Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 11

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

- основные нормативные документы, определяющие деятельность кабинетов глазного протезирования и лабораторий индивидуального глазного протезирования по оказанию глазопротезной помощи населению;


- основы топографической анатомии глаза и зрительных путей;

- физиологию зрительного анализатора, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- причины возникновения патологических процессов в органе зрения, механизмы их развития и клинические проявления;

- функциональные методы исследования в офтальмологии;

- вопросы асептики и антисептики в офтальмологии;

- основы фармакотерапии в офтальмологии;

- приемы и методы обезболивания при офтальмологических операциях;

- принципы подготовки больных к операции и ведение послеоперационного периода;

- клиническую симптоматику основных заболеваний органа зрения у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, особенно таких заболеваний, как:

повреждения глазницы и придатков глаза,

проникающие и непроникающие повреждения глазного яблока,

ожоги глаза,

абсолютная глаукома,

пороки развития глаза,

заболевания сосудистого тракта глаза,

нарушения двигательного аппарата глаза,

заболевания конъюнктивы, век, придатков глаза,

абсцесс и флегмона орбиты,

тромбофлебит орбитальных вен и тромбоз пещеристой пазухи.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании больного;

- применить объективные методы исследования и дать интерпретацию результатов;

- определить необходимость в консультации смежных слециалистов;

- определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;

- решить вопрос о трудоспособности больного;

- оформить необходимую медицинскую документацию;

- проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

- определить показания к индивидуальному глазному протезированию;

- определить показания к эктопротезированию.


3. Специальные знания и умения:


- причины энуклеации и основные методики создания постэнуклеационной культи;

- социальное и медицинское значение глазного протезирования;

- виды глазных протезов, сравнительная характеристика стеклянных и пластмассовых глазных протезов;

- состояние конъюнктивальной полости и век после энуклеации, норма и патология;

- виды и способы глазного протезирования;

- первичное протезирование посла энуклеации;

- косметические показатели глазного протезирования;

- состояние конъюнктивальной полости и век при длительном использовании сношенных протезов, сроки использования стеклянных и пластмассовых глазных протезов;

- причина возникновения конъюнктивитов при анофтальме, их профилактика и лечение;

- протезирование субатрофичных и атрофичных глаз;

- протезирование при врожденных аномалиях глазного яблока;

- глазное протезирование у детей;

- глазное протезирование после лучевой терапии;

- глазное протезирование после ожогов глаза;

- глазное протезирование после пластических операций на веках и конъюнктивальной полости.


4. Манипуляции:


- подбор глазного протеза, удовлетворяющего косметическим показателям протезирования;

- применение дезинфицирующих растворов и методы стерилизации протезов и перевязочного материала;

- наложение давящей повязки;

- наложение лейкопластырной подтяжки;

- подбор протеза по образцу;

- подбор формы для индивидуального глазного протезирования;

- оценка качества изготовления глазного протеза из стекла и из пластмассы;

- метод бокового и фокального освещения;

- исследование в проходящем свете;

- прямая и обратная офтальмоскопия;

- исследование остроты зрения, поля зрения, цветового зрения;

- тонометрия;

- биомикроскопия;

- определение рефракции с помощью линз;

- объективные методы определения рефракции: скиаскопия, рефрактометрия, офтальмометрия;

- катетеризация и промывание слезных путей;

- установка косметических контактных линз.


5. Список обязательной литературы:


1. Свердлов Д.Г., Шастный Ф.Е. Протезирование глаз. М, 1954.

2. Шиф Л.В. Удаление глаза и вопросы косметики. М., Медицина, 1973.

3. Шиф Л.В. Глазное протезирование. М., Медицина, 1981.

4. Авербах И.М. Офтальмологические очерки. М., Медгиз, 1949.

5. Краснов М.Л. Элементы анатомии в клинической практике офтальмолога. М., Медгиз, 1952.

6. Гундорова Р.А., Малаев А.А., Южаков А.М. Травмы глаза. М., Медицина, 1986.

7. Ковалевский Е.И. Глазные болезни. М., Медицина, 1980.

