Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 18

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

- вегетативно-сосудистая дистония. Первичные и симптоматические гипертензии;

- вторичные кардиопатии при острых и хронических, инфекционных и неинфекционных заболеваниях;

- неревматические кардиты (миокардит, эндокардит, перикардит)

- бактериальные, постинфекционные;

- ревматические болезни: ревматизм, ревматоидный артрит, другие артриты;

- диффузные болезни соединительной ткани: системная красная волчанка, системная склеродермия и другие;

- приобретенные пороки сердца;

- врожденные пороки сердца и крупных сосудов;

- нарушения сердечного ритма и проводимости;

- кардиомиопатия (дилятационная, гипертрофическая и другие);

- недостаточность кровообращения при различных заболеваниях;

- неотложные состояния: шок, коллапс, отек легких, синкопальные состояния, пароксизмальная тахикардия, резко выраженная брадикардия, гипертонический криз, одышечно-цианотические приступы. Реанимационные мероприятия.


4. Диагностические исследования и манипуляции:


- измерить артериальное давление на руках и записать электрокардиограмму с помощью портативного аппарата ЭКГ;

- уметь анализировать: электрокардиограмму, фонокардиограмму, рентгенограммы сердца, данные клинического и биохимического анализов крови, коагулограмму;

- провести и интерпретировать пробы с физической нагрузкой, лекарственные пробы (калиевая, атропиновая и другие);

- применить приемы раздражения вагуса;

- сделать пункцию вены и внутривенное введение лекарств;

- реанимационные манипуляции;

- определение группы крови, переливание крови, кровезаменители.


5. Список обязательной литературы


1. Банкл Г. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов. М., Медицина, 1980.

2. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. М., Медицина, 1983.

3. Давидовский Л.Я. Коллагеновые болезни у детей. Алма-Ата, 1979.

4. Ревматизм у детей (под ред. Долгополовой А.И.). М., Медицина, 1978.

5. Диагностика и лечение неотложных состояний у детей (под ред. Долецкого С.Я., Гаврюшова В.В., Матвеева М.П. и др.). М., Медицина, 1977.

6. Исаева Л.А., Лыскина Г.А. Узелковый периартериит. М., Медицина, 1984.

7. Мазо Р.Э. Справочник педиатра-кардиоревматолога. М., Медицина, 1982.

8. Метелица В.И. Справочник кардиолога по клинической фармакологии. М., Медицина, 1987.

9. Справочник по ревматологии (под ред. Насоновой В.А.). М., Медицина, 1986.

10. Насонова В.А., Сигидин А.Я. Патогенетическая терапия ревматических заболеваний. М., Медицина, 1985.

11. Осколкова М.К., Куприянова О.О. Электрокардиограмма у детей. М., Медицина, 1986.

12. Детская артрология (под ред. Студеникина М.Я., Яковлевой А.А.). М., Медицина, 1982.

13. Бисярина В.П., Беляев С.Е. Особенности течения ревматизма у детей при этапном лечении. М., Медицина, 1983.

14. Моизич П.С., Сидельников В.М., Кривченя Д.Ю. Кардиология детского возраста. - Киев: "Здоров'я", 1986.

15. Парийская Т.В., Орлова Н.В. Первая врачебная помощь при острых соматических заболеваниях у детей раннего возраста. Л., Медицина, 1983.


57. Квалификационная характеристика специалиста врача-психиатра детского


В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр детский должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; психиатрической службы, правовые вопросы;

- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным детям;

- закономерности нормального психофизического развития детей, формирование их личности;

- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогезене психики ребенка;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);

- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;

- патофизиологию основных нервно-психических расстройств;

- патогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушение поведения и личности);

- общие и функциональные методы обследования психически больного;

- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;

- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;

- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в детском возрасте;

- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях, при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;

- основы рентгенологии, краниографии, томографии;

- основы медико-генетического консультирования;

- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний детской психиатрии (неврозы, патология личности);

