Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов РФ (РЭГА РФ-94)
Архив. Правовая библиотека. Текст документа по состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 6
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9
¦асфальтобетонное покрытие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Мокрый асфальтобетон ¦ 0,3 ... 0,6 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Асфальтобетон, местами лужи ¦ 0,28 ... 0,40 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Уплотненный снег при температуре ниже -¦ 0,3 ... 0,5 ¦ ¦15°С ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Уплотненный снег при температуре выше -¦ 0,2 ... 0,25 ¦ ¦14°С ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Лед при температуре выше - 10°С ¦ 0,1 ... 0,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Лед тающий ¦ 0,05... 0,1 ¦ L------------------------------------------+-----------------------------
5. При оценке вида осадков атмосферные осадки представляются в информации числовым кодом от 1 до 9 с соответствующей каждому числу кода описательной характеристикой:
NIL - чисто и сухо;
1 - влажно;
2 - мокро или отдельные участки стоячей воды;
3 - иней или изморозь;
4 - сухой снег;
5 - мокрый снег;
6 - слякоть;
7 - лед;
8 - уплотненный или укатанный снег;
9 - мерзлый снег с неровной поверхностью (борозды, рытвины).
Понятие "влажно" соответствует состоянию, когда поверхность изменяет цвет вследствие наличия влаги.
"Мокро" - поверхность пропитана водой, но стоячая вода отсутствует.
"Участки воды" - видны участки стоячей воды.
"Иней или изморозь" - снеговидные кристаллические льдообразования на поверхности покрытия, образующиеся, как правило, в утренние часы и связанные с охлаждением поверхности.
"Сухой снег" - снег, который будучи в рыхлом состоянии может сдуваться ветром или рассыпаться; плотность - до, но не включая 0,35.
"Мокрый снег" - снег, который не рассыпается и образует или имеет тенденцию образовывать снежный ком; плотность - от 0,35 и до, но не включая 0,5.
"Слякоть" - пропитанный водой снег, который при ударе разбрызгивается в стороны; плотность от 0,5 до 0,8.
"Лед" - вода в замерзшем состоянии, на аэродромных покрытиях проявляется в виде гололеда или гололедицы, как результат замерзания переохлажденного дождя или имевшейся на покрытии воды; плотность - до 0,9.
"Уплотненный или укатанный снег" - снег, спрессованный в твердую массу, который при отрыве от земли не рассыпается или же ломается на куски; плотность - 0,5 и выше. Образуется в результате многократного механического воздействия пешеходов или колес транспортных средств.
"Мерзлый снег" - длительно лежавший на неэксплуатируемом покрытии и пропитанный замерзшей водой снег, имеет шероховатую поверхность; удельный вес около 0,8. На аэродромах может образовываться в результате замерзания неубранного снежно-ледяного наката или льда.
Для повышения объективности оценки вида атмосферных осадков выполняются измерения их плотности. Методика определения плотности приведена в прил. 13.
Осадки в виде сплошного слоя воды, распределенные на поверхности песка, пыли, грунта и т.п., представляются в информации открытым текстом понятиями: "залитая водой", "песок" и т.п.
6. При оценке состояния покрытия необходимо давать сведения о толщине слоя каждого вида осадков в соответствии с принятым кодовым обозначением.
По значениям толщин слоя осадков в конкретных точках вычисляются среднеарифметические величины для каждого участка ВПП.
Толщина слоя жидких осадков (воды) измеряется переносными устройствами типа ОЛ-1.
Оптическая линейка ОЛ-1 (рис. 4) представляет собой пластину из оргстекла размерами 125x35x10 мм, на рабочей поверхности которой выфрезерованы продольные и поперечные борозды шириной 5 мм и глубиной 5 мм и ромбовидные выступы. С одной стороны пластины установлен опорный винт, головка которого выступает на 11,7 мм над плоскостью рабочей поверхности.