8. Ковалевский Е.И. Глазные болезни. Атлас. М., Медицина, 1985.

9. Терапевтическая офтальмология. Под ред. М.Л.Краснова, Н.Б.Шульпиной. М., Медицина, 1985.

10. Шульпина Н.Б. Биомикроскопия глаза. М., Медицина, 1974.


32. Квалификационная характеристика специалиста врача-офтальмолога детского лечебно-профилактического учреждения


В соответствии с требованиями специальности врач-офтальмолог детский должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации офтальмологической помощи взрослым и детям в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- основы топографической анатомии глаза и зрительных путей, эмбриологию глаза;

- физиологию зрительного анализатора, взаимосвязь функциональных систем детского организма и уровни их регуляции;

- причины возникновения патологических процессов в органе зрения ребенка, механизмы их развития и клинические проявления;

- физиологические механизмы поддержания гомеостаза в детском организме, возможные типы их нарушений и принципы компенсации;

- общие и специальные методы исследования в офтальмологии;

- вопросы асептики и антисептики в офтальмологии;

- приемы и методы обезболивания при офтальмологических операциях у детей;

- основы фармакотерапии в детской офтальмологии, включая общее и местное применение антибиотиков, гормонотерапию;

- основы радиологии, иммунобиологии и генетики;

- клиническую симптоматику основных заболеваний органа зрения у детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской офтальмологии;

- принципы подготовки больных к операции и ведение послеоперационного периода;

- применение физиотерапии в детской офтальмологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания здорового и больного ребенка;

- организацию диспансеризации детского населения, больных детей;

- оборудование операционных, хирургический инструментарий;

- формы и методы санитарного просвещения, применяемые при различных операциях;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны (травмы, ожоги, химические и лучевые поражения глаз).


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, оценить тяжесть состояния больного, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь;

- интерпретировать результаты специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др);

- обосновать схему, план и тактику ведения больных;

- разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма ребенка к операции;

- обосновать наиболее целесообразную технику операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме;

- разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактики послеоперационных осложнений;

- проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.

- провести санитарно-просветительную работу;

- оформить медицинскую документацию.


3. Специальные знания и умения:


Врач-офтальмолог детский должен знать профилактику, диагностику, клинику, лечение и уметь оказать срочную помощь при следующих состояниях:

- травматический шок;

- острая кровопотеря;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность;

- острая интоксикация.

Врач-офтальмолог детский должен знать:

- аномалии развития и положения век;

- возрастную анатомию глазного яблока и вспомогательного аппарата;

- возрастные особенности физиологии и биохимии глаза;

- оптическую систему глаза;

- физическую и химическую рефракцию глаза;

- особенности оптической системы и рефракции глаза у детей;

- оптическую коррекцию аметропий.

Врач-офтальмолог детский должен уметь:

- установить диагноз и провести профилактические и лечебные мероприятия при следующих заболеваниях:

- близорукость;

- мнимое или кажущееся косоглазие;

- простое косоглазие или гетерофория;

- содружественное косоглазие;

- паралитическое косоглазие;

- атипичные виды косоглазия;

- нистагм;

- воспаление век;

- аномалии, дегенерация, воспаление роговицы;

- врожденные аномалии склеры;

- приобретенные изменения окраски склеры;

- воспалительные заболевания склеры;

- эктазия и стафилома склеры;

- кисты и опухоли склеры;

- аномалии и заболевания слезного аппарата;

- бактериальные, вирусные, аллергические кератиты, кератиты при общих заболеваниях;

- изменения формы, размеров и другие аномалии хрусталика;

- катаракты: врожденные, осложненные, вторичные;

- афокия;

- аномалия и воспаление сосудистой оболочки глаза;

- ретинопатии;

- дегенерация сетчатки;

- патологическое развитие сосудов сетчатки;

- циркуляторные сосудистые расстройства;

- отслойка сетчатки;

- аномалии и воспалительные заболевания зрительного нерва;

- застойный сосок зрительного нерва;

- атрофия зрительного нерва;

- наследственные атрофии зрительного нерва;

- аномалии, воспаления глазницы;

- глазничные проявления общих заболеваний;

- тупые травмы глаза;

- ранения глаз;

- ожоги глаз;

- опухоли век конъюнктивы, роговицы (доброкачественные и злокачественные);

- опухоли орбиты (доброкачественные и злокачественные);

- офтальмологические синдромы:

при инфекционных и обменных заболеваниях;

при сердечно-сосудистых заболеваниях;

при эндокринных заболеваниях.


4. Методы обследования и манипуляции:


- метод бокового или фокального освещения;

- исследования в проходящем свете;

- прямая и обратная офтальмоскопия;

- исследование глазодвигательного аппарата;

- электрофизиологические и ультразвуковые исследования;

- флюоресцентная ангиография;

- тонометрия;

- гониоскопия;

- диафаноскопия;

- исследование остроты зрения, поля зрения, цветового зрения;

- исследование световой чувствительности;

- исследование бинокулярного зрения;

- определение рефракции с помощью линз;

- скиаскопия, рефрактометрия;

- подбор очков при гиперметропии, астигматизме, афокии;

- контактная коррекция зрения;

- катетеризация слезовыводящих путей;

- удаление катаракты;

- удаление поверхностно расположенных доброкачественных опухолей век и конъюнктивы;

- первичная обработка ранений глаз, удаление поверхностно расположенных;

- искусственное дыхание;

- массаж сердца;

- остановка кровотечения;

- повязка и тампонада раны;

- промывание желудка;

- трахеотомия.


5. Список обязательной литературы


1. Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. М., Медицина, 1987.

2. Аветисов Э.С. Содружественное косоглазие. М., Медицина, 1977.

3. Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.3. Оптическая коррекция зрения. М., Медицина, 1981.

4. Ковалевский Е.И. Глазные болезни. М., Медицина, 1980.

5. Нестеров А.П. Первичная глаукома. М., Медицина, 1982.

6. Пачев А.И., Бровкина А.Ф., Зиангирова Г. Клиническая онкология органа зрения. М., Медицина, 1980.

7. Хватова А.В. Заболевания хрусталика глаза у детей. Л., Медицина, 1982.

8. Шмелева В.В. Катаракта. М., Медицина, 1981.

9. Шульпина Н.Б. Биомикроскопия. М., Медицина.


33. Квалификационная характеристика специалиста врача-отоларинголога


В соответствии с требованиями специальности врач-отоларинголог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации отоларингологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи при ЛОР-патологии;

- топографическую и клиническую анатомию верхних дыхательных путей и уха в возрастном аспекте;

- физиологию ЛОР-органов, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- клинические и функциональные методы исследования в отоларингологии;

- причины возникновения патологических процессов в гортани, глотке, носовой полости и его придаточных пазухах, наружном, среднем и внутреннем ухе, механизмы их развития и клинические проявления в возрастном аспекте;

- клиническую симптоматику, диагностику и лечение основных заболеваний гортани, глотки, носа и придаточных пазух, наружного, среднего и внутреннего уха, их профилактику в возрастном аспекте;

- клиническую симптоматику пограничных состояний в отоларингологии;

- принципы подготовки больных к операции и ведение их в послеоперационном периоде;

- вопросы асептики и антисептики;

- приемы и методы обезболивания при отоларингологических операциях;

- основы фармакотерапии в отоларингологии;

- применение физиотерапии в отоларингологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- диетотерапия ЛОР-заболеваний;

- оборудование операционных, хирургический инструментарий, применяемый при различных операциях ЛОР-органов;

- вопросы организации, проведения и анализа эффективности диспансеризации населения;

- основы экспертизы временной и постоянной нетрудоспособности;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;

- правовые вопросы деятельности врача-отоларинголога.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии;

- оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать необходимую срочную первую помощь;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), уметь интерпретировать их результаты;

- провести дифференциальную диагностику заболеваний ЛОР-органов, обосновать клинический диагноз, план ведения больного, показания и противопоказания к операции;

- обосновать методику обезболивания;

- обосновать наиболее целесообразный план операции при данной патологии и выполнить ее в необходимом объеме;

- разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений;

- проводить диспансеризацию населения и оценить ее эффективность;

проводить санитарно-просветительную работу;

- оформить необходимую медицинскую документацию;

- составить отчет о своей работе, дать ее анализ.


3. Специальные знания и умения:


Специалист-отоларинголог должен знать диагностику, клинику, лечение, профилактику ЛОР-болезней и уметь оказывать необходимую помощь при следующих состояниях:

- анафилактический шок;

- острая кровопотеря;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность;

- острые интоксикации.

Должен знать основы аудиологии, сурдологии и фониатрии, отоневрологии.

Специалист-отоларинголог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:


Воспалительные заболевания уха:


- хондроперихондрит ушной раковины;

- рожистое воспаление ушной раковины;

- фурункул наружного слухового прохода;

- диффузный наружный отит;

- экзема наружного слухового прохода;

- отомикоз;

- острый и хронический катар слуховой трубы;

- острый средний отит и его осложнения (мастоидит), вне- и внутричерепные осложнения;

- хронический гнойный отит и его осложнения вне- и внутричерепные.


Воспалительные заболевания носа и его придаточных пазух:


- фурункул и карбункул носа;

- рожистое воспаление носа;

- сикоз преддверия носа;

- острый ринит;

- катаральный хронический ринит, хронический гипертрофический и атрофический ринит;

- вазоматорный и аллергический ринит;

- озена;

- атрезия хоан;

- острое и хроническое воспаление придаточных пазух носа, глазничные и внутричерепные осложнения.


Воспалительные заболевания глотки:


- острые и хронические фарингиты;

- рожистое воспаление глотки;

- фарингомикоз;

- гиперплазия небной и язычной миндалин, аденоидные разрастания;

- воспаление язычной миндалины;

- острый (ангина) и хронический тонзиллит, местные и общие осложнения.


Воспалительные заболевания гортани, трахеи и пищевода:


- острый и хронический ларингит;

- острый и хронический трахеит;

- острый эзофагит;

- хондроперихондриты гортани.


Инфекционные гранулемы:


- сифилис;

- склерома;

- туберкулез.


Опухоли ЛОР-органов:


- предраковые состояния;

- доброкачественные опухоли гортани и трахеи;

- злокачественные опухоли гортани и трахеи;

- доброкачественные опухоли носа и околоносовых пазух;

- злокачественные опухоли носа и околоносовых пазух;

- доброкачественные опухоли глотки;

- злокачественные опухоли глотки;

- доброкачественные и злокачественные опухоли уха;

- внеорганные опухоли шеи.


Неотложная помощь при воспалительных заболеваниях и травмах ЛОР-органов:


- травма и заболевания уха (ожоги, обморожения, ранения, инородные тела, серозный и гнойный лабиринтит, отогенные внутричерепные осложнения);

- травмы и заболевания носа (ушиб, гематома и абсцесс перегородки носа, отморожения, закрытый и открытый перелом костей носа, носовое кровотечение, инородные тела носа, фурункул и карбункул носа, риногенные внутричерепные и глазничные осложнения);

- травма и заболевания глотки (ожоги, ранения, инородные тела, паратонзиллярный абсцесс, парафарингеальный абсцесс, заглоточный абсцесс);

- травмы и заболевания гортани, трахеи и пищевода (травматические повреждения, ожоги, инородные тела, стенозы гортани).

Аудиология и сурдология:

- отосклероз;

- кохлеарные невриты;

- адгезивный отит.

Болезнь Меньера, тимпаносклероз.

Основы общей, частной отоневрологии.

Профессиональные заболевания:

- профессиональные заболевания уха (химические травмы, шумовая и шумовибрационная травма, кохлеарный неврит, лабиринтопатии);

- профессиональные заболевания дыхательных путей (острые и хронические токсические поражения, аллергические заболевания, заболевания от загазованности и запыленности);

- функциональные и органические заболевания голосового аппарата.