- принципы подготовки больных детей к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптаций;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных детей;

- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях (санатории для нервных детей, спец. детских садах и др.);

- основы рационального питания больного с психическими нарушениями, вследствие расстройств обмена, при фенилкетонурии;

- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарий, применяемый при интенсивной терапии;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);

- оценить тяжесть состояния больного, его причину и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния; определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);

- оказать необходимую срочную первую помощь, при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, потапсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;

- провести дифференциальную диагностику основных нервно-психических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к применению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики;

- разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, уровень содержания лития в сыворотке крови:

- обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями;

- определить показания к переводу из отделений для больных с острыми психозами в отделение для спокойных больных;

- разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара; обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения;

- определить показания и противопоказания к отбору и пребыванию больных детей в специализированных учреждениях;

- решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения;

- провести диспансеризацию и оценить ее эффективность;

- оформить медицинскую документацию.


3. Специальные знания, умения:


Специалист-психиатр детский должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях:

- психомоторное возбуждение;

- эпилептический статус;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах;

- острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним.


Неотложная психиатрия детского возраста:


- отказ от еды;

- депрессивное состояние с суицидальными тенденциями;

- острое бредовое состояние;

- психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью.


Плановая психиатрия детского возраста:


- экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы);

- непсихотические расстройства резидуально-органического генеза;

- непрерывно-текущая шизофрения;

- рекуррентная шизофрения;

- приступообразно-прогредиентная шизофрения;

- эпилепсия и эпилептиформные синдромы;

- психопатии;

- патохарактерологические реакции и патологические формирования личности;

- реактивные состояния;

- системные неврозы;

- системные психосоматические расстройства в детском возрасте;

- олигофрении, в т. ч. дифференцированные формы;

- задержки психического и речевого развития;

- психоорганический синдром при детском церебральном параличе.

Специалист - детский психиатр должен знать:

- клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний;

- менингиты и арахноидиты;

- невриты и полиневриты;

- энцефалиты;

- поражения нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях;

- сифилитические заболевания, СПИД;

- ревматические поражения нервной системы;

- демиелинизирующие заболевания;

- факоматозы;

- поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях;

- гидроцефалия;

- травматические поражения головного мозга;

- опухоли мозга;

- клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушения обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний.


4. Манипуляции:


- первичное психопатологическое обследование;

- экстренное введение средств, купирующих возбуждение;

- определение группы крови, пробы на совместимость;

- спинномозговая пункция;

- внутривенное вливание, переливание крови;

- уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел;

- уметь удерживать беспокойного больного;

- уметь удерживать больного при искусственном кормлении;

- уметь вывести больного из гипогликемического состояния и шока, имеющих сходные клинико-морфологические проявления.


5. Список обязательной литературы


1. Антонов И.П., Шанько Г.Г. Гиперкинезы у детей. Минск, 1975.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Всеволжская Н.М. Руководство по неврологии раннего возраста, 1980.

3. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1976.

4. Власова Н.А., Беккер К.П. (под ред.) Заикание. М., Медицина, 1983.

5. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии. т. 1, М., Медицина, 1983, с. 355-372.

6. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973.

7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., Медицина, 1982.

8. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., Медицина, 1982.

9. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987.

10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

11. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970.

12. Пантюхина Г.В., Печора К.М., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. ЦОЛИУВ, М., 1979.

13. Психиатрическая помощь БМЭ, т. 21, с. 300, М., 1983.

14. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психиатрии. М., Медицина, 1985.

15. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии, т. 1, 2. М., 1983.

16. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии (ред. 2). М., 1985.

17. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. 1974.

18. Справочник детского психиатра и невропатолога. изд. "Здоровье", Киев, 1975.


58. Квалификационная характеристика специалиста врача-психиатра подросткового


В соответствии с требованиями специальности врач-психиатр подростковый должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи психически больным, принципы организации диспансерного учета;

- закономерности нормального психофизического развития детей и подростков, формирование их личности;

- основные вопросы синдромогенеза и его нозологической специфичности, основные вопросы учения о дизонтогенезе психики;

- причины возникновения патологических процессов в организме, механизм их развития и клинические проявления (роль наследственных, конституциональных, экзогенно-органических и психогенных факторов в возникновении и течении психических заболеваний);

- основы биологии психозов, нарушений обмена при них;

- патофизиологию основных нервно-психических расстройств (расстройства восприятия, бреда, навязчивых явлений и др.);

- психогенез психогенных заболеваний (неврозы, реактивные психозы, нарушения поведения и личности);

- общие и функциональные методы обследования психически больного;

- возможности инструментальных и специальных методов диагностики;

- вопросы психопатологического обследования, составление психического статуса, диагностического и терапевтического обоснования;

- принципы, приемы и методы психофармакотерапии, вопросы интенсивной терапии психозов в подростковом возрасте;

- основы фармакотерапии при эпилепсии, пограничных заболеваниях, психических нарушениях при мозговых инфекциях и черепно-мозговых травмах;

- основы рентгенологии, краниографии, томографии;

- основы медико-генетического консультирования;

- клиническую симптоматику основных психических заболеваний у подростков, их профилактику, диагностику и лечение;

- клиническую симптоматику пограничных состояний подросткового возраста (неврозы, патология личности);

- принципы подготовки больных подростков к пребыванию в специализированных учреждениях для предупреждения нарушений адаптации;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, диспансеризации и реабилитации психически больных подростков; принципы военной и судебно-психиатрической экспертизы подростков;

- применение физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к пребыванию в специализированных учреждениях;

- основы рационального питания больного с психическими нарушениями;

- оборудование палат интенсивной терапии психозов, технику безопасности при работе с аппаратурой, инструментарием, применяемыми при интенсивной терапии;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и врача в военно-полевых условиях;

- основы военно-психиатрической экспертизы.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки нервно-психического заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной или интенсивной терапии (психомоторное возбуждение, эпилептический статус, суицидально-агрессивное поведение);

- оценить тяжесть состояния больного, причину его состояния и принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния;

- определить объем и последовательность терапевтических и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);

- оказать необходимую срочную первую помощь при психомоторном возбуждении (выбор психотропных препаратов, способа введения);

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных, патопсихологических, медико-генетических), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;

- определить показания к госпитализации, организовать ее в соответствии с состоянием больного;

- провести дифференциальную диагностику основных нервнопсихических заболеваний у подростков, обосновать клинический диагноз;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к назначению психофармакотерапии, психотерапии, лечебной педагогики;

- разработать план подготовки больного к терапии, определить соматические противопоказания, оценить уровень содержания лития в сыворотке крови;

- обосновать наиболее целесообразную тактику при лечении психозов с гипертоксическими проявлениями;

- разработать схему амбулаторного ведения больного, профилактику обострений после выписки из стационара;

- обосновать медикаментозную терапию, определить показания и длительность курса лечения;

- решить вопрос о возможности обучения больного и профиле обучения;

- проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

- оформить медицинскую документацию.


3. Специальные знания и умения:


Специалист - подростковый психиатр должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях;

- психомоторное возбуждение;

- эпилептический статус;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность при гипертоксических психозах;

- острый токсикоз при гипертоксических психозах и меры борьбы с ним.


Неотложная психиатрия подросткового возраста:


- отказ от еды;

- депрессивное состояние с суицидальными тенденциями;

- острое бредовое состояние;

- психопатоподобное возбуждение с агрессивностью и аутоагрессивностью;


Плановая психиатрия подросткового возраста:


- экзогенные (симптоматические и экзогенно-органические психозы);

- непсихотические расстройства резидуально-органического генеза;

- непрерывно-текущая шизофрения;

- рекуррентная шизофрения;

- приступообразно-прогредиентная шизофрения;

- эпилепсия и эпилептиформные синдромы;

- психопатии;

- патохарактериологические реакции и патологическое формирование личности;

- реактивные состояния;

- системные неврозы;

- системные психосоматические расстройства в подростковом возрасте;

- олигофрении, другие формы интеллектуальной недостаточности;

- психоорганический синдром посттравматической и другой этиологии.

Врач - подростковый психиатр должен знать клинику, диагностику, профилактику и лечение основных нервных заболеваний:

- менингиты и арахноидиты;

- невриты и полиневриты;

- энцефалиты;

- поражение нервной системы при острых инфекциях и паразитарных заболеваниях;

- сифилитические заболевания, СПИД;

- ревматические поражения нервной системы;

- демиелизирующие заболевания;

- факоматозы;

- поражение нервной системы при хромосомных заболеваниях;

- гидроцефалия;

- травматические поражения головного мозга;

- опухоли мозга;

- клинику и диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний эндокринной системы и нарушение обмена веществ (токсический зоб, тиреотоксический криз, сахарный диабет, диабетическая и гипогликемическая кома, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность, алиментарно-конституциональное ожирение);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных заболеваний крови и кроветворных органов (лейкозов, железодефицитной и В-12 фолиево-дефицитной анемии, геморрагического васкулита, тромбоцитопенической пурпуры);

- клинику, диагностику, лечение и профилактику основных соматических заболеваний.


4. Манипуляции:


- первичное психопатологическое обследование;

- экстренное введение средств, купирующих возбуждение;

- внутривенные вливания, переливания крови;

- определение групп крови, пробы на совместимость;

- спинномозговая пункция;

- уметь правильно уложить больного, наложить языкодержатель, освободить дыхательные пути от слизи и инородных тел;

- уметь удерживать беспокойного больного;

- уметь удерживать больного при искусственном кормлении;

- определить стадии гипогликемии при инсулинотерапии и вывести больного из гипогликемического состояния и шока.


5. Список обязательной литературы


1. Благосклонова Н.К. Использование электроэнцефалографий в диагностике психических заболеваний детского возраста. Методические рекомендации МЗ СССР, 1982.

2. Болдырев А.И. Эпилептические синдромы. М., Медицина, 1983.

3. Власова Н.А., Бекке К.П. (под ред.). Заикание. М., Медицина, 1983.

4. Вроно М.Ш. Руководство по психиатрии, т. 1, М., Медицина, 1983, с. 366-372.

5. Гиляровский В.А. Избранные труды. М., Медицина, 1973.

6. Гурьева В. А., Гиндикин В.Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., Медицина, 1980.

7. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Медицина, 1982.

8. Карлов В.А. Лечение нервных болезней. М., 1987.

9. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте (Методические рекомендации МЗ СССР). М., 1977.

10. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985.

11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

12. Лакосина Н.Д. Клинические варианты невротического развития. М., Медицина, 1970.

13. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., Медицина, 1985.

14. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у детей и подростков. Л., Медицина, 1983.

15. Психиатрическая помощь. БМЭ. т. 21, с. 300, М., 1983.

16. Рожнов В.Е. (под ред.). Руководство по психотерапии. М., Медицина. 1985.

17. Снежневский А.В. (под ред.). Руководство по психиатрии. т. 1, 2, М., 1983.

18. Снежневский А.В. (под ред.). Справочник по психиатрии. ред. 2, 1985.


58.1. Квалификационная характеристика специалиста врача - судебно-психиатрического эксперта


В соответствии с требованиями специальности врач - судебно-психиатрический эксперт должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации психиатрической помощи в стране, работу психоневрологических диспансеров, психиатрических стационаров, скорой психиатрической помощи;

- программу "Здоровье" и ее роль в выявлении, лечении больных с психическими отклонениями и в профилактике нервно-психических расстройств;

- правовое положение о психических больных и их госпитализации;

- социальную психиатрию и ее задачи, реабилитацию и ее принципы;

- психиатрическую эпидемиологию;

- терапию психически больных и ургентную психиатрическую помощь;

- применение ЭВМ в медицине и здравоохранении;

- уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения;

- вопросы организации судебно-психиатрической экспертизы и принудительного лечения;

- основные принципы исследования центральной нервной деятельности в судебно-психиатрической клинике;

- инструментальные методы исследования функционального состояния мозга;

- лабораторные исследования биологического материала;

- принципы организации медицинской службы гражданской обороны.


2. Общие умения:


- получить информацию о субъективном и объективном анамнезе;

- применить объективные методы обследования, выявить общие и специфические признаки заболевания;

- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные), необходимые для уточнения диагноза, правильно определить полученные данные;

- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз;

- организовать при необходимости лечебные мероприятия;

- оформить историю болезни и всю необходимую документацию, предусмотренную судебно-психиатрической экспертизой.


3. Специальные знания и умения:


Судебно-психиатрический эксперт должен обладать следующими знаниями:

В области общей психиатрии:

- предмет и задачи психиатрии;

- материалистическое понимание сущности психических расстройств;

- нозологические и симптоматические концепции;

- методологические вопросы психиатрии;

- соотношение социального и биологического в происхождении психозов;

- критика фрейдизма, психодинамики, ортодоксальной психодинамики, неоломброзианства, антипсихиатрии;

- понятие симптома и синдрома в психиатрии. Структура синдрома. Классификация синдромов. Патогенез;

- психозы, критерии выделения;

- пограничные психические расстройства психогенного и соматического характера;

- течение психических заболеваний. Острые и хронические; обратимые и необратимые психические расстройства. Выздоровление, ремиссии. Дефект.

В области общей психопатологии:

- основные синдромы расстройства восприятия;

- расстройства эмоциональной сферы;

- расстройства мышления;

- учение о бреде. Критерии определения бреда. Различные виды бредовых синдромов;

- расстройства сознания;

- волевые расстройства;

- синдромы психических болезней;

- патоморфоз психических заболеваний.

В области обследования психики больных

- клиническое обследование больных;

- особенности оформления и/б, сбора субъективного и объективного анамнеза, описание психического состояния, анализ результатов обследования;

- экспериментально-психологические методы в распознавании и диагностике психических заболеваний;

- инструментальные методы исследования функционального состояния мозга (электроэнцефалография, реоэнцефалография, эхоэнцефалография, краниография, пневмоэнцефалография, ангиография, компьютерная томография);

- лабораторные исследования биологического материала.

В области терапии психических болезней:

- организация лечебного процесса;

- современная психофармакология;

- электросудорожная терапия;

- психотерапия;

- трудовая терапия;

- ургентная психиатрическая помощь;

- борьба с возбуждением;

- организация интенсивной терапии;

В частной психиатрии:

- шизофрения;

- МДП;

- функциональные психозы позднего возраста;

- психические расстройства при атрофических и дегенеративно-метаболических заболеваниях головного мозга;

- сосудистые заболевания головного мозга;

- затяжные и эндоформные сосудистые психозы;

- психические расстройства в связи с черепно-мозговой травмой;

- эпилепсия;

- симптоматические психозы;

- психические расстройства при сифилисе нервной системы;

- неврозы;

- алкоголизм, наркомания и токсикомания;

- острые психические расстройства, исключительные состояния;

- психопатии;

- основы детской и подростковой психиатрии.

В области экспертизы психически больных:

Трудовая экспертиза

- организация работы ВКК и специализированной ВТЭК;

- принципы классификации инвалидности;

- организация трудовой реабилитации больных;

Судебно-психиатрическая экспертиза:

- правовые вопросы судебной психиатрии;

- понятие о вменяемости-невменяемости, ч. II, ст. 11 УК РСФСР;

- экспертиза в гражданском процессе: дееспособность, недееспособность, опека;

- освидетельствование осужденных;

- освидетельствование свидетелей, потерпевших;

- понятие о статье 362 УПК РСФСР;

- организация принудительного лечения;

- диспансерное наблюдение за социально опасными больными;

- частные вопросы судебно-психиатрической оценки отдельных психических заболеваний;

- военно-врачебная экспертиза. Принципы. Организация;

- комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Должен уметь:

- дать заключение на подозреваемого, подсудимого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости;

- дать заключение о необходимости применения предусмотренных законом принудительных мер медицинского характера;

- определить и дать заключение о психическом состоянии свидетеля или потерпевшего;

- определить и дать заключение о психическом состоянии истцов, ответчиков;

- проводить заочные и посмертные экспертизы;

- проводить СПЭ в медицинских учреждениях, следственных изоляторах, в суде, в кабинете следователя;

- консультировать работников судебных и следственных органов по вопросам судебной психиатрии;

- уметь составлять отчеты по судебной психиатрии.


4. Список обязательной литературы


1. Александровский Ю.А. Клиническая фармакология транквилизаторов. М., Медицина, 1973.

2. Алкоголизм (руководство для врачей) под ред. Г.В.Морозова, В.Е.Рожнова, Э.А.Бабаяна. М., Медицина, 1983.

3. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., Медицина, 1985.

4. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. М., Медгиз, 1977.

5. Личко А.Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей). Изд. 2-е доп. перераб., Л., Медицина, 1985.

6. Руководство по психотерапии под ред. В.Е.Рожнова, 3-е изд. доп. Ташкент, Медицина, 1985.

7. Руководство по психиатрии. Под ред. Снежневского А.В. М., Медицина, 1983.

8. Руководство по судебной психиатрии для врачей (под ред. Г.В. Морозова). М., Медицина, 1988.


59. Квалификационная характеристика специалиста врача-аллерголога


В соответствии с требованиями специальности врач-аллерголог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации аллергологической службы в стране; организацию работы аллергологического кабинета и стационара;

- документацию аллергологического кабинета и стационара;

- эпидемиологию аллергических заболеваний в СССР и в данном конкретном регионе, где работает врач;

- общие основы клинической иммунологии, теоретические основы аллергологии, понятие об аллергии как составной части клинической иммунологии;

- аллергены, их свойства и стандартизацию;

- современную классификацию аллергических реакций;

- псевдоаллергию и механизмы псевдоаллергических реакций;

- патогенез аллергических реакций немедленного типа, аллергические антитела, их иммунологическую принадлежность и свойства;

- патогенез аллергических реакций замедленного типа;

- генетические аспекты аллергических заболеваний;

- специфическую диагностику аллергических заболеваний ин виво и ин витро;

- функциональные методы исследования в аллергологии;

- клинические проявления аллергических заболеваний и их современную классификацию;

- дифференциальную диагностику аллергических заболеваний и псевдоаллергических синдромов;

- организацию и оказание неотложной помощи при аллергических заболеваниях;

- специфическую иммунотерапию аллергических заболеваний;

- принципы неспецифической терапии;

- принципы диетотерапии у аллергических больных;

- вопросы временной и стойкой утраты трудоспособности, организацию ВТЭ при аллергических заболеваниях;

- профилактику аллергических заболеваний;

- организацию диспансерного наблюдения за больными аллергическими заболеваниями.


2. Общие умения


- получить исчерпывающую информацию о заболевании;

- выявить возможные причины аллергического заболевания; применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи и интенсивной терапии;

- провести специфическую диагностику аллергии ин виво и ин витро;

- дать оценку результатам специфического аллергологического обследования;

- определить специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и др.), правильно оценить полученные данные;

- определить показания для госпитализации, организовать ее;

- провести дифференциальную диагностику, обосновать клинический диагноз, схему, план и тактику ведения больного;

- назначить необходимое лечение с учетом аллергенов, вызывающих аллергические реакции у данного больного;

- назначить лечебное питание с учетом общих факторов, характера заболевания и аллергенов, вызывающих его;

- определить динамику течения болезни и ее прогноз, место и характер долечивания;

- определить вопросы трудоспособности больного, временной или стойкой нетрудоспособности, перевода на другую работу;

- оформить необходимую медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению и приказами МЗ СССР по аллергологии (лист специфического аллергологического обследования, паспорт больного аллергическим заболеванием);

- проанализировать итоги своей работы.


3. Специальные знания и умения:


Специалист-аллерголог должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих заболеваниях и состояниях:


- анафилактический шок;

- бронхиальная астма (все ее формы);

- поллинозы;

- разные клинические проявления лекарственной аллергии;

- сывороточная болезнь, осложнения вакцинации и иммунотерапии;

- экзогенный аллергический альвеолит;

- крапивница и отек Квинке;

- атопический дерматит;

- пищевая аллергия и ее проявления;

- контактный аллергический дерматит;

- аллергический ринит;

- аллергический конъюнктивит;

- астматическое состояние;

- аллергические пневмониты;


Специалист аллерголог должен уметь выявить причину заболевания, используя методы специфической аллергологической диагностики ин виво и ин витро. Уметь клинически интерпретировать данные тесты.


4. Манипуляции:


- анализ аллергологического анамнеза;

- владеть постановкой кожных аллергических проб (приктест, капельная проба, скарификационная, внутрикожная, аппликационная пробы);

- провокационные аллергические тесты (конъюнктивальный, назальный, ингаляционный, подъязычный);

- подготовить двукратные и десятикратные разведения аллергенов для диагностики и лечения;

- приготовить разведения ацетилхолина, гистамина, простагландинов и др. медиаторов аллергии для проведения бронхомоторных тестов;

- провести бронхомоторные тесты;

- спирография и расшифровка спирограммы;

- пневмотахометрия;

- реакция Прауснитца-Кюстнера;

- методы специфической иммунотерапии разными аллергенами;

- тест торможения естественной миграции лейкоцитов ин виво;

- диагностика пищевой аллергии с помощью элиминационных диет;

- методы оказания неотложной помощи при острых аллергических реакциях (анафилактический шок, астматическое состояние, острая крапивница и отек Квинке и др.).


5. Список обязательной литературы


1. Адо А.Д. Общая аллергология. М., 1978.

2. Адо А.Д. (ред.). Частная аллергология. М., 1976.

3. Бережная Н.М. Словарь-справочник "Аллергология". Киев, 1986.

4. Пыцкий В.И., Андрианова Н.В., Артомасова А.В. Аллергические заболевания. М., Медицина, 1985.

5. Петров Р.В. Иммунология. Изд. 2-е. М., 1986.

6. Райкис Б.Н. Лечебные аллергены. М., 1987.

7. Фрадкин В.А. Лабораторные методы диагностики аллергии. М., 1985.

8. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. М., 1985.

9. Балаболкин И.И. Бронхиальная астма у детей. М., 1985.


60. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога детского


В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог детский должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации стоматологической помощи детям, организацию работы скорой и неотложной помощи детскому населению;

- организацию работы стоматологических кабинетов, оборудование и оснащение;

- основные требования к стерилизации стоматологического оборудования;

- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию челюстно-лицевой области, основные нарушения эмбриогенеза;

- анатомо-физиологические особенности детского организма в различных возрастных группах;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии челюстно-лицевой области, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- биологическую роль и основные функции зубочелюстной системы, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;

- роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта;

- принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации;

- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний и пороков развития, их влияние на органы и системы организма человека;

- основы фармакотерапии в детской стоматологии;

- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов обследования;

- основы иммунобиологии, роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;

- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у детей, их профилаактоку, диагностику и лечение;

- клинические проявления в полости рта системных болезней ребенка;

- клиническую симптоматику пограничных состояний в детской стоматологии;

- пределы консервативной терапии зубов в различных возрастных группах, показания к удалению зубов с целью профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, методы ортопедического и ортодонточеского лечения и показания к протезированию;

- применение факторов физиотерапии в детской стоматологии;

- основы рационального питания здорового ребенка, принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;

- формы и методы санитарно-просветительной работы.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния, принять необходимые меры для выведения больного из этого состояния, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказать их при травматическом и анафилактическом шоке, остром сосудистом коллапсе, острой кровопотере, острой сердечной и дыхательной недостаточности, гипертоническом синдроме (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада раны, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеотомия при асфиксии);

- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височнонижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы, зондирование дубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей, перкуссию и термодиагностику зубов, электроодонтодиагностику, определение степени тяжести заболевания слизистой оболочки полости рта, а также определение факторов, способствующих развитию патологии пародонта и симптомы воспаления и деструкций тканей пародонта;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), дать интерпретацию их результатов; провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у детей, обосновать клинический диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения больных;

- выполнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях;

- распределить детей на диспансерные группы, знать кратность осмотров в этих группах;

- составить индивидуальный план-график работы на участке; планировать диспансерную работу;

- проводить профилактику основных стоматологических заболеваний и зубочелюстных аномалий;

- организовать гигиеническое обучение и воспитание детей и родителей, педагогов, среднего медицинского персонала.


3. Специальные знания:


- осуществить лечение кариеса у детей: проводить препарирование твердых тканей при формировании кариозных полостей под различные пломбировочные материалы с использованием скоростных и турбинных машин; выбирать пломбировочный материал с учетом возрастных особенностей строения тканей зубов, анатомической принадлежности зуба, глубины и локализации кариозной полости, а также степени активности кариозного процесса; проводить пломбирование с использованием вспомогательных средств (матрицы, клинышки, колпачки и др.); обрабатывать пломбы из разных пломбировочных материалов; при лечении осложненных форм кариеса уметь провести ампутацию пульпы (прижизненную и после девитализации) экстирпацию пульпы (прижизненную и после девитализации); провести инструментальную обработку канала, используя при этом функциональные свойства эндодонтических инструментов; медикаментозную обработку корневых каналов и их пломбирование;

- оформлять медицинскую документацию;

Врач - детский стоматолог должен знать:

- профилактику, диагностику, клинику, принципы лечения и уметь диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях:

- острая зубная боль;

- острые гнойные воспалительные заболевания;

- повреждения челюстно-лицевой области;

Специалист - детский стоматолог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:


Заболевания зубов:


- пороки развития временных и постоянных зубов;

- кариес зубов;

- пульпит временных и постоянных зубов;

- периодонтит временных и постоянных зубов;

- повреждения зубов.


Болезни пародонта:


- гингивит;

- маргинальный пародонтит;

- пародонтоз;

- парадонтома.


Болезни слизистой оболочки полости рта:

(острые, хронические)


- повреждения, возникшие вследствие механической, физической и химической травмы;

- заболевания, возникшие вследствие вирусных и бактериальных инфекций;

- заболевания, возникшие вследствие аллергических реакций;

- изменения и заболевания слизистой оболочки полости рта, являющиеся симптомами или проявлением патологии других органов и систем организма и возникающие при болезнях крови, болезнях желудочно-кишечного тракта и печени, острых инфекционных заболеваниях, системных заболеваниях, сердечно-сосудистых заболеваниях, эндокринных заболеваниях, нервно-психических заболеваниях.

Специалист - детский стоматолог должен установить диагноз и знать принципы лечения и профилактики при следующих заболеваниях:


Пороки развития лица, челюстей, зубов:


- аномалии развития преддверия полости рта и прикрепления уздечек губ и языка;

- боковые и срединные кисты и свищи шеи;

- пороки развития зубов и челюстных костей (микрогения, прогения, микрогнатия и прогнатия, аномалии числа, формы зубов и др.);

- расщелина верхней губы (односторонняя и двусторонняя);

- расщелина неба;


Гнойно-воспалительные процессы челюстно-лицевой области:


- воспалительные процессы мягких тканей челюстно-лицевой области (лимфаденит, абсцесс и флегмона, сиалоаденит);

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки