Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 4

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

В соответствии с требованиями специальности врач - педиатр -инфекционист должен знать и уметь:


1. Общие знания


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации медицинской помощи инфекционным больным;

- организацию профилактической и лечебной помощи детям с инфекционными заболеваниями в поликлинике, скорой и неотложной помощи в инфекционной больнице;

- эпидемиологию детских инфекций;

- структуру инфекционной заболеваемости детей; общие вопросы инфекции и иммунитета и его особенности в детском возрасте;

- этиологию и патогенез инфекционных болезней у детей;

- клинику, критерии диагностики, возрастные особенности течения, дифференциальную диагностику инфекционных болезней;

- современные методы лабораторно-инструментальных исследований;

- методы интенсивной терапии ведущих синдромов и неотложных состояний при инфекционных болезнях у детей, основы реанимационных мероприятий;

- принципы этиотропной, патогенетической терапии и диетотерапии;

- реабилитацию и диспансеризацию инфекционных больных;

- иммунопрофилактику детских инфекций;

- противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

- основы диагностики и лечения смежной патологии у детей.


2. Общие умения


- собрать анамнез заболевания, выявить характерные жалобы и симптомы, патологические состояния органов и систем, функциональные отклонения; оценить тяжесть состояния, установить объем и последовательность экстренной помощи больному;

- назначить лабораторные, инструментальные и другие исследования, произвести забор материала, интерпретировать полученные данные, в том числе рентгенограммы и электрокардиограммы;

- провести дифференциальную диагностику основных инфекционных заболеваний и смежной патологии, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- применить средства реабилитации в периоде реконвалесценции, дать рекомендации по дальнейшему ведению больного в условиях поликлиники;

- провести противоэпидемическую работу, определить сроки изоляции больного, тактику в отношении контактных, реконвалесцентов, провести борьбу с внутриблочной инфекцией;

- составить индивидуальный график профилактических прививок, выявить поствакцинальные реакции;

- оформить медицинскую документацию;

- проводить сан. просвет работу среди детей и их родителей;

- провести анализ эффективности лечебной и профилактической работы.


3. Специальные знания и умения


Специалист педиатр-инфекционист должен уметь установить диагноз и провести все необходимые противоэпидемические и лечебные мероприятия при следующих заболеваниях:

- Капельные инфекции (дифтерия, скарлатина, менингококковая инфекция, коклюш, паракоклюш, корь, краснуха, ветряная оспа, эпидемический паротит, инфекционный мононуклеоз).

- Острые респираторные заболевания (грипп, парагрипп, респираторно-синцитиальная инфекция, аденовирусная, ОРЗ неустановленной этиологии, респираторная микоплазменная инфекция, острый бронхит, бронхиолит, очаговые и сегментарные пневмонии).

- Острые кишечные инфекции (сальмонеллез, дизентерия, кишечная колиинфекция, вирусный гастроэнтерит, кишечная инфекция неустановленной этиологии. Тифо-паратифозная инфекция. Ботулизм.

- Другие инфекционные заболевания. Сепсис. Иерсиниоз. Псевдотуберкулез. Вирусные гепатиты. Энтеровирусные заболевания. Герпетическая инфекция. Цитомегаловирусная инфекция. Рожа. Туберкулез.

- Острые нейроинфекции. Гнойные и серозные менингиты. Туберкулезный менингит. Энцефалиты и менингоэнцефалиты. Арахноидит. Полиомиелит и полиомиелитоподобные заболевания. Бешенство. Столбняк.

- Карантинные и зоонозные инфекции. Холера. Чума. Бруцеллез. Туляремия. Лептоспироз. Токсоплазмоз. Хламидиозы. Сибирская язва. СПИД.

- Протозоозы. Малярия. Малярийная кома. Амебиаз. Лейшманиозы. Лямблиоз. Гельминтозы. Пневмоцистоз.

- Смежная патология. Рахит. Дистрофии. Анемии. Кардиопатии при острых инфекционных заболеваниях. Приобретенные нейропатии. Неспецифический язвенный колит. Дисбактериоз кишечника. Синдром нарушенного кишечного всасывания. Ангины. Острый аппендицит, перитонит, непроходимость кишечника.