При установке линейки головкой винта на горизонтальную поверхность покрытия плоскость рабочей поверхности устанавливается наклонно таким образом, что выступы линейки располагаются на заданном расстоянии от покрытия последовательно в диапазоне 0...10 мм с шагом 0,25 мм. При наличии на покрытии слоя воды толщиной до 10 мм часть выступов, находящихся на расстоянии от поверхности, равно толщине слоя воды, касается воды и смачивается, что изменяет оптическую прозрачность пластины, которая визуально определяется при осмотре линейки.
По последнему смоченному ромбу определяется толщина слоя воды. Погрешность измерения толщины слоя воды линейкой ОЛ-1 не превышает +-0,25 мм. Оптическая линейка ОЛ-1 метрологически аттестована.
Толщина слоя снега, слякоти на ВПП измеряется с помощью переносной металлической линейки длиной 250 мм по ГОСТ 427-75. Погрешность не более +-1 мм.
7. Информация о степени наличия осадков на покрытии по площади относится к дополнительным сведениям, даваемым открытым (не закодированным) текстом. Степень наличия осадков на покрытии характеризуется в процентах отношением площади, покрытой загрязнениями, к общей рабочей площади, при этом используется следующая градация оценки:
10% при осадках на площади менее 10% ВПП;
25% при осадках на площади 11...25% ВПП;
50% при осадках на площади 26...50% ВПП;
100% при осадках на площади 51... 100% ВПП.
Информация о степени наличия осадков на ВПП в процентах записывается в "Журнал учета состояния летного поля".
Наличие осадков оценивается визуально при осмотре ВПП. В качестве точек отсчета размеров загрязненных участков используются боковые посадочные огни, а на цементобетонных покрытиях - швы температурных деформаций.
Приложение 7
Методика прогнозирования льдообразований на аэродромных покрытиях
1. Назначение и область применения Методики
Настоящая Методика предназначена для использования аэродромными службами аэропортов в качестве пособия при составлении ориентировочного прогноза возможности льдообразования на искусственных покрытиях аэродромов.
При составлении прогноза льдообразования необходимо использовать наряду с расчетными параметрами настоящей Методики данные аэродромного метеорологического центра (АМЦ).
Методика разработана на основе исследований, проведенных ГПИ и НИИ Аэропроект.
2. Основные исследования прогнозирования льдообразований на искусственных покрытиях аэродромов
Исследованиями установлены следующие интервалы значений параметров покрытия и приземного слоя воздуха, при которых происходит льдообразование:
- температура воздуха от 1 до минус 5°С;
- относительная влажность воздуха от 86 до 98%;
- дефицит точки росы от 0 до минус 7°С;
- разность температур воздуха и поверхности покрытия от 2 до 4°С.
- разность температур поверхности покрытия и точки росы от 0 до минус 2°С.
При условиях, характеризуемых значениями одного или нескольких из названных параметров, не входящих в указанные интервалы, как правило, льдообразования на покрытии не происходит.
Взаимосвязь параметров, характеризующих возможность льдообразования, приведена в виде номограммы на рис. 1. Обозначения, приведенные на номограмме:
Т - температура воздуха в слое толщиной не более 2 см от поверхности в покрытия, °С; фи - влажность воздуха у поверхности покрытия,%, Т - дефицит точки росы (разность температур воздуха и точки росы при р данной влажности), °С; Т - температура поверхности покрытия (средняя величина по толщине слоя п на глубину 3 мм), °С.
Номограмма позволяет при известных параметрах системы "Приземный слой - поверхность покрытия" определить путем графических построений вероятность льдообразования, а при использовании прогнозируемых значений параметров позволяет составить предварительный прогноз возможности льдообразования.
Степень надежности прогноза льдообразования, полученного с помощью номограммы, определяется степенью надежности значений используемых параметров.
