Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)
По состоянию на 25 сентября 2006 года
Страница 15
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20
3. Специальные знания и умения:
Знать:
- основы социальной гигиены, организационные основы, содержание и задачи санэпидслужбы в области гигиены детей и подростков;
- санитарные правила, нормативные, инструктивно-методические и др. документы, направленные на охрану здоровья детских и подростковых контингентов;
- задачи СЭС (санитарно-эпидемиологической станции) по разделу гигиены детей и подростков (ГД и П);
- организационные формы и методы работы отделения ГД и П, показатели его деятельности;
- объекты, подлежащие государственному санитарному надзору отделением ГД и П;
- содержание работы врача по ГД и П по контролю за учреждениями для детей и подростков;
- методы и методика, используемые в ГД и П, профессионально-должностные требования к специалистам по ГД и П;
- сроки и организацию проведения обязательных профилактических медицинских обследований персонала учреждений для детей и подростков;
- состояние здоровья детей и подростков, факторы, его формирующие, показатели состояния здоровья;
- современные подходы и методы изучения и оценки состояния здоровья, физического развития детских и подростковых коллективов;
- принципы комплексной оценки состояния здоровья в организованных коллективах;
- возрастную структуру и виды заболеваемости;
- распространенность основных форм заболеваний у детей и подростков;
- систему медицинского обслуживания детей и подростков и его содержание в учебно-воспитательных учреждениях;
- особенности влияния различных факторов окружающей среды на организм в период роста и развития здоровых детей и подростков и детей с ослабленным здоровьем и дефектами развития;
- принципы организации и проведения гигиенических и оздоровительных мероприятий, предупреждающих неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды на детей и подростков;
- задачи специалиста по гигиене детей и подростков в системе организации медицинского обеспечения детского и подросткового населения;
- основы организации и гигиенические требования к режиму и деятельности организованных детских коллективов;
- содержание учебно-воспитательного процесса в учреждениях общественного воспитания детей дошкольного возраста;
- физиологические основы построения суточного режима детей и подростков и его составных компонентов;
- основные направления реформы общеобразовательной школы и пути ее реализации;
- критерии определения "школьной зрелости" и функциональной готовности детей к обучению в школе;
- особенности построения учебно-воспитательного процесса и режима для детей 6-ти летнего возраста;
- основные разделы и гигиенические принципы организации трудового воспитания, обучения и профессионального образования учащихся;
- особенности условий труда и гигиенические требования к учебным и учебно-производственным мастерским разного профиля;
- гигиеническую характеристику факторов производственной среды и их влияние на детей и подростков;
- методику проведения профориентации, врачебно-профессиональной консультации учащихся и ее организационные формы;
- задачи физического воспитания детей и подростков, его содержание, средства и организационные формы, возрастные гигиенические нормы суточной двигательной активности;
- содержание и организацию физического воспитания детей дошкольного возраста, содержание комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы и его профессионально-прикладную направленность;
- особенности физического воспитания детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- содержание, формы и методы закаливания детей в разных типах учреждений для детей и подростков;
- санитарно-гигиенические требования к местам занятий физкультурой и спортом;
- содержание врачебно-педагогического контроля за физическим воспитанием детей и подростков;
- нормативные документы МЗ СССР, Министерства просвещения СССР, Министерства торговли СССР, Центросоюза по вопросам питания детей и подростков от 1 до 17 лет и организованных детских и подростковых коллективов;
- нормы потребления энергии, белков, жиров и углеводов детей и подростков от 1 года до 17 лет;
- действующие нормы питания (наборы продуктов) на 1 ребенка во всех типах учреждений для детей и подростков;
- методы изучения и оценки питания организованных детских коллективов;
- особенности организации питания в разных типах учреждений для детей и подростков;
- санитарные правила приготовления, хранения пищевых продуктов, сроки реализации скоропортящихся пищевых продуктов;
- гигиена пищеблоков и требования к санитарно-техническому состоянию пищеблоков;
- гигиенические принципы размещения в населенном пункте учреждений для детей и подростков;
- основные положения проектирования и строительства учреждений для детей и подростков;
- гигиенические требования к земельному участку, архитектурно-планировочным решениям зданий, отдельным (основным) помещениям;
- гигиенические требования к санитарному благоустройству и оборудованию;
- критерии оценки воздушно-теплового и светового режима;
- требования к основной детской и учебной мебели, оборудованию и инструментарию и др.;
- основные этапы и содержание предупредительного санитарного надзора при проектировании и строительстве детских и подростковых учреждений;
- объем и программу действий при проведении предупредительного санитарного надзора;
- методики рассмотрения проектов;
- гигиеническую характеристику и оценку строительных и отделочных материалов;
- объем и программу действий за производством и реализацией предметов обихода для детей и подростков;
- особенности расчета сети и проектирования внешкольных учреждений;
- гигиенические требования к организации условий работы и режиму деятельности кружков, групп, секций различного профиля, плавательных бассейнов;
- задачи и организация оздоровительных учреждений разного типа;
- особенности суточного режима, физического воспитания, питания, организации общественно-полезного труда в летних и лечебно-оздоровительных учреждениях разного типа для детей и подростков.
Уметь:
- сформулировать цели и задачи деятельности отделения ГДиП (отдела) на конкретный период, составить план работы (годовой, квартальный, месячный), определить место отделения ГДиП в комплексном планировании;
- составить план оздоровительных мероприятий на объекте;
- оценить деятельность отделения ГДиП, вычислить показатели оперативной деятельности отделения ГДиП, показатели результативности;
- разработать программу для проведения тематических обследований, разработать схемы проведения рейдовых и смотровых обследований;
- осуществлять санитарный контроль за детскими и подростковыми учреждениями, за соблюдением в них санитарно-противоэпидемического режима;
- правильно оформлять организационно-распорядительную документацию в отделении ГДиП;
- собрать необходимую информацию по состоянию здоровья детей и подростков организованных коллективов для планирования оздоровительных мероприятий, оценки их эффективности;
- сгруппировать материал в таблицы для последующего анализа;
- вычислить относительные показатели;
- анализировать материал с целью обоснования планирования оздоровительных мероприятий;
- анализировать материал для оценки эффективности оздоровительных мероприятий;
- пользоваться методикой составления комплексной программы по охране и укреплению здоровья организованного детского населения;
- использовать в работе гигиенические принципы построения суточного и учебно-воспитательного режима;
- выбрать и практически применять методики исследований, наиболее оптимальные для изучения суточного режима, режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- провести гигиеническую оценку суточного режима дня в учебно-воспитательных учреждениях;
- контролировать выполнение основных требований к организации и содержанию режима дня в различных учебно-воспитательных учреждениях;
- требовать соблюдение условий по организации режима дня и обучения детей 6-ти летнего возраста;
- способствовать реализации особенностей воспитания, обучения и режима дня детей с отклонениями в развитии и хроническими заболеваниями;
- оценить соответствие видов общественно-полезного и производительного труда, профиля обучения и конкретных профессий по возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся;
- применить методику хронометража для оценки построения и организации урока труда в школе и других видов трудовой и профессиональной деятельности учащихся;
- составить схему обследования учебных мастерских школ, учебно-производственных мастерских УПК, ПТУ, учебных цехов школ и базовых предприятий, провести обследование этих объектов и дать им гигиеническую оценку;
- планировать необходимый объем лабораторно-инструментальных исследований с учетом профиля мастерских и условий труда учащихся;
- оценить постановку врачебно-профессиональной консультации учащихся;
- составить план мероприятий по улучшению организации трудового и профессионального обучения учащихся;
- пользоваться методикой количественного измерения и гигиенической оценки суточной величины двигательной активности детей и подростков;
- дать гигиеническую оценку полноты используемых средств и форм физического воспитания детей дошкольного возраста, оценить структуру урока физической культуры в общеобразовательной школе;
- дать гигиеническую оценку организации и проведения профессионально-прикладной физической подготовки учащихся школ и ПТУ;
- оценить особенности организации физического воспитания детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья;
- оценить режим и условия учебно-тренировочных занятий учащихся ДЮСШ и классов, специализированных по видам спорта (спортивных) общеобразовательных школ;
- оценить организацию занятий в школах-интернатах спортивного профиля;
- определить неблагоприятные факторы среды в местах занятий физкультурой и спортом и дать им гигиеническую оценку;
- составить схему обследования, оценить устройство и эксплуатацию плавательного бассейна;
- изучить, оценить и дать предложения по рационализации питания в организованных детских и подростковых коллективах;
- разработать комплекс профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению пищевых отравлений в организованных детских и подростковых коллективах;
- провести гигиеническое изучение и оценку земельного участка;
- провести гигиеническое изучение и оценку здания;
- изучить и оценить воздушно-тепловой и световой режим в помещениях для детей и подростков:
- оценить оснащение учебно-воспитательных учреждений мебелью, оборудованием, определить правильность размещения и организацию рабочего места детей и подростков в соответствии с возрастом и ростом;
- дать гигиеническую оценку игрушкам, одежде, обуви и др. предметам;
- дать гигиеническую оценку школьным учебникам, книгам школьно-письменным принадлежностям;
- рассчитать и оценить проектируемую и существующую сеть детских и дошкольных подростковых учреждений;
- оценить условия среды и режим работы внешкольных учреждений;
- оценить режим дня в разных типах летних оздоровительных учреждений и его специфику;
- оценить организацию труда школьников в лагерях для старшеклассников;
- оценить зону рекреации на естественном водоеме и контролировать качество воды в местах купания;
- контролировать условия отдыха и оздоровления детей в летних оздоровительных учреждениях;
- проверить представленные градостроительные расчеты, определить КЕо и инсоляцию в проектной документации, оценить архитектурно-проектировочное решение проектов, оценить инженерно-техническое оборудование;
- выбрать, рекомендовать для внедрения данные по результатам исследования воды, воздушной среды, освещения, уровня шума и вибрации;
- подготовить материалы для рассмотрения на санитаре-техническом экспертном совете;
- оценить возможность использования строительных и отделочных материалов;
- оценить возможность использования сырья и материалов для изготовления мебели, игрушек и предметов детского обихода;
- проводить выборочный контроль за выпуском игрушек и др.;
- направить исследуемый материал на анализ и оформить необходимую документацию.
4. Манипуляции:
- измерение относительной влажности воздуха;
- измерение скорости движения воздуха;
- измерение уровня естественной освещенности;
- измерение уровня искусственной освещенности;
- измерение яркости освещения;
- отбор проб рациона питания на калорийность и полноту вложения основных питательных веществ;
- сбор проб на определение содержания аскорбиновой кислоты в искусственно витаминизированных блюдах;
- определить содержание аскорбиновой кислоты в искусственно витаминизированном блюде экспресс-методом;
- отбор блюд для определения общей микробной обсемененности;
- сбор смывов с предметов, оборудования и др. на наличие кишечной палочки и яиц гельминтов;
- сбор проб воды для определения физико-химических и бактериальных показателей;
- отбор проб воздуха на определение содержания пыли, СО2, бактериологической загрязненности;
- измерение функциональных размеров мебели;
- определение угла рассматривания;
- измерение расстояния между рядами мебели, рабочими местами, столиками и др. оборудованием;
- оценка оформления школьных учебников (коэффициента отражения, просвечиваемости, гладкости, размеров шрифтов, апроша, интерлиньяжа, длины строки и др.);
- определение уровня и спектра шума;
- определение прочности фиксации краски детских игрушек;
- измерение статического электрического потенциала.
5. Список обязательной литературы
1. Гигиена детей и подростков. Руководство для санитарных врачей под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. М., Медицина, 1986.
2. Гигиена детей и подростков. Под ред. В.Н.Кардашенко. М., Медицина, 1987.
3. Руководство для врачей школ под ред. Г.Н.Сердюковской. М., Медицина, 1983.
4. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. Сост. В.И.Теленчи. М., Просвещение, 1987.
5. Гребешкова И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям. М., Медицина, 1987, 220 с.
6. Медицинская этика и деонтология. Ред. Г.В.Морозов и Г.Н.Царегородцев. М., Медицина, 1984.
7. Новожилов Г.Н., Ломов О.Л. Гигиеническая оценка микроклимата. Л., Медицина, 1987, 110 с.
8. Левин В.М., Рутенбург Э.С. Профессиональная ориентация и врачебная консультация подростков. М., Медицина, 1977.
9. Полиевский С.А. Гигиенические аспекты современных спортивных сооружений. М., Медицина, 1981.
10. Сердюковская Г.Н. Социальные условия и состояние здоровья школьников. М., Медицина, 1979.
11. Степанов В.К. Специализированные учебно-лечебные центры. М., Стройиздат. 1987, 200 с.
12. Хрущев С.В. Врачебный контроль за физическим воспитанием школьников. М., Медицина, 1980.
47. Квалификационная характеристика специалиста санитарного врача по радиационной гигиене
В соответствии с требованиями специальности санитарный врач по радиационной гигиене должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- теоретические, правовые аспекты охраны здоровья населения;
- правовые и организационные аспекты Госсаннадзора в СССР и работы СЭС;
- структуру, организацию и работу СЭС по разделу радиационной гигиены;
- физические основы дозиметрии и радиационной безопасности с основами радиохимического анализа проб биосред и объектов окружающей среды;
- действие ионизирующих излучений на здоровье человека;
- клинику радиационных поражений человека;
- вопросы организации медицинской помощи и лечения пострадавших при поражениях ионизирующими излучениями;
- санитарные нормы и правила по радиационной гигиене;
- вопросы гигиены труда при работе с источниками ионизирующих излучений;
- проблему радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды;
- гигиенические вопросы противорадиационной защиты;
- частные вопросы радиационной гигиены (радиационную безопасность при использовании ионизирующих излучений в медицине, при транспортировке радионуклидов, проблемы радиоактивных отходов, радиационная безопасность на ядерных реакторах и АЭС);
- вопросы профилактики и ликвидации последствий радиационных и ядерных аварий;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- осуществлять Государственный санитарный надзор за проведением санитарно-гигиенических мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, за соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм в области радиационной безопасности всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами;
- проводить организационно-методическую работу в соответствии с действующими положениями и инструкциями;
- проводить работу в системе ГО;
- повышать уровень санитарных знаний населения, должностных лиц в области радиационной безопасности;
- согласовать свои действия с деятельностью других должностных лиц СЭС, обеспечить единство требований по всей системе Госсаннадзора.
3. Специальные знания и умения:
Должен знать:
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора при работе с источниками ионизирующих излучений, не требующих разрешения СЭС и последующего радиационного контроля;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора за применением источников ионизирующих излучений и устройств, не требующих дополнительных мер защиты при соответствующих условиях эксплуатации и заноса, требований технической документации, согласованной с МЗ СССР;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора при использовании рентгеновских аппаратов;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора за применением ускорителей;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора при работе с закрытыми радионуклидными источниками ионизирующих излучений;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора за мощными изотопными излучателями;
- вопросы гигиены труда и Госсаннадзора при работе с открытыми источниками ионизирующих излучений (ИИИ);
- вопросы гигиенической оценки естественного радиационного фона, радиактивных выпадений;
- вопросы гигиенической оценки влияния производственной деятельности человека на содержание естественных радионуклидов в природной среде и на величины доз облучения населения за счет техногенно-повышенного фона;
- вопросы охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений, предупредительный и текущий санитарный надзор за технологическими процессами и системами сбора и удаления атмосферных выбросов, жидких и твердых отходов;
- методы прогностической оценки влияния деятельности радиологических объектов на величины коллективных доз облучения населения;
- гигиенические аспекты профилактики и ликвидаций последствий радиационных и ядерных аварий;
- экспресс-методы индикации радионуклидов в организме человека и в объектах окружающей среды, экспертиза продовольствия и питьевой воды, зараженных радионуклидами, методы оценки радиационной обстановки на радиоактивном следе в условиях ГО в пределах своей компетенции;
- порядок привлечения должностных лиц и граждан к ответственности за нарушения требования санитарно-гигиенических норм и правил по радиационной гигиене.
Должен уметь:
- подготавливать заключения по отводу участков для строительства объектов, использующих ИИИ;
- рассматривать и подготавливать заключения по проектам строительства и реконструкции объектов, применяющих в своей работе ИИИ;
- осуществлять санитарный надзор за ходом строительства, реконструкции и пуска в эксплуатацию объектов, использующих в своей работе ИИИ;
- осуществлять санитарно-гигиеническое обследование различных объектов на предмет выдачи разрешения на проведение работ с РВ и ИИИ;
- оформить и переоформить санитарные паспорта на право получения, хранения и использования в работе РВ и ИИИ;
- подготавливать заключения и выдавать разрешения на право транспортировки радиоактивных веществ и ИИИ;
- выявлять и учитывать объекты, использующие в своей работе РВ и ИИИ;
- осуществлять контроль за соблюдением поднадзорными объектами требований санитарных правил и норм в области радиационной безопасности при разных видах работ, связанных с использованием РВ и ИИИ;
- осуществлять контроль за проведением предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих с РВ и ИИИ, готовить заключения СЭС об условиях труда лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, анализировать результаты этих осмотров;
- осуществлять надзор за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при сборе, временном хранении, удалении, обезвреживании и захоронении радиоактивных отходов;
- осуществлять учет, анализ и гигиеническую оценку лучевых нагрузок персонала, работающего с РВ и ИИИ;
- обеспечивать радиационную безопасность персонала СЭС, МСЧ и МСО;
- осуществлять контроль за деятельностью служб радиационной безопасности в рентгенорадиологических отделениях;
- контролировать работу лечебно-профилактических учреждений по учету, анализу и давать оценку лучевых нагрузок пациентов при различных видах исследований с использованием РВ и ИИИ;
- осуществлять анализ и гигиеническую оценку доз облучения населения и разработку профилактических мероприятий;
- подготовить предложения и предписания по оздоровлению условий труда персонала и обеспечению радиационной безопасности населения;
- организовывать санитарно-дозиметрический, радио-спектрометрический и радиохимический контроль за радиоактивностью окружающей среды и осуществлять санитарно-гигиеническую оценку получаемых результатов;
- разрабатывать планы мероприятий по служебному расследованию и ликвидации последствий радиационных аварий;
- использовать экспресс-методы радиационного контроля при расследовании радиационных и ядерных аварий;
- контролировать мероприятия по ликвидации последствий различных видов радиационных и ядерных аварий;
- контролировать организацию помощи пострадавшим при радиационных и ядерных авариях в пределах своей компетенции;
- контролировать организацию диспансерного наблюдения за пострадавшими при радиационных и ядерных авариях в пределах своей компетенции;
- контролировать и проводить радиометрические и дозиметрические обследования и сортировку лиц, инкорпорировавших радионуклиды в результате аварий;
- организовать и контролировать санитарную обработку пострадавших, сбор и дезактивацию загрязненных предметов, при радиационных и ядерных авариях:
- организовать экспрессное определение радиоактивного заражения продуктами ядерного взрыва различных объектов окружающей среды и проводить санитарно-гигиеническую оценку получаемых результатов в системе МСГО;
- вести планирующую и учетную документацию;
- контролировать выполнение перспективных планов оптимизации системы радиационной безопасности отдельных учреждений, использующих в своей работе РВ и ИИИ;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (спец. костюмы, респираторы, противогазы и др.).
4. Манипуляции:
- определение мощности дозы полевым гамма-методом;
- определение доз внешнего облучения по данным индивидуальной дозиметрии;
- оценка радиационной обстановки методами прогнозирования;
- определение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (вода, продукты питания, одежда и т. д.) и кожных покровов;
- определение степени тяжести лучевой болезни по первичным клиническим признакам;
- применение средств индивидуальной защиты и профилактики;
- оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
- проведение и контроль за дезактивацией объектов окружающей среды и санитарной обработки людей.
5. Список обязательной литературы
1. Бабаев Н.С., Демин В.Ф., Ильин Л.А. Ядерная энергетика, человек и окружающая среда. М., Энергоатомиздат, 1984.
2. Головков В.Я. и др. Организация государственного санитарного надзора по разделу радиационной гигиены. Лекция, М. ЦОЛИУВ, 1984.
3. Козлов В.Ф. Справочник по радиационной безопасности. М., Атомиздат, 1987.
4. Моисеев А.А., Иванов В.И. Справочник по дозиметрии и радиационной гигиене. М., Энергоатомиздат, 1984, 3-е издание.
5. Правовые проблемы использования атомной энергии. М., АН СССР, 1985.
6. Руководство по организации медицинского обслуживания лиц, подвергшихся действию ионизирующего излучения. М., Энергоиздат, 1985.
7. НРБ-76/87. М., Энергоатомиздат, 1987.
8. Массовые радиационные поражения и вопросы организации медицинской помощи. Под ред. Бурназяна А.И. М., Медицина, 1987.
9. Ярмоненко С.П. Радиобиология человека и животных. М., Высшая школа, 2-е издание, 1984.
10. Руководство по гигиене труда. Т. 2. Под ред. Измерова Н.Ф., Каспарова А.А. М., Медицина, 1987.
48. Квалификационная характеристика специалиста врача-эпидемиолога
В соответствии с требованиями специальности врач-эпидемиолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении, основные директивные документы (приказы, инструкции, методические указания) по противоэпидемическому обеспечению населения;
- основы законодательных актов и положений, регламентирующих работу заинтересованных министерств (комитетов, ведомств) по профилактике инфекционных заболеваний;
- концепции эпидемического процесса;
- принципы санитарной охраны территорий от заноса и распространения особо опасных инфекций;
- закономерности эпидемического процесса, влияние на его интенсивность природных, социально-экономических условий, урбанизации;
- основы, принципы эпидемиологического надзора при различных группах инфекций;
- основные принципы эпидемиологической диагностики, текущего, ретроспективного эпидемиологического анализа инфекционных и паразитарных заболеваний, медико-географического картографирования;
- принципы использования статистических приемов для решения эпидемиологических задач и анализа эпидемиологических материалов;
- общие принципы использования лабораторных методов и оценки полученных результатов для эпидемиологической диагностики, а также диагностику инфекционных и паразитарных болезней;
- основные принципы системы профилактики, меры борьбы и пути ликвидации инфекционных болезней;
- особенности профилактики и меры борьбы с антропонозами, зооантропонозами, зоонозами и сапронозами;
- методы оценки полноты, качества и эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- методы определения уровня коллективного иммунитета;
- основы иммунологии инфекционных болезней;
- основы военной эпидемиологии и роль врача-эпидемиолога в системе мероприятий МСГО;
- существующие подвижные формирования ГО и принципы противобактериальной защиты населения;
- принципы организации взаимодействия со штабами ГО как на объектах народного хозяйства, так и на подконтрольной территории;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- провести эпидемиологический анализ инфекционной заболеваемости, поставить эпидемиологический диагноз;
- разработать комплекс адекватных мер по анализу профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- составить комплексный план мероприятий по профилактике и снижению инфекционных заболеваний, предупреждению завоза и распространения особо опасных инфекций с привлечением, при необходимости, специалистов других отделов, учреждений, ведомств;
- принимать участие в подготовке и составлении комплексных планов санитарно-оздоровительных мероприятий, текущих и перспективных планов работы санэпидемстанций и их отделений;
- принимать участие в разработке долгосрочных программ эпидемиологического надзора за различными инфекционными и паразитарными заболеваниями;
- составить программу подготовки по профилактическим и противоэпидемическим вопросам работников декретированных профессий, совместно со специалистами-гигиенистами определять формы, методы и сроки их обучения;
- составить программу подготовки и план работы общественных санитарных инспекторов;
- на практике осуществлять мероприятия, отраженные в планах, а также вытекающие из действующих приказов, инструктивно-методических материалов, решений, постановлений и других директивных материалов, регламентирующих совместную работу СЭС и ЛПУ органов и учреждений немедицинского профиля по противоэпидемическому обеспечению населения;
- осваивать и внедрять в практику новые, передовые формы и методы работы;
- провести эпидемиологическое обследование очага, определить его границы, круг лиц (животных), подлежащих эпидемиологическому (эпизоотологическому) наблюдению, изоляции, ограничительным мероприятиям, лабораторному и клиническому обследованию, организовать отбор проб для лабораторного исследования (владеть методами отбора материала от инфекционных больных и из объектов внешней среды);
- составить заключение об источниках инфекции, факторах передачи возбудителя, месте, времени, условиях их инфицирования в очаге;
- составить план противоэпидемиологических мероприятий, направленных на нейтрализацию источников инфекции, факторов передачи, защиту восприимчивых лиц в очаге, и обеспечить их выполнение;
- выявить причины возникновения вспышек в организованных коллективах и на территории, определить тип вспышки, конкретные источники инфекции, основные факторы передачи и условия их инфицирования, поставить эпидемиологический диагноз, составить план мероприятий по ликвидации вспышки;
- выбрать наиболее рациональные средства специфической иммунопрофилактики на конкретной территории, в конкретной эпидемиологической ситуации;
- совместно с участковым врачом (на селе - фельдшером) определить контингенты, подлежащие профилактическим прививкам (дети, взрослое население);
- организовать контроль за проведением профилактических прививок в соответствии с календарем прививок, принятым в СССР, действующими схемами иммунизации;
- совместно с участковым врачом, заинтересованными специалистами оценить обоснованность постоянных и временных противопоказаний к профилактическим прививкам, обоснованность сроков назначения профилактических прививок после снятия противопоказаний; оценить целесообразность применения средств неспецифической профилактики;
- оценить эффективность проведенных мероприятий по нейтрализации источников инфекции, путей и факторов передачи, специфической иммунопрофилактики в конкретной эпидемиологической ситуации;
- осуществлять эпидемиологический надзор за инфекционными и паразитарными болезнями, для чего необходимо:
- организовать сбор, учет и обработку информации об инфекционных заболеваниях, носительстве среди населения;
- организовать получение информации о наличии зооантропонозных и зоонозных инфекции на территории;
- оценить количественные и качественные характеристики эпидемиологического процесса;
- оценить данные по характеристике штаммов возбудителей, циркулирующих в коллективе, на территории;
- оценить информацию о привитости населения;
- оценить состояние коллективного иммунитета;
- оценить санитарно-гигиеническое состояние эпидемиологически значимых объектов при осложнении эпидситуации;
- оценить мероприятия по нейтрализации потенциальных факторов передачи на пищевых объектах повышенного риска (совместно со специалистами по гигиене питания);
- оценить мероприятия по нейтрализации водного пути передачи инфекции с учетом особенностей водоснабжения и водопользования на конкретной территории (совместно со специалистами по коммунальной гигиене);
- оценить мероприятия по нейтрализации потенциальных путей и факторов передачи на предприятиях по переработке кожсырья, шерсти, пуха и т. п.;
- оценить потенциальность опасности контактно-бытового пути передачи инфекции в отдельных группах населения;
- провести ретроспективный эпидемиологический анализ заболеваемости;
- провести текущий анализ заболеваемости;
- использовать статистические методы исследования для решения эпидемиологических задач (вычисление показателей наглядности, интенсивных, стандартизованных показателей экстенсивных соотношений и др., их оценка, методы корреляционного анализа и др.);
- оценить на основании данных эпидемиологического надзора и анализа заболеваемости эпидемиологическую ситуацию по конкретной нозоформе на данной территории;
- прогнозировать эпидемиологическую ситуацию;
- исходя из данных эпидемиологического надзора и эпидемиологического анализа дать конкретные рекомендации, направленные на оптимизацию мер борьбы и профилактики;
- избрать наиболее актуальные вопросы, эффективные формы и методы санитарно-гигиенического воспитания населения по профилактике инфекционных заболеваний, уметь провести эту работу.
3. Специальные знания и умения:
- основные принципы эпидемиологического надзора при различных группах инфекций;
- методику эпидемиологической диагностики текущего и ретроспективного эпидемиологического анализа заболеваемости, определения социально-экономической значимости инфекционной патологии;
- сроки госпитализации и сроки карантина при различных заболеваниях, диспансерного наблюдения за переболевшими и за контактными, порядок их лабораторного обследования и интерпретацию результатов исследования, порядок допуска к работе лиц декретированных профессий;
- биологические медицинские препараты, применяемые для защиты населения от инфекционных заболеваний (вакцины, анатоксины, специфические сыворотки, иммуноглобулины);
- календарь прививок, принятый в СССР, препараты и схемы иммунизации;
- средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации, применяемые в противоэпидемической практике;
- методы и формы организационного и рабочего взаимодействия с заинтересованными министерствами и ведомствами при проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Врач-эпидемиолог должен владеть умениями, перечисленными в п. 2, применительно к каждой конкретной группе инфекций: кишечные инфекции (брюшной тиф и паратифы, холера, острые кишечные инфекции вирусной и бактериальной этиологии, в т. ч. инфекции, вызванные условно патогенными возбудителями, вирусный гепатит А, полиомиелит и другие энтеровирусные инфекции, сальмонеллезы, ботулизм, бруцеллез, гепатит А, Б, лептоспироз, иерсиниозы, кампилобактериоз, орнитоз, пситтакоз, инфекции дыхательных путей (дифтерия, коклюш, паракоклюш, скарлатина и другие стрептококковые инфекции, менингококковая инфекция, оспа, грипп и др., ОРЗ, ветряная оспа, паротит, краснуха, корь, туберкулез, кровяные инфекции (сыпной тиф, болезнь Брилля, вирусный гепатит Б, желтая лихорадка, синдром приобретенного иммунодефицита, риккетсиозы (Ку-лихорадка и др.), клещевой возвратный тиф, особо опасные вирусные геморрагические лихорадки Ласса, Марбург, Эбола, геморрагические лихорадки с почечным синдромом, крымская геморрагическая лихорадка, чума, туляремия, инфекции наружных покровов (сифилис, чесотка, гонорея, раневые инфекции, вызванные условно-патогенными микроорганизмами, бешенство, сибирская язва, столбняк, ящур, дерматокиноз и другие).
4. Список обязательной литературы
1. Беляков В.Д., Дегтярев А.А., Иванников Ю.Г. Качество и эффективность противоэпидемических мероприятий. Л., Медицина, Лен. отд., 1981.
2. Беляков В.Д. и соавт. Саморегуляция паразитарных систем. М., 1987.
3. Громашевский Л.В. Общая эпидемиология. М., Медицина, 1985.
4. Громашевский Л.В. Избранные труды. Издательство "Здоров'я", Киев, 1987.
5. Ковалева Е.П., Лысенко А.Я., Никитин Д.П. Урбанизация и проблемы эпидемиологии. М., Медицина, 1982.
6. Мерков Н.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика. Л., Медицина, 1973.
7. Основы законодательства о здравоохранении. Утв. Президиумом Верховного Совета СССР. 19 декабря 1969 г.
8. Павловский Е.Н. Учение о природно-очаговых болезнях. М., 1960.
9. Петров Р.В. Иммунология. М., Медицина, 1983.
10. Покровский В.И., Лобан К.М. Руководство по инфекционным болезням. 2 изд., М., 1986.
11. Руководство по воздушно-капельным инфекциям. Под ред. проф. И.К.Мусабаева. Ташкент, Медицина, Уз. ССР, 1982.
12. Руководство по зоонозам. Под ред. Покровского В.И. М., Медицина, 1983.
13. Эпидемиология. Под ред. И.И. Елкина. М., Медицина, 1979.
48.1. Квалификационная характеристика специалиста врача-паразитолога
В соответствии с требованиями специальности врач-паразитолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- государственное санитарное законодательство, нормативные документы Минздрава СССР и союзных республик по разделу профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- организационные основы работы по профилактике и борьбе с паразитарными и трансмиссивными непаразитарными болезнями;
- правовые аспекты деятельности врача-паразитолога;
- структуру и задачи паразитологического звена санэпидстанции, формы и методы работы паразитологической службы;
- структуру и функции дезинфекционной службы, ее роль в борьбе с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- структуру и функции учреждений санитарного просвещения;
- взаимосвязь и комплексность в работе санитарно-эпидемиологических учреждений с другими учреждениями и ведомствами при проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- основы общей паразитологии, эпидемиологии; организацию профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- клинические проявления, принципы лечения паразитарных и трансмиссивных болезней;
- лабораторную диагностику и методы иммунологической диагностики паразитарных болезней;
- основы медицинской энтомологии, принципы и методы борьбы с переносчиками болезней и компонентами гнуса;
- методику анализа паразитологической ситуации и ситуации в отношении трансмиссивных болезней;
- учетно-отчетные формы, утвержденные ЦСУ СССР и Госкомстатом СССР по разделу медицинской паразитологии, используемые в санэпидстанциях и лечебно-профилактических учреждениях;
- методику расчета основных показателей, применяемых в медицинской паразитологии, методику сравнительного статистического анализа, основные приемы графического анализа паразитологических данных;
- основные показатели качества проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий; основные географические характеристики территории; основные демографические показатели населения;
- принципы и методы планирования работы паразитологического отделения санэпидстанции;
- организацию контроля за лечебно-профилактическими, детскими и другими учреждениями, промышленными предприятиями по вопросам профилактики паразитарных и трансмиссивных болезней;
- основы предупредительного санитарного надзора в целях профилактики и снижения заболеваемости паразитарными болезнями;
- цели и методы санитарно-паразитологических исследований и использование их результатов в профилактике и борьбе с паразитарными болезнями. Мероприятия по охране окружающей среды от обсеменения возбудителями паразитарных болезней. Методы дезинвазии объектов;
- методику работы по санитарному просвещению.
2. Общие умения:
- готовить необходимую документацию по вопросам, требующим принятия решения главного санитарного врача;
- использовать меры общественного воздействия и законодательные меры в случае нарушения санитарных норм ответственными лицами;
- готовить материал к работе медицинских советов, санэпидсоветов, заседаниям исполкомов Советов народных депутатов с обсуждением и решением вопросов профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями; готовить предложения и проекты решений медсовета, санэпидсовета, чрезвычайной противоэпидемической комиссии, исполкома Совета народных депутатов по вопросам профилактики и борьбы с паразитарными и трансмиссивными болезнями;
- осуществлять совместно с лечебно-профилактическими и другими учреждениями и ведомствами мероприятия по предупреждению распространения и ликвидации паразитарных и трансмиссивных болезней;
- выявить очаги паразитарных и трансмиссивных болезней и проводить их эпидемиологическое обследование, организовать работу по их оздоровлению;
- использовать данные об энтомологической ситуации на обслуживаемой территории (численность переносчиков в динамике, антропофильность, резистентность, длительность сезона передачи малярии, наличие средств по защите населения от гнуса, наличие анофелогенных водоемов) при составлении планов работы, мероприятий по оздоровлению очагов;
- осуществлять методическое руководство и контроль за работой по профилактике паразитарных и трансмиссивных болезней медицинских учреждений на обслуживаемой территории, а также за соблюдением санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима и выполнением мер профилактики паразитарных и трансмиссивных болезней на других объектах (детские дошкольные, школьные, летние оздоровительные учреждения, промышленные предприятия, очистные сооружения, предприятия торговли и др.);
- осуществлять контроль за качеством работы лабораторной службы по микроскопической и иммунологической диагностике паразитарных болезней;
- организовать работу по профилактике заражения возбудителями паразитозов лиц, выезжающих в эндемичные страны и территории и предупреждать последствия завоза паразитарных болезней из-за рубежа;
- по предупредительному санитарному надзору: участвовать в рассмотрении проекта строительства объектов в целях соблюдения требований по профилактике паразитарных болезней; оценить участок застройки, планировку здания, выбор устройства системы водоснабжения; решить вопрос о выборе и устройстве системы канализации и очистки;
- провести анализ качества мероприятий по профилактике и борьбе с паразитарными болезнями (по следующим основным показателям: пораженность жителей по контингентам, процент охвата жителей обследованием на гельминтозы, процент охвата дегельминтизацией всех инвазированных, процент охвата дегельминтизированных лиц контрольным обследованием, удельный вес излеченных с первого раза к общему числу инвазированных леченных впервые; охват обследованием на малярию и лечением примахином лиц по показаниям, число случаев малярии, возникнувшей у лиц, получивших курс лечения примахином, наличие вторичных от завозных и местных случаев малярии, показатели санитарно-паразитологической характеристики территории;
- использовать при анализе паразитологической ситуации основные демографические и географические характеристики;
- применять статистические методы при анализе паразитологической ситуации (расчет статистической ошибки показателя, достоверность различий двух показателей, коэффициент корреляции). Построить на основании имеющихся данных графики, диаграммы, таблицы и проанализировать их;
- составить требование и техническое задание к машинной обработке материала - набор макетов аналитических таблиц с подробным указанием, как должен быть сгруппирован материал, какой статистической обработке он должен быть подвергнут;
- составить учетно-отчетные формы по медицинской паразитологии;
- составить обоснованный конкретный и целенаправленный план работы паразитологического отделения на год. Составить проекты комплексных планов работы по профилактике и борьбе с паразитарными и трансмиссивными болезнями с привлечением необходимых организаций, учреждений, служб и ведомств, советских и партийных органов. Принять участие в составлении долгосрочных планов социального и экономического развития республики, края, области, города, района;
- планировать потребность в медикаментах для профилактики паразитарных болезней, осуществлять контроль за правильным хранением и расходованием их;
- организовать и непосредственно проводить мероприятия по повышению квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам эпидемиологии, профилактики, лабораторной диагностики паразитарных болезней;
- организовать и проводить работу по санитарному просвещению гигиенических знаний и навыков среди населения;
- организовать рабочие места.
3. Специальные знания и умения:
Врач-паразитолог должен знать биологические особенности, морфологию, лабораторную диагностику, эпидемиологию и организацию профилактических и противоэпидемических мероприятий и уметь провести эти мероприятия в отношении следующих паразитарных и трансмиссивных болезней;
Протозоозы:
- кишечные и мочеполовые: амебиаз, лямблиоз, балантидиаз, изоспороз, саркоцистозы, криптоспоридиоз, трихомоноз;
- кровяные: малярия, лейшманиозы, трипаносомозы, бабезиозы;
- дыхательных путей: пневмоцистоз;
- редкие протозоозы: микроспоридиозы, протозоозы-сапронозы (акантамебиаз, неглериоз);
- непатогенные простейшие кишечника.
Гельминтозы:
- геогельминтозы: аскаридоз, трихоцефалез, анкилостомидозы, стронгилоидоз, трихостронгилезы, токсокароз;
- биогельминтозы: трихинеллез, тениоз, тениаринхоз, эхинококкозы, дифиллоботриозы, описторхоз, клонорхоз, метагонимоз, нанофиетоз, парагонимоз, гименолепидоз крысиный, фасциолез, дикроцелиоз, шистосомозы;
- контагиозные: энтеробиоз, гименолепидоз.
Трансмиссивные непаразитарные болезни:
- арбовирусные инфекции: клещевой энцефалит;
- клещевые спирохетозы;
Артроподозы:
- аскаридозы: саркоптоз, демодекоз, зерновая лихорадка, тромбидиоз;
- тироглифоидоз;
- энтомозы: педикулез, тунгиоз, миазы.
Болезни, вызываемые нападениями ядовитых животных (членистоногих, рыб, змей)
Оппортунистические паразитозы, как причина осложнений и летальных исходов при СПИДе и иммунодефицитных состояниях:
- пневмоцистоз, токсоплазмоз, криптоспоридиоз, изоспороз, стронгилоидоз.
4. Манипуляции:
- взятие проб крови для исследования на малярию, филяриидозы (тонкий мазок, толстая капля);
- окраска препаратов крови по Романовскому-Гимзе;
- паразитологическое исследование фекалий, крови для обнаружения возбудителей паразитозов;
- взятие проб почвы, воды, смывов с рук, предметов обихода, овощей, зелени для санитарно-паразитологических исследований.
5. Список обязательной литературы
1. Дербенева-Ухова В.П. (ред.) Руководство по медицинской энтомологии. Москва, Медицина, 1974.
2. Березанцев Ю.А., Автушенко Е.Г. Гельминтологическая копрологическая диагностика. Ленинград, Медицина, 1976.
3. Елкин И.И. (ред.) Эпидемиология. Москва, Медицина, 1979.
4. Лысенко А.Я. (ред.) Руководство по тропическим болезням. Москва, Медицина, 1984.
5. Найт Р. Паразитарные болезни. Москва, Медицина, 1985. (перевод с англ.).
6. Романенко Н.А. Санитарная гельминтология. Москва, Медицина, 1982.
7. Сергиев П.Г. (ред.). Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. Т. 9. Москва, Медицина, 1968.
8. Сопрунов Ф.Ф. (ред.) Гельминтозы человека (эпидемиология и борьба). Москва, Медицина, 1985.
9. Тумка А.Ф. Паразитология, эпидемиология и лабораторная диагностика кишечных протозойных инфекций. Ленинград, Медицина, 1976.
48.2. Квалификационная характеристика специалиста врача дезинфекциониста (эпидемиолога)
В соответствии с требованиями специальности врач дезинфекционист (эпидемиолог) должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- Положение о Госсаннадзоре в СССР;
- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, СНИП, ЕГСД, КЗОТ, основы экономики здравоохранения;
- основные директивные и инструктивно-методические документы, определяющие задачи, принципы организации, структуру дезинфекционных учреждений и подразделений, а также деятельность врача-дезинфекциониста;
- основные закономерности эпидемического процесса антропонозных инфекций, особенности его в современных условиях, закономерности заражения при зоонозах, сапронозах;
- особенности эпидемиологии инфекций, при которых проводится дезинфекция, дезинсекция, дератизация и стерилизация;
- принципы борьбы и профилактики инфекционных заболеваний, особенности их при антропонозах, зооантропонозах и сапронозах (в том числе при особо опасных и карантинных инфекциях);
- теоретические основы дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации;
- современную дезинфекционную и стерилизационную аппаратуру;
- виды, методы и средства дезинфекции;
- правила техники безопасности при работе со средствами дезинфекции, дезинсекции, дератизации и стерилизации, а также с дезинфекционной и стерилизационной аппаратурой;
- правила оформления и ведения документации дезотдела (дезотделения);
- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны;
- организацию, формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- планировать работу врача-дезинфекциониста (эпидемиолога), дезбригады;
- руководить работой дезбригады в очаге инфекционного заболевания, в детском дошкольном учреждении (ДДУ), лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ), бытовом очаге и т. п.;
- анализировать работу дезбригады и осуществлять контроль качества работ;
- производить расчет потребности в дезинфекционных средствах, дезинфекционной аппаратуре и оборудовании;
- проводить инструктаж по охране труда и технике безопасности;
- проводить занятия по повышению квалификации медицинского персонала ЛПУ, ДДУ, а также дезинструкторов и дезинфекторов.
3. Специальные знания и умения:
Должен знать:
- значение и место дезинфекции в комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- особенности проведения дезинфекционных мероприятий при различных группах инфекций;
- средства и методы дезинфекции при кишечных инфекциях, инфекциях дыхательных путей, кровяных инфекциях, инфекциях наружных покровов;
- особенности дезинфекции, дезинсекции и дератизации при особо опасных и карантинных инфекциях;
- санитарно-противоэпидемический режим ЛПУ и ДДУ;
- особенности проведения дезинфекционных мероприятий в ЛПУ и ДДУ;
- особенности обеззараживания транспортных средств (на железной дороге, судах морского и речного транспорта, самолетах);
- методы и средства дезинсекции и дератизации;
- мероприятия по борьбе с педикулезом;
- значение стерилизации, ее место в комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий;
- методы и средства предстерилизационной очистки, стерилизации, показания к их применению, режимы стерилизации;
- порядок и методы контроля качества дезинфекционных мероприятий, предстерилизационной очистки и стерилизации.
Должен уметь:
- организовать проведение заключительной дезинфекции в очаге инфекционного заболевания (в ДДУ, ЛПУ, бытовом очаге и т. д.);
- контролировать качество текущей и заключительной дезинфекции в очаге (выборочно);
- осуществлять совместно с врачами-эпидемиологами эпидотделов государственный санитарный надзор за контролируемыми объектами, разрабатывать предложения по устранению выявленных недостатков в соблюдении санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;
- контролировать выполнение перспективных планов организации централизованных стерилизационных отделений (ЦСО);
- участвовать в предупредительном санитарном надзоре за организацией, строительством и реконструкцией ЦСО и дезинфекционно-камерных блоков;
- осуществлять в плановом порядке и по эпидпоказаниям контроль за соблюдением правил организации и проведения текущей дезинфекции, организацией предстерилизационной очистки и стерилизацией изделий медицинского назначения в ЛПУ и специализированных детских учреждениях с применением методов объективного контроля;
- осуществлять методическое руководство и контроль за работой дезинфекционных камерных блоков в ЛПУ;
- проверять готовность ЛПУ к организации и проведению дезмероприятий в условиях острого противоэпидемического режима или при подозрении на заболевание особо опасной инфекцией;
- осуществлять руководство и контроль за работой помощников эпидемиологов дезотдела (отделения), проверять правильность оформления ими документации;
- анализировать выполняемую работу, готовить для руководства отдела (отделения) необходимые справочно-информационные материалы и отчеты;
- проводить санитарно-просветительную работу среди населения.
4. Список обязательной литературы
1. Вашков В.И. Антимикробные средства и методы дезинфекции при инфекционных заболеваниях. М., Медицина, 1977.
2. Вилькович В.А. Дезинфекционное дело. М., Медицина, 1987.
3. Карасева А.Н., Макаров А.Г., Михельсон В.А., Субботин А.А. Руководство по камерной дезинфекции. М., Медицина, 1972.
4. Лярский П.П., Дремова В.П., Брикман Л.И. Медицинская дезинсекция. М., Медицина, 1974.
5. Лярский П.П., Козлов И.М. Руководство по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. М., Медицина, 1983.
6. Михайлов А.И. Трудовые права и обязанности работников здравоохранения. М., Юридическая литература, 1981.
7. Руководство по медицинской службе гражданской обороны (под ред. А.Н. Бурназяна). М., Медицина, 1983.
8. Шляхов Э.Н. Практическая эпидемиология. Кишинев, Штиинца, 1983.
9. Эпидемиология (под ред. И.И.Елкина). М., Медицина, 1979.
49. Квалификационная характеристика специалиста врача-бактериолога
В соответствии с требованиями специальности врач-бактериолог должен знать и уметь:
1. Общие знания:
- основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;
- основные вопросы социальной гигиены и организации бактериологической службы в системе санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений в СССР;
- основные директивные, инструктивно-методические и другие документы, регламентирующие деятельность службы;
- вопросы общей и частной микробиологии;
- проблемы иммунологии, механизмы иммунитета, учение об инфекции;
- серологические методы исследования;
- основные вопросы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней;
- основные вопросы патогенеза и клиники бактериальных инфекций;
- формы и методы санитарного просвещения.
2. Общие умения:
- определить характер и объем материала, подлежащего исследованию, сроки его взятия и сроки отбора проб;
- организовать взятие и доставку материала в лабораторию;
- определить условия и способ транспортировки и хранения материала для исследования;
- провести микроскопическое исследование нативного материала;
- определить целесообразность того или иного метода или способа посева;
- определить оптимальный выбор питательных сред для первичного посева, а при необходимости - для обогащения;
- определить качественные и количественные характеристики выросших культур;
- выделить чистые культуры;
- выбрать необходимые тесты для определения их таксономического положения;
- определить антибиотикограмму;
- получить сыворотку крови обследуемого лица;
- поставить реакции для определения титра антител;
- дать обоснованный ответ по завершении исследования материала;
- обеспечить обеззараживание инфекционного материала;
- оформить учетно-отчетную медицинскую документацию;
- планировать свою работу (на год, месяц, неделю, день) и работу персонала;
- проконтролировать соблюдение техники безопасности и противоэпидемического режима средним и младшим медицинским персоналом;
- проводить санитарно-просветительную работу среди населения.
3. Специальные знания и умения:
- знать условия, необходимые для качественного проведения бактериологических исследований;
- выделить микроорганизмы из внешней среды и материала от людей, идентифицировать и определить степень их опасности для здоровья населения или данного конкретного больного;
- провести статистическую обработку результатов бактериологического анализа;
проводить:
- исследование воды: питьевой, централизованного водоснабжения, водоемов, купально-плавательных бассейнов, сточных вод;
- исследования воздуха;
- исследования почвы;
- исследования пищевых продуктов: продукции предприятий общественного питания, продуктов предприятий торговли, продукции детских молочных кухонь, молокоперерабатывающей промышленности, предприятий безалкогольной промышленности;
- исследование смывов;
- исследование аптек и исследование лекарственных форм;
- обследование на носительство;
- исследования при пищевых отравлениях: материала от пострадавших, пищевых продуктов, смывов с рук и кухонного инвентаря;
исследование на стерильность хирургического и перевязочного материалов и лекарственных средств.
В диагностических целях врач-бактериолог должен уметь идентифицировать родовую принадлежность:
- эшерихий;
- шигелл;
- эдвардсиелл;
- сальмонелл;
- цитробактер;
- клебсиелл;
- гафний;
- серраций;
- протеев;
- иерсиний;
- возбудителей вибриогенных диарей;
- коринебактерий;
- бордетелл;
- нейссерий;
- псевдомонад;
- гемофиллов;
- микрококков;
- стафилококков;
- стрептококков;
- бацилл;
- клостридий;
- лептоспир;
- бактерий-возбудителей особо опасных инфекций;
- составить план своей работы и планировать и контролировать работу лаборантов, препараторов, санитарок;
- составить отчет о своей работе;
- контролировать соблюдение санитарно-эпидемического режима в лаборатории;
- проводить санитарно-просветительную работу.
Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20