Юридическая База РФ
Новости



Счетчики





 


 


< < Обновление, архив

Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94)

Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 3

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9

 
    В    - эксплуатационная   ширина    захвата   обрабатывающей   машины
           (устройства) при выполнении работ для конкретных условий, м;
    В    - ширина   перекрытия   смежных  проходов  обрабатывающих  машин
     пер   (устройств), м;.
    В    - ширина обрабатываемого участка, м;
    Г    - количество гонов машин (устройств) для обработки поверхности.
 

Отряд машин для обработки покрытий составами подбирается таким образом, чтобы величина перекрытия была бы минимальной;

количество средств в отряде вычисляется по формуле

 
                   q
             n = ----- .                                            (5.3)
                  V
                   n
 

5.1.16. Следует восстановить первоначальную шероховатость поверхности покрытий на участках, загрязненных смазочными материалами, химическими антигололедными реагентами, маркировочной краской, резиновыми отложениями и др.

5.1.17. Удаление отложений резины рекомендуется производить химическим методом и механическими: путем фрезерования и с помощью струй воды высокого давления.

Резиновые отложения удаляются методом фрезерования с помощью специального механического оборудования - фрезы. Подметально-уборочные машины после такой обработки удаляют пыль и остатки резины. Производительность этого метода может достигать 500 м2/ч.

При использовании метода удаления резиновых отложений струей воды под большим давлением (до 40 МПа), которое обеспечивается специальным оборудованием, за час обрабатывается площадь 250-800 м2 при расходе воды до 1000 л/мин.

При химическом методе происходит растворение резины, затем продукты разрушения смывают водой, подметают уборочными машинами или удаляют машинами-пылесосами.

5.1.18. Загрязнения от пролитых ГСМ удаляются путем распыления веществ, растворяющих топливо и масла, с последующим удалением продуктов реакции. Загрязненное место обрабатывают маслопоглощающим веществом, затем очищают и подметают. При очистке покрытий химическими веществами необходимо проводить мероприятия по охране окружающей среды.

5.1.19. Основные технологические операции летней уборки искусственных покрытий - подметание и мойка. Периодичность выполнения таких работ устанавливается в зависимости от степени загрязненности участков и элементов летного поля.

5.1.20. Уборка поверхности искусственных покрытий производится отрядом подметально-уборочных машин, движущихся с уступом на расстоянии 10-20 м друг от друга. Перекрытие подметаемых полос должно быть не менее чем 0,5 м.

Эффективность работы машин определяется в значительной мере состоянием их рабочих органов, режимами работы и регулировки. Требования к качеству очистки покрытий средствами механизации и методика контроля эффективности действия их рабочих органов приведены в прил. 8.

При подметании, выходящие из форсунок струи воды с расходом до 0,03 л/м2, должны равномерно распыляться и перекрываться у поверхности покрытия.

Деформация ворса цилиндрических щеток, прижатых к покрытию, должна быть одинаковой по всей длине щетки и составлять 15-20 мм. Длина ворса цилиндрической щетки должна быть в пределах 60-180 мм.

5.1.21. При подметании рабочую скорость движения подметально-уборочных машин рекомендуется выбирать с учетом загрязненности покрытия: при сильном загрязнении 5-6 км/ч, а при обычных условиях 10-15 км/ч.

5.1.22. После окончания весенней распутицы искусственные покрытия, находящиеся в исправном состоянии, рекомендуется промывать.

Мойка состоит из двух одновременных процессов, отделение пыли и загрязнений от поверхности покрытий и их перемещение в направлении уклонов продольных и поперечных к водоприемному сооружению. Расход воды при мойке должен быть не менее 0,8-1,1 л/м2. Мойку следует вести под уклон.

5.1.23 Мойка покрытий производится отрядом поливомоечных машин, причем расстояние машин друг от друга составляет 10-20 м. Рекомендуется движение машин вести уступом с перекрытием обрабатываемых полос на 0,7-1,0 м.

5.1.24. Качество мойки поверхности покрытий зависит от правильной установки моечных насадков - сопел. Насадки в процессе регулировки поворачиваются в горизонтальной и вертикальной плоскостях с помощью установочных конусов, смонтированных на напорном трубопроводе.

Чрезмерно загрязненные покрытия рекомендуется мыть со скоростью 5-10 км/ч, а небольшие загрязнения удалять на скорости 10-15 км/ч.

5.1.25. Пыль и мусор, смываемые с поверхности покрытий водой, попадающие в водосточно-дренажную систему, необходимо периодически очищать.

Очистку рекомендуется производить по мере накопления загрязнений насосными машинами или машинами для прочистки канализационных сетей.

5.1.26. В летнее время на аэродромах должны наноситься дневные маркировочные знаки в соответствии с требованиями гл. 3 настоящего Руководства.

Технология маркировки аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок приведена в разд. 3.5 настоящего Руководства.

Дневные маркировочные знаки необходимо очищать от пыли, грязи, обновлять по мере износа, затирания резиной и выцветания лакокрасочных покрытий.

Переносные маркировочные знаки следует ремонтировать по мере разрушения или износа их конструкций с обновлением окраски. Характеристики лакокрасочных материалов для маркировки аэродромных покрытий и переносных маркировочных знаков приведены в прил. 14.

5.1.27. Обновление маркировочных знаков должно проводиться не менее двух раз в год, и как правило, - весной и осенью.

Для очистки маркировочных знаков рекомендуется применять моющие (мыльные) растворы.

5.1.28. Восстановление герметичности швов выполняется систематически путем замены вышедшего из строя заполнителя новым материалом.

Перед заполнением шва остатки старого герметика должны быть удалены, а швы тщательно расчищены от пыли, грязи, посторонних включений.

Производить дозаливку швов без их расчистки и продувки не рекомендуется.

5.1.29. Для герметизации швов аэродромных покрытий используются материалы горячего и холодного применения. Для приготовления их к применению необходимо пользоваться инструкциями, изложенными в соответствующих технических условиях.

Основу горячих герметиков составляет, как правило, битум с наполнителями (резиновая крошка, каучук, минеральный порошок и т.д.).

Горячие герметики являются однокомпонентными. Перед употреблением их необходимо разогреть в специальных котлах до температуры 100-200°С.

Основу холодных герметиков составляют, как правило, отвержденные жидкие синтетические каучуки с наполнителями (мел, каолин, сажа и т.п.). Эти материалы являются двухкомпонентными и применяются в холодном виде с отвердителями. Рабочее состояние в швах они принимают после отверждения в течение нескольких часов в зависимости от температуры окружающей среды.

В технических условиях для каждого аэродромного герметика указана дорожно-климатическая зона его применения.

Замена горячего герметика на холодный и наоборот возможна только после полного удаления следов заменяемого материала из швов цементобетонного покрытия, поскольку отсутствует сцепление между битумом и синтетическим каучуком.

Заполнять швы следует в сухую прохладную погоду.

5.1.30. Глубина заливки швов зависит от деформативности применяемого материала и его адгезионных свойств. Для герметиков горячего применения, как менее деформативных, глубина заливки должна быть в пределах 40-60 мм. Для герметиков холодного применения оптимальным считается соотношение глубины заливки швов к их ширине, равное 0,5-2,0. Глубину заливки следует ограничивать предварительной запрессовкой в шов уплотняющего шнура (вилатерм, гернит, пороизол и т.п.) диаметром в 1,5-2 раза превышающим ширину шва.

Для качественной герметизации швов аэродромного покрытия их ширина должна быть 10-30 мм.

Заполнение шва (герметизация) должно производиться, как правило, за один раз с недоливом до верха покрытия на 5-7 мм для материала, не дающего после отверждения усадку, или шов заполняется заподлицо с поверхностью покрытия, если возможна осадка герметизирующего материала в результате остывания или испарения содержащегося в нем растворителя.

Аэродромные герметики могут быть использованы для заполнения сквозных трещин на покрытии, если их ширина 5 мм и больше. В этом случае целесообразно увеличить текучесть герметизирующего материала путем добавления 10-20% органического растворителя (бензин, сольвент, ксилол, толуол).

Возможно применение аэродромных герметиков также для ремонта небольших сколов, здесь они должны использоваться в качестве вяжущего совместно с инертными заполнителями (щебень, песок).

5.1.31. Содержание грунтового летного поля в летний период включает:

оценку пригодности летного поля к эксплуатации;

обеспечение ровности, прочности и плотности грунтов на рабочих элементах летного поля;

обеспечение водоотвода с поверхности летного поля и проведение мероприятий по сокращению нелетного периода;

обновление и ремонт маркировочных знаков;

проведение мероприятий по обеспыливанию;

уборку с поверхности летного поля посторонних предметов;

проведение мероприятий по укреплению грунтов рабочей части летных полей и повышению их эрозионной устойчивости;

проведение агротехнических мероприятий и улучшение состояния дернового покрова летного поля.