3. Методика определения наличия и прогнозирования льдообразования
Методика определения наличия или прогнозирования льдообразования с помощью номограммы (рис. 1) основана на нахождении места расположения точек с заданными параметрами относительно площадей номограммы, характеризующих условия с разной степенью вероятности льдообразования. При расположении точек в пределах площадей АВСДЕ на I и III квадрантах параметры соответствуют условиям, при которых в 100% случаев наблюдается льдообразование.
При расположении точек в пределах площади АВСДЕ только в одном I или III квадрантах параметры соответствуют условиям, при которых в 90% случаях наблюдается льдообразование.
При расположении точек вне пределов площадей АВСДЕ, но в пределах площадей BLДК I и III квадрантов параметры соответствуют условиям, при которых льдообразование отсутствует, но при незначительном изменении параметров льдообразование возможно. Попадание точек, характеризующих параметры системы, в площадь BLДК говорит о необходимости постоянного контроля за параметрами системы.
Номограмма может быть использована для естественных условий льдообразований, т.е. данные номограммы не учитывают изменений условий льдообразования вследствие воздействия химического реагента и высокотемпературных газовоздушных потоков от работающих авиадвигателей.
3.1. Последовательность определения наличия льдообразования с помощью номограммы
Необходимые исходные данные: температура и влажность воздуха в приземном слое и температура поверхности покрытия.
Порядок работы:
по шкале Т_в через точку, соответствующую температуре воздуха Т_в, проводится горизонтальная линия в квадранте II до пересечения с линией, соответствующей влажности в точке O_1;
из точки О_1, проводится вертикальная линия в I квадранте до пересечения с горизонтальной линией в точке О_2, проходящей через точку шкалы Т_п соответствующую температуре поверхности покрытия;
через точку шкалы Т_вх соответствующую температуре воздуха, проводится вертикальная линия в квадрант III до пересечения с горизонтальной линией в точке О_3, проходящей через точку шкалы Т_п, соответствующую температуре поверхности покрытия.
Точка О_2 расположена вне площади АВСДЕ в квадранте I, а в квадранте III точка О_3 принадлежит площади АВСДЕ. Это означает, что при условиях Т_в = -4°С; Т_п = -5°С и фи = 90%, в 90% случаев наблюдается льдообразование при тех же температурах, но при фи=95% пересечение с линией Т_п (точка О_2) окажется в площади АВСДЕ, что соответствует 100% случаев льдообразования.
При параметрах системы Т_в = -2°С; Т_п = -7°С; фи = 90% точки Р_2 и Р_3 находятся вне площадей АВСДЕ в квадранте I, а в квадранте III точка О_3 принадлежит площади АВСДЕ, что означает отсутствие льдообразования, но находятся в пределах площади BLДК, что говорит о необходимости постоянного контроля параметров системы, так как при повышении температуры покрытия до минус 6°С (точки Р??? и РЗ) условия соответствуют 100% случаев льдообразования.
3.2. Прогнозирование льдообразования
При прогнозировании льдообразования необходимо использовать прогнозируемые значения Т_в, Т_п и фи.
В настоящее время аэродромы ГА не оборудованы датчиками температуры воздуха и покрытия в приземном слое, поэтому для практического применения номограммы могут быть рекомендованы полученные закономерности между температурой воздуха, измеренной АМЦ, и температурой поверхности покрытия, полученной в процессе исследований в аэропорту Курумоч.
В качестве температуры воздуха в приземном слое может быть использована с погрешностью +-0,5°С температура воздуха, измеренная АМЦ штатными методами. Наибольшую сложность представляет определение температуры поверхности покрытия.
Температура поверхности покрытия определяется изменением термодинамических параметров системы, зависящих, в первую очередь, от кондуктивного, радиационного и конвективного теплообмена поверхности и окружающей среды.
Динамика изменения температуры покрытия зависит от динамики температуры воздуха, в результате испытаний получена зависимость отношения градиентов температур покрытия и воздуха от степени облачности, которая представлена графически на рис. 2.
Использование приведенной на рис. 2 зависимости возможно при определении точки отсчета температур воздуха и покрытия. За такую точку отсчета может быть принята температура воздуха, которая, как правило, в течение суток два раза совпадает с температурой поверхности покрытия.
Из анализа суточного хода температур воздуха и поверхности ИВПП установлена взаимосвязь, приведенная в табл. 1, между временем суток, когда температура воздуха практически равна температуре поверхности покрытия, и степенью облачности.
На температуру поверхности оказывает влияние скорость ветра. Так, при скорости 5 м/с, температура поверхности на 1°С ниже температуры при отсутствии ветра.
Таблица 1
Время суток, соответствующее равенству температур воздуха и покрытия
-------------------------T----------------------------------------------¬ ¦ Месяц ¦ Степень облачности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------T---------------T--------------+ ¦ ¦Ясно < 4 баллов¦ 4 балла ¦ Пасмурно > 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ баллов ¦ +------------------------+---------------+---------------+--------------+ ¦Декабрь, январь ¦ 6 - 7 ¦ 8 - 9 ¦ 9 - 10 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12 - 13 ¦ 14- 15 ¦ 15 - 16 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Ноябрь, февраль, ¦ 5 - 6 ¦ 7 - 8 ¦ 6 - 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Март ¦ 14 - 15 ¦ 15 - 16 ¦ 17 - 18 ¦ L------------------------+---------------+---------------+---------------
3.3. Последовательность расчетов при определении температуры поверхности ИВПП
Пример. Определить температуру поверхности в конце февраля в 19 ч. Облачность 6 баллов, температура воздуха в 19 ч - Т_в19 = - 8°С.
Из графика рис. 2 определяется отношение градиентов (при облачности 6 баллов)
Дельта Т п ----------- = 0,5. Дельта Т в
Из табл. 1 определяется время, когда Т_в = Т_п , при облачности выше 4 баллов Т_в = Т_п в феврале в 17-18 ч.
По данным АМЦ устанавливается, что Т_в в 17 ч была минус 5°С или Т_в17 = T_п17 = -5°С.
Вычисляется степень снижения температуры покрытия за период в 2 ч
Т - Т в17 п19 3 Дельта Т = Дельта Т х 0,5; Дельта Т = ----------- = --- = 1,5°С; п в в 19 - 17 2 Дельта Т = 0,75°С п Дельта Т = Дельта Т - Дельта Т х (19 - 17) = -5 - 1,5 = -6,5°С п19 п17 п
Таким образом, расчетная температура поверхности в 19 ч составляет минус 6,5°С.
При наличии ветра скоростью 5 м/с температура поверхности будет минус 7,5°С.
Вычисленная температура поверхности используется при определении с помощью номограммы возможности льдообразования.
3.4. Учет влияния химического реагента на температуру льдообразования
При прогнозировании льдообразования следует учитывать возможность снижения температуры льдообразования за счет остаточного действия химического реагента типа Карбамид.
При применении химического реагента льдообразование происходит вследствие замерзания его водного раствора. Температура замерзания водных растворов химреагента в зависимости от концентрации приведена в табл. 2.
Таблица 2
-----------------T----T----T----T-----T----T----T------T-----T----T-----¬ ¦ Концентрация ¦ 5 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 20 ¦ 25 ¦ 30 ¦ 35 ¦ 40 ¦ 45 ¦ 50 ¦ ¦ раствора,% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------T--------+----+----+----+-----+----+----+------+-----+----+-----+ ¦Темпе- ¦АНС ¦-1,2¦-2,5¦-3,9¦-5,2 ¦-6,8¦-8,5¦-10,2 ¦ -13 ¦-16 ¦-19,5¦ ¦ратура +--------+----+----+----+-----+----+----+------+-----+----+-----+ ¦замер- ¦Карбамид¦-1,2¦-2,6¦ -4 ¦-5,8 ¦-7,8¦-10 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦зания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦раство-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ра ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------+--------+----+----+----+-----+----+----+------+-----+----+------
Концентрация раствора химического реагента, образующегося на покрытии вследствие выпадения снега или переохлажденного дождя, может быть определена для нормы россыпи химреагента в 100 г/м2 по табл. 3.