4. Манипуляции:


- передняя, средняя, задняя риноскопия;

- фарингоскопия;

- ларингоскопия (непрямая и прямая);

- отоскопия;

- пальцевое исследование глотки;

- ольфактометрия;

- исследование функции носового дыхания;

- диафаноскопия;

- определение проходимости слуховой трубы;

- эзофагоскопия;

- акуметрия, тональная и надпороговая аудиометрия;

- вестибулометрия;

- интерпретация рентгенологических снимков и томограмм (обзорных, контрастных) придаточных пазух носа, носоглотки, гортани, височных костей (по Шуллеру и Майеру);

- удаление инородных тел носовой полости, глотки, наружного слухового прохода (серная пробка и т. д.);

- первичная хирургическая обработка при ранениях ЛОР-органов;

- передняя и задняя тампонады носа;

- пункция верхне-челюстной пазухи, трепанопункция лобной пазухи и зондирование придаточных пазух носа;

- парацентез барабанной перепонки;

- тимпанопункция;

- промывание аттика;

- промывание лакун миндалин;

- полипотомия полости носа, барабанной полости;

- продувание слуховой трубы;

- парамеатальная блокада;

- вскрытие абсцесса перегородки носа;

- внутриносовая блокада;

- электрокаустика, криовоздействие, ультразвуковая дезинтеграция носовых раковин;

- конхотомия;

- подслизистая резекция носовых раковин;

- подслизистая резекция перегородки носа;

- репозиция отломков костей носа;

- тонзиллотомия, аденотомия;

- вскрытие паратонзиллярного и заглоточного абсцессов;

- тонзиллэктомия;

- трахеотомия;

- смена трахеотомической трубки;

- антротомия;

- гайморотомия;

- бужирование пищевода;

- искусственное дыхание, массаж сердца.


5. Список обязательной литературы


1. Вайль С.С. Некоторые вопросы врачебной деонтологии. М., Медицина, 1969.

2. Вознесенская И.А. Папилломы верхних дыхательных путей. М., Медицина, 1974.

3. Воячек В.И., Титов А.И. Патогенез и клиника контузионных травм ЛОР-органов. М., Медицина, 1953.

4. Ермолаев В.Г., Лебедев Н.В., Морозов В.П. Руководство по фониатрии. Л., Медицина, 1970.

5. Ермолаев В.Г. Практическая аудиология. Л., Медицина, 1980.

6. Жукович А.В. Частная отоневрология. М., Медицина, 1966.

7. Остапкович В.Е., Брофман А.В. Профессиональные заболевания ЛОР-органов. М., Медицина, 1982.

8. Погосов В.С., Триантафилиди И.Г. Доброкачественные и злокачественные опухоли гортани. М., Медицина, 1967.

9. Преображенский Н.А. Тугоухость. М., Медицина, 1978.

10. Родин В.И. Профессиональные заболевания уха, горла и носа. Киев, 1977.

11. Руководство по специальной гигиене и организации здравоохранения в двух томах. М., Медицина, 1974.

12. Руководство по оториноларингологии (в четырех томах). М., Медицина, 1964.

13. Смирнов Г.А., Ромм С.3. Неотложная помощь при заболеваниях и повреждениях уха, горла и носа. Л., Медицина, 1974.

14. Шапаренко Б.А., Остапкович В.Е. Врачебно-трудовая экспертиза в оториноларингологии. М., Медицина, 1979.

15. Атлас оперативной оториноларингологии, под ред. Погосова В.С. М., Медицина, 1983.

16. Ундриц В.Ф. Руководство по клинической аудиологии. М., Медицина, 1962.


33.1. Квалификационная характеристика специалиста врача-протезиста по ушному протезированию


В соответствии с требованиями специальности врач сурдолог (врач-протезист по слуховому протезированию) должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации оториноларингологической помощи в стране, организации работы скорой и неотложной помощи при ЛОР патологии;

- вопросы организации сурдологической помощи в стране;

- анатомию и физиологию органа слуха (у взрослых и детей);

- методы исследования слухового анализатора;

- исследование слуха шепотной и разговорной речью;

- камертональные пробы;

- тональную пороговую аудиометрию;

- надпороговые аудиометрические тесты:

- импедансометрию;

- речевую аудиометрию;

- клинику, диагностику дифференциальную диагностику различных форм поражения органа слуха у взрослых и детей;

- вестибулометрию;

- вопросы реабилитации слуха у взрослых и детей;

- основы фониатрии;

- вопросы экспертизы трудоспособности;

- профессиональные заболевания уха;

- принципы подготовки детей к слухопротезированию;

- вопросы организации диспансеризации детей с нарушенным слухом;

- формы и методы санитарного просвещения.