5.1.32. Эксплуатационное состояние грунтового летного поля аэродрома характеризуется прочностью грунтов летной полосы, РД и МС, которая зависит от влажности, гранулометрического состава, степени уплотнения грунта и может изменяться в широких пределах. Связные грунты глины и суглинки в сухое время года находятся в твердом состоянии и имеют высокую прочность. С увеличением содержания воды и повышением влажности их связность уменьшается, снижается их сопротивление нагрузкам. Такие грунты в пластичном состоянии становятся непригодными для эксплуатации ВС.

Несвязные грунты, пески и легкие супеси с увеличением влажности до определенного предела увеличивают сопротивляемость нагрузкам, а далее ее теряют по мере достижения величины полной влагоемкости. С увеличением температуры воздуха происходит интенсивное просыхание грунта, который набирает прочность за короткий период времени.

По гранулометрическому составу наилучшими грунтами для летных полей являются супеси и легкие суглинки. Они имеют достаточную прочность при увлажнении и пригодны для быстрого создания и сохранения дернового покрова.

5.1.33. Эксплуатация ВС на грунтовых аэродромах имеет следующие особенности:

в период распутицы неизбежны перерывы в полетах;

возможность взлета ВС в период переувлажнения грунтов, в распутицу определяется условиями страгивания ВС на тяге собственных двигателей;

возможность эксплуатации ВС зависит от типа шасси и размеров колес, давления в пневматиках.

5.1.34. Для эксплуатации ВС с грунтовых летных полос допустимая глубина колей от колес на грунтовой поверхности не должна превышать предельной величины, при которой обеспечивается движение ВС, а поверхность летного поля не подвергается слишком быстрому разрушению и износу.

5.1.35. Степень соответствия характеристик ВС условиям эксплуатации на грунтовых аэродромах определяется проходимостью его по грунту, под которой понимается способность ВС стронуться с места и двигаться на тяге собственных двигателей по переувлажненному грунту с ускорением, достаточным для достижения скорости отрыва в пределах нормируемой техническими требованиями длины летной полосы. На грунтовой поверхности в этом случае должна оставаться колея такой глубины, при которой обеспечивается как безопасность движения ВС, так и сохранность дернового покрова, а выравнивание колейности не потребует чрезмерных затрат и не представляет затруднений.

5.1.36. Проходимость ВС характеризуется следующими определяемыми параметрами:

минимальной прочностью грунта сигма(стр)_min без дернового покрова, при которой ВС может стронуться с места, производить руление, разбег (пробег), с образованием максимально допустимой глубины H_max;

эксплуатационной прочностью грунта сигма_экспл, равной или больше, чем сигма(стр)_min когда образуется колея эксплуатационной глубины H_экспл, ее превышающая H_max и достаточная для сохранения дернового покрова. Эти параметры устанавливаются РЛЭ.

5.1.37. С понижением прочности грунта образуются более глубокие колеи от колес ВС, а дерновый покров может разрушаться. В этом случае грунтовая поверхность с трудом поддается выравниванию и ремонту, особенно при последующем просыхании и упрочнении грунта.

5.1.38. Нелетные периоды возникают в течение распутицы из-за сильного переувлажнения верхних слоев грунта и снижения его прочности. Распутицы различают: продолжительные по времени (осенние и весенние) и кратковременные - летние. В южных районах распутица может продолжаться в течение всего зимнего периода с небольшими перерывами, а в районах Крайнего Севера - в течение лета.

5.1.39. Осенняя распутица возникает из-за частых дождей и понижения среднесуточной температуры воздуха, когда грунт переувлажняется и переходит в пластичное или даже текучее состояние.

5.1.40. Весенняя распутица начинается сразу после схода снежного покрова и оттаивания верхнего слоя грунта. Дополнительное увлажнение грунта происходит от весенних дождей. Условия для эксплуатации ВС наступают с момента просыхания верхних слоев грунта для ВС 4-го класса на глубину 15-20 см, и 3-го класса на глубину 30-35 см.

5.1.41. Летняя распутица может наступить при затяжных дождях, когда количество осадков достигает 40-70 мм, в особенности когда дожди совпадают с понижением температуры.

5.1.42. Улучшение эксплуатационного состояния грунтовых аэродромов обеспечивается:

созданием хорошего дернового покрова, способствующего более быстрому просыханию грунта и предупреждающего выдувание и пыление грунта;

уплотнением грунтов до определенной плотности, снижающей просачивание влаги в грунт;

осушительными мероприятиями на участках с неблагоприятными гидрогеологическими условиями и рельефом местности, а также защитой территории аэродрома от притока ливневых и талых вод с прилегающих участков.

5.1.43. Оценка пригодности грунтового аэродрома производится путем сопоставления его характеристик и параметров с требованиями РЛЭ для данного типа ВС (см. разд. 2.1 и 4.2 настоящего Руководства).

5.1.44. Период распутицы считается нелетным, когда прочность грунтов летной полосы становится ниже сигма(стр)_min для аэродромов без дернового покрова и ниже сигма_экспл и аэродромов с дерновым покровом. Продолжительность нелетного периода ориентировочно рекомендуется определять по графику, указанному в прил. 12.

5.1.45. Эксплуатация ВС на грунтах минимальной прочности сигма(стр)_min разрешается только на грунтовых аэродромах без дернового покрова, поскольку образующаяся колея H_max разрушает дерновый покров. Исключение составляют только те ВС, для которых сигма(стр)_min = сигма_экспл.

5.1.46. Эксплуатационная глубина колеи Н_экспл является допустимой. Она зависит от размеров колес главных опор ВС и определяется из условий сохранения дернового покрова. В тех случаях, когда H_экспл больше или равна H_max полеты ВС могут производиться на грунтовых аэродромах с дерновым покровом при минимальной прочности грунта.

5.1.47. Колеи, образующиеся при полетах ВС с аэродромов, имеющих прочность грунта выше эксплуатационной сигма_экспл могут быть исправлены укаткой катками с пневматическими шинами или металлическими катками без разрушения дернового покрова.

Заделка колей глубиной более Н_экспл на грунтах прочностью ниже сигма_экспл должна производиться сразу же по окончании полетов.

5.1.48. Содержание и ремонт грунтовых аэродромов без дернового покрова предусматривает планировку, исправление микрорельефа, заделку колей и уплотнение грунта укаткой на отдельных участках и элементах летного поля.

Микрорельеф исправляется путем срезки, перемещения и перераспределения минимальных объемов грунта в пределах 10-12 см толщины поверхностного слоя для устранения микронеровностей, впадин, возвышенностей и колей.

Уплотнение производится после планировки и исправления микрорельефа катками на пневматических шинах либо гладкими металлическими катками.

5.1.49. Грунты рекомендуется уплотнять при их оптимальной влажности, при которой достигается максимальная плотность средствами уплотнения при минимальных затратах. Допустимые отклонения влажности грунта не должны превышать 0,8-1,1 величины его оптимальной влажности.

При недостаточной влажности уплотнение грунтов потребует использования более тяжелых катков, а при избыточной влажности - времени на просушку или применения различных катков с постепенным переходом от легких к тяжелым.

5.1.50. Число проходов катков по одному следу рекомендуется ориентировочно принимать по табл. 5.1.


Таблица 5.1

 
---------T------------------------------T-------------------------------¬
¦Толщина ¦Песчаные и супесчаные грунты**¦Суглинистые и глинистые грунты ¦
¦уплотне-¦                              ¦              **               ¦
¦ния, см ¦                              ¦                               ¦
¦        +----------T-------------------+---------T---------------------+
¦        ¦коэффици- ¦  ориентировочное  ¦коэффици-¦ориентировочное число¦
¦        ¦   ент    ¦  число проходов   ¦   ент   ¦   проходов катков   ¦
¦        ¦уплотнения¦      катков       ¦уплотне- ¦                     ¦
¦        ¦          ¦                   ¦   ния   ¦                     ¦
¦        ¦          +--------T----------+         +--------T------------+
¦        ¦          ¦гладких ¦    на    ¦         ¦гладких ¦     на     ¦
¦        ¦          ¦металли-¦пневмати- ¦         ¦металли-¦пневматичес-¦
¦        ¦          ¦ ческих ¦  ческих  ¦         ¦ ческих ¦ ких шинах  ¦
¦        ¦          ¦        ¦  шинах   ¦         ¦        ¦   массой   ¦
¦        ¦          ¦        ¦  массой  ¦         ¦        ¦  10-50 т*  ¦
¦        ¦          ¦        ¦10-50 т * ¦         ¦        ¦            ¦
+--------+----------+--------+----------+---------+--------+------------+
¦   30   ¦   0,95   ¦   5    ¦    5     ¦    1    ¦   12   ¦     8      ¦
¦        ¦          ¦        ¦          ¦         ¦        ¦            ¦
¦   25   ¦   0,9    ¦   4    ¦    3     ¦  0,95   ¦   10   ¦     7      ¦
¦        ¦          ¦        ¦          ¦         ¦        ¦            ¦
¦ 10-15  ¦   0,8    ¦   3    ¦    2     ¦  0,85   ¦   8    ¦     6      ¦
L--------+----------+--------+----------+---------+--------+-------------
 

* Катки массой 25-50 т применяются на грунтах с влажностью ниже оптимальной.