- Болезни кожи. Токсикодермия. Герпетиформная экзема Капоши. Пиодермия. Дерматомикозы. Венерические болезни.

- Основные синдромы, требующие интенсивной терапии. Инфекционно-токсический шок. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС-синдром). Гиповолемический шок. Синдром крупа при острых респираторных инфекциях. Судорожный синдром. Гипертермический синдром. Анафилактический шок.

Отек мозга. Токсикоз с эксикозом. Острая дыхательная недостаточность. Острая сосудистая недостаточность. Острая сердечная недостаточность. Острая почечная недостаточность. Печеночная кома. Парез кишечника. Отравления. Утопления, охлаждения, тепловой удар, поражение молнией. Клиническая смерть.


4. Манипуляции


- внутривенные и внутримышечные введения лекарственных препаратов;

- забор крови для серологических, биохимических, бактериологических исследований;

- определение группы крови, переливание крови;

- спинно-мозговая пункция;

- ректороманоскопия;

- плевральная пункция;

- промывание желудка;

- катетеризация мочевого пузыря;

- постановка кожных аллергических проб;

- забор крови на толстую каплю;

- искусственное дыхание;

- непрямой массаж сердца.


5. Список обязательной литературы


1. Баркаган 3.С. Геморрагические заболевания и синдромы. М., Медицина, 1980.

2. Блохина И.Н., Дорофейчук В.Г. Дисбактериозы. Л., Медицина, 1979.

3. Блюгер А.Ф., Новицкий Т.Н. Практическая гепатология. Рига, Звайзгне, 1984.

4. Бунин К.В., Соринсон С.Н. Неотложная терапия при инфекционных болезнях. М., Медицина, 1983.

5. Нисевич Н.И., Учайкин В.Ф. Инфекционные болезни у детей. М., Медицина, 1985.

6. Острые нейроинфекции у детей. Руководство для врачей (под редакцией проф. А. Н. Зинченко). Л., Медицина, 1986.

7. Папаян А.В., Цибулькин Э.К. Острые токсикозы в раннем детском возрасте. Л., Медицина, 1984.

8. Покровский В.И., Блюгер А.Ф., Солодовников Ю.И., Новицкий И.Н. Дизентерия (шигеллезы). Рига, Занатне. 1979.

9. Руководство по инфекционным болезням (под ред. В.И. Покровского и К.М.Лобана). М., Медицина, 1986.


8. Квалификационная характеристика специалиста врача-диетолога


В соответствии с требованиями специальности врач-диетолог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации службы лечебного питания в стране;

- основные принципы лечебного питания;

- санитарно-гигиенические требования к пищеблокам, права и обязанности должностных лиц по организации и руководству лечебным питанием;

- основы рационального и индивидуально-сбалансированного питания, величин потребности в пищевых веществах и энергии;

- биологическую роль пищевых веществ и продуктов питания;

- гигиенические требования к пищевым продуктам и их экспертную оценку;

- физиологические основы диетологии, обмен веществ в организме в норме и патологии, взаимосвязи функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизма их развития и клинические проявления;

- основные принципы лечебной кулинарии, структуру лечебных диет;

- клиническую симптоматику и патогенез основных заболеваний желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, сердечно-сосудистой системы, почек и других заболеваний, при которых диетотерапия является ведущим лечебным фактором.


2. Общие умения:


- организовать и применить лечебное питание во всех отделениях учреждения;

- руководить этим разделом работы;

- контролировать правильность ведения медицинской документации;

- контролировать деятельность врачей лечебно-профилактического учреждения по назначению рационального и лечебного питания;

- консультировать больных по вопросам рационального и лечебного питания;

- анализировать эффективность лечебного питания;

- систематически контролировать санитарное состояние пищеблока;

- руководить составлением меню, картотеки блюд, приготовляемых для больных, меню-раскладок;

- подсчитать химический состав рациона-диеты;

- осуществить контроль за работой пищеблока по приготовлению пищи; за соблюдением порядка выписки питания больным, приема продуктовых передач;

- взять пробы для направления блюд на лабораторное исследование;

- выписать добавочное питание нуждающимся больным;

- организовать систематическое повышение квалификации медицинских работников и работников кухни;

- организовать проведение техминимума среди технического и обслуживающего персонала;

- провести санитарно-просветительную работу по вопросам рационального питания среди населения, больных.