2. Общие умения:


- получить информацию о начале заболевания;

- определить необходимость специальных методов исследования;

- применить субъективные и объективные методы исследования слуха взрослого и ребенка;

- назначить соответственное лечение, учитывая этиологию, патогенез, давность заболевания органа слуха;

- обосновать меры реабилитации слуха с учетом возраста, степени снижения слуха, наличия дефектов речи;

- проводить санпросветработу по предупреждению ЛОР заболеваний и тугоухости у детей;

- оформить медицинскую документацию.


3. Специальные знания и умения:


Специалист сурдолог должен уметь оказать необходимую помощь при следующих состояниях:

- анафилактический шок, острая кровопотеря, острая сердечная и дыхательная недостаточность, острые интоксикации.

Специалист сурдолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое обследование:

- скрининг-диагностику дефектов слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;

- по кохлеопальпебральному рефлексу;

- по повороту головы и глаз под воздействием звука;

- исследование слуха камертонами;

- опыт Ринне;

- опыт Вебера;

- опыт Левиса-Фидериче;

- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);

- определение порогов слуха по воздушной и костной проводимости;

- качественная и количественная характеристика потери слуха;

- тональная и надпороговая аудиометрия;

- тест ДПИ;

- определение баланса громкости;

- определение порогов дискомфорта;

- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;

- определение обратной адаптации;

- импедансометрия;

- речевая аудиометрия;

- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам.


Вестибулометрия при поражении органа слуха:


- особенности вестибулометрии у новорожденных и детей раннего возраста;

- методы вестибулометрии;

- вращательная проба;

- калорическая проба;

- координационная проба.


Клиническую симптоматику и аудиологическую характеристику заболеваний органа слуха у взрослых и детей:


- заболевания среднего уха;

- острые и хронические средние отиты;

- рецидивирующий средний отит;

- экссудативный средний отит;

- адгезивный средний отит;

- тимпаносклероз;

- отосклероз;

- заболевания внутреннего уха;

- кохлеарный неврит.


Вопросы реабилитации слуха:


- вопросы слухопротезирования детей;

- характеристика слуховых аппаратов;

- причины и сроки возникновения тугоухости, в том числе детской;

- степень понижения слуха и прогноз реабилитации;

- условия успешной реабилитации;

- хирургическая реабилитация слуха;

- хирургическая реабилитация слуха при хроническом гнойном среднем отите и его осложнениях.


Хирургическая реабилитация слуха при негнойных воспалительных заболеваниях среднего уха:


- социальная реабилитация тугоухих и глухих;

- сурдопедагогическая деятельность в центре;

- специальные дошкольные и школьные учреждения для тугоухих и глухих;

- социальная адаптация тугоухих и глухих детей в специализированных детских учреждениях системы министерства просвещения.


4. Манипуляции и операции:


- передняя и задняя риноскопия;

- фарингоскопия;

- ларингоскопия (прямая и непрямая);

- отоскопия;

- исследование дыхательной функции носа;

- зондирование полости носа и носоглотки;

- пальцевое исследование носоглотки и глотки;

- пальпаторное и перкуторное исследование ЛОР-органов;

- исследование слуха шепотной и разговорной речью;

- камертональное исследование слуха;

- определение проходимости слуховых труб;

- катетеризация слуховых труб;

- вестибулометрия;

- пневматическая проба уха;

- проведение координаторных проб;

- зондирование надбарабанного пространства;

- криовоздействие на носовые раковины;

- пункция верхнечелюстной пазухи;

- передняя и задняя тампонада полости носа;

- промывание лакун небных миндалин;

- смазывание миндалин и задней стенки глотки;

- срочная интубация;

- промывание наружного слухового прохода;

- продувание слуховой трубы;

- пневмомассаж барабанной перепонки;

- анемизация устья слуховой трубы;

- туалет слухового прохода;

- промывание полостей среднего уха и введение лекарственных веществ;

- туалет после общеполостной операции;

- скрининг-диагностика нарушений слуха новорожденных и детей раннего возраста по ориентировочным безусловным рефлексам;

- по кохлеопальпебральному рефлексу;

- по повороту головы и глаз под воздействием звука;

- тональная пороговая аудиометрия (игровая аудиометрия у детей);

- тональная надпороговая аудиометрия;

- тест ДПИ;

- определение баланса громкости;

- определение порогов дискомфорта;

- исследование слуха в расширенном диапазоне частот;

- определение обратной адаптации;

- импедансометрия;

- объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам;

- вестибулометрия при поражении органа слуха.


5. Список обязательной литературы


1. Базаров В.Г., Лисовский В.А., Мороз Б.С., Токарев О.П. Основы аудиологии и слухопротезирования. М., Медицина, 1984.

2. Ермолаев В.Г., Левин А.Л. Практическая аудиология. Л., Медицина, 1969.

3. Круглый И.М., Успенская Т.В., Моргунова Н.Г. - Клиническая анатомия уха, горла и носа у детей. Алма-Ата, 1986.

4. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. Л., Медицина, 1979.

5. Преображенский Ю.Б., Годин Л.С. - Основы слухопротезирования детей. М., Медицина, 1973.

6. Преображенский Н.А. Тугоухость. М., Медицина, 1978.

7. Солдатов И.Б., Сущева Г.П., Храппо Н.С. - Вестибулярная дисфункция. М., Медицина, 1980.

8. Тарасов Д.И. и др. Тугоухость у детей. М., Медицина, 1964.

9. Шантуров А.Г., Шеврыгин Б.В., Мчедлидзе Т.П., Иванилов В.П. Справочник симптомов и синдромов в детской оториноларингологии. Иркутск, Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1986.

10. Хечинашвили С.Н. - Вопросы аудиологии. Тбилиси, 1978.

11. Тарасов Д.И., Токарев О.П., Морозов А.Б. Слухопротезирование. Инструктивно-методические указания. Москва, 1985.


33.2. Квалификационная характеристика специалиста врача-отоларинголога детского лечебно-профилактического учреждения


В соответствии с требованиями специальности врач-отоларинголог детского лечебно-профилактического учреждения должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации отоларингологической помощи взрослым и детям, организацию работы скорой и неотложной помощи при ЛОР-патологии;

- правовые вопросы деятельности детского врача-отоларинголога;

- топографическую и клиническую анатомию верхних дыхательных путей и уха в возрастном аспекте; основы иммунобиологии, аллергологии и генетики; физиологию ЛОР-органов;

- клинические и функциональные методы исследования детей в отоларингологии;

- причины возникновения патологических процессов в ЛОР-органах;

- клиническую симптоматику основных заболеваний гортани, глотки, носа, придаточных пазух носа, наружного, среднего и внутреннего уха у детей, их профилактику и диагностику;

- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской отоларингологии;

- принципы подготовки больных детей к операции и ведение послеоперационного периода;

- вопросы асептики и антисептики;

- приемы и методы обезболивания при отоларингологических операциях у детей;

- основы фармакотерапии в детской отоларингологии;

- применение физиотерапии в детской отоларингологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- питание больного ребенка;

- оборудование операционных и хирургический инструментарий;

- организацию и проведение диспансеризации детского населения, анализ ее эффективности.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, оценить тяжесть состояния больного ребенка, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.), дать интерпретацию их результатов;

- обосновать план ведения больного, показания и противопоказания к операции; разработать план подготовки больного к экстренной или плановой операции; обосновать методику обезболивания;

- обосновать меры реабилитации;

- проводить диспансеризацию детского населения и оценивать ее эффективность;

- проводить санпросветработу по предупреждению ЛОР-заболеваний у детей;

- оформить медицинскую документацию;

- составить отчет о проделанной работе и дать ее анализ.

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки