября каждого года утверждаются приказом по авиапредприятию.
На аэродромах совместного базирования Технология утверждается совместно со старшим авиационным начальником.
2.2.2. Руководитель полетов аэродрома (РПА) является главным и единственным должностным лицом, определяющим готовность аэродрома к полетам, разрешающим и запрещающим прием и выпуск воздушных судов. Его решения обязательны для всех служб, обеспечивающих полеты, и могут быть отменены только командиром авиапредприятия с документальной записью, имеющей юридическую силу.
2.2.3. Все службы аэропорта должны выполнять работы на летном поле под руководством и в присутствии ответственных лиц соответствующих служб.
Выезд транспортных средств на летные полосы, РД и другие рабочие площади производится только с разрешения РПА или диспетчера СДП (СДП МВЛ) после согласования проведения работ с ответственным лицом аэродромной службы не позднее чем накануне дня их выполнения, сообщая при этом о характере работ, месте и времени их проведения.
2.2.4. Ответственное лицо за выполнение работ на летном поле по указанию РПА или диспетчера СДП должно принимать меры по немедленному удалению техники и людей с летного поля. Во всех случаях летное поле должно быть освобождено не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки и взлета ВС.
2.2.5. При выполнении работ на летном поле РПА обязан:
2.2.5.1. До начала работ:
получить информацию от аэродромной службы о необходимости проведения работ, проанализировать характер ее выполнения, продолжительность;
принять решение о выполнении работ, прекращая полеты, либо в промежутках между взлетами и посадками при наличии временных интервалов, обеспечивающих освобождение летной полосы и других рабочих площадей не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени и посадки ВС;
согласовать с аэродромной и другими службами по принадлежности работ порядок их выполнения, продолжительность, время начала и окончания, количество спецавтотехники (оборудования) и место ее сосредоточения; продублировать порядок ведения радиосвязи, а при ее потере - сигналы немедленного освобождения летной полосы;
передать диспетчерам СДП (СДП МВЛ) указание о запрещении или ограничении по приему и выпуску ВС; сообщить время начала и окончания выполняемых работ;
в случаях намечаемого закрытия аэродрома дать указание диспетчеру АДП о подготовке и передаче соответствующей информации в соответствующие адреса согласно Табелю сообщений.
2.2.5.2. В процессе выполнения работ:
периодически осуществлять контроль за наличием и устойчивостью радиосвязи между диспетчером СДП (СДП МВЛ) и начальником (ответственным лицом за проведение работ) службы, выполняющей работы, и аэродромной службой;
в случаях потери радиосвязи или ее неустойчивой работы немедленно запретить производство работ на летной полосе и критических зонах РМС и принять незамедлительно меры по освобождению их от техники, оборудования и людей;
дать указание диспетчеру АДП о передаче информации в аэропорты о возобновлении полетов в соответствии с Табелем сообщений, если работы на летной полосе и критических зонах РМС выполняются без отступлений от согласованного графика.
2.2.5.3. После выполнения работ:
получить доклад начальника аэродромной службы об окончании работ, данные о замеренном коэффициенте сцепления и толщине слоя осадков, а также освобождении летной полосы, РД и критических зон РМС, лично проконтролировать готовность летного поля к приему и выпуску ВС;
дать указание диспетчеру старта и посадки о возобновлении приема и выпуска ВС.
2.2.6. При выполнении работ на летной полосе диспетчер старта обязан:
2.2.6.1. До начала работ:
записать на трафарете диспетчера: место, характер, время начала и окончания работ, количество техники и людей после получения информации от РПА о предстоящем выполнении работ;
уточнить место, характер, время начала и окончания работ с получением запроса на занятие летной полосы (критических зон РМС) от аэродромной службы, сравнив эти данные с информацией, полученной от РПА; при расхождении этих данных доложить об этом РПА и действовать по его указанию, внеся соответствующие исправления в записи на трафарете диспетчера;
разрешить выезд на летную полосу и в критическую зону РМС автомашины руководителя работ и другой техники, оборудованной соответствующим образом, при наличии двусторонней радиосвязи; включить световое табло "ВПП занята"; доложить РПА, ВСДП, ДПР и посадки о начале работ: "ВПП (МК...) закрыта с ... ч ... мин. до ... ч ... мин. очисткой (осмотром, производством работ и т. п.), на ВПП (ЛП) работает ... единиц техники /с указанием местоположения или участка работ/ (от РД ... до РД ... и т. п.). Табло "ВПП занята" - включил".
2.2.6.2. В процессе выполнения работы:
контролировать радиосвязь с подключением к аэродромной службе (руководителя работ) каждые 15 мин;
вести наблюдение за работой техники и людей;
при потере радиосвязи с аэродромной службой запрещать выполнение работ путем выключения и включения огней ВПП (при включенной кнопке "1" яркости системы ОВИ) и пуском двух красных ракет в сторону работающей техники;
дать указание начальнику аэродромной службы (руководителю работ) о немедленном освобождении летной полосы (критических зон РМС) при возникновении необходимости, а также в любом случае отказа работающей на летном поле техники и получить от него доклад об освобождении упомянутой площади.
2.2.6.3. После выполнения работ:
записать данные о состоянии летной полосы, критических зон РМС и РД на трафарет диспетчера по докладу начальника аэродромной службы после окончания работ и замеров параметров состояния летного поля;
получить доклад ВСДП, что ВПП свободна, выключить световое табло "ВПП занята" и немедленно доложить РПА о том, что летная полоса (...) свободна, а техника и люди по РД N... соответствующие площади маневрирования освободили;
снять с трафарета запись о выполнении работ на летном поле;
сообщить диспетчеру посадки и ВСДП о возобновлении приема и выпуска ВС при наличии личного разрешения РПА.
2.2.7. При проведении работ на летном поле ответственное должностное лицо за проведение работ обязано:
2.2.7.1. До начала работ:
сообщить РПА о необходимости выполнения работ, месте, характере и предполагаемой их продолжительности;
согласовать с РПА порядок их выполнения, время начала и окончания (продолжительность); количество работающей спецавтотехники, оборудования и людей; место их сосредоточения; уточнить порядок радиосвязи и в случае ее потери - сигналы немедленного освобождения соответствующих площадей и критических зон РМС;
сосредоточить в установленные РПА время и место спецавтотехнику и работников бригады;
проверить инвентарь и наличие оборудования спецавтотехники;
поставить задачу рабочим и водителям, указав место, порядок проведения работ, время начала и окончания их выполнения, порядок связи и сигнализации, обратив особое внимание на необходимость немедленного освобождения летной полосы и критических зон РМС после получения команды по каналам связи или установленному сигналу об их освобождении;
доложить диспетчеру СДП (СДП МВЛ) о готовности к работе на летной полосе (критических зонах РМС) и по его разрешению приступить к работе.
2.2.7.2. В процессе выполнения работ:
следить за ходом их выполнения строго на установленных и согласованных с РПА участках летного поля и обеспечивать меры безопасности;
проводить контрольную проверку радиосвязи с диспетчером СДП каждые 15 мин, а при ее потере или неустойчивости немедленно прекратить выполнение работ и вывести технику и людей за пределы летной полосы и критических зон РМС;
немедленно докладывать СДП (СДП МВЛ) и принимать срочные меры по удалению в безопасное место техники в случае ее выхода из строя;
обеспечивать вывод техники и людей, работающих на летной полосе и в критических зонах РМС за их пределы, не позднее чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени взлета или посадки ВС либо немедленно по команде РПА или диспетчера СДП (СДП МВЛ).
2.2.7.3. После выполнения работ:
убедиться, что при их производстве не было допущено никаких отклонений, препятствующих безопасному выполнению полетов; доложить РПА об окончании работ и выводе техники и людей в безопасное место вне летной полосы и критических зон РМС; произвести оценку параметров состояния ВПП и РД (измерение коэффициента сцепления и толщины слоя осадков) и доложить о параметрах состояния РПА;
произвести запись в Журнал учета состояния летного поля в соответствии с прил. 3 настоящего Руководства.
2.2.8. При замере коэффициента сцепления (или оценке других параметров состояния) ВПП взаимодействие служб, обеспечивающих полеты, устанавливается следующее:
при метеоусловиях, вызывающих изменение фрикционных свойств покрытия летной полосы (выпадение осадков), РПА обязан дать указание начальнику аэродромной службы (ответственному лицу) на измерение коэффициента сцепления (величины слоя осадков и других измеряемых параметров) и сообщить на СДП об отданном указании и существующем порядке обеспечения безопасности полетов;
начальник аэродромной службы (ответственное лицо) обязательно запрашивает у диспетчера СДП разрешение на занятие ИВПП (ВПП) для выполнения измерений коэффициента сцепления (величины слоя осадков и других измеряемых параметров);
диспетчер СДП в соответствии с полученными от РПА указаниями передает информацию о намерениях измерить коэффициент сцепления (произвести оценку состояния летной полосы, РД) диспетчеру посадки, включает световое табло "ВПП занята"; после подтверждения диспетчера посадки о приеме необходимой информации разрешает выезд на ВПП для замеров коэффициента сцепления (или других измерений, связанных с оценкой состояния летного поля);
начальник аэродромной службы (или ответственное лицо) после проведения процедуры измерений и освобождения ВПП докладывает диспетчеру СДП и РПА об этом и дает информацию о состоянии ВПП, величине коэффициента сцепления (и других измеряемых параметрах состояния); результаты измерений коэффициента сцепления, толщины слоя осадков, осмотра ВПП и ее состояние должны быть оформлены и записаны в Журнале учета состояния летного поля в соответствии с прил. 3 настоящего Руководства не позднее чем через 15 мин после процедуры измерения;
РПА в соответствии с полученными результатами измерений и личной оценкой состояния дает указание диспетчеру СДП о возобновлении приема и выпуска ВС либо об их ограничении или запрете.
2.2.9. Порядок пересечения летной полосы спецавтотранспортом, оснащенным специальным оборудованием, отвечающим требованиям разд. 2.4 настоящего Руководства, устанавливается следующий:
водитель машины (представитель службы) обязан запросить у диспетчера СДП разрешение на пересечение летной полосы;
диспетчер СДП дает разрешение на пересечение летной полосы транспортным средством и сообщает об этом диспетчеру ВСДП только в тех случаях, когда имеется временной интервал не менее 5 мин от момента разрешения диспетчера на пересечение до момента приземления заходящего на посадку ВС либо когда ВС при пробеге миновало намеченное место пересечения летной полосы; диспетчеры СДП и ВСДП ведут визуальное наблюдение за двигающимся транспортным средством;
после пересечения летной полосы и ее освобождения транспортным средством, покинувшим ЛП (границы критической зоны РМС), водитель (представитель службы) должен доложить диспетчеру СДП об освобождении летной полосы;
диспетчер СДП, получив сообщение об освобождении летной полосы, обязан при наличии видимости или через диспетчера ВСДП убедиться в том, что летная полоса свободна для приема и выпуска ВС.
2.3. Организация связи при выполнении работ на летном поле
2.3.1. Радиообмен между аэродромной службой и другими службами аэропорта осуществляется в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
2.3.2. Переговоры по радиосвязи должны быть краткими и содержать только необходимые сведения и соответствовать фразеологии.
2.3.3. Для ведения радиотелефонной связи абонентам и аэродромным машинам присваиваются позывные, приведенные в прил. 4.
2.3.4. Все переговоры РПА с ответственными лицами аэропорта за проведение работ на летном поле фиксируются на магнитной ленте.
2.3.5. Установление радиосвязи начинается с вызова и ответа на вызов. Перед вызовом РПА (диспетчера службы движения) лицо, осуществляющее связь, должно убедиться в том, что оно не будет создавать помех радиообмену диспетчеров с другими абонентами, и только тогда может выйти на связь.
2.3.6. При отказе радиосвязи между диспетчером СДП (СДП МВЛ) и ответственным лицом за проведение работ на летном поле и РД принимаются экстренные меры для эвакуации техники и людей.
Сигналом к освобождению летной полосы и РД при потере радиосвязи являются трехкратное включение и выключение огней ВПП и две красные ракеты в сторону работающей техники.
2.3.7. В каждом аэропорту разрабатывается фразеология радиообмена между службой движения и службами, обеспечивающими полеты с учетом местных особенностей (см. прил. 4)
2.3.8. Для обеспечения радиосвязи аэродромная служба снабжается стационарными и переносными радиостанциями.
2.4. Требования к аэродромным машинам при работе на летном поле
2.4.1 Все аэродромные машины, допущенные для работ на летной полосе, РД, перроне и МС, должны быть оборудованы габаритными и проблесковыми огнями, включаемыми во время работы независимо от времени суток, а также средствами внутриаэропортовой связи.
2.4.2. Проблесковые огни, установленные на аэродромных машинах, должны быть желтого цвета, обладать эффективной силой света не менее 40 и не более 400 кандел (кд) с частотой вспышек (75+-15) мин. Перечень аэродромных машин, подлежащих оборудованию проблесковыми огнями, приведен в прил. 5.
2.4.3. На машине ответственного лица за проведение работ на летной полосе и РД дополнительно устанавливают радиоприемник для прослушивания радиообмена на частоте диспетчера посадки.
2.4.4 Каждая машина, работающая на летной полосе и РД, должна быть оборудована буксировочным устройством и тросом, средствами пожаротушения и медицинской аптечкой.
2.4.5. Допуск на летную полосу и РД технически неисправных машин и механизмов, не оборудованных средствами сигнализации и связи и т.п. согласно пп. 2.4.1-2.4.4, запрещается.
2.4.6. При работе на летной полосе и РД средства радиосвязи, габаритные и проблесковые огни, установленные на машинах, выключать запрещается.
2.4.7. Въезд на аэродромные покрытия машин и механизмов с загрязненными колесами, а также механизмов на гусеничном ходу запрещается.
2.4.8. Радиофицированные аэродромные машины должны управляться водителями, обученными правилам ведения внутриаэропортовой связи.
2.4.9. При получении соответствующей команды по каналам связи или по установленному сигналу водители, работающие на летном поле и РД, обязаны прекратить работу и незамедлительно вывести технику в установленное место.
В случае выхода из строя средств связи на аэродромной машине она немедленно отводится с летного поля и не должна работать до устранения неисправностей.
2.5. База аэродромной службы аэропорта
2.5.1. Производственные функции аэродромной службы разделяются на два направления, связанные с подготовкой летного поля к полетам и обеспечением указанных работ на базе аэродромной службы аэропорта (БАСА).
2.5.2. Для выполнения своих функциональных обязанностей по содержанию и ремонту летных полей аэродромная служба должна иметь специальную базу аэродромной службы.
2.5.3. Параметры зданий, сооружений и оборудования БАСА должны соответствовать объемам выполняемых работ.
2.5.4. БАСА предназначена:
для хранения лакокрасочных материалов и растворителей, подготовки к работе средств механизации для маркировочных работ;
подготовки к применению мастик для заливки швов и трещин на искусственных покрытиях;
хранения и подготовки к применению химреагентов и песчано-солевой смеси для борьбы с гололедными образованиями на искусственных аэродромных покрытиях, внутриаэропортовых дорогах и привокзальных площадях;
хранения и подготовки к применению средств для измерения параметров состояния летного поля;
технического обслуживания, ремонта, хранения, подготовки к применению прицепных аэродромных средств механизации и оборудования;
размещения на открытых стоянках с твердым покрытием аэродромных самоходных машин эксплуатационного содержания аэродромов;
хранения и подготовки к применению строительных материалов для текущего ремонта искусственных покрытий аэродрома;
хранения неснижаемого запаса материалов и строительных конструкций, необходимых для устранения повреждений аэродрома;
хранения и подготовки к применению технического имущества аэродромной службы (инвентаря, приборов, спецоборудования, спецматериалов, спецодежды и т.п.).
2.5.5. Территория БАСА должна размещаться вблизи летного поля. Размещение территории БАСА должно выполняться с учетом нормативных технологических разрывов от ВПП, РД, МС, перрона, спецплощадок, зданий и других сооружений аэропорта.
2.5.6. На территории БАСА должны размещаться:
административно-бытовые здания;
ремонтные мастерские;
склады (складские помещения) для хранения лакокрасочных материалов, химических реагентов, мастик для заливки швов, семян травосмесей, инвентаря и материалов;
навесы для хранения на площадках строительных материалов, песка, щебня, гравия и т.д.;
гаражи для хранения техники и оборудования;
площадки с искусственными маркированными покрытиями для стоянки аэродромных машин и механизмов;
площадки без искусственных покрытий для стоянки гусеничной техники, прицепных механизмов и оборудования;
пожарный водоем и первичные средства пожаротушения.
2.5.7. В административно-бытовом здании должны быть предусмотрены оборудованные классы для технической учебы и инструктажа личного состава.
2.5.8. Площадки для хранения сыпучих материалов должны оборудоваться средствами механизации для погрузочно-разгрузочных работ.
2.5.9. Химические антигололедные реагенты должны храниться на складе в штабелях в сухих закрытых неотапливаемых помещениях раздельно в зависимости от типа реагента.
Вместимость склада химреагентов должна соответствовать максимальной потребности в зависимости от расхода реагентов за сезон.
2.5.10. Семена травосмесей должны храниться в специальных помещениях с соответствующей температурой и влажностью для данных семян.
2.5.11. Пиломатериалы, переносные маркировочные знаки, снегозащитные щиты и другие деревянные изделия, как правило, хранятся под навесом.
2.5.12. Резинобитумное вяжущее для заливки швов аэродромных покрытий должно храниться в соответствии с требованиями ТУ 21-27-41-75.
2.5.13. На БАСА аэродромная служба должна иметь средства надежной связи со службами авиапредприятия.
2.5.14. На территории БАСА следует выполнять все установленные правила техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и экологии окружающей среды.
2.6. Требования к содержанию зон КРМ и ГРМ РМС
2.6.1. К основным требованиям содержания зон КРМ и ГРМ РМС относятся: ограничение высоты травяного покрова, толщины целинного или уплотненного снега, неровностей микрорельефа и соблюдение уклонов рельефа.
2.6.2. В зонах КРМ категорированных РМС (рис. 2.1-2.3) высота травяного покрова и толщина целинного или уплотненного снега, уклон местности в любом направлении и неровности микрорельефа не должны превышать значений, приведенных в табл. 2.1.
2.6.3. На существующих аэродромах, на которых при установке КРМ требуется проведение больших объемов земляных работ, в зонах А и Б (см. рис. 2.1) уклоны местности сохраняются существующие, а неровности микрорельефа допускаются не более +-0,2 м.
2.6.4. В зоне РМС I, II, и III категорий местность должна быть свободной от шоссейных и железных дорог, воздушных линий связи и электропитания, от леса, кустарников и любых местных препятствий высотой более 1 м.
Примечание. Все размеры в гл. 2 даны в метрах.
2.6.5. В пределах зон А, Б, В, Г движение автотранспорта не допускается.
2.6.6. В зонах А ГРМ PMC A (A1) и Б ГРМ I категории РМС (рис. 2.4. и 2.5) местность должна быть ровной и иметь уклоны не более допустимых по нормам на строительство летных полей.
2.6.7. Высота травяного покрова и толщина целинного или уплотненного снега и неровности микрорельефа в зонах ГРМ категорированных РМС не должны превышать значений, приведенных в табл. 2.2.
Таблица 2.1
-----------------T------------------------------------------------------¬ ¦ Наименование ¦ Зона КРМ ¦ ¦ показателей ¦ ¦ ¦ +---------------------------T--------------------------+ ¦ ¦ I категории РМС ¦ I и II категорий РМС ¦ ¦ +--------T--------T---------+--------T--------T--------+ ¦ ¦ А ¦ Б ¦ Г ¦ А ¦ Б ¦ Г ¦ +----------------+--------+--------+---------+--------+--------+--------+ ¦Высота травяного¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ ¦покрова, м не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Толщина ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ ¦целинного или¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦уплотненного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снега, м не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Уклон местности¦ 0,01 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ 0,01 ¦ 0,01 ¦ 0,02 ¦ ¦в любом¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦направлении, не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Неровности ¦ +-0,15 ¦ +-0,3 ¦ +-0,2 ¦ +-0,15 ¦ +-0,3 ¦ +-0,2 ¦ ¦микрорельефа, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------+--------+--------+---------+--------+--------+---------
2.6.8. Продольный и поперечный уклоны местности в зоне ГРМ СП-70, СП-75, СП-80 М не должны превышать значений, приведенных в табл. 2.3.
2.6.9. В зонах А и Б ГРМ, за исключением примыкающих к ВПП участков шириной до 40-50 м (в зависимости от бокового удаления ГРМ 120-180 м), должно быть обеспечено постоянство продольных уклонов.
Таблица 2.2
---------------------------T--------------------------------------------¬ ¦ Наименование показателей ¦ Зоны ГРМ ¦ ¦ +----------------------T---------------------+ ¦ ¦ I категории РМС ¦ II и III категории ¦ ¦ ¦ ¦ РМС ¦ ¦ +-----------T----------+----------T----------+ ¦ ¦ А ¦ Б ¦ А ¦ Б ¦ +--------------------------+-----------+----------+----------+----------+ ¦Высота травяного¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ ¦покрова, м не более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Толщина целинного или¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ ¦уплотненного снега, м не¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Неровности микрорельефа, м¦ +-0,3 ¦ +-0,3 ¦ - ¦ - ¦ ¦не более ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L--------------------------+-----------+----------+----------+-----------
Таблица 2.3
-----------------------T------------------------------------------------¬ ¦ Наименование ¦ Зоны ГРМ ¦ ¦ показателей +---------------------------------T--------------+ ¦ ¦ СП-70, СП-80 М ¦ СП-75, СП-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------T--------------------+--------------+ ¦ ¦ А ¦ Б ¦ А ¦ +----------------------+------------+--------------------+--------------+ ¦Продольный уклон¦ ¦ ¦ 0,015 ¦ ¦местности, не более: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нисходящий ¦ 0,015 ¦С отклонением +-0,05¦ ¦ ¦ ¦ ¦от величины 0,015 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦восходящий ¦ 0,008 ¦С отклонением +-0,02¦ ¦ ¦ ¦ ¦от величины 0,008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Поперечный уклон¦ 0,025 ¦0,025 ¦ 0,025 ¦ ¦местности, не более ¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------+------------+--------------------+---------------
2.6.10. Критические зоны, определенные для каждого КРМ и ГРМ, образуют критическую зону РМС, которая должна иметь дневную и ночную маркировку. В качестве дневной маркировки, определяющей границу критической зоны, служит маркировка мест ожидания ВС, которая наносится в соответствии с п. 3.1.13. настоящего Руководства.
2.6.11. В случае использования для ночной маркировки входа в критическую зону и выхода из нее сдвоенных огней кругового обзора на покрытии РД с левой стороны по движению ВС наносят надписи желтого (оранжевого) цвета (рис. 2.6):
"PMC" ("ILS" для международных аэропортов) на траверзе красных огней;
"PMC" ("ILS"), перечеркнутая красной чертой, на траверзе желтых огней.
2.6.12. В местах пересечения критической зоны РМС с внутриаэропортовыми дорогами должны быть установлены дорожный знак "Проезд без остановки запрещен" и щит с надписью "Зона РМС, Проезд без разрешения диспетчера СДП запрещен."
Глава 3
Маркировка аэродромов (вертодромов) и препятствий
Дневная маркировка и оборудование маркировочными знаками обязательны для всех аэродромов и вертодромов.
Дневную маркировку и светоограждение зданий и сооружений осуществляют владельцы этих зданий и сооружений.
Схемы дневной маркировки аэродромов (вертодромов) и оборудование маркировочными знаками утверждаются авиапредприятием с учетом конкретных условий эксплуатации аэродрома.
В процессе эксплуатации аэродрома (вертодрома) производится периодическое обновление маркировочных знаков.
Все маркировочные знаки ИВПП должны быть белого цвета. При отсутствии контрастности поверхности покрытия с белым цветом допускается обводка знаков черным цветом.
Маркировочные знаки искусственных покрытий РД, МС и перрона должны быть контрастирующими по цвету со знаками ИВПП и иметь оранжевый (желтый) цвет. Маркировочные знаки зон обслуживания ВС имеют красный цвет, а пути движения спецавтотранспорта - белый цвет.
Цвет маркировочных знаков грунтовых аэродромов (вертодромов) представляет собой сочетание двух цветов: оранжевого с белым, красного с белым или черного с белым.
3.1. Дневная маркировка аэродромов с искусственными покрытиями
3.1.1. На ИВПП маркировочными знаками обозначают: продольную ось ИВПП, порог, цифровой знак посадочного магнитного путевого угла (ПМПУ), зону приземления, фиксированное расстояние и край. Схемы маркировки ИВПП приведены на рис. 3.1. Расположение маркировочных знаков на ИВПП, их размеры и количество определяются по табл. 3.1.
3.1.2. При постоянно и временно смещенном пороге (рис. 3.2) к новой маркировке добавляется поперечная линия; все маркировочные знаки, предшествующие смещенному порогу, ликвидируются, за исключением маркировки осевой линии ИВПП, полосы которой преобразуются в стрелки-указатели.
Таблица 3.1
Расположение маркировочных знаков на ИВПП, их размеры и количество
--------------T----------------------------------------------------------------------------------T----------¬ ¦ Параметр ¦ Элемент маркировки ИВПП ¦ Край ВПП ¦ ¦ +-----------------T-----------------------T---------------------------T------------+оборудова-¦ ¦ ¦ Порог ¦ Осевая линия ¦ Зона приземления ¦ Зона ¦ нной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦фиксирован- ¦по миниму-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ного ¦мам I, II,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расстояния ¦ III ¦ ¦ +-----------------+-----------------------+---------------------------+------------+категорий ¦ ¦ ¦ Класс ИВПП ¦ ¦ ¦ +---------T-------T-------T-------T-------T-------T-----T-------T-----T------T-----+ ¦ ¦ ¦ А, Б, В ¦ Е ¦А, Б, В¦ Г, Д ¦ Е ¦ А, Б ¦ В ¦ Г ¦ Д ¦ А, Б ¦ В ¦ ¦ ¦ ¦ Г и Д ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Расстояние от¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,0 ¦ ¦края ИВПП, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Расстояние от¦ 6,0 ¦ 6,0 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦конца ИВПП, м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не менее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Размеры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦знака, м: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦длина, не¦ 30,0 ¦ 12,0 ¦ 30,0 ¦ 30,0 ¦ 12,0 ¦ 22,5 ¦22,5 ¦ 22,5 ¦18,0 ¦ 50,0 ¦50,0 ¦ В ¦ ¦менее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зависимос-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ти от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦длины ВПП ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦ширина ¦ 1,8-2,0 ¦1,8-2,0¦ 0,5 ¦ 0,3 ¦ 0,3 ¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦ 8,0 ¦ 8,0 ¦ 0.9 ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Расстояние от¦ - ¦ - ¦ 63,0 ¦ 63,0 ¦ 45,0 ¦ 150,0 ¦150,0¦ 150,0 ¦150,0¦300,0 ¦300,0¦ 33,0 ¦ ¦начала ¦ ¦ ¦(78,0) ¦(78,0) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦маркировки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦порога, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Количество ¦В зависимости от ¦В зависимости от длины ¦ 12,0 ¦ 8,0 ¦ 6,0 ¦ 4,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ 2,0 ¦ ¦полос, шт. ¦ ширины ВПП ¦ ВПП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------T-------+-------T-------T-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Расстояние ¦ 3,6-4,0 ¦3,6-4,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ 18,0- ¦18,0-¦ 18,0- ¦18,0 ¦18,0- ¦18,0-¦ В ¦ ¦между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 22,5 ¦22,5 ¦ 22,5 ¦ ¦ 22,5 ¦22,5 ¦зависимос-¦ ¦внутренними ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ти от ¦ ¦сторонами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ширины ВПП¦ ¦знаков, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ближайшими к¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оси ВПП, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+----------+ ¦Расстояние ¦ 1,8 ¦ 1,8 ¦ 30,0 ¦ 30,0 ¦ 12,0 ¦ 150,0 ¦150,0¦ 150,0 ¦150,0¦ ¦ - ¦ ¦ ¦между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦знаками, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-----+-------+-----+------+-----+-----------
Примечания: 1. На ИВПП, оборудованных по минимуму II, III категорий ИКАО, осевая линия должна иметь ширину 0,9 м.
2. Маркировка осевой линии ИВПП должна располагаться вдоль продольной оси ИВПП.
3. Значения параметров в скобках используется при маркировке параллельных ИВПП.
4. Количество знаков зоны приземления дано с учетом знаков фиксированного расстояния для одного курса посадки.
5. Маркировочные знаки ИВПП: осевой линии, зоны приземления, зоны фиксированного расстояния, края ВПП и ПМПУ располагаются от начала маркировки порога.
3.1.3 Цифровые знаки ПМПУ располагают на концевых участках ИВПП у каждого порога и состоят из двухзначных чисел, обозначающих магнитный азимут оси ИВПП. Определение цифрового знака ПМПУ приведено в табл. 3.2. Места расположения знака ПМПУ приведены на рис. 3.1 и 3.3.
Таблица 3.2
Определение цифрового знака, обозначающего посадочный магнитно-путевой угол (ПМПУ) рабочего направления ИВПП
-----------------T------------------T-----------------T-----------------¬ ¦ ПМПУ, град ¦Цифровой знак ИВПП¦ ПМПУ, град ¦ Цифровой знак ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ИВПП ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 05-14 ¦ 01 ¦ 185-194 ¦ 19 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 15-24 ¦ 02 ¦ 195-204 ¦ 20 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 25-34 ¦ 03 ¦ 205-214 ¦ 21 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 35-44 ¦ 04 ¦ 215-224 ¦ 22 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 45-54 ¦ 05 ¦ 225-234 ¦ 23 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 55-64 ¦ 06 ¦ 235-244 ¦ 24 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 65-74 ¦ 07 ¦ 245-254 ¦ 25 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 75-84 ¦ 08 ¦ 255-264 ¦ 26 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 85-94 ¦ 09 ¦ 265-274 ¦ 27 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 95-104 ¦ 10 ¦ 275-284 ¦ 28 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 105-114 ¦ 11 ¦ 285-294 ¦ 29 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 115-124 ¦ 12 ¦ 295-304 ¦ 30 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 125-134 ¦ 13 ¦ 305-314 ¦ 31 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 135-144 ¦ 14 ¦ 315-324 ¦ 32 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 145-154 ¦ 15 ¦ 325-334 ¦ 33 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 155-164 ¦ 16 ¦ 335-344 ¦ 34 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 165-174 ¦ 17 ¦ 345-354 ¦ 35 ¦ +----------------+------------------+-----------------+-----------------+ ¦ 175-184 ¦ 18 ¦ 355-004 ¦ 36 ¦ L----------------+------------------+-----------------+------------------
3.1.4 Параллельные ИВПП маркируются латинскими буквами "L" (левая) и "R" (правая), которые располагаются между знаками порога и цифровыми знаками ПМПУ согласно рис. 3.3. Форма цифр и букв и их размеры приведены на рис. 3.4.
3.1.5 На участках пересечения взлетно-посадочных полос маркировка главной ИВПП сохраняется, а вспомогательной прерывается.
3.1.6 Зону приземления маркируют парами прямоугольных симметричных полос, расположенных параллельно оси ИВПП.
3.1.7 Фиксированное расстояние на ИВПП аэродромов обозначают парой параллельных прямоугольных полос, расположенных симметрично оси ИВПП. Они совмещаются со второй парой параллельных полос зоны приземления.
Примечание. Все размеры в гл. 3 даны в метрах.
3.1.8. Маркировку края ИВПП в международных аэропортах на ИВПП, оборудованных для эксплуатации по I, II и III категориям ИКАО, наносят в виде двух сплошных линий шириной 0,9 м, каждую из которых располагают вдоль боковой границы ИВПП на расстоянии 1,0 м от кромки покрытия и 3,0 м от знаков маркировки порога. Маркировка края перекрывается в местах примыкания РД к ИВПП, пересечения ВПП и уширения ИВПП.
3.1.9. Маркировку неклассифицированных аэродромов выполняют в соответствии с рис. 3.5.
3.1.10. На РД аэродромов наносят маркировочные знаки осевой линии, места ожидания ВС перед выруливанием на ИВПП, на участках сопряжения РД с ИВПП и по границам участков ненесущих покрытий, трудно отличимых от несущих (рис. 3.6).
3.1.11. Маркировку осевой линии РД на прямолинейных и криволинейных участках и пересечениях РД выполняют сплошной линией шириной 0,15 м.
Осевая линия РД в местах пересечения с маркировкой места ожидания ВС прерывается.
3.1.12. Маркировка осевой линии РД на участке сопряжения с ИВПП производится продолжением параллельно маркировке осевой линии ИВПП на расстоянии не менее 60,0 м от точки их касания. РД, примыкающие к торцам ИВПП, маркируются в соответствии с рис. 3.6.
3.1.13. Маркировка мест ожидания ВС на РД перед выруливанием на ИВПП выполняется четырьмя желтыми (оранжевыми) поперечными линиями: двумя сплошными и двумя пунктирными на расстоянии от оси ИВПП согласно табл. 3.3.
Таблица 3.3
------------------------------T-----------------------------------------¬ ¦ Примыкание РП к ИВПП ¦ Расстояние от оси ИВПП до знака места ¦ ¦ ¦ ожидания на РД по классам аэродрома не ¦ ¦ ¦ менее, м ¦ ¦ +-------------T-------------T-------------+ ¦ ¦ А, Б, В ¦ Г, Д ¦ Е ¦ +-----------------------------+-------------+-------------+-------------+ ¦Для ИВПП, оборудованных РМС ¦ 120 ¦ - ¦ - ¦ +-----------------------------+-------------+-------------+-------------+ ¦Для ИВПП, не оборудованных¦ 90 ¦ 75 ¦ 41 ¦ ¦РМС ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+-------------+-------------+--------------
3.1.14. Ненесущие покрытия обочин РД отделяются от покрытий РД боковыми маркировочными полосами, состоящими из двух сплошных линий шириной 0,15 м каждая, с интервалом между ними 0,15 м. Внешняя боковая маркировочная полоса наносится таким образом, чтобы ее внешний край совпадал с границей несущего покрытия.
3.1.15. На МС и перронах аэродромов (рис. 3.7-3.10) наносят маркировочные знаки оси руления ВС (линии заруливания, разворота, выруливания), Т-образный знак остановки ВС, номера стоянок, контуры зон обслуживания ВС, пути движения и знаки остановки спецавтотранспорта. Маркировка МС и перронов выполняется с учетом размещения ВС и особенностей технологии их обслуживания.
3.1.16. Оси руления ВС маркируются сплошной линией шириной 0,15 м.
3.1.17. Форма и размеры Т-образного знака остановки ВС (носовой части) приведены на рис. 3.7. Расстояние между поперечной линией Т-образного знака и прямолинейной осью руления ВС должно быть не менее половины размаха крыла расчетного типа ВС плюс безопасное расстояние (от 4 до 7,5 м). Расстояние между Т-образными знаками должно быть не менее размаха крыла плюс безопасное расстояние (от 5 до 7,5 м).
3.1.18. Номер места стоянки наносится на расстоянии 2,0 м впереди Т-образного знака. Размеры и форма цифр приведены на рис. 3.9.
3.1.19. Контур зоны обслуживания ВС наносится сплошной линией шириной 0,15 м в виде восьмиугольника, размеры которого должны соответствовать габаритам эксплуатируемых ВС, а стороны должны наноситься не ближе 2,0 м от крайних габаритных точек ВС.
При маркировке зоны обслуживания групповых стоянок ВС 3-го и 4-го класса маркировочную линию восьмиугольника наносят на расстоянии 1,5 м от крайних габаритных точек ВС.
Габариты ВС и расстояние от ВС, маневрирующего на перроне, МС или площадке специального назначения до здания (сооружения, устройства) или стоящего ВС, приведены в табл. 3.4.
3.1.20. Пути движения спецавтотранспорта для аэродромов всех классов маркируются (см. рис. 3.8) двумя сплошными линиями шириной 0,1 м, обозначающими ширину проезжей части, равной за ВС - 7,0 м, вперед ВС - 3,5 м. Двусторонние пути, помимо этого маркируются раздельной пунктирной линией шагом 1,0 м.
3.1.21. Односторонние пути движения спецавтотранспорта перед стоящими ВС наносят на расстоянии 2,0 м от носовой части и консоли крыла ВС.
3.1.22. В местах разрешенного въезда спецавтотранспорта в промежуток между стоянками ВС, сплошная линия прерывается и заменяется пунктирной.
Таблица 3.4
------------T-------------------------------T-----------T-------T--------¬ ¦ Тип ¦ Габариты самолета, м ¦Расстояние ¦Минима-¦Эксплуа-¦ ¦ самолета +---------T-----------T---------+ от ¦ льный ¦тацион- ¦ ¦ ¦ Длина ¦ Ширина по ¦ Ширина ¦маневрирую-¦радиус ¦ ный ¦ ¦ ¦ ¦ размаху ¦колеи по ¦ щего ¦поворо-¦ радиус ¦ ¦ ¦ ¦ крыла ¦ внешним ¦самолета до¦ та ¦поворота¦ ¦ ¦ ¦ ¦авиашинам¦ здания ¦(R_min)¦(R_эксп.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(сооружения¦ , м ¦ ), м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦, устр-ва) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоящего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самолета, м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+---------+-----------+---------+-----------+-------+--------+ ¦ Ил-96 ¦ 55,345 ¦ 60,1 ¦ 11,98 ¦ 7,5 ¦ 23,37 ¦ 35,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ил-86 ¦ 60,21 ¦ 48,1 ¦ 9,89 ¦ 7,5 ¦ 24,5 ¦ 35,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ил-62 ¦ 53,12 ¦ 43,3 ¦ 8,05 ¦ 7,5 ¦ 30,0 ¦ 45,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ил-76 ¦ 46,6 ¦ 50,5 ¦ 9,26 ¦ 7,5 ¦ 12,7 ¦ 19,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ил-114 ¦ 26,88 ¦ 30,0 ¦ 8,715 ¦ 6,0 ¦ 11,0* ¦ 17,0* ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ту-204 ¦ 45,17 ¦ 42,0 ¦ 9,755 ¦ 7,5 ¦ 16,43 ¦ 24,45 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ту-154 ¦ 47,925 ¦ 37,55 ¦ 12,34 ¦ 7,5 ¦ 22,0 ¦ 33,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ту-134 ¦ 37,1 ¦ 29,0 ¦ 10,365 ¦ 7,5 ¦ 16,0 ¦ 24,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-12 ¦ 33,1 ¦ 38,0 ¦ 5,71 ¦ 7,5 ¦ 15,0 ¦ 23,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-24 ¦ 23,53 ¦ 29,2 ¦ 7,9 ¦ 6,0 ¦ 11,0 ¦ 17,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-26 ¦ 23,8 ¦ 29,2 ¦ 7,9 ¦ 6,0 ¦ 11,5 ¦ 17,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-28 ¦ 12,98 ¦ 22,06 ¦ 3,41 ¦ 4,0 ¦ 6,4 ¦ 9,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-30 ¦ 24,50 ¦ 29,2 ¦ 8,48 ¦ 6,0 ¦ 12,0 ¦ 8,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-72 ¦ 28,0 ¦ 31,9 ¦ 4,15 ¦ 7,5 ¦ 11,0 ¦ 16,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-124 ¦ 69,1 ¦ 73,3 ¦ 8,0 ¦ 7,5 ¦ 28,0 ¦ 37,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ан-2 ¦ 12,7 ¦ 18,17 ¦ 3,36 ¦ 4,0 ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Як-40 ¦ 20,36 ¦ 25,0 ¦ 4,54 ¦ 6,0 ¦ 10,0 ¦ 15,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Як-42 ¦ 36,38 ¦ 34,88 ¦ 9,0 ¦ 7,5 ¦ 18,0 ¦ 27,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Л-410 ¦ 13,6 ¦ 17,55 ¦ 3,65 ¦ 4,0 ¦ 4,8 ¦ 7,2 ¦ L-----------+---------+-----------+---------+-----------+-------+---------
Примечания: 1. Знак "звездочка" (*) означает, что данные подлежат уточнению после эксплуатационных испытаний.
2. Заход самолета на стоянку при помощи тягача, а также выход самолета со стоянки на тяге собственных двигателей или при помощи тягача осуществляется по кривой, соответствующей эксплуатационном радиусу поворота самолета (R_эксп.).
3. Заход самолета на стоянку на тяге своих двигателей производится по кривой, соответствующей минимальному радиусу поворота самолета (R_min).
4. Маркировка линии захода самолета на тупиковую стоянку должна производиться по кривой, соответствующей эксплуатационному радиусу поворота самолета (R_эксп.).
3.1.23. В промежутках между ВС маркируется знак "Т" белого цвета, обозначающий место остановки специальных машин перед подъездом к ВС для обслуживания. Знак "Т" располагают на расстоянии не ближе 10 м от крайних габаритных точек стоящих рядом ВС. Размеры и форма Т-образного знака места остановки спецмашины приведены на рис. 3.8.
3.1.24. Якорные крепления на МС должны иметь маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,5 м.
3.1.25. Заземляющие устройства на МС должны иметь маркировку в виде круга красного (оранжевого) цвета диаметром 0,3 м с обводкой кольцом белого цвета шириной 0,1 м.
3.1.26. Закрытые для полетов строящиеся и реконструируемые ВПП должны маркироваться запрещающими знаками, состоящими из двух взаимно перпендикулярных элементов размером не менее 6,0 х 0,9 м краской желтого или белого цвета по оси ИВПП с минимальным интервалом между знаками не более 300 м.
3.2. Оборудование эродромов маркировочными знаками
3.2.1. Оборудование грунтовых аэродромов маркировочными знаками производят в соответствии с табл. 3.5.
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9