Таблица 3
--------------T-------T------T------T------T-------T------T------T------¬ ¦Концентрация,¦ 50 ¦ 33,3 ¦ 25 ¦ 20 ¦ 14,2 ¦ 10 ¦ 6,25 ¦ 4,75 ¦ ¦% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-------------+-------+------+------+------+-------+------+------+------+ ¦Толщина слоя¦ 0,1 ¦ 0,2 ¦ 0,3 ¦ 0,4 ¦ 0,6 ¦ 0,9 ¦ 1,5 ¦ 2 ¦ ¦воды, мм ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-------------+-------+------+------+------+-------+------+------+-------
Примечание. При выпадении осадков в виде снега толщина слоя воды может быть принята равной 0,1 от толщины слоя свежевыпавшего снега.
Прогнозируемая толщина слоя воды может быть определена по прогнозируемой интенсивности осадков на АМЦ.
4. Регистрация результатов наблюдения
Регистрация результатов наблюдения с целью прогнозирования возможности льдообразования ведется в специальном журнале, форма которого приведена в табл. 4.
Наблюдения и регистрация результатов осуществляется только в периоды, характерные для данной местности условиями льдообразования, как правило, при температурах воздуха от 1 до - 6°С.
Таблица 4
Журнал прогнозирования льдообразования
---------T-------T--------T-------T-------T--------T---------T----------------------T---------------T--------¬ ¦ Дата ¦ Время ¦Темпера-¦ Влаж- ¦ Ско- ¦ Облач- ¦ Вид, ¦ Время начала ¦ Принимаемые ¦Дополни-¦ ¦ ¦ суток ¦ тура ¦ ность ¦ рость ¦ ность, ¦интенсив-¦ льдообразования на ¦ меры ¦тельные ¦ ¦ ¦ ¦воздуха,¦воздуха¦ветра, ¦ баллы ¦ ность ¦ покрытии ¦предупреждения ¦ данные ¦ ¦ ¦ ¦Т_в, °С ¦ ,% ¦ м/с ¦ ¦осадков, ¦ ¦ и расходы, т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (по +-------T--------------+-------T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦воде) мм/¦Прогноз¦ Прогноз факт ¦ Х/р ¦ Ави- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ч ¦по АМЦ ¦ по расчету ¦ ¦ а-ГСМ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+--------------+-------+-------+--------+ ¦ Пример заполнения ¦ +--------T-------T--------T-------T-------T--------T---------T-------T-------T------T-------T-------T--------+ ¦20.02.86¦ 8.00 ¦ -5 ¦ 90 ¦ 3 ¦ 6 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 10.00 ¦ - 5 ¦ 90 ¦ 4 ¦ 6 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 12.00 ¦ -4 ¦ 92 ¦ 4 ¦ 7 ¦Снег, 0,1¦ Снег ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 14.00 ¦ -3 ¦ 92 ¦ 5 ¦ 6 ¦Снег, 0,1¦ Снег ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 16.00 ¦ -3 ¦ 92 ¦ 6 ¦ 6 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 18.00 ¦ -4 ¦ 90 ¦ 5 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦х 20.00¦ -5 ¦ 90 ¦ 4 ¦ 5 ¦ - ¦ - ¦ Гол. ¦ Гол. ¦ ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нет ¦ нет ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 22.00 ¦ -6 ¦ 89 ¦ 4 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦ ¦ 24.00 ¦ -4 ¦ 92 ¦ 6 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+--------+ ¦25.02.86¦х 2.00 ¦ -2 ¦ 96 ¦ 6 ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ Гол. ¦ Гол. ¦ 10(3 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РУМ) ¦ ¦ ¦ L--------+-------+--------+-------+-------+--------+---------+-------+-------+------+-------+-------+---------
Примечание: "х " - время прогноза.
Приложение 8
Требования к качеству очистки покрытий средствами механизации и методика контроля эффективности действия их рабочих органов
1. Качество очистки покрытий от всех видов осадков характеризуется параметрами: коэффициент сцепления, вид и толщина слоя осадков.
Методы и средства оценки поверхности покрытий изложены в прил. 6.
Качество очистки покрытий от атмосферных осадков считается приемлемым, если очистка покрытий выполняется машинами и механизмами с эффективностью уборки не ниже значений, приведенных в табл. 1.
Под эффективностью уборки понимается отклонение количества убранных осадков от их количества до уборки (в процентах). Эффективность уборки применяемых средств механизации должна определяться при номинальных условиях их работы, т.е. при рабочих скоростях движения.
Таблица 1
Требования к эффективности уборки аэродромных уборочных машин
-----T-------------------T---------------------------T------------------¬ ¦N п/¦ Тип уборочной ¦Состояние поверхности, вид ¦ Минимальная ¦ ¦ п ¦ машины, рабочего ¦ загрязнения ¦ эффективность ¦ ¦ ¦ органа ¦ ¦ уборки, % ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 1 ¦Плужный ¦Снег: свежевыпавший с¦ 85 ¦ ¦ ¦снегоочиститель ¦объемным весом до 0,2 г/м3,¦ ¦ ¦ ¦ ¦не примерзший с силой¦ ¦ ¦ ¦ ¦сцепления не более¦ ¦ ¦ ¦ ¦0,02 кг/м2, толщина слоя до¦ ¦ ¦ ¦ ¦5 см ¦ ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 2 ¦Щеточный рабочий¦Снег по п. 1, толщиной до¦ 100 ¦ ¦ ¦орган ¦15 мм ¦ ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 3 ¦Газоструйный ¦Снег по п. 1, толщиной¦ 100 ¦ ¦ ¦рабочий орган -¦слоя, распределенного по¦ ¦ ¦ ¦воздуходувка ¦ширине захвата щетки, до¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 мм ¦ ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 4 ¦Роторный ¦Валы снега на искусственном¦Толщина ¦ ¦ ¦снегоочиститель ¦покрытии ¦оставляемого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неубранного слоя¦ ¦ ¦ ¦ ¦не более 10 мм ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 5 ¦Вакуумная уборочная¦Свободнолежащие скрепки с¦ ¦ ¦ ¦машина при скорости¦плотностью распределения 50¦ ¦ ¦ ¦движения 16 км/ч ¦скрепок/м2, расположенные: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на открытой поверхности; ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в швах между плитами¦ 90 ¦ ¦ ¦ ¦покрытия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Мощность всасывания должна¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечивать уборку¦ ¦ ¦ ¦ ¦предметов массой до 100 г ¦ ¦ +----+-------------------+---------------------------+------------------+ ¦ 6 ¦Магнитный рабочий¦Свободнолежащие предметы из¦ 100 ¦ ¦ ¦орган при скорости¦магнитного материала¦ ¦ ¦ ¦16 км/ч ¦(контровочная проволока,¦ ¦ ¦ ¦ ¦болты, гайки, механический¦ ¦ ¦ ¦ ¦ворс и т.п.) ¦ ¦ L----+-------------------+---------------------------+-------------------
Приложение 9
Методические рекомендации по определению количества средств механизации для содержания аэродромов
Определение количества машин и механизмов для очистки покрытий летного поля от снега
1. Определение количества плужно-щеточных и плужно-щеточно-пневматических машин
Количество этих машин определяется по формуле
S x K qh b N = ------------------------- - --------, ед., (1) пщ V (b - b ) x T x K x K (b - b ) э п и тг п где S - площадь очистки элементов летного поля 1-й очереди, м2;. К - поправочный коэффициент на толщину и плотность снега qh (0,86-1,14); V - рабочая (эксплуатационная) скорость отряда машин, м/ч; э b - ширина очистки одной машиной, м; b - ширина перекрытия смежных проходов, м; п К =0,8 - коэффициент использования машины во времени; и К =0,85 - коэффициент технической готовности; тг Т - заданный срок на выполнение снегоочистительных работ, ч.
Рабочую (эксплуатационную) скорость (км/ч) плужно-щеточных и щеточно-пневматических машин определяют по формулам:
Плужно-шеточные машины типа КО-002 (ПМ-130)
2 V = 20(а + кв.корень (а + 39,17)), км/ч, (2) ко - 002 1 1 где а = -19,25 - 19,62 х h - 24,2 х h х ро . 1 сн сн сн
Плужно-щеточные-пневматические машины типа ДЭ-224А
2 V = 30(а + кв.корень (а + 40,92)), км/ч, (3) дэ х 224А 2 2 где а = -21,5 - 35,87 х h - 147,3 х h х ро . 2 сн сн сн
Плужно-щеточные-пневматические машины типа ДЭ-235
30,57 V = --------------------------------, км/ч. (4) дэ-235 1+3,08 х h + 7,45 x h х ро сн сн сн
Плужно-щеточные-пневматические машины типа ПСБ (Финляндия)
2 3 2 V = корень 3-й степени а + кв.корень (а + b ) + корень 3-й степени а - псб 3 3 1 3 2 3 - кв.корень (а + b ), км/ч, (5) 3 1 3072,5 где а = ---------; 3 h х ро сн сн 0,6 671,37 + 729,6 х h + 9835,2 х h х ро сн сн сн b = -------------------------------------------; 1 23,07 х h х ро сн сн
Плужно-шеточно-пневматические машины типа Джет Брум (Швейцария)
2 3 V = корень 3-й степени а + кв.корень (а + b ) + корень 3-й степени а - дв 4 4 2 4 2 3 - кв.корень (а + b ), км/ч, (6) 4 2 2531,74 где а = ---------; 4 h х ро сн сн 0,6 521,37 + 508,29 х h + 8050,93 х h х ро сн сн сн b = ---------------------------------------------. 2 23,07 х h х ро сн сн
Щеточно-пневматичеекие машины прицепные типа НР-3А (Финляндия) и СБ-90 (Швеция)
2 3 V = корень 3-й степени а + кв.корень (а + b ) + корень 3-й степени а - 5 5 3 5 2 3 - кв.корень (а + b ), км/ч, (7) 5 3 2458,0 где а = ---------; 5 h х ро сн сн 0,6 587,87 + 522,88 х h + 6441,18 х h х ро сн сн сн b = ---------------------------------------------. 3 23,07 х h х ро сн сн
По формулам (2-7) определяется эксплуатационная скорость головных плужно-щеточных машин при h(н)_сн - начальной толщине снега, равной 0,05 м, и ро(н)_сн - начальной плотности снега, равной 0,1 т/м3.
При определении эксплутационной скорости замыкающей плужно-щеточной машины в отряде расчет осуществляется при h(х)_сн - конечной толщине снега, равной
н В х ро к сн н h = ------------------ х h , м, сн к сн 2(b - b ) х ро п сн где В - ширина ИВПП, м; b - ширина очистки головной машиной, м; b - ширина перекрытия смежного прохода, м; п к ро = 0,25 - плотность снега в конце очистки, т/м3. сн
Эксплуатационная (рабочая) скорость отряда плужно-щеточных машин определяется как осредненная скорость между головной и замыкающей машинами в отряде и равна
V + V г з V = --------, э 2 где V - скорость головной машины отряда, м/ч; г V - скорость замыкающей машины отряда, м/ч. з
2. Определение количества роторных снегоочистителей и снегопогрузчиков
Количество роторных снегоочистителей и снегопогрузчиков определяют по формуле
S x h х ро сн сн N = -----------------, ед. (8) П х Т х К х К т и тг где h - начальная толщина снега, м; сн ро - плотность снега, т/м3; сн П - техническая производительность, т/ч; т К = 0,6 - коэффициент использования во времени; и K = 0,85 - коэффициент технической готовности; тг S - площадь очистки, м2; Т - заданный срок на выполнение снегоочистительных работ, ч.
3. Определение количества автогрейдеров
Количество автогрейдеров определяют из условия их использования для очистки от снега обочин ИВПП и РД, а также зон КРМ и ГРМ по формуле
К (2 х L х В + S + S ) pоh ИВПП о КРМ ГРМ N = --------------------------------, ед., (9) АГ V x b x T x K х К И ТГ где L - длина ИВПП, м; ИВПП В =10 - ширина очистки обочин ИВПП, м; о S - площадь очистки от снега зон ГРМ, м2; ГРМ S - площадь очистки от снега зон КРМ, м2; КРМ b - ширина захвата плуга автогрейдера, м2; V - рабочая скорость автогрейдера, м/ч; Т - заданный срок выполнения работы, ч; Кpоh - поправочный коэффициент на толщину и плотность снега.
Рабочая скорость автогрейдера определяется по формуле
13,56 V = ------------, км/ч; (10) 1,99 h + 1 сн К = 0,8 - коэффициент использования во времени; И К = 0,85 - коэффициент технической готовности. ТГ
4. Определение количества ветровых машин для очистки покрытий от снега, слякоти и посторонних предметов
К (S + S ) pоh ИВПП РД N = ----------------------, ед., (11) ВМ V x b x T x K х К И ТГ где S , S - площадь очищаемых ИВПП и РД, м2; ИВПП РД К - поправочный коэффициент на толщину и плотность снега (0,86... pоh 1,05), на толщину и плотность слякоти (1,14); V - рабочая скорость ветровой машины, м/ч; b - ширина очистки, м; Т - заданный срок выполнения работы, ч; К =0,95 - коэффициент использования во времени; И К =0,85 - коэффициент технической готовности. ТГ
5. Определение количества гладилок для уплотнения снега на грунтовых элементах летного поля и электромагнитных очистителей для подбора предметов из черного металла (ворса, гаек, болтов и др.)
Количество гладилок для уплотнения снега (электромагнитных очистителей) определяется по формуле
S m = ----------------------, ед., (12) V x b x T x K х К T И ТГ где S - площадь уплотнения (очистки от методических предметов), м2; b - ширина захвата, м; V - рабочая скорость тягового средства, м/ч; Т К =0,95 - коэффициент использования во времени; И К = 0,85 - коэффициент технической готовности; ТГ Т - заданный срок на выполнение работ, ч.
6. Определение количества машин и механизмов для удаления и предупреждения гололедных образований
6.1. Тепловой способ. Необходимое количество машин типа ТМ-59М для удаления гололеда определяют из условия, что эту работу производят на основной ИВПП с момента формирования его образования и она должна быть закончена в течение времени Т (заданного срока на выполнение работы)
S ИВПП N = ----------------------, ед., (13) ТМ V x b x T x K х К И ТГ где S - площадь очищаемой ИВПП, м2; ИВПП V - рабочая скорость тепловой машины, м/ч; b - ширина очистки при удалении гололеда, м; К = 0,95 - коэффициент использования во времени; И К = 0,85 - коэффициент технической готовности. ТГ
6.2. Химический способ. Потребное количество распределителей химического антигололедного реагента определяется по формуле
S ИВПП N = -------------------------------------, ед., (14) ХР П (Т + t + t + t - t ) х К э 1 подг дв1 дв2 пл ТГ где S - площадь обрабатываемой ИВПП, м2; ИВПП П - эксплуатационная производительность, м2/ч; э t - время подготовительных работ (погрузка реагента на складе в подг кузов распределителей с учетом маневрирования), ч;
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9