** Тип грунта определяется на основе данных лабораторного анализа его гранулометрического состава, а в полевых условиях - приближенным способом по методу Красюка (см. прил. 12, табл. 3).


Примечание. Качество уплотнения контролируется путем определения фактической плотности грунта по ГОСТ 5180-84, ГОСТ 22733-77 и сравнения ее с максимальной плотностью данной разновидности грунта, причем требуемая плотность назначается по проекту в долях от максимальной плотности достижением определенного коэффициента уплотнения.


5.1.51. Основным видом повреждений грунтовой летной полосы является колейность, которая должна устраняться планировкой поверхности, заделкой рыхлым грунтом с последующим уплотнением гладкими катками.

Колеи глубиной до 6 см рекомендуется устранять прикатыванием металлическими гладкими катками массой 3-5 т при влажности грунта, близкой к оптимальной. Колеи и выбоины глубиной до 15 см рекомендуется засыпать местным грунтом с предварительным рыхлением основания на глубину до 5 см. При глубине колей и выбоин глубиной более 15 см их засыпают обычным рыхлым грунтом, а затем растительным грунтом слоем 10-12 см.

При глубинах колей и выбоин до 20 см уплотнение грунта производится в один слой, а при глубине более 20 см - в два слоя.

Не допускается засыпать выбоины и колеи песком, щебнем, шлаком или другими сыпучими материалами, отличающимися от грунтов лесной полосы.

5.1.52. На грунтовых аэродромах без дернового покрова происходит значительное выдувание грунта от работающих двигателей ВС. Наибольшей эрозией обладают несвязаные грунты с размерами частиц 0,1-0,15 мм.

5.1.53. При выборе наиболее рационального способа обеспыливания для конкретных условий рекомендуется учитывать срок использования грунтового аэродрома, продолжительность обеспыливающего действия, наличие соответствующих механизмов и материалов для производства работ.

Снижение пылеобразования достигается:

уменьшением степени воздействия на грунт аэродинамических и механических нагрузок путем устройства различного рода искусственных покрытий или созданием дернового покрова;

поддержанием структурного и влажностного режима грунта, который обеспечивал бы его связность и отсутствие структурной и механической эрозии;

введением различных вяжущих веществ для укрепления грунта и стабилизации.

5.1.54. На стартовых участках летной полосы, наиболее подверженных воздействию воздушных потоков и колес ВС, можно применять наиболее доступный метод - поливку водой с расходом 0,5-0,8 л/м2.

5.1.55. Для обеспыливания рекомендуется использовать способ укрепления грунта известью, которую можно вносить в виде пушонки или известкового молока в соотношении 1:4-1:5 в количестве 3-5% массы грунта обрабатываемого слоя или применять хлористый кальций с расходом 1 кг/м2 на каждые 10 см толщины обрабатываемого слоя.

5.1.56. На грунтовых аэродромах (вертодромах) для борьбы с пылимостью можно применять следующие материалы и вяжущие вещества:

гигроскопические соли;

отходы целлюлозно-бумажной промышленности;

различные минеральные и органические вяжущие.

При выборе методов обеспыливания рекомендуется использовать положения "Инструкции по обеспыливанию грунтовых аэродромов и вертолетных площадок".

5.1.57. Наиболее эффективными в борьбе с пылимостью грунтов являются органические вяжущие материалы битумы, дегти, нефти, битумные эмульсии и маслобитумные вяжущие. Норма розлива органических вяжущих составляет ориентировочно: для сырой нефти и дегтей 3 л/м2, битумных эмульсий 2-3 кг/м2, разбавленной битумной пасты 6-8 л/м2, разжиженного битума 3 л/м2, маслобитумного вяжущего 3-4,5% массы сухого супесчаного и суглинистого грунта.

5.1.58. Технология производства работ при обработке грунтов для обеспыливания включает в себя следующие операции:

разрыхление, выравнивание и планировку участка;

приготовление и розлив (внесение) вяжущего на обрабатываемый участок;

уплотнение обработанного слоя грунта, если это потребуется.

Выравнивание и планировка обрабатываемого участка производятся автогрейдерами, при этом спланированный участок не должен иметь уклоны свыше 20% и неровности более 6 см глубиной.

Розлив органических вяжущих производится, как правило, автогудронаторами, а битумных эмульсий - с помощью навесных дождевальных установок равномерно по всей обрабатываемой площади. Слой пропитки должен быть не менее 25-30 мм, а там, где он оказался менее указанной толщины, необходимо обработку осуществлять повторно.

5.1.59. Для обеспыливания песчаных, супесчаных и суглинистых грунтов летных полей аэродромов (вертодромов) и посадочных площадок может найти широкое применение (особенно в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока) эффективный способ обеспыливания маслобитумным вяжущим, включающим битум, отработанное масло авиационных и автотракторных двигателей и разжижитель в соотношении 1 : 1 : 1. Продолжительность его обеспыливающего действия не менее двух лет. Для этих целей применяется среднегустеющие и медленногустеющие битумы или другие, доведенные до вязкости жидких битумов.

В качестве отработанных авиационных масел можно использовать любые отработанные масла или их смеси с удельным весом 0,8-0,95 г/см3 и вязкостью C(5)_20 = 25-40 с без механических примесей крупнее 1 мм.

Разжижителем может служить керосин, дизельное топливо и другие.

5.1.60. Рабочий состав маслобитумного вяжущего готовится следующим образом: жидкий битум подается насосом в цистерну автогудронатора до 1/3 его объема. После этого в таком же количестве подаются отработанные масла. Смесь перемешивается насосом автогудронатора, затем добавляется разжижитель в таком количестве, чтобы она достигла вязкости 30-50 с, причем вяжущее с меньшим значением вязкости применяется в дальнейшем при обработке супесчаных, а с большим - суглинистых грунтов.

5.1.61. Для обеспечения проникания маслобитумного вяжущего в грунт и равномерного его распределения рекомендуется производить измельчение поверхностного слоя, особенно суглинистых грунтов, на глубину не менее 10 см дорожной фрезой за 1-2 прохода или дисковыми, зубовыми боронами за 5-6 проходов по одному следу.

После разлива вяжущего производится перемешивание обработанного грунта за 1 проход дорожной фрезой или за 2-3 прохода зубовыми или дисковыми боронами. Далее обработанный слой грунта уплотняется до величины 0,8-0,95 от стандартного уплотнения в зависимости от элемента летного поля 6-8 проходами пневмокатков, с последующим уплотнением гладкими катками 3-4 проходами по одному следу.

При обработке несвязных грунтов методом пропитки толщина обрабатываемого слоя должна быть не менее 5 см.

5.1.62. Несущая способность грунтовых аэродромов повышается в среднем на 4-5 кгс/см2 при создании и сохранении дернового покрова.

5.1.63. Дернина должна удовлетворять следующим требованиям: иметь густоту травостоя и плотное сплетение корневищ на глубину не менее 12-18 см;

обладать связностью, упругостью и устойчивостью к истиранию;

иметь высоту травостоя не более 30 см, а после скашивания не менее 8 см.

Качество дернового покрова определяется количеством побегов дернообразующих трав на единицу площади и предельной глубиной колеи, при которой он разрушается, в соответствии с данными табл. 5.2.


Таблица 5.2

 
--------------T-------------T-------------------------------------------¬
¦  Качество   ¦ Предельная  ¦   Количество побегов на площади 400 см2   ¦
¦  дернового  ¦глубина колеи+--------------T-------------T--------------+
¦   покрова   ¦     без     ¦ подзолистая  ¦ черноземная ¦сухие степи и ¦
¦             ¦ разрушения  ¦ лесостепная  ¦    зона     ¦  полустепи   ¦
¦             ¦  дернового  ¦     зона     ¦             ¦              ¦
¦             ¦ покрова, см ¦              ¦             ¦              ¦
+-------------+-------------+--------------+-------------+--------------+
¦Отличное     ¦    8-10     ¦  Свыше 300   ¦  Свыше 200  ¦  Свыше 100   ¦
¦             ¦             ¦              ¦             ¦              ¦
¦Хорошее      ¦     5-6     ¦   200-300    ¦   100-200   ¦    50-100    ¦
¦             ¦             ¦              ¦             ¦              ¦
¦Удовлетвори- ¦      3      ¦   100-200    ¦  50 - 100   ¦    35-50     ¦
¦тельное      ¦             ¦              ¦             ¦              ¦
¦             ¦             ¦              ¦             ¦              ¦
¦Плохое       ¦   Менее 3   ¦  Менее 100   ¦  Менее 50   ¦   Менее 35   ¦
L-------------+-------------+--------------+-------------+---------------
 

5.1.64. Уход за дерновым покровом состоит из следующих работ:

прочесывания травостоя и разравнивания мелких неровностей;

прикатывания дернового покрова;

подкормки трав минеральными удобрениями;

искусственного водополива травяной растительности;

скашивания трав.

5.1.65. Прочесывание дернового покрова выполняется за два прохода по одному следу легкими зубовыми боронами или механическими граблями.

5.1.66 Прикатывание дернового покрова рекомендуется проводить ранней весной. Оно выполняется 2-4 проходами 5-тонных катков на супесчаных грунтах и 10-тонных - на суглинистых при влажности больше оптимальной на 2-3%. Перед наступлением заморозков рекомендуется провести укатку поверхности гладкими катками для придания большей прочности грунтам и устранения колейности, которая при их замерзании сделает невозможной эксплуатацию ВС.

5.1.67. Скашивание травостоя рекомендуется выполнять не менее чем два раза в год. Первое скашивание делается при достижении растениями высоты 30 см, второе - осенью до наступления заморозков. Высота травостоя при скашивании должна быть 8-10 см.

5.1.68. В сухое время года, а также в засушливых районах для усиления роста трав рекомендуется искусственный водополив. Рекомендуется норма полива не менее 200 м3/га.

5.1.69. Дерновый покров с изреженным травостоем должен ремонтироваться в зависимости от степени изреженности: сильно изреженный - с травостоем, имеющим менее 15% ценных трав, средне изреженный - от 15 до 35% и слабо изреженный - более 35% ценных трав присутствует.

5.1.70. На участках с сильно и среднеизреженным травостоем рекомендуется проводить следующие работы: внесение удобрений, разрыхление почвы дисковыми культиваторами или почвенными фрезами на глубину 3-5 см; разбрасывание семян трав, наиболее приспособленных к природным условиям аэродрома с заделкой их боронами "зиг-заг" в 2-3 раза по одному следу и последующее прикатывание 3-тонными катками.

На слабо изреженных участках достаточно производить только подкормку растений удобрениями.

Отремонтированные участки не рекомендуется эксплуатировать в течение 2-3 месяцев до восстановления травостоя.

5.1.71 Задернение колей и выбоин рекомендуется производить засевом семенами трав или путем пересадки заранее заготовленной дернины.

Посев производится семенами той же травосмеси, которая произрастает на летном поле аэродрома с поливкой водой из расчета не менее 20 л/м2. На участках пересадки дернины вносятся удобрения, затем она плотно укладывается и прикатывается 3-5-тонными катками. Эксплуатацию участков летного поля с пересаженной дерниной рекомендуется допускать после полного его приживания.

Наилучшей дерниной для пересадки считается дернина из низовых трав: освяницы красной, мятлика лугового и т.п.

5.1.72. При гибели травостоя грунт в этих местах рекомендуется разрыхлить, внести минеральные удобрения и засеять травосмесью. Если верхний слой грунта сильно пропитан ГСМ, его следует заменить на глубину 20-30 см новым, засеять или покрыть дерном.

5.1.73. Ремонт грунтовых летных полей рекомендуется производить с учетом положений "Руководство по организации и технологии ремонта аэродромов без перерыва летной эксплуатации".

5.1.74. Для сохранения дернового покрова одним из основных мероприятий является равномерная эксплуатация летного поля с переносом старта по мере износа дернового покрова с периодичностью 5-15 дней.

5.1.75. Содержание водоотводных и дренажных систем. Водоотводные и дренажные системы (ВДС, рис. 5.1) следует содержать в исправном состоянии.


Смотровые, тальвежные и водоприемные колодцы ВДС должны быть постоянно закрыты крышками. Открывать колодцы следует только при осмотре и ремонте ВДС.

Земляные работы в зоне расположения элементов ВДС следует проводить только по специальным проектам.

Весной дождеприемные и тальвежные колодцы следует освободить от крышек и щитов.

После пропуска стоков следует провести внеочередной осмотр всей ВДС, отремонтировать и восстановить поврежденные элементы.

Лотки, канавы, колодцы, оголовки коллекторов, перепуски следует очищать от наносов.


Cодержание площадок специального назначения, аэродромного оборудования и устройств


5.1.76. Площадки специального назначения и сопряжения покрытий с грунтом следует содержать в исправном состоянии и своевременно очищать от пыли, грязи, снега и льда.

Обработку ВС антиобледенительными средствами следует проводить на площадках с асфальтобетонным покрытием. Сброс неочищенных стоков с этих площадок в общую водоотводную систему запрещается.

Места стоянки ВС, предназначенные для гонки двигателей (гоночные площадки), должны быть оборудованы специальными устройствами - якорными креплениями.

5.1.77. Якорные крепления. При безангарном хранении ВС на МС производят их крепление к якорным устройствам для предотвращения перемещения и повреждения ВС при воздействии ветровых нагрузок.

В качестве якорных креплений для вертолетов используются швартовочные устройства, предназначенные для фиксации вертолета при гонке двигателей.

Расчетные усилия на петли каждого якорного крепления приведены в табл. 5.3. Схемы расположения якорных устройств приведены в РТЭ ВС.


Таблица 5.3


Расчетные усилия в растяжках якорных креплений ВС от воздействия ветровой нагрузки, кН/тс

 
---------T--------------------------------------------------------------¬
¦ Тип ВС ¦                Расчетная скорость ветра, м/с                 ¦
¦        ¦                                                              ¦
¦        +---------------T---------------T---------------T--------------+
¦        ¦      20       ¦      25       ¦      30       ¦      40      ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦  Ан-2  ¦  10,79/1,10   ¦  16,68/1,70   ¦  22,56/2,30   ¦  32,57/3,32  ¦
¦ Ан-2М  ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   3,43/0,35   ¦   5,89/0,60   ¦  8,83 / 0,90  ¦  15,70/1,60  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Ан-12  ¦  14,68/1,50   ¦  23,94/2,44   ¦  32,96/3,36   ¦  58,86/6,00  ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   6,87/0,70   ¦  11,75/1,20   ¦  15,70/1,60   ¦  28,45/2,90  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Ан-24  ¦  24,52/2,50   ¦  38,26/3,90   ¦  54,94/5,60   ¦  98,10/10,0  ¦
¦ Ан-26  ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦ Ан-30  ¦   3,95/0,40   ¦   5,89/0,60   ¦   8,83/0,90   ¦  10,68/1,70  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Ан-28  ¦   5,89/0,60   ¦   9,81/1,00   ¦  13,73/1,40   ¦  23,54/2,40  ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   1,96/0,20   ¦   2,94/0,30   ¦   4,90/0,50   ¦  7,85/0,80   ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Ил-14  ¦  14,72/1,50   ¦  16,68/1,70   ¦  19,62/2,00   ¦  29,43/3,0   ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   1,96/0,20   ¦   2,45/0,25   ¦   2,94/0,30   ¦  4,90/0,50   ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Ил-18  ¦  24,52/2,50   ¦  38,26/3,90   ¦  54,94/5,60   ¦ 100,06/10,2  ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   3,92/0,40   ¦   6,87/0,70   ¦   9,81/1,00   ¦  16,68/1,70  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Як-18T ¦   1,96/0,20   ¦   3,92/0,40   ¦   5,87/0,60   ¦  7,85/0,80   ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   0,98/0,10   ¦   1,96/0,20   ¦   2,94/0,30   ¦  3,92/0,40   ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Як-40  ¦   2,94/0,30   ¦   4,90/0,50   ¦   6,87/0,70   ¦  25,51/2,60  ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦       -       ¦       -       ¦       -       ¦      -       ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Як-42  ¦  11,77/1,20   ¦  21,58/0,20   ¦  32,37/3,30   ¦  53,96/5,50  ¦
¦        ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦        ¦   9,81/1,00   ¦  10,79/1,10   ¦  15,70/1,60   ¦  27,47/2,80  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦ Л-410  ¦   4,90/0,50   ¦  10,79/1,10   ¦  16,68/1,70   ¦  29,43/3,00  ¦
¦ Л-410  ¦ ------------- ¦ ------------- ¦ ------------- ¦------------- ¦
¦  УВП   ¦   3,92/0,40   ¦   5,89/0,60   ¦   9,81/1,00   ¦  16,68/1,70  ¦
+--------+---------------+---------------+---------------+--------------+
¦  Ми-6  ¦               ¦          83,30/9,00           ¦              ¦
¦ Ми-10К ¦               ¦         -------------         ¦              ¦
¦        ¦               ¦          34,30/3,50           ¦              ¦
+--------+---------------+-------------------------------+--------------+
¦  Ми-8  ¦               ¦          34,30/3,50           ¦              ¦
¦  Ми-4  ¦               ¦         -------------         ¦              ¦
¦        ¦               ¦          14,70/1,50           ¦              ¦
+--------+---------------+-------------------------------+--------------+
¦  Ми-1  ¦               ¦          14,70/1,50           ¦              ¦
¦  Ми-2  ¦               ¦         -------------         ¦              ¦
¦        ¦               ¦           4,90/0,50           ¦              ¦
+--------+---------------+-------------------------------+--------------+
¦ Ка-26  ¦               ¦          14,70/1,50           ¦              ¦
¦        ¦               ¦         -------------         ¦              ¦
¦        ¦               ¦          14,70/1,50           ¦              ¦
L--------+---------------+-------------------------------+---------------
 

Примечания: 1. В числителе приведены: для самолетов - усилия в каждой растяжке крепления основных опор или крыльев, в знаменателе - передних опор или хвостовой части фюзеляжа; для вертолетов - суммарные усилия, приходящиеся на бортовой и носовой якори соответственно.

2. Тяжелые ВС, если это не оговорено в РТЭ применительно к особым условиям эксплуатации, при воздействии ветровых нагрузок не швартуются.

3. Расчетные нагрузки приняты с коэффициентом безопасности 1,5 по отношению к максимальным эксплуатационным.

4. Расчетную скорость ветра принимают в соответствии с п. 5.1.78 настоящего Руководства.


5.1.78. Расчетную скорость ветра для каждого аэродрома определяют по данным авиационной метеостанции за период не менее 25 лет или по карте "Районирование территории по скоростному напору ветра". Для аэродромов (вертодромов), расположенных на высоте 200 и более метров над уровнем моря, расчетную скорость ветра определяют только по данным местных станций гидрометеослужбы.

5.1.79. Якорные крепления сооружают по типовым проектам. На МС для самолетов 4-го класса и вертолетов 3-го класса, временных площадках допускается устройство якорных креплений упрощенного типа (горизонтально заглубленные в землю трубы, блоки, бревна, металлоконструкции и т.д.). Пример конструкции якорного крепления упрощенного типа приведен на рис. 5.2.

5.1.80. Заземляющие устройства предназначены для снятия заряда статического электричества с ВС и наземной техники.

Заземляющие устройства устанавливают на местах стоянок и обслуживания ВС, на примыканиях РД к ИВПП.

На примыканиях РД к ИВПП заземляющие устройства устанавливают стационарно путем закладки металлических элементов с анкерными креплениями в поперечные швы жестких покрытий или в специальные штрабы заподлицо с поверхностью покрытия (рис. 5.3.).

Конструкция заземляющего устройства на МС и площадках обслуживания ВС приведена на рис. 5.4.




На МС и площадках обслуживания ВС с грунтовым покрытием вокруг заземляющего устройства заподлицо с поверхностью грунта устраивают отмостку из бетона толщиной 0,10-0,15 м и диаметром 0,50 м.

5.1.81. Места расположения заземляющих устройств следует очищать от пыли, грязи, снега, льда. Очистку заземляющего устройства производит аэродромная служба. Работоспособность заземляющих устройств обеспечивает служба ЭСТОП.

5.1.82. Ограждения аэродромов (вертодромов) предназначены для предотвращения проникновения на служебную территорию посторонних лиц, транспортных средств и животных.

Тип ограждения следует назначать в зависимости от класса аэропорта в соответствии с Ведомственными нормами технологического проектирования аэропортов.

Все виды ограждений следует содержать в исправном состоянии.

Проверка состояния ограждений возлагается на ВОХР, а ремонт - на ОЭНС аэропорта.


5.2. Содержание летного поля в зимний период


5.2.1. Содержание летного поля аэродрома в зимний период представляет собой комплекс мероприятий и работ, направленных на подготовку летного поля к полетам. К ним относят:

очистку искусственных покрытий, гоночных площадок, заземляющих устройств, "огней" (светильников) очищаемых зон ЛП, участков курсовых и глиссадных радиомаяков (КРМ, ГРМ, РМС) от снега, слякоти;

предупреждение и удаление гололедных и снежно-ледяных образований;

уплотнение снега до требуемой толщины 6-8 см с последующей очисткой поверхности от выпавших осадков, если принят и используется метод очистки на аэродроме;

выравнивание и уплотнение снежных отложений, если применяется метод уплотнения;

устранение колейности и выбоин на заснеженных летных полях аэродромов;

выравнивание снежных отложений и валов за пределами ВПП, обочин РД, МС и перронов с планировкой откосов;

проведение снегозадержания на летных полях;

вывоз скоплений снега в места выкладок снега;

борьба с зимней скользкостью на внутриаэропортовых дорогах, подъездных путях и привокзальных площадях.

5.2.2. Аэродромное обеспечение полетов связано с качеством очистки поверхности покрытий от воды, снега, снежно-ледяных образований и гололеда. Эти факторы практически постоянно изменяют сцепные свойства и другие характеристики поверхности покрытий.

5.2.3. Технологические операции по очистке покрытий и других элементов летного поля от атмосферных осадков рекомендуется выполнять специальными аэродромно-уборочными машинами (см. прил. 10).

5.2.4. В зимних условиях необходимо сокращать время очистки покрытий и других элементов летного поля и вести их подготовку без прекращения летной эксплуатации, в "окна" между полетами ВС. Эту проблему рекомендуется решать, применяя технологию скоростной очистки машинами, которые выполняют все технологические операции снегоуборки: сдвигание, подметание и переброс обвалованного снега за пределы ИВПП равномерной массой.

5.2.5. При содержании аэродромов (вертодромов) в зимнее время особенно трудоемким является предотвращение и устранение снежно-ледяных и гололедных образований, которые выполняются химико-механическим, тепловым и комбинированным методами.

В условиях необходимости сокращения времени на очистку покрытий в основном рекомендуется применение химико-механического метода.

Предотвращение льдообразований проводится антигололедными реагентами при своевременном их прогнозировании.

5.2.6. Производительность удаления гололедных образований химико-механическим методом выше теплового.

Существующие средства распределения химреагентов и уборки остатков плавления и разрушения льда, как известно, имеют рабочие скорости в 5-6 раз выше, чем скорость тепловых машин (см. прил. 10).

5.2.7. При разработке усовершенствованной (скоростной) технологии зимнего содержания аэродромов рекомендуется использовать следующие основные принципы: патрулирование уборочных машин с началом выпадения осадков; сокращение непроизводительного времени, затрачиваемого на очистку покрытий; рациональный подбор комплекта машин и выбор оптимальных маршрутов их движения.

5.2.8. При разработке технологии льдоснегоочистки аэродромных покрытий рекомендуется расчетным путем определять (для конкретных условий с учетом взлетов и посадок ВС) оптимальные варианты уборочных работ и необходимые технологические их параметры: количество гонов в зависимости от ширины захвата и величины перекрытия смежных проходов соседних машин, количество уборочных средств, их скорость и др.

5.2.9. Минимальный временной интервал, при котором будет возможна очистка от снега и гололедных образований, рекомендуется рассчитывать соответственно по формулам


Величина Т_0 должна быть меньше величины (t(разб)_0 + t_плав). В противном случае величина (t(разб)_0 + t_плав) замещается на величину Т_0.

5.2.10. Время, затрачиваемое на очистку (обработку) покрытий элементов летного поля (ИВПП, МРД и РД), рекомендуется рассчитывать по следующим формулам:


5.2.11. Время разбрасывания реагента t(разб)_0 - рекомендуется определять по формулам 5.5 и 5.6, в которые подставляются соответствующие параметры и характеристики отряда разбрасывающих машин.

5.2.12. Современные средства механизации позволяют увеличить скорость уборочных работ для основного количества случаев выпадения снежных осадков (температура от 0 до -7°С, интенсивность 1-2 см/ч, средняя продолжительность снегопадов в пределах 2-7 ч).

5.2.13. При выборе средств механизации и комплектовании отрядов машин их технические и технологические показатели должны обеспечивать патрульную очистку покрытий.

Технология работы отдельной машины в отряде организуется таким образом, чтобы каждая машина подготавливала необходимые оптимальные условия для выполнения следующей за ней операции на той же рабочей скорости, не снижая производительности отряда в целом.

Машины по разбрасыванию антигололедных химреагентов должны включаться при необходимости в отряд машин по снегоочистке.

Эксплуатационная ширина захвата отряда машин рекомендуется кратной ширине очищаемого элемента летного поля с учетом перекрытия смежных гонов.

5.2.14. Основные принципы и критерии подбора уборочных машин в отряде следующие:

Количество тонов (Г) должно быть минимальным и кратным натуральному ряду чисел (1, 2, 3 и т.д.). Оно рассчитывается по формуле

 
               В
          Г = ----,                                                 (5.8)
               В
                n
 
где В  - ширина очищаемого элемента летного поля, м;
    В  - ширина захвата отряда уборочных машин, м;
     n
 

Ширина захвата отряда машин В_n, определяемая по формуле 5.7, должна быть кратна ширине очищаемых элементов летного поля (ИВПП, МРД, РД) первой очереди очистки с тем, чтобы после выполнения минимального количества гонов не оставалось огрехов на покрытии.

5.2.15. Снег, убираемый с покрытий плужно-щеточно-пневматическими машинами, собирается в виде валов, которые рекомендуется убирать роторными снегоочистителями с аналогичной скоростью. В этом случае указанные уборочные машины рекомендуется включать в отряд с учетом их параметров: длины, безопасной дистанции и рабочей скорости.

Выбор машин, перебрасывающих обвалованный снег за пределы очищаемых элементов летного поля, рекомендуется производить с учетом интенсивности накопления снега от проходов плужно-щеточно-пневматических машин, которая определяется по формуле

 
           П = В  x V x h x гамма,                                  (5.9)
                n
 
где В     - эксплуатационная ширина захвата отряда уборочных машин, м;
     n
    V     - скорость отряда уборочных машин, м/ч;
    h     - толщина убираемого снега, м;
    гамма - плотность снега, т/м3.
 

Эксплуатационная производительность выбираемого роторного снегоочистителя (П_ро) должна быть в лучшем случае равной или, по крайней мере, кратной интенсивности накопления обвалованного снега.

5.2.16. Для очистки аэродромных покрытий по определенным выбранным технологическим схемам и конкретным маршрутам требуется учитывать среднее время маневрирования машин отряда t_м.

Средневзвешенную величину t_м рекомендуется определять как сумму времени на все развороты и повороты согласно расчетной схеме установленных маршрутов технологии уборочных работ, деленную на сумму всех поворотов и разворотов.

5.2.17. Затраты времени на один разворот машины отряда рекомендуется определять по формуле

 
                                              2
                              0,68 (V - V    )
                р    пи R                разв
               t  = ------- + ------------------,                  (5.10)
                м    V           V + V
                      разв            разв
 
где R        - радиус разворота машины, м;
    V и V    - соответственно скорость машины:
         разв
               рабочая и при развороте, м/с.
 

Затраты времени на один поворот машины можно определить по формуле

 
                                              2
                              0,68 (V - V    )
                п    пи R                разв
               t  = ------- + ------------------,                  (5.11)
                м    2V           V + V
                       пов             пов
 
где V    - скорость машины при повороте.
     пов
 

5.2.18. В тех случаях, когда скорость уборочных машин для перебрасывания обвалованного снега меньше скорости комплекта машин для очистки покрытий с плужно-щеточно-пневматическим оборудованием, общее время, затрачиваемое на подготовку покрытий, зависит только от работы последних и может определяться по формуле

 
                  L x Г
             Т = -------                                           (5.12)
                    V
 
где L - длина очищаемого элемента, м;
    Г - количество  гонов плужно-щеточных машин и машин,  перебрасывающих
        обвалованный снег;
    V - эксплуатационная  скорость  машины,  перебрасывающей обвалованный
        снег, м/с;
 

В этом случае время закрытия очищаемого элемента летного поля на очистку возрастает на величину:

 
         Дельта Т = Т - Т ,
                 0       0
 
где Т  - время  очистки покрытий машинами с плужно-щеточно-пневматическим
     0
         оборудованием, определяемое по формулам 5.5, 5.6.
 

5.2.19. Основные принципы подбора отряда разбрасывающих средств заключаются в сокращении времени на обработку элементов аэродрома при минимальном количестве машин без дополнительной их загрузки антигололедным реагентом. Порядок выбора разбрасывающих средств рекомендуется следующий:

- определяется объем q антигололедного реагента, м3, который необходимо распределить на обрабатываемую площадь покрытий элементов аэродрома по формуле 5.1, в которой необходимо для ее составляющих принять:

 
     S     - площадь обрабатываемых элементов покрытий, м2;
     ро    - средняя   норма   расхода   реагентов  по  всем   диапазонам
             температур гололедных образований г/м2;
     гамма - насыпная масса применяемого реагента, т/м3;
 

- определяется емкость кузова V_n разбрасывающей машины по формуле 5.2;

- подбирается отряд разбрасывающих машин таким образом, чтобы величина b_пер была бы минимальной;

- после определения V_n вычисляется количество разбрасывающих машин по формуле 5.3.

5.2.20. На каждом авиапредприятии рекомендуется составить план мероприятий по подготовке летного поля и средств аэродромной механизации к работе в осенне-зимний период.

По плану должны выполняться следующие работы:

ремонт аэродромных льдоснегоуборочных машин и механизмов, подготовка их к работе в зимних условиях;

очистка водосточно-дренажных сетей от наносов и засоров, закрытие колодцев крышками;

планировочные работы, ликвидация колейности, скашивание травы и уплотнение поверхности летных полос;

обновление дневной маркировки аэродромных покрытий, ремонт, изготовление или обновление переносных аэродромных, маркировочных и дорожных знаков, а также трафаретов с запрещающими, предписывающими, информативно-указательными и т.п. надписями;

заготовка строительных материалов для ремонта и содержания сооружений летного поля в зимний и весенний периоды, а также песчано-солевой смеси для ликвидации зимней скользкости на внутриаэропортовых дорогах и площадях аэропорта;

обозначение специальными знаками-маркерами границ площадей очистки и уплотнения снега, мест выкладок снега, водоприемных, смотровых колодцев и устьевых сооружений коллекторов, установка снегозащитных ограждений;

разработка и утверждение руководством авиапредприятия Плана зимнего содержания аэродрома (льдоснегоуборочных работ на летном поле) и доведение его до всех служб.

5.2.21. В Плане зимнего содержания аэродрома рекомендуется отразить и разработать:

схему летного поля с расположением и размерами его элементов, содержащихся методом очистки (уплотнения) снега, с указанием очередности и времени выполнения работ; мест выкладок снега на летном поле; альбом технологических карт и схем уборочных работ с расчетами согласно настоящему разделу Руководства;

особенности организации взаимодействия между участниками уборочных работ, службами;

наличие техники и возможности выделения дополнительного количества льдоснегоуборочных машин и оборудования для выполнения работ, а также посменную обеспеченность их водительским и техническим персоналом;

готовность устройств для измерения сцепления, приборов и оборудования для оценки параметров состояния летного поля в зимнее время;

порядок сбора и передачи информации о состоянии летного поля.

5.2.22. Потребность аэродромов в антигололедных химических реагентах для борьбы с гололедными и снежно-ледяными образованиями рекомендуется определять в соответствии с "Инструкцией по применению химических реагентов для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях".

5.2.23. Работы по подготовке летного поля рекомендуется разбивать на следующие очереди:

первая: очистка ИВПП (очистка одной из ИВПП, если их две), КП (при ее наличии), ЛП на ширину 10 м от границы ИВПП, рабочие РД перроны, "огни" на летной полосе, подготовка зон КРМ, ГРМ;

вторая: подготовка запасной ГВПП, очистка МС, остальных РД, обочин РД на ширину 10 м;

третья: очистка ЛП на ширину 25 м от боковых границ ИВПП на всей длине ЛП, обочин перронов и МС с планировкой сопряжений очищенных участков с неочищенными; очистка подъездных путей к объектам радиосвязи, ГСМ, внутриаэропортовых дорог и т.д.

5.2.24. Очистку от снега элементов летного поля, относящихся к первой очереди, рекомендуется проводить с начала снегопада методом патрулирования.

Работы, относящиеся к последующим очередям, рекомендуется начинать после окончания работ предыдущей очереди.

5.2.25. Удаление гололедных и снежно-ледяных образований с искусственных покрытий ВПП рекомендуется выполнять: химическим методом при температуре воздуха минус 5°С не более чем за 1,5 ч и ниже минус 5°С комбинированным способом (химический метод и тепловой) не более чем за 2,5 ч после начала уборочных работ. В случаях вынужденного применения теплового способа борьбы с образовавшимся гололедом работы следует выполнять не более чем за 2 ч, если температура воздуха до минус 5°С, а при температуре ниже минус 5 °С не более чем за 3 ч.

5.2.26. Удаление гололедных образований с аэродромных покрытий рекомендуется производить в такой последовательности: ИВПП, места примыкания РД к ИВПП, места поворотов РД, прямые участки РД, перрон и МС.

5.2.27. Для предотвращений разрушений огней углубленного типа запрещается применять плужно-щеточные машины с отвалами без резиновых накладок.

5.2.28. Основные средства зимнего содержания летных полей аэродромов и их характеристики приведены в прил. 10.

5.2.29. Работы по удалению снежных отложений с искусственных аэродромных покрытий производятся в соответствии с технологическими картами и схемами маршрутов движения машин согласно утвержденному Плану зимнего содержания аэродрома.

5.2.30. Работа плужно-щеточных снегоочистителей организуется на всю ширину ИВПП таким образом, чтобы они последовательно один за другим (уступами) двигались от оси ИВПП к обочинам с перекрытием предыдущего следа на определенную величину b_пер. Минимальное расстояние между движущимися машинами принимается равным величине 1/2 скорости их движения. Первый снегоочиститель движется по ИВПП в зависимости от погодно-климатических условий (ветер, интенсивность осадков). Следующая машина идет за первой на расстоянии не ближе 15-20 м.

Каждая последующая машина должна двигаться, перекрывая очищенную ранее полосу. Ширина b_пер зависит от типа снегоочистителя. Для машины типа ПМ-130, идущей второй, ширина перекрытия составляет 0,25 м, третьей - 0,35-0,4 м и т. д. Таким образом, при снегоочистке ИВПП крайняя машина в отдельных случаях может двигаться только с перекрытием, близким к ширине захвата снегоочистителя.

5.2.31. В начале снегопада снег рекомендуется убирать только щетками. По мере увеличения слоя снега и его объема должны включаться в работу одноотвальные плуги при непрекращающейся работе щеток и воздуходувок.

В тех случаях, когда снегоуборочные работы начинаются по окончании снегопада и при значительном слое снега, целесообразно работу плужно-щеточных снегоочистителей разделить на две группы: первая группа машин сдвигает снег плугом, а вторая - подметает щетками.

5.2.32 Работа плугом по сгребанию и перемещению снега может продолжаться до тех пор, пока уборочная машина не начнет испытывать значительного сопротивления движению из-за увеличивающейся толщины и плотности перемещаемого снега. В таких отдельных случаях дальнейшее перемещение очищаемого снега с последующим его обвалованием можно продолжить, применяя более мощные уборочные средства.

5.2.33. Сопряжение очищенных площадей покрытий и неочищенных грунтовых участков летного поля достигается устройством пологих снежных сопряжений с уклоном 1:10 ножом автогрейдера, установленным под углом, либо специальным откосником, прикрепляемым к ножу автогрейдера. При снегопадах в условиях отрицательных температур снег с покрытия не рекомендуется убирать, если ожидается переход его в переохлажденный дождь или изморозь. Рекомендуется в процессе очистки поверхность покрытий обрабатывать "под снег" антигололедным реагентом.

5.2.34. При очистке от снега ВПП рекомендуется учитывать направление ветра и скорость его боковой составляющей в технологии уборочных работ аэродромными уборочными машинами и плужно-щеточными снегоочистителями:

до 3-5 м/с очистка производится в направлении от оси ВПП к обочинам на всю ее ширину;

5-10 м/с уборочные работы выполняются на участках ВПП с двух неравных частей по ее ширине: с большей части (до 2/3 ширины) снег очищается в направлении ветра, а с меньшей части (до 1/3 ее ширины) - против ветра;

более 5-10 м/с уборочные работы следует проводить только в направлении ветра, а холостые ходы рекомендуется избегать поворотом плужных отвалов в конце каждого рабочего гона.

5.2.35. В отдельных случаях снегоочистка покрытий может эффективно выполняться ветровыми машинами, поскольку производительность их при уборке сухого снега достигает 50 га/ч, а мокрого - до 20 га/ч. Наибольший эффект от их применения можно достигнуть только при очистке покрытий от сухого снега при температуре воздуха ниже 10°С, а мокрого снега - при температуре, близкой к 0°С. Уборка снега с помощью ветровых машин до минус 7°С вообще не рекомендуется, так как при таких условиях может происходить оплавление и примерзание талого снега к покрытию.

5.2.36. В случаях использования ветровых машин при снегоуборочных работах рекомендуется учитывать скорость боковой составляющей и направление ветра в технологии уборочных работ следующим образом:

до 3-5 м/с работы следует проводить от оси ВПП, сдувая снег к обочинам;

более 5 м/с уборочные работы следует вести в направлении ветра, начиная от обочины ВПП к месту укладки снега.

5.2.37. На участках летного поля, где очистка от снега производится с последующей его вывозкой в места выкладок снега, образующиеся валы от плужно-щеточных машин шириной более 2,5 м рекомендуется переформировать, ("подбить валы") с помощью автогрейдеров так, чтобы они соответствовали ширине захвата снегопогрузочных машин.

5.2.38. Качество очистки покрытий от снега обеспечивается в том случае, если отвал, сдвигая основную массу снега, оставляет после себя слой высотой 10-15 мм, легко сметающийся щеткой. Поэтому необходимо систематически контролировать состояние резиновых ножей отвала. Они должны иметь одинаковую высоту и при опущенном отвале плотно по всей ширине захвата прилегать к поверхности покрытия. Высота ножей должна быть в пределах 25-150 мм, с равномерным износом. Плуг должен легко поворачиваться на поворотной раме вправо и влево и надежно фиксироваться. Просадка ворса щетки, прижатой к аэродромному покрытию, должна быть одинаковой по всей ее длине и находиться в пределах 15-30 мм, а длина ворса щетки - 90-220 мм. Щетка должна работать при минимальном обжатии ворса, обеспечивая при этом полное отделение снега от поверхности покрытия.

5.2.39. Рабочая скорость машины при снегоочистке зависит от общей нагрузки на снегоочиститель, которая возрастает при увеличении интенсивности снегопада. При патрульной очистке в случае снегопада интенсивностью более 3 мм/ч отечественные плужно-щеточные машины работают, как правило, со скоростью 12-18 км/ч, а если интенсивность снегопада менее 3 мм/ч, то рабочая скорость может достигать 30 км/ч и более.

5.2.40. Для предотвращения наката и снежно-ледяных образований в аэропортах с большой интенсивностью движения ВС в зимнее время не всегда можно быстро убрать снег в пределах ограничений по слою снега (обычно этот слой не превышает 5 см). В этих случаях рекомендуется использовать технологию, основанную на комплексном применении снегоуборочной техники и антигололедных реагентов.

Процесс снегоочистки с применением антигололедных реагентов предусматривает следующие этапы:

1. Период от начала снегопада до момента внесения антигололедных реагентов в снег; он должен полностью исключить возможность образования растворов при последующей обработке снежной массы реагентом; продолжительность этого периода составляет 15-45 мин.

2. Промежуток времени между обработкой покрытия антигололедными реагентами и уборкой снега; в этот период на покрытиях, обработанных реагентами, происходит накопление выпадающего снега.

3. Уборка снега. Реагенты рекомендуется разбрасывать по поверхности покрытия в зависимости от температуры воздуха, исходя из следующих норм расхода:

при температуре до минус 6°С - 15 г/м2;

при температуре минус 6°С и ниже - 25 г/м2.

5.2.41. В процессе эксплуатации летного поля может возникнуть необходимость уборки уплотненного снега, снежно-ледяных накатов и образующегося при этом льда, который может иметь толщину более 20 мм. Рекомендуется использовать метод уборки, изложенный в пп. 5.2.69-5.2.70 настоящего Руководства.

5.2.42. РД, МС и перроны с искусственными покрытиями должны полностью очищаться от снега. Очистку перрона и МС рекомендуется выполнять плужно-щеточными снегоочистителями по мере освобождения покрытий от ВС. Движение машин организуется по кольцевой или челночной схеме в зависимости от конфигурации покрытий МС или перрона, направления и скорости ветра, а также наличия на стоянках ВС. Рекомендуется перебуксировка ВС из неочищенной зоны в очищенную.

5.2.43. При отсутствии на стоянках ВС уборку снега можно вести обычными средствами механизации, а в непосредственной близости от ВС - малогабаритными снегоочистителями.

Для очистки от снега рекомендуется использовать кольцевую схему движения машин, согласно которой пути их движения совпадают с путями движения ВС. Она позволяет магистральные пути очищать в первую очередь.

5.2.44. Валы снега, образующиеся на внутренних участках при снегоуборке перронов и МС, рекомендуется сдвигать бульдозерами или сдвоенными машинами ПМ-130 к границам покрытий или перебрасывать роторными снегоочистителями с повторным обвалованием и дальнейшей уборкой. В этих случаях можно применить также метод вывозки снега.

5.2.45. Снег, собранный в валы и кучи, необходимо своевременно удалять.

Для удаления обвалованного снега могут использоваться следующие способы: вывоз автотранспортом на места для выкладки снега; перекидка роторными снегоочистителями на свободные территории.

Снег загружают в самосвалы снегопогрузчиками или роторными снегоочистителями, оборудованными улиткой. Для повышения объема и грузоподъемности кузова самосвала его рекомендуется оборудовать съемными бортами высотой не менее 600-1200 мм (табл. 5.4).

В зависимости от размеров вала, расстояния вывоза и других условий за каждым снегопогрузчиком рекомендуется закреплять определенное количество самосвалов, которое должно обеспечивать его непрерывную работу без простоев (табл. 5.5).

Места выкладки снега, вывозимого с территории аэродрома, должны быть согласованы и определены заранее.


Таблица 5.4

 
-----------------T------------------T-----------------T-----------------¬
¦Марка самосвала ¦Высота наращенных ¦    Объем, м3    ¦    Масса, т     ¦
¦                ¦      бортов      ¦                 ¦                 ¦
+----------------+------------------+-----------------+-----------------+
¦ЗИЛ-ММЗ-585     ¦       700        ¦        7        ¦       3,2       ¦
¦                ¦                  ¦                 ¦                 ¦
¦То же           ¦       900        ¦        9        ¦       3,9       ¦
¦                ¦                  ¦                 ¦                 ¦
¦ЗИЛ-ММЗ-555     ¦       600        ¦        8        ¦       3,6       ¦
¦                ¦                  ¦                 ¦                 ¦
¦То же           ¦       900        ¦       10        ¦       4,5       ¦
¦                ¦                  ¦                 ¦                 ¦
¦МАЗ-205         ¦       700        ¦       9,3       ¦       5,6       ¦
¦                ¦                  ¦                 ¦                 ¦
¦МАЗ-503         ¦       1200       ¦      15,8       ¦       7,9       ¦
L----------------+------------------+-----------------+------------------
 

Таблица 5.5

 
------------------T-----------------------------------------------------¬
¦Дальность вывозки¦Требуемое количество самосвалов при погрузке снега из¦
¦    снега, км    +--------------------------T--------------------------+
¦                 ¦ сплошного снежного вала  ¦   отдельных куч снега    ¦
+-----------------+--------------------------+--------------------------+
¦        1        ¦           3-4            ¦            2             ¦
¦                 ¦                          ¦                          ¦
¦        2        ¦           4-5            ¦            2             ¦
¦                 ¦                          ¦                          ¦
¦        3        ¦           5-6            ¦            3             ¦
¦                 ¦                          ¦                          ¦
¦        4        ¦           6-7            ¦            4             ¦
¦                 ¦                          ¦                          ¦
¦        5        ¦           8-9            ¦            5             ¦
L-----------------+--------------------------+---------------------------
 

Борьба с гололедными и снежно-ледяными образованиями на аэродромах (вертодромах)


5.2.46. Гололед представляет собой тонкий слой плотного льда толщиной преимущественно от 0,5 до 4 мм. Гололед образуется в диапазоне температур от 0 до минус 6°С при охлаждении и замерзании переохлажденных капель дождя, мороси или тумана. Начало образования гололеда происходит при скоростях ветра до 7 м/с и относительной влажности воздуха 94-100%.

Гололедно-изморозные образования и гололедица появляются на покрытии при замерзании воды или слякоти с понижением температуры ниже 0°С, а также при резком колебании температуры воздуха.

Снежно-ледяные образования возникают при формировании слоя уплотненного снега на покрытиях, который преобразуется в снежно-ледяной накат, далее в лед толщиной 20 мм и более.

5.2.47. Продолжительность формирования гололедных явлений может составлять от 1 до 17 ч в зависимости от местных метеорологических условий.

Повторяемость возникновения гололедных образований в различных районах РФ неодинакова и может достигать по данным метеорологических станций до 40 и более раз в году.

5.2.48. Борьба с гололедными и снежно-ледовыми образованиями на аэродромных покрытиях химико-механическим способом должна заключаться в предотвращении возникновения гололедных образований путем своевременной обработки поверхности покрытий химическими реагентами до начала или в период их формирования.

5.2.49. Не допускается раствор химреагента оставлять на покрытии. Поэтому поверхность покрытий после льдоуборочных работ должна тщательно очищаться, а при необходимости и подсушиваться.

5.2.50. Для борьбы с гололедными образованиями на всех типах покрытий, кроме цементобетонных, имеющих возраст бетона менее двух лет, применяется химический реагент АНС, на асфальтобетонных - карбамид.

5.2.51. На аэродромных покрытиях, обработанных защитными пропиточными составами на основе нефтеполимерных смол типа СИС (стирольно-инденовая смола) и НЛС (нефтеполимерная лакокрасочная смола), а также на основе гидрофобизирующих кремний-органических соединений (КОС) и кольматирующих составов нефтеполимерных смол (НПС) допускается применение реагентов независимо от возраста цементобетона.

Пропитка покрытий может проводиться согласно "Рекомендациям по защите нефтеполимерными составами аэродромных цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений" (М., ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1985 г.) и "Указаниям по повышению долговечности аэродромных цементобетонных покрытий" (М. ГПИ и НИИ ГА Аэропроект, 1983 г.)

5.2.52. Химические антигололедные реагенты представляют собой гранулы диаметром до 3 мм белого цвета, легко растворимые в воде. Объемная масса гранулированного реагента находится в пределах 0,7-0,9 г/см3.

Основные показатели химических антигололедных реагентов приведены в табл. 5.6.


Таблица 5.6

 
-------------------------T----------------------------------------------¬
¦       Показатели       ¦             Химические реагенты              ¦
¦                        ¦                                              ¦
¦                        +------------------------------T---------------+
¦                        ¦     АНТ ТУ 113-03-613-86     ¦ Карбамид ГОСТ ¦
¦                        ¦                              ¦2081-92 марки А¦
¦                        ¦                              ¦ (высшего и 1  ¦
¦                        ¦                              ¦    сорта)     ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Составы       химических¦Нитрат   кальция,    мочевина,¦Мочевина       ¦
¦антигололедных реагентов¦антигибитор    ОП-7,    ОП-10,¦               ¦
¦                        ¦неонол АФ 9-12                ¦               ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Химическая формула      ¦    Са(NО3)2х4СО(NН2)2+ПАВ    ¦   CO(NH2)2    ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Эвтектическая           ¦             -22              ¦      -12      ¦
¦температура, °С         ¦                              ¦               ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Температурная    граница¦             -12              ¦      -5       ¦
¦применения, °С          ¦                              ¦               ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Рассыпчатость,   %   (по¦             100              ¦      100      ¦
¦ГОСТ 215605-82)         ¦                              ¦               ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Массовая доля ПАВ  (ОП-7¦            2-3,5             ¦       -       ¦
¦или ОП-10), %           ¦                              ¦               ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Неонол АФ 9-12, %       ¦           1,5-3,0            ¦       -       ¦
+------------------------+------------------------------+---------------+
¦Физическое состояние    ¦Гранулы  белого,   желтоватого¦Гранулы  белого¦
¦                        ¦или серого цвета              ¦цвета          ¦
L------------------------+------------------------------+----------------
 

5.2.53. Для предотвращения образования гололеда реагент рекомендуется применять в виде водных 30-50% - растворов при температурах не ниже минус 6°С.

5.2.54. Гранулированные реагенты проплавляют весь слой льда, снижают его адгезию с покрытием и производят его отслаивание.

Время плавления гранулированными реагентами составляет 10-30 мин.

5.2.55. На подъездных и внутриаэродромных дорогах борьба со скользкостью должна проводиться в соответствии с правилами зимнего содержания автомобильных дорог.

5.2.56. Для удаления снежно-ледяных образований рекомендуется использовать бульдозеры, автогрейдеры и т.п. машины, оборудованные отвалами, на которые навешивают специальные ножи. Для этого на обычные ножи заводского изготовления на расстоянии 100 мм приваривают с наружной стороны выступы из круглой стали с выпуском на 20-25 мм ниже режущей кромки. В авиапредприятиях, не имеющих в достаточном количестве машин, ножи которых можно переоборудовать, рекомендуется использовать сельскохозяйственные пригруженные бороны.

Нормы расхода жидких химических реагентов (л/м2) на разрушение снежно-ледяного слоя в зависимости от температуры воздуха при глубине канавок 20 мм и ширине между ними 50-60 мм даны в табл. 5.7.


Таблица 5.7

 
-----------------T--------T--------------------------------T------------¬
¦  Наименование  ¦Концент-¦При толщине снежно-ледяного слоя¦Дополнитель-¦
¦     жидких     ¦рация, %¦   40 - 50 мм при температуре   ¦но на каждые¦

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9

< < Обновление, архив



 
Правовые новости