3. Специальные знания и умения:


- определить калорийность пищи в суточном и недельном рационе; органолептически - качество продуктов и готовых блюд;

- составить меню, определить биологическую ценность продуктов.

Врач-диетолог должен уметь назначать диету, контролировать соответствие назначенной диеты нозологической форме болезни и периодам ее течения при следующих болезнях:


Органов пищеварения:


- болезни пищевода (азофагиты, пептические язвы пищевода, стенозы пищевода, ахалазия пищевода, дивертикулы пищевода, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы);

- болезни желудка (острый и хронический гастрит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, болезни оперированного желудка);

- заболевания кишечника (острый энтероколит, хронический энтерит и колит, дискинезия кишечника, неспецифический язвенный колит);

- заболевания поджелудочной железы (острый и хронический панкреатит);

- болезни печени (острый и хронический гепатит, цирроз печени, печеночная недостаточность);

- болезни желчного пузыря и желчевыводящих путей (дискинезии, острый и хронический холецистит, желчно-каменная болезнь, постхолецистоэктомический синдром).


Сердечно-сосудистой системы:


- атеросклероз;

- гипертоническая болезнь;

- инфаркт миокарда;

- ревматизм;

- хроническая недостаточность кровообращения.


Почек:


- острый и хронический гломерулонефрит;

- хронический пиелонефрит;

- острая и хроническая почечная недостаточность;

- мочекаменная болезнь.


Обмена веществ:


- сахарный диабет;

- ожирение.


Хирургических:


- лечебное питание в период предоперационной подготовки и послеоперационного лечения;

- травма;

- ожоговая болезнь.


Инфекционных:


- брюшной тиф;

- дизентерия.


Легких:


- крупозная пневмония;

- очаговая пневмония;

- экссудативный плеврит;

- бронхоэктатическая болезнь;

- туберкулез легких.


Кожных:


- аллергические заболевания;

- псориаз;

- нейродермит;

- хроническая пиодермия;

- себорея;

- васкулиты;

- зудящие дерматозы.


Крови:


- железодефицитная анемия;

- токсические энтеропатии у больных острым лейкозом;

- лейкопения и агронулоцитоз.

Пищевые аллергии.

Пищевые токсикоинфекции.


4. Манипуляции:


- внутривенное введение лекарственных веществ;

- забор крови для серологических и биохимических исследований;

- определение группы крови;

- желудочное и дуоденальное зондирование;

- промывание желудка;

- сифонная клизма;

- искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.


5. Список обязательной литературы.


1. Воробьев В.И. Организация диетотерапии в лечебно-профилактических учреждениях. М., Медицина, 1983.

2. Воробьев В.И. Калькулятор "Здоровье", 1987 г.

3. Доценко В.А., Бондарев Т.И., Мартинчик А.Н. Организация лечебно-профилактического питания. Л., Медицина, 1987.

4. Куликов Ю.Ф. Организация питания детей и подростков в санаторно-курортной системе профсоюзов. М., Профиздат, 1985.

5. Конышев В.А. Питание и регулирующие системы организма. М.: Медицина, 1985.

6. Ногаллер А.М. Пищевая аллергия. М.: Медицина, 1983.

7. Петровский К.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания, Медицина, 1982.

8. Самсонов М.А, Мещерякова В.А. Питание людей пожилого возраста. М., Медицина, 1979.

9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1983.

10. Сивохина И.К., Василаки А.Ф. Лечебное питание при заболеваниях органов пищеварения. М.: Медицина, 1985.

11. Справочник по диетологии (под ред. А.А.Покровского, М.А.Самсонова. М.: Медицина, 1981.

12. Химический состав пищевых продуктов (справочные таблицы). Под ред. И.М.Скурихина и М.Н.Волгарева. М.: ВО Агропромиздат, 1987.

13. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетический ценности блюд и кулинарных изделий (под ред. Я.М.Скурихина и В.А.Шатерникова). М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.


9. Квалификационная характеристика специалиста врача-физиотерапевта


В соответствии с требованиями специальности врач-физиотерапевт должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации физиотерапевтической службы и курортного дела в стране;

- правила и требования к оборудованию физиотерапевтического отделения (кабинета), эксплуатации и технике безопасности при организации физиотерапевтического отделения (кабинета);

- требования к ведению учетно-отчетной документации ФТО;

- механизм действия физических факторов, влияние физических факторов на основные патологические процессы и функции разных органов и систем организма;

- принципы совместимости и последовательности назначения физических факторов и процедур;

- аппаратуру, применяемую в физиотерапии, ее технические возможности, технику проведения процедур и технику безопасности при работе с физитерапевтической аппаратурой;

- принципы возникновения патологических процессов, механизмы их развития и клинические проявления;

- принципы оценки показателей общих и функциональных методов обследования больных, направляемых на физиотерапию;

- основные клинические симптомы и синдромы заболеваний, при которых используют методы физиотерапии;

- принципы использования физических факторов для профилактики заболеваний и реабилитации больных, в т. ч. диспансерных групп;

- показания и противопоказания к применению физических факторов;

- правила оформления рецептов назначения физиопроцедур;

- основы санаторно-курортного лечения и отбора;

- формы и методы санитарного просвещения.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании больного, применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания, оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

- определить целесообразные методы воздействия физическими факторами при тех или иных заболеваниях, выбрать оптимальный для больного физиотерапевтический комплекс;

- дать оценку течения заболевания и эффективности влияния физических факторов, оценить возможные осложнения заболевания и осложнения, связанные с воздействием физических факторов;

- оформить необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению в данной специальности;

- провести санитарно-просветительную работу среди населения, больных.


3. Специальные знания, умения


Врач-физиотерапевт должен уметь оформить назначение по форме 044/у и, при необходимости, выполнить физиотерапевтические и бальнеологические процедуры при следующих заболеваниях:

Терапевтический профиль:

- заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь и артериальная гипертония, гипотонические состояния, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, пороки сердца, заболевания сосудов конечностей);

- заболевания органов дыхания (трахеобронхит, пневмонии, бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма, пневмосклероз);

- заболевания органов пищеварения (дискинезии, гастрит, язвенная болезнь, холецистит и холангит, колит, панкреатит, болезнь Боткина, гепатиты и гепатозы, болезни оперированного желудка);

- заболевания почек и мочевыводящих путей (гломерулонефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, цистит, уретрит);

- заболевания суставов и позвоночника (деформирующий остеоартроз, ревматоидный артрит и болезнь Бехтерева, инфекционные специфические артриты, остеохондроз, остехондропатии);

- заболевания эндокринной системы и обмена веществ (сахарный диабет, Базедова болезнь, ожирение);

- профессиональные заболевания;

- заболевания кожи (экзема, псориаз, нейродермит, зудящие дерматозы, алопеция, бородавки, гиперкератоз);

- психические заболевания (шизофрения, реактивные состояния);

- онкологические заболевания;

- туберкулез;

- заболевания центральной и периферической нервной системы (инфекционные, сосудистые, травматические, наследственные);

- с учетом особенностей лечения недоношенных детей;

- с учетом особенностей дозирования физических факторов у детей и подростков при заболеваниях органов кровообращения дыхания, пищеварения, почек и мочевыделения, суставов и позвоночника, нервной системы и др.

Акушерство и гинекология (патология беременности, послеродовые заболевания, нарушение менструальной функции, воспалительные заболевания половой системы).

Офтальмология (воспалительные, сосудистые и дегенеративные заболевания глаза, травма глаза и ее последствия, заболевания нервно-мышечного и аккомодационного аппарата).

Отоларингология (заболевания носа, придаточных пазух глотки, гортани, уха).

Стоматология (воспалительные заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта, слюнных желез и височно-нижнечелюстного сустава).

Травматология и ортопедия (травмы связок и мышц, суставов, врожденные заболевания костно-мышечной системы).

Хирургия (облитерирующие заболевания сосудов конечностей, варикозные язвы, рожистые воспаления, ожоги и отморожения, воспалительные процессы в мягких тканях, железах и костном аппарате, послеоперационные состояния и осложнения).

Урология (заболевания предстательной железы, послеоперационные состояния и осложнения).

Врач-физиотерапевт должен диагностировать и оказать необходимую помощь при следующих неотложных состояниях:

- острая сердечно-сосудистая недостаточность, коллапс;

- острая дыхательная недостаточность, асфиксия;

- шок (болевой, токсический);

- острая кровопотеря;

- острая лучевая болезнь.


4. Манипуляции


Врач-физиотерапевт должен владеть следующими методами физиотерапии:

- электролечение;

гальванизация;

лекарственный электрофорез;

электросон;

диадинамитерапия;

аплипульстерапия;

интерферентерапия;

флюктуоризация;

электростимуляция;

электродиагностика;

дарсонвализация;

надтональная терапия;

индуктотермия;

УВЧ-терапия;

микроволновая терапия;

магнитотерапия;

франклинизация;

аэроионотерапия;

- светолечение:

инфракрасное и видимое излучение;

ультрафиолетовое излучение;

когерентное излучение (лазотерапия);

- вибротерапия;

- баротерапия;

- ультразвуковая терапия;

- массаж;

- водолечение:

ванны (пресные, ароматические, лекарственные, скипидарные, вихревые, пенистые, вибрационные и др.);

души;

бассейны и каскадные купания;

кишечные промывания;

бани;

- бальнеотерапия (лечение наружным и внутренним применением минеральных вод). Грязелечение;

- озокерито-парафинолечение;

- аэрозоль и электроаэрозольтерапия;

- курортология (курортография, климатотерапия).

Помощь при неотложных состояниях:

- искусственное дыхание;

- непрямой массаж сердца;

- остановка кровотечений;

- иммобилизация конечностей при травме:

- промывание желудка.


5. Список обязательной литературы


1. Курортология и физиотерапия. Руководство для врачей в 2 томах. Под Ред. Боголюбова В.М. М., Медицина, 1985.

2. Справочник. Техника и методика физиотерапевтических процедур. Под ред. Боголюбова В.М. М., Медицина, 1983.

3. Справочник по санаторно-курортному отбору. Под ред. Боголюбова В.М. Медицина, 1986.

4. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний. 3 изд. под ред. Караченцевой Т.В. М.: 1987.

5. Комарова Л.А., Терентьева В.А., Егорова Г.П. Сочетанные методы физиотерапии. Рига, 1986.

6. Ливенсон А.Р. Электромедицинская аппаратура. М., 1981.

7. Олиференко В.Т. Водотеплолечение. М., Медицина, 1985.

8. Смиян И.С., Караченцева Т.В. Детская курортология. Киев Выща школа, 1985.

9. Улащик В.С. Новые методы и методики физиотерапии, Минск, 198?.

10. Ясногорский В.С. Электротерапия. М., Медицина, 1987.

11. Клиническая физиотерапия. Под ред. Оржешковского В.В. Киев, Здоровье, 1984.

12. Стрелкова Н.И. Физические методы в неврологии. М., Медицина, 1983.

13. Выгоднер Е.Б. Физические факторы в гастроэнтерологии. М., Медицина, 1987.

14. Стругацкий В.М., Физические факторы в акушерстве и гинекологии. М., Медицина, 1981.

15. Справочник по физиотерапии болезней уха, горла и носа. Под ред. Цыганова А.И., Киев, 1981.

16. Чирикчи Л.Е. Физиотерапия в офтальмологии. Киев. Здоровье, 1979.

17. Скурихина Л.А. Физические факторы в лечении и реабилитации больных заболеваниями сердечно-сосудистой системы. М., Медицина, 1979.


10. Квалификационная характеристика специалиста врача по лечебной физкультуре


В соответствии с требованиями специальности врач по лечебной физкультуре должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации лечебной физкультуры в условиях стационара, поликлиники, врачебно-физкультурного диспансера, восстановительного центра;

- основные вопросы теории и методики физического воспитания;

- механизм воздействия лечебной физкультуры на организм человека, на течение патологического процесса;

- общие и функциональные методы исследования в лечебной физкультуре;

- методы оценки физического развития и физической работоспособности;

- клиническую симптоматику основных заболеваний, при которых используют лечебную физкультуру и массаж;

- показатели функционального и физического состояния организма в норме и при основных заболеваниях;

- показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры и массажа;

- содержание двигательных режимов;

- аппаратуру и оборудование кабинетов, лечебной физкультуры, возможности ее применения и использования, технику безопасности при работе с ней;

- формы и методы санитарного просвещения.


2. Общие умения:


- получить от больного информацию о заболевании, оценить тяжесть состояния больного;

- провести оценку физического состояния больного, выполнить функциональные пробы по оценке состояния функции системы кровообращения, дыхания, нервно-мышечной системы;

- выбрать и назначить методы лечебной физкультуры, в т. ч. в сочетании с массажем, физиотерапевтическими процедурами;

- оказать необходимую срочную помощь (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка наружного или внутреннего кровотечения, иммобилизация при травме, наложение повязки на рану);

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

- составить отчет по итогам своей работы и проанализировать ее;

- провести санитарно-просветительную работу.


3. Специальные знания и умения:


Врач по лечебной физической культуре должен знать методику лечебной физкультуры и уметь обосновать показания к ее применению, выбрать средства, формы и дозировки при следующих заболеваниях и состояниях:


В клинике внутренних болезней:


- при болезнях сердечно-сосудистой системы:


ишемическая болезнь сердца на этапах восстановительного лечения;

гипертоническая болезнь сердца на этапах восстановительного лечения;

гипертоническая болезнь;

гипотоническая болезнь;

болезни миокарда;

ревматизм;

приобретенные и врожденные пороки сердца;

- заболевания периферической артерии, вен, лимфатических сосудов;


- при болезнях органов дыхания:


бронхит;

острая пневмония;

хроническая пневмония;

эмфизема легких, пневмосклероз;

нагноительные процессы легких;

бронхоэктатическая болезнь;

бронхиальная астма;

плеврит;

туберкулез легких;


- при болезнях органов пищеварения:


опущение желудка, энтероптозы;

гастрит;

язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки;

колиты;

болезни печени и желчевыводящих путей;


- при болезнях обмена:


ожирение;

подагра;

сахарный диабет;

гипер и гипофункция щитовидной железы;

рахит, гипотрофия;


- при болезнях почек и мочевыводящих путей:


нефрит и пиелонефрит;

почечно-каменная болезнь;

нефроптоз, недержание мочи;


- при хронической лучевой болезни.


При травмах и болезнях опорно-двигательного аппарата:


- при травмах опорно-двигательного аппарата:

переломы костей верхних и нижних конечностей;

переломы позвоночника и таза;

травмы спинного мозга и периферических нервов;

подготовка к протезированию;


- при болезнях и деформациях опорно-двигательного аппарата:


артрит, артроз;

остеохондроз;

нарушение осанки, сколиоз;

деформация стоп (косолапость, плоскостопие и др.);

кривошея, врожденный вывих бедра.


В хирургии:


- послеоперационный период при операциях на органах брюшной полости (грыжа различной локализации, резекция желудка, холецистоэктомия, операция на кишечнике и др.);

послеоперационный период при операциях на органах грудной полости (операции на сердце, артериях, венах, легких, грудной железе и др.);

- при ожоговой болезни.


В клинике нервных болезней:


- при нарушении мозгового кровообращения;

- при детских церебральных параличах;

- при миелите и полиомиелите;

- при неврозах;

- при вестибулярных нарушениях;

- при миостениях и миопатиях;

- при пояснично-крестцовом радикулите различной этиологии;

- при поражениях периферических нервов.


В акушерстве и гинекологии:


- при беременности, родах и послеродовом периоде;

- при опущении матки и стенок влагалища;

- при воспалительных процессах придатков матки;

- при аномалии положения матки.

Врач по лечебной физкультуре должен уметь составить схему процедуры лечебной гимнастики и примерный комплекс физических упражнений по выше перечисленным нозологическим формам заболеваний. Уметь оформить и трактовать кривую физиологической нагрузки.

Врач по лечебной физкультуре должен уметь:

- оценить данные электрокардиографических исследований при физических нагрузках;

- оценить реакцию на нагрузку функциональной пробы, физическую работоспособность и толерантность к физической нагрузке;

- оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена, данные спирографии, пневмографии, пневмотахометрии, пневмотонометрии, оксигемометрии;

- оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, амплитуду движений в суставах и мышечную силу, тонус мышц;

- определить эффективность занятий лечебной физкультурой и массовыми формами физической культуры.


4. Список обязательной литературы


1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., Медицина, 1979.

2. Белая Н.А. Руководство по лечебному массажу. М., Медицина, 1983.

3. Добровольский В.К. Лечебная физическая культура в хирургии. Л., Медгиз. 1976.

4. Кастелин А.Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж, трудотерапия при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата). М., Медицина, 1969.

5. Мошков Н.В. Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней. М., Медицина, 1977.

6. Мошков Н.В. Лечебная физическая культура в клинике нервных болезней. М., Медицина, 1982, 3-е изд.

7. Найдин В.Л. Реабилитация нейрохирургических больных с двигательными нарушениями. М., Медицина, 1972.

8. Справочник "Лечебная физкультура" под ред. В.А.Епифанова, "Медицина, 1987.

9. Справочник по детской лечебной физкультуре. Под ред. М.И.Фонарева.

10. Справочник инструментальных методов исследования сердечно-сосудистой системы. Под ред. Т.С.Виноградовой. М., Медицина, 1986.

11. Силуянова В.А., Ковторова Н.Е. Учебное пособие по лечебной физкультуре в акушерстве и гинекологии. М., Медицина, 1977.

12. Юмашев Г.С., Епифанов В.А. Оперативная травматология реабилитация больных с повреждениями опорно-двигательного аппарата. М., Медицина, 1983.

13. Шхвацабая И.К., Аронов Д.М., Зайцев В.П. Реабилитация больных ишемической болезнью сердца. М., Медицина, 1978.


10.1. Квалификационная характеристика специалиста врача по контролю за занимающимися физической культурой и спортом


В соответствии с требованиями специальности врач по контролю за занимающимися физической культурой и спортом должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; правовые основы советского здравоохранения;

- вопросы организации спортивной медицины в СССР;

- организацию врачебного контроля в лечебно-профилактических учреждениях;

- механизмы воздействия физических упражнений на организм человека;

- общие и функциональные методы исследования во врачебном контроле. Методы оценки физического развития и физической работоспособности;

- анатомо-физиологические основы мышечной деятельности;

- физиологию физических упражнений и биохимию мышечной деятельности;

- противопоказания к занятиям физкультурой и спортом;

- показатели изменения функционального состояния организма в процессе тренировок;

- аппаратуру и оборудование кабинета врачебного контроля, возможности ее использования, технику безопасности при работе с ней;

- формы и методы санитарно-просветительной работы среди населения.


2. Общие умения:


- получить от спортсмена информацию о степени его подготовленности, собрать спортивный анамнез;

- провести оценку физического состояния организма, выполнить функциональные пробы системы кровообращения, дыхания, нервно-мышечной системы;

- определить физическую работоспособность методами тестирования;

- дать заключение о функциональном состоянии организма;

- оформить необходимую документацию по учету работы и отчетности.


3. Специальные знания и умения:


Специалист по врачебному контролю должен знать:

- теорию и методику физического воспитания и спортивной тренировки;

- систему восстановления и повышения спортивной работоспособности;

- гигиену спортивных сооружений;

- гигиену физических упражнений;

- определение и оценку физического развития;

- особенности спортивного отбора;

- функциональные методы исследования системы кровообращения, нервно-мышечной системы, методы биохимического контроля в спорте.

Осуществить врачебный контроль за занимающимися физической культурой и спортом:

- в процессе физического воспитания;

- при занятиях массовыми формами физической культуры;

- организовать и провести диспансеризацию спортсменов;

- осуществлять врачебный контроль за детьми и подростками, занимающимися спортом;

- осуществлять контроль за питанием спортсменов;

- осуществлять антидопинговый контроль, секс-контроль;

- осуществлять медико-биологическое обеспечение спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов и соревнований;

- осуществлять профилактику, диагностику и лечение болезней и травм у спортсменов;

- выполнять спортивный массаж;

- провести аутогенную тренировку.

Специалист по врачебному контролю должен уметь:

- оценить данные электрокардиографии при физических нагрузках;

- оценить данные функции внешнего дыхания и газообмена;

- оценить данные функциональных проб (с дозировкой физической нагрузкой, задержкой дыхания, вегетативные);

- определить и оценить физическую работоспособность;

- определить и оценить функциональное состояние нервно-мышечного аппарата;

- оценить данные биохимического контроля.


4. Список обязательной литературы


1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. М., Медицина, 1979.

2. Бутченко Л.А., Кушаковский М.С., Журавлев И.Б. Дистрофия миокарда у спортсменов. М., Медицина, 1980.

3. Граевская Н.Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. М., Медицина, 1975.

4. Дембо А.Г. Спортивная медицина. М., Физкультура и спорт, 1975.

5. Журавлева А.И., Макаров В.А. Методы функциональной диагностики в спортивной медицине. М., ЦОЛИУВ, 1981.

6. Макаров В.А. Функциональные методы исследования во врачебном контроле. М., Медицина, 1970.

7. Медицинские проблемы спорта. Под ред. Л.Н.Маркова. М., ФиС, 1979.

8. Миронова 3.С., Морозова Е.М. Спортивная травматология. М., ФиС, 1976.

9. Спортивный массаж. Под ред. Макарова В.А. М., Физкультура и спорт, 1976.

10. Спортивная медицина. Под ред. Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А. М., Медицина, 1984.

11. Тихвинский С.Б., Хрущев С.В. Детская спортивная медицина. М., Медицина, 1980.

12. Хрущев С.В. Врачебный контроль в физическом воспитании школьников. М., Медицина, 1980.

13. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. М., Физкультура и спорт, 1974.


11. Квалификационная характеристика специалиста врача-терапевта по клинической физиологии (ЭКГ, функциональной диагностике)


В соответствии с требованиями специальности врач-терапевт по клинической физиологии должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации терапевтической, кардиологической, неврологической служб в стране, работу отделений и кабинетов функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений и центров функциональной диагностики;

- классификацию и метрологические характеристики аппаратуры для функциональной диагностики, основные приборы для клинической функциональной диагностики, электронную вычислительную технику;

- клиническую физиологию сердечно-сосудистой системы;

- клиническую физиологию вегетативных функциональных систем;

- клиническую физиологию взаимодействия коры и подкорковых образований и интегративной деятельности мозга;

- этиологию, патогенез и клинику основных заболеваний в соответствующей области применения методов функциональной диагностики (кардиологии, ангиологии, неврологии).


2. Общие умения:


- применять объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания;

- определить, какие дополнительные методы обследования больного необходимы для уточнения диагноза;

- определить показания для госпитализации или дополнительных консультаций специалистов; решить вопрос о показаниях и противопоказаниях к операции;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.


3. Специальные знания и умения:


Врач-терапевт по клинической физиологии должен знать принципы устройства аппаратуры, на которой работает, правила ее эксплуатации,уметь делать записи с помощью этих аппаратов, уметь расшифровать полученные данные и дать по ним заключение; должен знать следующие методы исследования:


сердечно-сосудистой системы:


- электрокардиография, вектороэлектрокардиография;

- фонокардиография, сфигмография;

- реография (тетраполярная, биополярная);

- эхокардиография;

- допплерография (допплерЭхоКГ, допплервазография);

- велоэргометрия.


дыхательной системы:


- спирометрия и спирография;

- общая плетизмография;

- определение газового состава выдыхаемого и альвеолярного воздуха инерционными и малоинерционными анализаторами;

- пневмотахометрия;

- методы исследования регионарных функций легких реоплетизмографические, пульмонологические;


- функциональные диагностические пробы с физической нагрузкой, с различными газовыми смесями, фармакологические пробы нервной системы:


- электроэнцефалография;

- реоэнцефалография;

- эхоэнцефалография;

- электромиография;

- допплеровазография;


Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки