Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94)
Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 2
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9
3.2.1. Оборудование грунтовых аэродромов маркировочными знаками производят в соответствии с табл. 3.5.
Таблица 3.5
--------------------------------T-----------------------T---------------¬ ¦ Наименование маркировочных ¦ Аэродромы класса ¦ Аэродромы ¦ ¦ знаков ¦ В, Г, Д ¦ класса Е ¦ +-------------------------------+-----------------------+---------------+ ¦Центры полос ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Пограничный ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Посадочный "Т" ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Зона приземления ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Угловой ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Входной ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Боковых границ ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Осевой ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Между ЛП и БПРМ ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Подхода ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Знак РД ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Знак МС ¦ + ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ветроуказатель ¦ - ¦ + ¦ L-------------------------------+-----------------------+----------------
3.2.2. Схемы оборудования маркировочными знаками ГВПП на аэродромах приведены на рис. 3.11, 3.12.
3.2.3. РД, МС и перрон грунтовых аэродромов оборудуют пограничными знаками и знаками, обозначающими номер РД и МС.
3.2.4. Знак центра ГВПП (рис. 3.13) имеет форму круга диаметром 1,4 м и окрашен в желтый цвет. Его устанавливают по обеим сторонам ГВПП на расстоянии 10,0 м от боковых границ с наклоном 45° к горизонту.
Для лучшей видимости в ночное время знак центра оборудуется электролампами в количестве 12 шт., расположенными по кругу диаметром 0,9 м на равном расстоянии друг от друга. Цвет арматуры ламп желтый.
3.2.5. Пограничные знаки (рис. 3.14) определяют границы ГВПП, РД, МС и перрона и представляют собой конус высотой 0,8 м, диаметр нижнего основания 1,0 м, верхнего - 0,2 м.
Поверхность пограничного знака окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов шириной 0,2 м. Нижняя полоса окрашивается в темный цвет.
3.2.6. Пограничные знаки устанавливают на ГВПП на расстоянии 100 м друг от друга и 1,0 м за боковыми границами; на РД и МС - на расстоянии 20 м друг от друга и 1,0 м за их боковыми границами.
3.2.7. Места выруливания ВС с ГВПП на РД и с РД на перрон обозначают сдвоенными пограничными знаками. Они устанавливаются с каждой стороны РД с интервалом 2,0 м один от другого.
3.2.8. На временных аэродромах класса Е в качестве пограничных знаков могут применяться флажки белого или красного цвета. Флажки устанавливают на расстоянии 50 м друг от друга. Размер флажка 0,5X0,4 м.
3.2.9. Посадочный Т-образный знак обозначает место приземления ВС и включает комплект из 6 полотнищ: трех - белого и трех - красного цветов. Размеры сигнального полотнища для аэродромов всех классов равны 5X1 м. Т-образный посадочный знак выкладывают из двух сигнальных полотнищ на ЛП в 3,0 м от края ГВПП с левой стороны посадки ВС и на расстоянии от ее начала: 200 м для аэродромов класса В; 150 м - класса Г; 100 м - класса Д; 50 м - класса Е.
3.2.10. Для предотвращения заноса сигнальных полотнищ снегом их установку производят на облегченном каркасе, высота которого должна быть на 0,1 - 0,2 м больше расчетной толщины снежного покрова. С целью обеспечения лучшей видимости сигнальных полотнищ каркас устанавливают с наклоном 6 - 8° к направлению посадки ВС.
3.2.11. Знаки зоны приземления (рис. 3.15) представляют собой трехгранные призмы длиной 3,0 м. В сечении знак имеет форму равностороннего треугольника со стороной 0,9 м. Знак изготавливают из деревянного каркаса и обивают мягким материалом.
3.2.12. Поверхность знака зоны приземления, видимую со стороны посадки, окрашивают на летний период в белый цвет, на зимний период в черный. Противоположную сторону знака окрашивают в красный (оранжевый) цвет.
3.2.13. Знаки зоны приземления устанавливают по обеим сторонам ГВПП в 5,0 м от ее боковых границ, в 50,0 м перед посадочным знаком "Т" и в 150 м за ним.
3.2.14. Угловой знак (рис. 3.16) предназначен для обозначения и закрепления границ ГВПП и выполняется из тощего бетона, щебня или гравия толщиной 0,1 - 0,12 м на песчаной подушке.
3.2.15. Угловой знак устанавливают по углам ГВПП, в центре углового знака устанавливают пограничный знак (конус). Поверхность углового знака окрашивается в белый цвет, а на аэродромах с песчаным и супесчаным грунтом - в оранжевый цвет.
3.2.16. Входной знак (рис. 3.17) имеет форму трехгранной призмы длиной 4,9 м и высотой 1,0 м. В сечении знак имеет форму равнобедренного треугольника с основанием 1,2 м. Входные знаки устанавливают на линии начала ГВПП на расстоянии 5,0 м от ее боковых границ. Лицевую сторону знака окрашивают чередующимися по цвету вертикальными полосами белого и черного цветов. Противоположная сторона входного знака, обозначающая конец ГВПП, окрашивается полосами с чередованием белого и красного (оранжевого) цветов. Крайние полосы должны иметь темный цвет.
3.2.17. Знаки боковых границ (рис. 3.18) выполняют в виде щитов, имеющих размер 1,2X1,2 м, и устанавливают в 1,0 м от внешней боковой границы ГВПП, на расстоянии 100 м друг от друга и от конца ГВПП на аэродромах класса В и Г и 80 м - на аэродромах класса Д.
Они устанавливаются на стойках так, чтобы высота знака от поверхности расчетного слоя снега до верха грани щита составляла 1,4 м. Поверхность щитов со стороны посадки окрашивают в красный (оранжевый) цвет с полосой по диагонали белого цвета. Противоположная сторона знака окрашивается в красный цвет.
3.2.18. Осевые знаки имеют форму равностороннего треугольника со стороной 3,0 м. Они выполняются из уплотненного щебня (гравия) толщиной 0,1-0,12 м, уложенного на песчаное основание.
Знаки устанавливают заподлицо с поверхностью грунта на расстоянии 200 и 400 м от конца ГВПП и окрашивают в белый цвет.
3.2.19. Осевой знак между ЛП и БПРМ (рис. 3.19) обозначает направление оси ГВПП и выполняется в виде равностороннего треугольника со стороной 3,0 м. Знаки устанавливают на расстоянии 600 и 800 м от конца ГВПП и окрашивают чередующимися полосами красного (оранжевого) и черного цветов. Крайние полосы знака окрашивают в красный (оранжевый) цвет.
3.2.20. В тех случаях, когда БПРМ расположена на расстоянии более 1000 м от торца ГВПП, устанавливают три знака на одинаковом расстоянии друг от друга. При отсутствии БПРМ на ее месте устанавливают дополнительный треугольный знак.
Первый знак от начала ГВПП устанавливают под углом к горизонтали 15°, второй - 30° и третий - 45°. Крыша здания БПРМ маркируется чередующимися полосами или шахматными клетками шириной 0,5 м, окрашенными в черный и красный (оранжевый) цвета.
3.2.21. Знаки подхода (рис. 3.20) имеют форму равностороннего треугольника со стороной 3,0 м и устанавливают по линии продолжения оси ГВПП на расстоянии от ее конца 1200, 1400, 1600, 1800 и 2000 м и на высоте 1,0 м от поверхности земли с наклоном по направлению посадки под углом 40°. Поверхность знака окрашивают на летний период в белый, а на зимний - в черный цвет с полосой посередине шириной 0,6 м, окрашенной в красный (оранжевый) цвет.
3.2.22. Рулежный маркировочный знак (рис. 3.21) указывает направление и номер рулежной дорожки и представляет собой щит размером 1,1х0,6 м, окрашенный с обеих сторон в желтый цвет и окаймленный полосой оранжево-красного цвета шириной 0,03 - 0,1 м. В центре щита с обеих сторон наносят буквы "РД" и цифру оранжево-красным цветом.
Рулежные знаки устанавливают перпендикулярно боковой границе РД напротив места сопряжения с ГВПП или другой РД.
Для улучшения видимости в ночное время рулежный знак оборудуют катафотами, располагаемыми на буквах и цифрах.
3.2.23. Маркировочный знак МС (рис. 3.22) обозначает номер стоянки ВС и представляет собой сдвоенный щит, укрепленный на стойке и устанавливаемый на расстоянии 2,0 м от боковых границ МС. Знак окрашивают в желтый цвет, цифры и окантовку - в черный цвет.
3.2.24. Ветроуказатель имеет форму усеченного конуса с размерами, приведенными на рис. 3.23. Окрашивают ветроуказатель чередующимися поперечными полосами белого с оранжево-красным или белого с черным цветом. Ширина чередующихся поперечных полос: темного цвета - 0,4 м, белого цвета - 0,6 м, при этом первая и последняя полосы имеют темный цвет.
На временных аэродромах в качестве ветроуказателей могут применяться флажки размером 1,0X0,75 м белого цвета для летнего и оранжево-красного цвета для зимнего и переходных периодов года.
3.2.25. Знак для обозначения опасных мест (рис. 3.24) на летном поле представляет собой трехгранную призму длиной 3,0 м, обшитую легким материалом. Знак окрашивают белыми и красными (оранжевыми) квадратами размером 0,3х0,3 м, расположенными в шахматном порядке.
В поперечном сечении призма имеет форму равностороннего треугольника со стороной 0,6 м.
3.2.26. В зимнее время с началом снегоуборочных работ границы аэродромных покрытий и грунтовых ВПП или места расположения светотехнического оборудования обозначают знаками-ориентирами (рис. 3.25). Знаки-ориентиры окрашивают в оранжевый цвет. По окончании снегоуборочных работ (перед открытием полетов) знаки-ориентиры снимают.
3.2.27. Закрытые для полетов ГВПП маркируются запрещающими знаками, выполняемыми в виде двух взаимно перпендикулярных полотнищ размером не менее 6,0х0,9 м желтого или белого цвета по оси ГВПП с минимальным интервалом между знаками не более 300 м.
3.3. Дневная маркировка и светоограждение препятствий
3.3.1. Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.
3.3.2. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории, и на местности в пределах воздушных трасс.
3.3.3. Высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.
Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.
3.3.4. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным - все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).
3.3.5. Дневной маркировке подлежат:
все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов;
расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях:
до 1 км от ЛП все препятствия;
от 1 км до 4 км высотой более 10 м;
от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более;
объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения;
объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.
3.3.6. Маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют.
3.3.7. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружений определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.
3.3.8. Радиотехнические объекты, расположенные на приаэродромной территории, подлежат специальной маркировке и светоограждению по требованию ДВТ и МО РФ.
3.3.9. Препятствия, особо опасные для полетов ВС, независимо от места их расположения, должны иметь средства радиомаркировки, состав и тактико-технические данные которых в каждом отдельном случае должны согласовываться с ДВТ и МО РФ.
3.3.10. Дневной маркировке не подлежат объекты, которые затенены более высокими маркированными объектами.
Примечание. Затененным препятствием является любой объект или сооружение, высота которого не превышает высоты, ограниченной двумя плоскостями:
горизонтальной, проведенной через вершину маркированного объекта в направлении от ВПП;
наклонной, проведенной через вершину маркированного объекта и имеющей нисходящий уклон 10% в направлении к ВПП.
3.3.11. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
3.3.12. Объекты, которые по своему функциональному назначению должны находиться вблизи ЛП и на территории ПВП, предназначенные для обслуживания полетов (объекты УВД, БПРМ, ДПРМ, ГРМ, КРМ и др., исключая КДП):
а) проекция которых на любую вертикальную плоскость имеет ширину и высоту менее 1,5 м, должны окрашиваться в один хорошо заметный цвет (оранжевый или красный) в соответствии с рис. 3.26, а;
б) имеющие сплошные поверхности, проекция которых на любую вертикальную плоскость составляет или превышает 4,5 м в обоих измерениях, должны маркироваться квадратами со стороной 1,5-3,0 м в виде шахматной доски, причем углы должны окрашиваться в более темный цвет (рис. 3.26, б);
в) имеющие сплошные поверхности, одна сторона которых в горизонтальном или вертикальном измерении превышает 1,5 м, а другая сторона в горизонтальном или вертикальном измерении составляет менее 4,5 м, должны окрашиваться чередующимися по цвету полосами шириной 1,5-3,0 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению и крайние окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, в).
3.3.13 На приаэродромной территории аэропортов и воздушных трассах РФ и МВЛ сооружения высотой до 100 м маркируют от верхней точки на 1/3 высоты горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 0,5-6,0 м (рис. 3.26, г).
Число чередующихся по цвету полос должно быть не менее трех, причем крайние полосы окрашивают в темный цвет.
На приаэродромной территории международных аэропортов и воздушных трассах международного значения эти объекты маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами той же ширины сверху до основания (рис. 3.26, д).
3.3.14. Сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, е, ж).
Таблица 3.6
------------------------------T-----------------------------------------¬ ¦ Размеры объектов, м ¦ Ширина полосы, м ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T-------------+ ¦ ¦ более ¦ не превышая ¦ ¦ +---------------+-------------+-----------------------------------------+ ¦ 100 ¦ 210 ¦ 1/7 высоты объекта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 210 ¦ 270 ¦ 1/9 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 270 ¦ 330 ¦ 1/11 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 330 ¦ 390 ¦ 1/13 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 390 ¦ 450 ¦ 1/15 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 450 ¦ 510 ¦ 1/17 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 510 ¦ 570 ¦ 1/19 -"- -"- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 570 ¦ 630 ¦ 1/21 -"- -"- ¦ L---------------+-------------+------------------------------------------
Примечание. Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до +-20%.
3.3.15. Световое ограждение должно быть предусмотрено на всех препятствиях, указанных в пп. 3.3.2-3.3.14, с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости.
3.3.16. Для светового ограждения должны быть использованы заградительные огни. На особо опасных препятствиях устанавливаются высокоинтенсивные огни.
3.3.17. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми.
На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5-3,0 м. Схемы маркировки и светоограждения приведены на рис. 3.26, з, и. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней.
3.3.18. Сооружения, превышающие угловые плоскости ограничения высоты препятствий, дополнительно светоограждаются сдвоенными огнями на уровне пересечения их плоскостями.
3.3.19. В верхних точках препятствия устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня. Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба заградительных огня.
3.3.20. Если в каком-либо направлении заградительный огонь закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный заградительный огонь. В этом случае заградительный огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствия, не устанавливается.
3.3.21. Протяженные препятствия или их группа, расположенные близко один от другого, светоограждаются в самых верхних точках с интервалами не более 45 м по общему контуру. Верхние точки наиболее высоких препятствий внутри огражденного контура и угловые точки протяженного препятствия должны обозначаться двумя заградительными огнями в соответствии с правилами, предусмотренными в п. 3.3.19 (см. рис. 3.26, и).
3.3.22. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (антенн, линий электропередач и др.), подвешенных между мачтами, заградительные огни устанавливаются на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.
3.3.23. Высокие здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.
В отдельных случаях, когда расположение ярусов заградительных огней нарушает архитектурное оформление общественных зданий, расположение огней по фасаду может быть изменено по согласованию с соответствующими отделами Департамента воздушного транспорта.
3.3.24. Светораспределение и установка заградительных огней должны обеспечивать наблюдение их со всех направлений в пределах от зенита до 5° ниже горизонта. Максимальная сила света заградительных огней должна быть направлена под углом 4-15° над горизонтом.
3.3.25. Заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10 кд.
3.3.26. Для светоограждения отдельно стоящих препятствий, расположенных вне зон аэродромов и не имеющих вокруг себя посторонних огней, могут быть применены огни белого цвета, работающие в проблесковом режиме. Сила заградительного огня в проблеске должна быть не менее 10 кд, а частота проблесков - не менее 60 в мин.
В случае установки на объекте нескольких проблесковых огней должна быть обеспечена одновременность проблесков.
3.3.27. Световое ограждение должно включаться для работы на период темного времени суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь и т.п.).
3.3.28. Включение и выключение светового ограждения препятствий в районе аэродрома должны производиться владельцами объектов и диспетчерским пунктом УВД по заданному режиму работы.
На случай отказа автоматических устройств для включения заградительных огней необходимо предусмотреть возможность включения заградительных огней вручную.
3.3.29. Средства светового ограждения аэродромных препятствий по условиям электропитания должны относиться к потребителям электроэнергии первой категории.
Допускается электропитание заградительных огней по одной кабельной линии с шин питания электроприемников первой категории надежности.
3.3.30. Заградительные огни и светомаяки должны питаться по отдельным фидерам, подключенным к шинам распределительных устройств. Фидеры должны быть обеспечены аварийным (резервным) электроснабжением.
Рекомендуется предусматривать включение аварийного электропитания на случай выхода из строя основного источника и понижения напряжения или кратковременного его исчезновения.
3.3.31. Средства светового ограждения должны иметь надежное крепление, подходы для безопасного обслуживания и приспособления, обеспечивающие точную их установку в первоначальное положение после обслуживания.
3.3.32. Участки аэродрома, не пригодные для эксплуатации в ночное время, должны быть обозначены заградительными огнями у начала и конца участков. При этом на непригодных участках РД рулежные огни выключаются. Заградительный огонь должен быть постоянного излучения, красного цвета и иметь силу света не менее 10 кд.
3.3.33. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся на курсах взлета и посадки ВС (ДПРМ, БПРМ, КРМ и т.п.), должны быть размещены на линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3,0 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции и силой света не менее 30 кд.
3.4. Дневная маркировка и оборудование маркировочными знаками вертодромов и посадочных площадок
3.4.1. Маркировка искусственных покрытий ИВПП вертодромов включает знаки: места приземления при посадке по-вертолетному, угловые пограничные, цифрового значения посадочного путевого угла (ПМПУ), обозначения зоны конечного этапа захода на посадку (рис. 3.27).
Посадочные площадки маркируют в соответствии с рис. 3.28.
3.4.2. Знак ограничения места приземления при посадке по-вертолетному представляет собой пунктирное кольцо и располагается в центре ВПП.
3.4.3. Угловые пограничные знаки обозначают границу ИВПП и наносятся в форме прямоугольников. Для ВПП (посадочной площадки), имеющей форму квадрата, длину сторон пограничных угловых знаков принимают одинаковой.
При округлой форме ВПП (посадочной площадки) наносят только строчные пограничные знаки с разрывами, равными их длине.
3.4.4. Размеры маркировочных знаков зависят от расчетного типа вертолета и принимаются по более высокому классу вертолета, эксплуатируемого в данном вертодроме (посадочной площадке) и приведены в табл. 3.7
3.4.5. Цифровые знаки ПМПУ располагаются на концевых участках ИВПП по ее оси на расстоянии 6,0 м от торца. Размеры и форма цифр приведены на рис. 3.4 настоящего Руководства.
Таблица 3.7
----T---------------------------T---------------------------------------¬ ¦ N ¦Наименование маркировочных ¦ Размеры маркировочных знаков в ¦ ¦п/п¦ знаков и их параметры ¦ зависимости от класса вертолета, м ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ Класс ¦ ¦ ¦ +------------T--------------T-----------+ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +---+---------------------------+------------+--------------+-----------+ ¦ 1 ¦Знак ограничения места¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приземления при посадке¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по-вертолетному: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦наружный диаметр ¦ 18,0 ¦ 10,0 ¦ 7,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦длина пунктира ¦ 1,5 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦разрыв между пунктирами ¦ 1,5 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ширина пунктира ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Угловой пограничный знак: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦длина сторон ¦ 6x3 ¦ 4x2 ¦ 3x1,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ширина ¦ 0,4 ¦ 0,3 ¦ 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦расстояние от края ИВПП ¦ 2,5 ¦ 1,5 ¦ 1,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦Знак цифрового значения¦ ¦ ¦ см. ¦ ¦ ¦посадочного путевого угла¦ ¦ ¦ рис. 3.4 ¦ ¦ ¦(ПМПУ) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦Знак обозначения зоны¦ ¦ ¦ рис. 3.29 ¦ ¦ ¦конечного этапа захода на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦посадку и взлета ¦ ¦ ¦ ¦ L---+---------------------------+------------+--------------+------------
3.4.6. Маркировка зоны конечного захода на посадку и взлета обозначается буквой "Н" белого цвета и располагается по оси ИВПП в начале этой зоны на расстоянии 21 м от торца ИВПП. Размеры маркировочного знака зоны конечного захода на посадку и взлета приведены на рис. 3.29.
3.4.7. Пути руления вертолетов на РД и МС маркируют пунктирной линией шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.
На покрытиях МС наносят номера стоянок, Т-образный знак, обозначающий место установки вертолета, контуры зон обслуживания, пути движения и знаки остановки спецмашин.
Маркировочные знаки имеют оранжевый (желтый) цвет, за исключением зон обслуживания, которые имеют красный цвет, и должны быть контрастирующими на фоне покрытий.
Маркировку путей движения спецмашин выполняют линиями белого цвета и наносят так же, как при маркировке перрона и МС для самолетов согласно пп. 3.2.22-3.2.24.
3 4.8. Место установки носовой части вертолета обозначают буквой "Т", форма и размеры Т-образного знака приведены на рис. 3.30.
Номер места стоянки наносят на расстоянии 2,0 м впереди Т-образного знака.
3.4.9. Маркировку МС производят с учетом размещения вертолетов. Размеры МС определяются габаритными размерами эксплуатирующихся вертолетов (по диаметру несущего винта при вращении). Габаритные размеры вертолетов, расстояние между концами лопастей несущих винтов стоящих вертолетов в зависимости от способа их установки и расстояние между концами лопастей несущих винтов стоящего и рулящего на собственной тяге вертолетов приведены в табл. 3.8.
3.4.10. Контур зоны обслуживания вертолетов наносят сплошной линией шириной 0,15 м в виде восьмиугольника. Размеры этой фигуры наносятся в соответствии с габаритами и диаметром вращающегося винта эксплуатирующегося вертолета. Все стороны фигуры должны быть удалены на 2,0 м от крайних точек вращающегося винта (см. рис. 3.30).
Таблица 3.8
-----------T------------------------T-----------------------------------¬ ¦ Тип ¦ Габариты вертолета, м ¦ Расстояние (а) между лопастями ¦ ¦вертолета ¦ ¦ вертолета или препятствием либо ¦ ¦ ¦ ¦ движущимся вертолетом, м, при ¦ ¦ +----------T-------------+------------T-----------T----------+ ¦ ¦ Длина ¦ Ширина по ¦ буксировке ¦рулении на ¦установке ¦ ¦ ¦ ¦ диаметру ¦ тягачом ¦ тяге ¦ с ¦ ¦ ¦ ¦вращающегося ¦ ¦ несущего ¦разворотом¦ ¦ ¦ ¦ винта ¦ ¦ винта ¦в воздухе ¦ +----------+----------+-------------+------------+-----------+----------+ ¦ Ка-26 ¦ 13,0 ¦ 13,0 ¦ 3 ¦ 6 ¦ 26 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ка-32 ¦ 15,9 ¦ 15,9 ¦ 3 ¦ 7 ¦ 32 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ми-2 ¦ 17,4 ¦ 14,5 ¦ 3 ¦ 7 ¦ 29 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ми-6 ¦ 42,0 ¦ 35,0 ¦ 8 ¦ 18 ¦ 70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ми-8 ¦ 25,2 ¦ 21,3 ¦ 5 ¦ 11 ¦ 42,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ми-10К ¦ 41,9 ¦ 35,0 ¦ 8 ¦ 18 ¦ 70 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ми-26 ¦ 40,0 ¦ 32,0 ¦ 8 ¦ 16 ¦ 64 ¦ L----------+----------+-------------+------------+-----------+-----------
3.4.11. Швартовочные площадки (ШП) маркируют Т-образным знаком и буквой Ш вместо цифры, обозначающей номер МС. Буква Ш должна иметь размеры 1X1 м и ширину линий 0,1 м.
3.4.12. Вертодромы и посадочные площадки оборудуются ветроуказателем (см. п. 3.2.24), который располагается вблизи зоны конечного захода на посадку и взлета.
3.4.13. На вертодромах (посадочных площадках) в зимний период, а также расположенных на пыльных и песчаных грунтах рабочая площадь обозначается дополнительными знаками в виде конусов и щитов-ориентиров. Конуса, размеры и конструкция которых приведены в п. 3.2.5, устанавливают по углам рабочей площади. Допускается обозначение углов рабочей площади ветками елок.
3.4.14. Щиты-ориентиры высотой 1,2 м в количестве четырех штук располагаются по диагонали от угла площадки на расстоянии 10-15 м от угла. Далее три щита-ориентира устанавливают на расстоянии 3,0 м друг от друга, а четвертый щит от третьего на расстоянии 5,0 м (рис. 3.31).
3.4.15. Щиты имеют размеры 0,5х0,3 м и окрашивают в черный (красный) цвет в зимний период и в белый цвет в летний период (в зимний период щиты могут быть заменены ветками елок).
Щиты крепят с помощью металлических штырей диаметром 18-20 мм, длиной 0,6-0,8 м, к которым приваривают два цилиндрических кольца с внутренним диаметром 60-70 мм, и в них с помощью клиньев закрепляют щит или еловую ветку.
3.5. Технология маркировки аэродромов, вертодромов и посадочных площадок
3.5.1. Маркировочные знаки на покрытия ИВПП, РД, МС и перрона наносятся с помощью маркировочных машин или вручную по шаблонам.
3.5.2. До начала маркировочных работ должен быть закончен текущий ремонт искусственных покрытий, а поверхность покрытия очищена от пыли, грязи и посторонних предметов.
3.5.3. Поверхность покрытия очищается с помощью щеточных машин с последующей промывкой загрязненных мест водой.
3.5.4. Масляные пятна удаляют с помощью бензина или керосина, после чего очищаемые места промывают горячей водой.
3.5.5. Перед нанесением лакокрасочного материала поверхность покрытия должна быть высушена.
3.5.6. Перед нанесением осуществляют подготовку лакокрасочных материалов: перемешивание, доведение вязкости до требуемой консистенции, фильтрацию, заправку емкостей.
3.5.7. Для маркировки аэродромных покрытий используют эмали, характеристики которых приведены в прил. 14.
3.5.8. Лакокрасочные материалы наносят на покрытия при температуре поверхности не ниже 10°С.
3.5.9. Нанесение лакокрасочных материалов на покрытие вручную производят в два слоя. Второй слой наносят после полного высыхания первого.
3.5.10. Расход лакокрасочных материалов при механизированном способе составляет 0,4 кг/м2, при ручном - 0,5 кг/м2.
Глава 4
Осмотр и оценка параметров состояния элементов летного поля
4.1. Осмотр летного поля аэродрома
4.1 1. Осмотр и контроль сооружений летного поля должен проводиться ежедневно. Дополнительно следует осуществлять осмотры при подготовке летных полей аэродромов к весенне-летней и осенне-зимней эксплуатации.
4.1.2. При ежедневных осмотрах следует производить проверку состояния поверхности (ровность, дефекты, посторонние предметы) искусственных покрытий, прилегающих к ним грунтовых (заснеженных) участков летного поля, укрепленных грунтовых (снежных) сопряжений, примыкающих к границам искусственных покрытий.
4.1.3. В результате осмотров должны оформляться акты дефектов летного поля в соответствии с прил. 15 настоящего Руководства. Рекомендуется составлять планы дефектов искусственных покрытий, следует проводить оценку технического состояния искусственных покрытий.
4.1 4. Осмотр водоотводных и дренажных систем производится при подготовке к зиме, после окончания снеготаяния и после выпадения обильных осадков.
4.1.5. Дневные маркировочные знаки на искусственных покрытиях и переносные на грунтовых аэродромах (вертодромах) осматриваются ежедневно.
4.1.6. Осмотр искусственных покрытий следует проводить в зависимости от метеорологических факторов, интенсивности и напряженности работы аэропорта, причем число проверок рекомендуется ежедневно не менее:
четырех раз для покрытий ИВПП: на рассвете, утром, днем и вечером;
одного раза для РД, перронов и МС, которые используются регулярно в процессе эксплуатации.
4.1.7. Грунтовые участки летного поля рекомендуется проверять с той же частотой, участки с дерновым покрытием проверяются через промежутки времени, позволяющие отличать ухудшение их состояния.
4.1.8. При осмотрах и проверке участков летного поля с искусственными покрытиями и грунтовых обращается внимание:
на чистоту поверхности, наличие посторонних предметов;
повреждения поверхности (дефекты): выбоины, шелушения, сколы кромок швов и трещин, просадки плит, разрушения герметика швов и неровности;
видимость маркировочных знаков ВПП;
состояние и крепление крышек водоприемных устройств;
заполненность герметиками деформационных швов и трещин;
колейность и выбоины на грунтовом (заснеженном) летном поле.
4.1.9. Выявленные дефекты должны устраняться немедленно.
4.1.10. Затопленные участки покрытий следует маркировать для последующего восстановления их эксплуатационных качеств.
4.1.11. При осмотрах участков летного поля с дерновым покрытием следует обращать внимание:
на состояние травяного покрова;
просадки грунтов, неровности, застаивание воды на отдельных участках, наличие эрозии грунтов;
состояние переносных маркировочных знаков.
4.1.12. При осмотрах и проверке зон КРМ и ГРМ РМС следует обращать внимание на соответствие их состояния параметрам, установленным требованиями разд. 2.6.
4.1.13. При реконструкции и ремонте элементов летных полей в условиях действующего аэропорта режим осмотра и контроля летного поля должен соответствовать требованиям, изложенным в разд. 5.5 настоящего Руководства.
4.2. Измерение параметров, контроль и оценка состояния элементов летного поля аэродромов (вертодромов)
4.2.1. Параметры состояния летного поля, подлежащие обязательному измерению и учету:
а) аэродромы с искусственными покрытиями:
на ИВПП и КПТ:
коэффициент сцепления;
наличие, вид и толщина атмосферных осадков;
состояние и качество очистки поверхности;
состояние и видимость дневных и переносных маркировочных знаков;
на спланированной части ЛП:
размеры очищенной от снега ЛП;
величина уклона сопряжения очищенной части ЛП с целинным снегом;
плотность грунта и ровность поверхности;
на РД, МС и перроне:
наличие, вид и толщина атмосферных осадков;
состояние и видимость маркировочных знаков;
б) грунтовые аэродромы (вертодромы):
состояние поверхности и качество дернового покрова;
глубина промерзания;
прочность (плотность) грунта (уплотненного снега);
ровность поверхности грунтового (заснеженного) аэродрома (вертодрома);
состояние и видимость переносных маркировочных знаков;
величина уклона сопряжения рабочей части ГВПП со спланированной частью ЛП.
4.2.2. Коэффициент сцепления на покрытии ИВПП должен измеряться с помощью метрологически аттестованных измерительных устройств. Методика измерений и используемые измерительные средства приведены в прил. 6.
4.2.3. На грунтовых аэродромах допускается характеристику условий торможения давать по соответствующей описательной характеристике состояния покрытия, приведенной в табл. 2, 3 прил. 6 настоящего Руководства.
4.2.4. Значения коэффициентов сцепления или характеристик условий торможения ВС (при отсутствии измерительных средств) для каждой третьей части по длине ИВПП должны записываться в Журнал учета состояния летного поля не позднее чем через 15 мин после проведения измерений.
4.2.5. При наличии измерительных устройств, обеспечивающих документальную регистрацию результатов измерений коэффициента сцепления, документ с их записью должен храниться в аэродромной службе не менее 24 ч с момента проведения измерений.
4.2.6. На ИВПП, покрытых снегом, слякотью или в период возможного образования гололеда, рекомендуется проводить более частые измерения коэффициента сцепления с целью своевременного обновления информации об изменении тормозных свойств поверхности покрытий.
4.2.7. Толщина слоя атмосферных твердых осадков и слякоти определяется с помощью металлической миллиметровой линейки, а слоя воды - с помощью оптической линейки ОЛ-1 (см. прил. 6). Замеры толщины слоя указанных осадков производятся в тех же местах ИВПП, что и коэффициент сцепления путем троекратных измерений в оцениваемых точках и вычисления среднеарифметических значений измеренных толщин на каждой трети ИВПП.
4.2.8. При осмотре летного поля определяется вид и физические характеристики твердых, жидких и смешанных атмосферных осадков (воды, сухого и мокрого снега, слякоти, льда, инея и т.д.), которые для каждой третьей части ИВПП отражаются в Журнале учета состояния летного поля (см. прил. 3) в числовом кодовом обозначении и, кроме того, заносятся в SNOTAM (см. прил. 11). Вид осадков, их описательная характеристика и кодовое обозначение должны соответствовать данным прил. 6.
Кроме того, в Журнале учета состояния летного поля по визуальным наблюдениям фиксируются данные о длине и ширине поверхности покрытий, очищенной от осадков, площади ИВПП, покрытой осадками.
4.2.9. Прочность грунта на грунтовых аэродромах должна определяться в каждом случае изменения состояния грунта. Методика измерений прочности грунта ударником У-1 или путем пробного руления ВС приведена в прил. 12.
4.2.10 На заснеженных летных полях грунтовых аэродромов, в том числе на ИВПП под слоем уплотненного снега, прочность и плотность уплотненного снежного покрова следует определять после каждого выполнения работ по уплотнению снега и повышения температуры воздуха в соответствии с прил. 13.
4.2.11. Эксплуатация ВС на грунтовых летных полях в зимнее время допускается при установившихся отрицательных температурах воздуха и промерзании верхних слоев грунта на определенную глубину.
При глубине промерзания грунта меньше, чем установлено для данного класса ВС, должна определяться его прочность под слоем мерзлого грунта.
4.2.12. Качество подготовки грунтовых элементов летного поля должно контролироваться путем определения плотности грунта, характеризуемой коэффициентом уплотнения по ГОСТ 22733-77: на стартовых и средних участках ГВПП, МС, местах опробования двигателей и РД, а также на участках ЛП.
4.2.13. Контроль ровности поверхности грунтового летного поля состоит в выявлении микро- и мезонеровностей (изменение профиля поверхности в виде волнистости, взбугриваний и впадин на участках длиной до 40 м), превышающих предельно допустимые значения, указанные в подпункте 2.1.1.12. Микронеровности могут быть проверены визуально или путем проезда на автомобиле. Величины микронеровностей проверяются рейкой, просвет под которой не должен превышать величин, установленных в подпункте 2.1.1.12. При микронеровностях более допустимых значений грунтовая поверхность должна ремонтироваться. После ремонта микронеровности не должны превышать 3 см.
4.2.14 Мезонеровности определяются нивелирной съемкой профиля поверхности по характерным направлениям дефектного участка путем последующего определения разности смежных сопрягающихся уклонов Дельта_i (5, 10, 20) прямых отрезков с шагом съемки 5, 10, 20 м.
Уклоны прямых отрезков с шагом съемки, равным 5, 10 и 20 м, вычисляются по формуле
h - h n n-1 i = ----------, a a где h - отметка начальной точки профиля мезорельефа; n-1 h - отметка точки профиля мезорельефа, отстоящая от начальной n на шаг съемки; а - шаг съемки.
Разность смежных сопрягающих уклонов прямых отрезков определяется по формуле
Дельта (5, 10, 20) = i (5, 10, 20) - i (5, 10, 20), i n-1 n где i (5, 10, 20) и i (5, 10, 20) - уклоны предыдущего и n-1 n последующего отрезков с их знаками; i - имеет знак "+", если по ходу съемки профиля наблюдается a подъем, и знак " - ", если понижение.
4.2.15. Нормативные требования к ровности, плотности, превышению граней смежных плит и тормозным свойствам поверхности должны соответствовать положениям СНиП 3.06-87 Аэродромы и требованиям разд. 5.5 настоящего Руководства.
4.2.16. Состояние элементов дренажной системы аэродромов проверяют после окончания весеннего снеготаяния, обильных осадков.
4.2.17. Контроль состояния открытых сооружений - канав, лотков, колодцев, оголовков коллекторов проводят визуальным методом.
4.2.18. Состояние подземных трубопроводов (коллекторов, перепусков) проверяют с помощью источников света, луч от которого направляют через обследуемый трубопровод из колодца, смежного с тем, в котором находится наблюдатель. При исправном трубопроводе наблюдатель должен видеть источник света в виде круга.
4.2.19. Проверку технического состояния газоотбойных устройств выполняет АТБ.
4.2.20. Проверка прочности якорных креплений производится специалистами АТБ. Проверку их технического состояния выполняют не реже одного раза в два года.
4.2.21. При оценке технического состояния элементов летных полей аэродромов (вертодромов) следует обращать особое внимание на их прочность (несущую способность), ровность и другие физические характеристики, связанные, в первую очередь, с работоспособностью искусственных покрытий и состоянием грунтовой части летного поля и других сооружений. Оценку рекомендуется производить инструментальными методами.
4.2.22. Для оценки эксплуатационно-технического состояния покрытий необходимо провести их обследование и дефектацию. Материалы обследования, дефектации и оценки технического состояния покрытий аэродромов являются исходной базой для планирования ремонтных работ, а также используются при расчетах прочности и долговечности аэродромных покрытий, включая расчет потребного слоя усиления.
4.2.23. Обследование и дефектация покрытий включает два вида работ: визуальные периодические обследования и их инструментальные испытания. Дефектацию покрытий рекомендуется проводить один раз в год, а после стихийных бедствий (паводков, наводнений и т.п.) - немедленно. При оценке прочностных характеристик покрытий аэродромов методом ACN - PCN (см. прил. 18), периодичность обследования и дефектации принимается согласно табл. 4.1.
Таблица 4.1
Периодичность дефектации покрытия
-------------------------------T----------------------------------------¬ ¦Коэффициент перегрузки ACN/PCN¦ Количество дефектации в год ¦ +------------------------------+----------------------------------------+ ¦ 1 и более ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,8-1,0 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ менее 0,8 ¦ 1 ¦ L------------------------------+-----------------------------------------
4.2.24. По материалам обследования следует составить акт (см. прил. 15), в котором должны указываться: дата обследования, время строительства, схемы искусственных покрытий аэродрома и конструктивных разрезов покрытий элементов аэродрома;
дефектовочный план.
4.2.25. Для оценки технического состояния покрытий следует пользоваться классификатором дефектов (табл. 4.2).
Обнаруженные дефекты относятся к одному из приведенных в табл. 4.2. По показателю повреждений и степени дефектности определяют объем дефектов и оценивают степень повреждений.
4.2.26. Состояние ровности поверхности аэродромных покрытий рекомендуется характеризовать индексом R. Ровность поверхности искусственных покрытий следует оценивать при окончании их строительства для приемки в эксплуатацию, после реконструкции и ремонта.
Оценку ровности рекомендуется выполнять методом коротко-шагового нивелирования или путем использования специального прицепного устройства для измерения ровности.
4.2.27. Искусственные покрытия аэродромов не должны допускаться к эксплуатации, если индекс ровности R равен или ниже 2,0; он вычисляется по формуле
4,62С R = 6,48 - ---------, (4.1) k-2 0,21 где С и k - коэффициенты, характеризующие соответственно уровень и форму спектральной плотности неровностей.
Таблица 4.2
Классификатор дефектов искусственных покрытий
--------------T--------------T------------------------------------------¬ ¦ Описание ¦ Показатель ¦ Степень дефектности ¦ ¦ дефектов ¦ повреждений +-------T--------T--------T--------T-------+ ¦(повреждений)¦ ¦ 0 ¦1 слабая¦ 2 ¦ 3 ¦4 очень¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сильная¦ +-------------+--------------+-------+--------+--------+--------+-------+ ¦Продольные и¦Среднее ¦Отсутс-¦Более 30¦ 15-30 ¦ 5-15 ¦менее 5¦ ¦поперечные ¦расстояние ¦ твует ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трещины в¦между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦асфальтобето-¦трещинами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Частая сетка¦Процент ¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-20 ¦ 20-50 ¦ Более ¦ ¦трещин ¦повреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦ ¦("крокодило- ¦площади ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вая кожа") на¦покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦асфальтобето-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦не ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Эрозия ¦Процент ¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-20 ¦ 20-50 ¦ Более ¦ ¦асфальтобето-¦повреждений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦ ¦на ¦площади ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Колея ¦Глубина ¦ " ¦Менее 10¦ 10-25 ¦ 25-40 ¦ Более ¦ ¦асфальтобето-¦колеи, мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 40 ¦ ¦нного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Трещины в¦Процент плит,¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-10 ¦ 10-20 ¦ Более ¦ ¦плитах ¦имеющих .¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ ¦бетонного ¦трещины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(армобетонно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го) покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Сколы кромок¦Процент плит¦ " ¦Менее 2 ¦ 2-5 ¦ 5-10 ¦ Более ¦ ¦бетонных ¦со сколами¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10 ¦ ¦(армобетонных¦кромок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦) покрытий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Шелушение ¦Процент плит с¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-10 ¦ 10-20 ¦ Более ¦ ¦бетона на¦шелушением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 20 ¦ ¦поверхности ¦поверхности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Неровности ¦Высота ¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-15 ¦ 15-25 ¦ Более ¦ ¦покрытия в¦уступов, мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦пиле уступов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Неровности в¦Высота ¦ " ¦Менее 5 ¦ 5-15 ¦ 15-25 ¦ Более ¦ ¦виде волн ¦неровности на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 25 ¦ ¦ ¦длине 3 м, мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------+--------------+-------+--------+--------+--------+--------
Состояние ровности поверхности рекомендуется оценивать в соответствии с табл. 4.3.
Таблица 4.3
----------------------T-------------------------------------------------¬ ¦ Индекс ровности R ¦ Характеристика ровности ¦ +---------------------+-------------------------------------------------+ ¦ 5,0 и выше ¦Отличная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4,9 - 4,6 ¦Хорошая, ближе к отличной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4,5 - 4,0 ¦Хорошая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,9 - 3,6 ¦Хорошая, ближе к удовлетворительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,5 - 3,0 ¦Удовлетворительная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2,9 - 2,6 ¦Удовлетворительная, ближе к критической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2,5 - 2,0 ¦Критическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ниже 2,0 ¦Неудовлетворительная ¦ L---------------------+--------------------------------------------------
4.2.28. Оценка состояния ровности аэродромных искусственных покрытий может производиться в соответствии с "Методикой оценки ровности искусственных покрытий геодезическим методом".
В соответствии с указанной Методикой при измерениях ровности поверхности искусственных покрытий выполняются работы, которые включают в себя следующие этапы: рекогносцировка и разметка покрытия; закладка временных реперов; нивелирование поверхности покрытий.
Рекогносцировка выполняется для определения наиболее деформированных участков покрытий, включает в себя также осмотр ЛП, которая используется для закладки временных реперов. Особое значение имеет разметка через 5 м краской точек продольных профилей, по которым измеряется ровность: по оси ИВПП и по следам главных опор ВС.
Для закрепления высотных отметок в процессе геометрического нивелирования при перерывах в работе вдоль исследуемого искусственного аэродромного покрытия закладываются временные реперы с интервалом, как правило, 100 м, а в начале и в конце исследуемого профиля - грунтовые реперы. Нивелирование выполняют либо вдоль искусственного покрытия, либо поперек в зависимости от интенсивности движения ВС и наличия "окон" определенной длительности для работы.
4.2.29. По результатам работ геометрического нивелирования составляется каталог высотных отметок точек занивелированных профилей искусственных аэродромных покрытий, которые используются для обработки и последующей оценки состояния их ровности.
Обработка результатов геометрического нивелирования покрытий и оценка их ровности проводится ГПИ и НИИ ГА Аэропроект или другими специализированными проектными организациями.
Глава 5
Организация и технологии содержания летных полей аэродромов (вертодромов) в различные периоды года
5.1. Содержание летного поля в летний период
5.1.1. При выполнении работ по содержанию летного поля в летний период необходимо обеспечить эксплуатационные качества аэродромных покрытий: ровность; фрикционные свойства; чистоту поверхности; сохранность проектных геометрических форм и размеров.
5.1.2. Рекомендуется составлять планы эксплуатационного содержания элементов летного поля с расстановкой сил и средств, в первую очередь, по наиболее трудоемким и ответственным работам, требующим наибольшей механизации.
5.1.3. Средства механизации должны использоваться в соответствии с принципами технологий, в основе которых лежит патрулирование уборочных машин с рациональным подбором типов машин и их отряда и оптимальными маршрутами их движения.
5.1.4. К работам эксплуатационного содержания летных полей аэродромов в летний период относят:
очистку искусственных покрытий от пыли, грязи, мусора и других посторонних предметов;
удаление разрушенного и отслоившегося герметика и заделку (заливку) швов и трещин новым герметиком;
текущий и капитальный ремонт элементов аэродромных покрытий;
обновление дневной маркировки покрытий и переносных маркировочных знаков;
поддержание ровности и равнопрочности грунтовой части летного поля; задернение разрушенного дернового покрова с устранением колей и выбоин; проведение мероприятий по укреплению грунтов рабочей части летных полей и обеспечению их эрозионной устойчивости; обеспыливание поверхности летного поля;
поддерживание травостоя установленной высоты и качества;
обеспечение поверхностного стока веды с летного поля и его сооружений и пропускной способности водоотводных и дренажных устройств;
удаление резиновых отложений, битумных и масляных пятен и т.п. загрязнений поверхности покрытий.
5.1.5. Характер уборочных работ в значительной мере определяется планировочным решением конкретного аэропорта, параметрами движения ВС и транспорта по аэродрому и климатическими условиями местности.
5.1.6. Для лучшей организации работ по механизированной уборке покрытий летного поля территорию рекомендуется разделить на отдельные участки (зоны), обслуживаемые механизированной колонной. Для этого следует:
установить объемы работ и число машин для их выполнения;
разработать технологические карты с режимами уборочных работ в соответствии с имеющейся в наличии техникой, учетом местных условий;
установить схемы маршрутов движения уборочных средств и графики работ.
5.1.7. Организация работ осуществляется через диспетчера аэродромной службы, который должен обеспечивать:
контроль за выпуском машин на летное поле, периодическую проверку их местонахождения;
оперативное перераспределение машин в случаях указаний РПА, диспетчера СДП (СДП МВЛ), начальника аэродромной службы с учетом изменения условий их работы.
5.1.8. Чистоту поверхности искусственных аэродромных покрытий поддерживают регулярным подметанием и продувкой щеточно-пневматическими (ветровыми) машинами, уборкой посторонних предметов электромагнитными очистителями, вакуумными машинами (пылесосами).
5.1.9. Для обеспечения технологии патрульной очистки покрытий в "окна" между полетами рекомендуется по формуле 5.4 рассчитывать необходимый минимальный временной интервал для проведения работ.
5.1.10. Основные принципы и критерии подбора отряда уборочных машин следующие:
количество гонов должно быть минимальным;
ширина захвата всего отряда машин должна быть кратна ширине очищаемых главных элементов летного поля (ИВПП, МРД, РД);
учет геометрии и взаимного расположения элементов летного поля и среднего времени маневрирования машин отряда (время маневрирования рекомендуется определять как средневзвешенное значение затраченного времени на все повороты и развороты машин по маршруту движения с учетом снижения и последующего набора скорости до рабочей после выполнения маневрирования).
5.1.11. Мероприятия по предотвращению попадания посторонних предметов в двигатели сводятся к контролю за чистотой и уборкой покрытий.
5.1.12. Периодичность очистки покрытий зависит от местных условий и опыта эксплуатации аэродрома.
5.1.13. Перроны и МС обычно загрязняются в большей степени, чем другие искусственные покрытия.
5.1.14. Для уменьшения разрушений поверхностного слоя цементобетонных покрытий рекомендуется проводить их обработку растворами синтетических веществ. Наиболее широкое применение нашла обработка поверхности аэродромных покрытий смолой нефтеполимерной лакокрасочной (НЛС) марки В, разбавленной сольвентом в соотношении 1:4,7. Для пропитки поверхности покрытий может использоваться также концентрат зеленого масла или пропиточные составы на основе нефтеполимерных смол типа СИС (стирольно-инденовая смола). Расход растворов - 150 г/м2.
5.1.15. Рекомендуется следующий порядок выбора средств для обработки покрытий:
определяется объем состава, который необходимо распределить на обрабатываемую площадь покрытий аэродрома по формуле
S ро q = -----------, (5.1) 6 гамма 10 где q - объем кольматирующего состава, м3;. S - площадь обрабатываемых элементов покрытий, м2; ро - норма расхода состава, г/м2;. гамма - плотность состава, т/м3;
определяется емкость цистерны разливающих средств по формуле
q (B - B ) пер V = -------------, (5.2) n В/Г - В пер где V - емкость цистерны разливающего средства, м3; n В - эксплуатационная ширина захвата обрабатывающей машины
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9