Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 9

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- правовые вопросы;

- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной стоматологической помощи взрослому и детскому населению;

- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфотока, строение зубов, эмбриологию зубо-челюстной области и основные нарушения эмбриогенеза;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии при патологии челюстно-лицевой области; взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- биологическую роль зубо-челюстной области, биомеханику жевания, возрастные изменения челюстно лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;

- роль гигиенического содержания полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта; методы и средства гигиены полости рта;

- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека;

- роль наследственных факторов в развитии стоматологических заболеваний;

- принципы обследования больных врачом-стоматологом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний; показания и противопоказания к рентгенологическому исследованию;

- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- основы фармакотерапии в терапевтической стоматологии;

- применение физиотерапии в терапевтической стоматологи;

- принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;

- принципы, приемы и методы обезболивания в терапевтической стоматологии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей;

- особенности проведения стоматологических манипуляций при пограничных состояниях;

- показания и противопоказания к удалению зубов в различных возрастных группах, методы ортопедического лечения и показания к протезированию;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы;

- организацию и проведение диспансеризации населения и стоматологических больных;

- формы и методы санитарного просвещения;

- принципы устройства и эксплуатации зубо-врачебной аппаратуры;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оказать необходимую срочную помощь;

- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; перкуссию и термодиагностику зубов; электроодонтодиагностику; определение степени тяжести изменения слизистой полости рта, ее подвижности и податливости, а также степени подвижности зубов и атрофии тканей при заболеваниях пародонта;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), интерпретировать их результаты;

- провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний, обосновать клинический диагноз; составить план обследования, лечения больного;

- выполнить местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание и определить показания к общему обезболиванию при стоматологических заболеваниях;

- проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта; удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и пришлифование тканей зуба;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению;

- составить отчет о своей работе и дать анализ ее;

- проводить санитарно-просветительную работу среди населения, стоматологических больных;

- проводить диспансеризацию здорового населения, стоматологических больных.


3. Специальные знания, умения:


Специалист стоматолог-терапевт должен оказывать медицинскую помощь при следующих состояниях:

- травматический шок;

- острый сосудистый коллапс;

- острая кровопотеря;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность.

Врач-стоматолог-терапевт должен уметь установить диагноз и провести необходимую профилактику и лечение при следующих заболеваниях:

- кариес зубов;

- пульпит;

- периодонтонит;

- некариозные поражения зубов;

- гингивит;

- периодонтит;

- парадонтоз;

- хронический рецидивирующий афтозный стоматит;

- герпетический стоматит;

- аллергический (медикаментозный) стоматит;

- многоформная экссудативная эритема;

- идиопатические формы глосситов;

- аномалии языка;

- метеорологический хейлит;

- лейкоплакия;

- хронические трещины;

- доброкачественные опухоли слизистой оболочки полости рта.

Неотложная помощь в стоматологии:

- острая зубная боль;

- переломы и вывихи зубов;

- вывих височно-нижнечелюстного сустава;

- отек Квинке в области языка и глотки.


4. Манипуляции:


- профилактическая обработка зубов противокариозными средствами;

- пломбирование зубов с использованием амальгамы, галодента, композиционных материалов, цемента, вкладок;

- полирование пломб;

- лечение пульпита методом девитализации или сохранения жизнеспособной пульпы;

- применение штифтов при пломбировании каналов зуба;

- удаление зубных отложений;

- местное лечение заболеваний пародонта с использованием мазей, аппликаций, повязок и т. д.; хирургия заболеваний пародонта;

- местное и проводниковое обезболивание;

- местное лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта с использованием ирригаций, аппликаций, ванночек и др.;

- искусственное дыхание;

- массаж сердца;

- остановка внутреннего и наружного кровотечения;

- перевязка и тампонада ран;

- транспортная иммобилизация;

- промывание желудка;

- трахеотомия.


5. Список обязательной литературы


1. Под ред. Боровского Е.В. Терапевтическая стоматология. Учебник для медвузов. 3-е изд., М., 1987.

2. Боровский Е.В., Машкелейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки рта и губ. М., 1984.

3. Веркин Б.И., Никитин В.А. и др. Криохирургия в стоматологии. Киев, Наукова думка, 1984.

4. Виноградова Т.Ф. (ред.) Стоматология детского возраста. Руков. для врачей. М., 1987.

5. Груздев Н.А. Острая одонтогенная инфекция. М., 1978.

6. Ефанов О.И. Физиотерапия в стоматологии. М., 1982.

7. Иванов В.С. Заболевания пародонта. М., 1988.

8. Иванов В.С., Геманов В.В., Овруцкий Г.Д. Практическая эндодонтия. М., 1984.

9. Корытный Д.Л., Пеккер Р.Я. Стоматологическая помощь на промышленных предприятиях. Алма-Ата, 1985.

10. Овруцкий Г.Д., Леонтьев В.К. Кариес зуба. М., 1986.

11. Рыбаков А.И., Иванов В.С. Клиника терапевтической стоматологии. М., 1980.

12. Рыбаков А.И. Ошибки в амбулаторной стоматологической практике. М., 1976.

13. Рыбаков А.И., Иванов В.С., Каральник Д.М. Пломбировочные материалы. М., 1981.

14. Соловьев М.Т. Онкологические аспекты в стоматологии. М., 1983.

15. Федоров Ю.А., Корень В.К. Основы гигиены полости рта. Л., 1973.

16. Федоров Ю.А. Гигиенические средства для ухода за полостью рта Л., 1984.

17. Федоров Ю.А. Профилактика заболеваний зубов и полости рта. М., 1979.

18. Шаргородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. М., 1985.


26. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога-хирурга


В соответствии с требованиями специальности врач стоматолог-хирург должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

- правовые вопросы;

- топографическую анатомию головы и челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервация и лимфотока; строение зубов, эмбриологию зубо-челюстной области и основные нарушения эмбриогенеза;

- основные вопросы нормальной физиологии и патологической физиологии заболеваний челюстно-лицевой области; взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции;

- патофизиологию, профилактику и терапию шока и кровопотери;

- физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;

- основы иммунобиологии;

- общие и функциональные методы обследования больных с челюстно-лицевой патологией; показания и противопоказания к применению рентгеновского и радиологического методов обследования и лечения:

- клиническую симптоматику основных заболеваний челюстно-лицевой области, пограничных состояний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение;

- вопросы асептики и антисептики; раневой процесс и его осложнения, гнойные инфекции;

- принципы, приемы и методы обезболивания в челюстно-лицевой хирургии, вопросы интенсивной терапии и реанимации у взрослых и детей;

- основы фармакотерапии в хирургической стоматологии;

- принципы диетотерапии при заболеваниях челюстно-лицевой области;

- применение физиотерапии в челюстно-лицевой хирургии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- принципы подготовки больных (взрослых и детей) к операции и ведение послеоперационного периода;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачабно-трудовой экспертизы; диспансеризацию;

- организацию диспансеризации стоматологических больных;

- оборудование операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой; хирургический инструментарий, применяемый при различных операциях в челюстно-лицевой области;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны и военно-полевой хирургии.


2. Общие умения:


- получить информацию о заболевании; выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии; оценить тяжесть состояния больного; определить объем и последовательность реанимационных мероприятий; оказать необходимую срочную помощь больному;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиоизотопных, функциональных и др.), интерпретировать их результаты;

- провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения больных, показания и противопоказания к операции; определить показания к госпитализации;

- разработать план подготовки больного к экстренной и плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку, к операции всех функциональных систем;

- обосновать наиболее целесообразную технику операции при данной челюстно-лицевой патологии и выполнить ее в необходимом объеме;

- разработать схему послеоперационного ведения больного и профилактику послеоперационных осложнений;

- оформить медицинскую документацию;

- провести диспансеризацию больных.


3. Специальные знания и умения:


Специалист хирург-стоматолог должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение при следующих состояниях:

- травматический шок;

- острый сосудистый коллапс;

- острая кровопотеря;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность.

Должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

- повреждение мягких тканей лица;

- ушибы лица;

- переломы нижней и верхней челюсти, скуловой кости и дуги костей носа;

- острый и привычный вывих челюсти;

- раны языка и слизистой оболочки полости рта;

- переломы и вывихи зубов;

- переломы альвеолярного отростка;

- пульпит, периодонтит, перикоронарит;

- радикулярные и фолликулярные кисты челюстей;

- периостит;

- абсцессы мягких тканей и дна полости рта; аденофлегмоны; флегмоны около нижней челюсти; флегмоны около верхней челюсти;

- артриты и артрозы височно-нижнечелюстного сустава;

- нервно-мышечный дисбаланс височно-нижнечелюстного сустава;

- острые и хронические воспалительные заболевания слюнных желез и слюнных протоков;

- болезнь Съегрена;

- одонтогенный остеомиелит челюстных костей; травматический остеомиелит; гематогенный остеомиелит;

- гайморит острый и хронический;

- тромбофлебит вен лица;

- невралгия, неврит тройничного нерва;

- вегеталгия;

- глоссалгия и глоссодиния;

- лимфадениты, фурункулы, карбункулы;

- слюнокаменная болезнь;

- ретенционные кисты;

- лимфантомы, гемантомы;

- лейкоплакия;

- папилломы;

- атеромы;

- пигментные невусы;

- бронхиогенные кисты и свищи;

- злокачественные опухоли полости рта и языка, их диагностика; предраковые состояния слизистой полости рта;

- амелобластома; одонтома; остеокластобластома;

- врожденные расщелины верхней губы и неба.


4. Манипуляции:


- местная проводниковая анестезия на верхней и нижней челюсти;

- удаление разрушенных зубов, ретенированных;

- операция цистотомии, цистэктомии, резекция верхушки корня фронтальных зубов;

- наложение шины на зубы при переломах челюстей;

- вскрытие абсцессов со стороны полости рта;

- промывание протоков слюнных желез; рентгеноконтрастирование;

- биопсия при подозрении на опухолевый процесс;

- накладывание лигатурных повязок, повязок из быстротвердеющей пластмассы при переломах альвеолярного отростка и вывихах зубов;

- удаление ретенционных кист губы и полости рта, атеромы кожи лица;

- операция у десневого края переходной складки по поводу периодонтита;

- ушивание ран при случайной перфорации гайморовой пазухи;

- хирургическая обработка раны лица и полости рта;

- вправление вывиха нижней челюсти;

- удаление камня из протока подчелюстной железы;

- ампутация корня или гемисекции зуба;

- удаление уздечки языка и верхней губы;

- определение группы крови;

- внутривенные и внутриартериальные вливания;

- искусственное дыхание;

- массаж сердца;

- трахеотомия;

- промывание желудка.


5. Список обязательной литературы


1. Александрова Н.М., Аржацева П.Д. ред. Травма челнюстно-лицевой области, М., 1986.

2. Егоров Б.Г., Карапетян И.С. Нервно-мышечный дисбаланс височно-нижнечелюстного сустава. М., 1986.

3. Козлов В.А. Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике. М., 1985.

4. Пачек А.И. Опухоли головы и шеи. 1983.

5. Робустова Т.Г. Актиномикоз челюстно-лицевой области, 1983.

6. Шергородский А.Г. Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области и шеи. 1985.


27. Квалификационная характеристика специалиста врача-стоматолога-ортопеда


В соответствии с требованиями специальности врач-стоматолог-ортопед должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

- топографическую анатомию челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервацию и лимфоток, строение зубов и челюстей, зубочелюстно-лицевые аномалии;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции;

- биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;

- роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболеваний зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта;

- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма, факторы риска возникновения злокачественных опухолей;

- клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей зуба, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;

- принципы профилактики, диагностики и лечения при зубочелюстных деформациях и аномалиях зубов и челюстей;

- показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов специального обследования;

- принципы, приемы и методы обезболивания в ортопедической стоматологии, интенсивную терапию и реанимацию у взрослых и подростков;

- показания к зубному протезированию, принципы подготовки полости рта и зубочелюстного аппарата к ортопедическим вмешательствам;

- морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом вмешательствах; механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтических и ортопедических аппаратов и протезов;

- адаптацию к зубным протезам и протезам - аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции;

- применение физиотерапии и миотерапии в ортопедической стоматологии;

- принципы диетотерапии при заболеваниях зубов полости рта;

- организацию диспансеризации;

- вопросы организации и деятельности медицинской службы гражданской обороны;

- формы и методы санитарного просвещения.


2. Общие умения:


- собрать информацию о заболевании, выявить общие и специфические признаки заболевания, в случаях, требующих неотложной помощи и интенсивной терапии, оказать необходимую срочную помощь больному (искусственное дыхание, массаж сердца, остановка кровотечения, перевязка и тампонада ран, транспортная иммобилизация, промывание желудка при отравлении, срочная трахеостомия);

- провести обследование челюстно-лицевой области: мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональных лимфатических узлов, степень подвижности и зондирования зубов, патологических зубо-десневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; произвести оценку окклюзионных контактов; электро- и термоодонтодиагностику, определить степень подвижности и податливости слизистой полости рта;

- определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических и др.) и интерпретировать их;

- провести дифференциальную диагностику основных стоматологических заболеваний у взрослых и детей, обосновать клинический диагноз;

- выполнять местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание, новокаиновые блокады и определять показания к общему обезболиванию; снимать чувствительность зуба при его препарировании;

- провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбирая методы лечения и конструкции протезов;

- изготовить индивидуальные ложки, базисы, каппы, временные шины, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных съемных протезов и протезов-аппаратов); снимать несъемные протезы, накладывать лигатуры и резиновые тяги;

- провести диспансеризацию больных;

- оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по специальности;

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- провести санитарно-просветительную работу.


3. Специальные знания и умения:


Специалист стоматолог-ортопед должен знать профилактику, диагностику, клинику, лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь при следующих состояниях:

- острый сосудистый коллапс;

- острая сердечная и дыхательная недостаточность;

- шок.

Специалист стоматолог-ортопед должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях (состояниях).


Кариес и некариозные поражения зубов:


- протезирование вкладками;

- протезирование коронками (штампованными, пластмассовыми, фарфоровыми, цельнолитыми);

- протезирование штифтовыми зубами;

- протезирование при патологической стираемости зубов.


Пародонтит:


- избирательное пришлифовывание зубов;

- временные шины;

- шины на полукоронках;

- балочные шины;

- шинирование спаянными коронками, мостовидными протезами;

- протезирование при дефектах зубного ряда при заболеваниях пародонта.


Частичное отсутствие зубов:


- несъемное протезирование;

а) мостовидными протезами с опорными штампованными коронками;

- съемное протезирование;

а) бюгельными протезами;

б) иммедиат протезирование.


Полное отсутствие зубов:


- съемные зубные протезы с пластмассовыми и фарфоровыми зубами.


Заболевание височно-нижнечелюстного сустава:


- ортопедическое лечение;

- ортодонтическое лечение;

- физиотерапевтическое лечение;

- медикаментозное лечение.


4. Манипуляции:


- определение степени подвижности зубов;

- определение податливости и подвижности слизистой оболочки полости рта;

- зондирование зубо-десневых карманов;

- электроодонтодиагностика;

- местная инфильтрационная анестезия;

- проводниковая анестезия;

- получение оттисков с челюстей гипсом, эластическими массами, получение двухслойных оттисков;

- предортопедическая подготовка больных (лечение кариеса, пульпита, периодонтита, гингивита, пародонтоза, заболеваний слизистой оболочки рта, удаление зубов и корней зубов); гингивотомия и кортикотомия;

- подготовка коронок зубов и корней зубов к протезированию;

- припасовка и фиксация штампованных, пластмассовых и цельнолитых коронок;

- протезирование штифтовыми конструкциями;

- протезирозание вкладками из различных материалов;

- изготовление и накладывание временных шин, проволочных, из пластмасс, композиционных материалов;

- конструирование и фиксирование мостовидных протезов с опорными штампованными коронками, экваторными коронками вкладками;

- припасовка и фиксация цельных мостовидных протезов;

- припасовка и фиксация мостовидных и съемных протезов;

- определение и фиксирование центральной окклюзии;

- получение функциональных оттисков при значительной и полной потере зубов;

- эстетическое и фонетическое моделирование протезов.


5. Список обязательной литературы


1. Боженов Н.Н. Стоматология. Учебник для мед. вузов, 3-е издание, М., 1984.

2. Терапевтическая стоматология. Учебник для мед. вузов. Под ред. Боровского Е.В. 3-е издание. М., 1982.

3. Стоматология детского возраста. Руководство для врачей. Под ред. Т.Ф.Виноградовой. М., 1987.

4. Гаврилов Е.И., Щербаков А.С. Ортопедическая стоматология. Учебник для мед. вузов, 3-е издание, 1984.

5. Двойников А.И., Синицын В.Д. Зубопротезная техника. М., Медицина, 1986.

6. Копейкин В.Н. Ошибки в ортопедической стоматологии. Библ. практ. врача. М., 1986.

7. Калинина Н.В. Протезирование при полной потере зубов. Библ. практ. врача. М., 1979.

8. Криштаб С.И. Ортопедическая стоматология. Учебник для высш. мед. школы. Киев, Выща школа, 1986.

9. Прохончуков А.А. и др. Функциональная диагностика в стоматологической практике. М., Медицина, 1980.

10. Руководство по ортопедии. Руководство для врачей (под редакцией Ф.Я.Хорошилкиной). М., 1982.


27.1. Квалификационная характеристика специалиста врача стоматолога-ортодонта


В соответствии с требованиями специальности врач стоматолог-ортодонт должен знать и уметь:


1. Общие знания:


Врач стоматолог-ортодонт должен знать:

- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- общие вопросы организации стоматологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению;

- правовые вопросы в стоматологии;

- этиологию и патогенез основных стоматологических заболеваний, их влияние на органы и системы организма человека, клинические проявления патологии в полости рта и показания к применению различных методов лечения в стоматологии;

- принципы обследования больных врачом стоматологом, значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний;

- принципы, приемы и методы обезболивания в стоматологии;

- организацию диспансеризации взрослого и детского населения;

- эмбриологию и основные нарушения эмбриогенеза челюстно-лицевой области;

- взаимосвязь формирования и прорезывания зубов с развитием и ростом челюстей, основное направление роста челюстей;

- нормальное строение зубов и челюстей и нарушение этого строения при зубочелюстно-лицевых аномалиях;

- нормальное функционирование зубо-челюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса;

- взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной системы, опорно-двигательного аппарата;

- классификацию зубо-челюстных аномалий;

- морфологические изменения в зубо-челюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении;

- показания и противопоказания к ортодонтическому лечению;

- механизм действия, принципы конструирования и особенности технологии изготовления ортодонтических аппаратов, основные технологические процессы при изготовлении ортодонтических конструкций;

- показания и противопоказания к применению методов измерения диагностических моделей челюстей, рентгенологического и других методов функционального и специального обследования и лечения;

- основные методы вспомогательного хирургического лечения больных с различными зубочелюстными аномалиями;

- организацию диспансеризации взрослого и детского населения;

- формы и методы санитарного просвещения;

- вопросы организации деятельности медицинской службы гражданской обороны.

В области педиатрической ортодонтии должен знать:

- анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового ребенка и его зубочелюстной системы;

- ее взаимосвязь с другими функциональными системами организма;

- причины возникновения патологических процессов в организме и зубочелюстной области, механизм их развития и клинические проявления;

- роль гигиенического состояния полости рта и предупреждение развития заболевания зубов и пародонта, методы и средства гигиены полости рта.

В области ортопедии должен знать:

- биомеханику жевания, возрастные изменения в челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;

- показания к зубному протезированию, принципы подготовки полости рта к ортопедическим вмешательствам;

- клинику и методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;

- адаптацию пациентов к зубным протезам и протезам-аппаратам и принципы осуществления эстетической и фонетической коррекции.


2. Общие умения:


- выявить общие и специфические признаки заболевания, особенно в случаях, требующих неотложной помощи или интенсивной терапии, принять необходимые меры;

- провести обследование челюстно-лицевой области, включая: обследование мягких тканей лица, височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез и региональной лимфатической системы; зондирование зубов, патологических зубодесневых карманов, свищей и протоков слюнных желез; электродонтодиагностику;

- применить лабораторные и рентгенологические методы обследования, интерпретировать их результаты;

- выбрать и применить метод лечения: аппаратно-хирургический, аппаратно-протетический, аппаратно-миотерапевтический;

- обосновать схему, план и тактику ведения больных, провести подготовку к зубному протезированию и суметь осуществить его при дефектах и аномалиях зубов и челюстей, выбирая методы лечения и конструкции протезов, планировать объем и сроки ортодонтического лечения;

- провести ортодонтическое лечение до и после реконструктивных операций в челюстно-лицевой области;

- моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов;

- выполнять местное (инфильтрационное и проводниковое) обезболивание, новокаиновые блокады и определять показания к общему обезболиванию, снимать чувствительность зуба при его обезболивании;

- решать задачи гигиенического обучения и воспитания ортодонтических больных, пользующихся съемными и несъемными ортодонтическими аппаратами;

- осуществлять преемственность в лечении больных с врачами-стоматологами других специальностей;

- консультировать больных по направлению врачей других специальностей и организовать консультации больных с неясными формами заболеваний;

- проводить профилактику кариеса и его осложнений, некариозных поражений твердых тканей и заболеваний пародонта, удалять зубные отложения, осуществлять кюретаж, орошение и аппликацию медикаментов, покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зубов;

- пропагандировать санитарно-гигиенические знания по профилактике зубочелюстных аномалий и заболеваний зубов среди населения;

- вести медицинскую документацию по установленным МЗ СССР формам;

- осуществлять руководство и контроль за работой зубных техников-ортодонтов и медицинского персонала кабинета;

- систематически проводить анализ результатов своей работы.


3. Специальные знания и умения:


Врач стоматолог-ортодонт должен знать клинику, профилактику, диагностику и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и пороков развития и деформаций:

- аномалий положения отдельных зубов и их групп, деформаций зубных дуг, аномалий прикуса;

- специфику лечения больных с врожденными и приобретенными пороками развития в челюстно-лицевой области;

- ортодонтическое и ортопедическое лечение деформаций челюстей воспалительного, травматического и неопластического характера;

- прогноз развития челюстей после перенесенных травм и заболеваний;

- миотерапия и логопедия в челюстно-лицевой ортопедии;

- клинические этапы изготовления и сдачи несъемных конструкций зубных протезов (коронки штампованные из металла, пластмассовые коронки, облицованные коронки, мостовидные протезы, штифтовые зубы, простые конструкции вкладок);

- клинические этапы изготовления и сдачи металлических пластмассовых шин и защитных пластинок для больных с переломами челюстей или после пластики неба;

- клинические этапы изготовления и сдачи съемных конструкций зубных протезов (частичных, простых конструкций, бюгельных протезов);

- клинические этапы изготовления и сдачи внеротовых ортодонтических аппаратов: подчелюстных и подбородочных пращей, головных шапочек, шейных повязок, лицевых дуг;

- клинические этапы изготовления и сдачи аппаратов для лечения больных с врожденными пороками развития лица и челюстно-лицевой области;

- клинические этапы изготовления и сдачи внутриротовых несъемных ортодонтических аппаратов (дуга Энгля, коронка Катца, активная и опорная лингвальные дуги, кольца и коронки с крючками, штангами, рычагами, балочками, спаянные конструкции для активного лечения или закрепления (и сдача внутриротовых) его результатов;

- клинические этапы изготовления и сдача внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;

- одночелюстные механически действующие пластинки с пружинами, винтами, рычагами, резиновой тягой;

- одночелюстные функционально-направляющего межчелюстного действия - модифицированный аппарат Кингслея, аппарат Брюкля, каппы Шварца, Бынина, пластинки с направляющими пелотами;

- двухчелюстные функционально-действующие аппараты;

- функционально-действующие аппараты - вестибулярные пластинки Шонхера, Коркхауса, пропульсор Мюлеманна, активатор Андрезена-Хойпля.

Должен уметь:

- моделировать из воска и изготовлять индивидуальные ложки, производить снятие слепков, определять центральную окклюзию, производить припасовку, коррекцию и фиксацию различных зубных протезов (коронок, вкладок, штифтовых зубов, частичных и полных объемных пластинчатых аппаратов, временных, имитирующих конструкций, бюгельных протезов и протезов-аппаратов.

Врач-ортодонт должен уметь оказать неотложную врачебную помощь при обмороках, коллапсе, кроме шока, острой сердечной и дыхательной недостаточности, аллергических реакциях, травмах, отравлениях, переломах, отморожениях, ожогах, кровотечениях.


4. Манипуляции:


- клинические функциональные пробы дыхания, глотания, речи, жевания, движения нижней челюсти и языка;

- перкуссия зубов, пальпация мягких тканей в челюстно-лицевой области, аускультация височно-челюстных суставов;

- определение степени подвижности зубов и слизистой оболочки полости рта;

- зондирование зубо-десневых карманов, удаление зубных отложений, кюретаж, орошение, аппликация медикаментов;

- удаление временных и постоянных зубов, корней зубов;

- покрытие зубов фторлаком и сошлифовывание тканей зуба;

- снятие оттисков с челюстей гипсом и эластичными массами для изготовления рабочих и диагностических моделей челюстей;

- снятие оттисков с челюстей, преддверия полости рта, полости носа при врожденных наращениях твердого неба;

- отливка рабочих и диагностических моделей челюстей;

- определение центральной, привычной окклюзии и конструктивного прикуса;

- припасовка и коррекция внутриротовых несъемных ортопедических аппаратов;

- припасовка и коррекция внутриротовых съемных ортодонтических аппаратов;

- припасовка и коррекция внеротовых ортодонтических аппаратов;

- припасовка и коррекция металлических пластмассовых шин и защитных пластинок;

- подготовка корней зубов и коронок к протезированию;

- внутривенное вливание;

- искусственное дыхание;

- закрытый массаж сердца;

- остановка внутреннего и наружного кровотечения;

- иммобилизация конечностей при транспортировке;

- промывание желудка;

- трахеотомия.


5. Список обязательной литературы


1. Гаврилов Е.И. Деформация зубных рядов. М., Медицина, 1984.

2. Григорьева Л.П. Прогнатия. Киев. "Здоров'я", 1984.

3. Дойников А.И., Синицын В.Д. Зуботехническое материаловедение.

4. Ильина-Маркосян Л.В. Возрастные показания к ортодонтическому лечению. В кн.: Руководство по ортопедической стоматологии (под ред. Евдокимова А.И.) т. III. М., Медицина, 1974, с. 376-387.

5. Костур Б.К. Функциональные особенности жевательного аппарата у детей. М.-Л., Медицина, 1982.

6. Козлов В.А. Лечение аномалий развития челюстно-лицевой области. Ташкент, Медицина, 1982.

7. Миргазизов М.З. Биометрия и ее значение для стоматологии. В кн.: Количественные методы в диагностике и планировании лечения стоматологических заболеваний. Кемерово, 1982.

8. Онушко В.П. Аномалии зубочелюстной системы, связанные с вредными привычками, и их лечение. М., Медицина, 1975.

9. Руководство по ортодонтии (под ред. Хорошилкиной Ф.Л.). М., Медицина, 1982.

10. Соснин Г.П., Крицкий А.В. Ортопедические исправления речи у детей с расщелиной неба. Минск, "Беларусь", 1984, 128 с.

11. Спатарь Т.К. Неправильное положение отдельных зубов и их лечение. Кишинев, "Штиинца", 1984, 103 с.

12. Стоматология детского возраста (под ред. Т.Ф.Виноградовой). М., Медицина, 1987, 526 с.

13. Ужумецкене И.И. Ортодонтическое лечение взрослых перед протезированием. М., Медицина, 1965, 138 с.

14. Ужумецкене И.И. Методы исследования в ортодонтии. М., Медицина, 1970, 200 с.

15. Хорошилкина Ф.Я. Функциональные методы лечения в ортодонтии. М., Медицина, 1972.

16. Хорошилкина Ф.Я. Телерентгенография в ортодонтии. М., Медицина, 1976.

17. Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. М., Медицина, 1977.

18. Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М., Агаджинян С.Х. Профилактика зубочелюстных аномалий. Ереван, "Луйс", 1986, 256 с.

19. Хорошилкина Ф.Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Фальк Ф., Малыгин Ю.М., Френкель К. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий. М., Медицина, 1987, 303 с.

20. Щербаков А.С. Аномалии прикуса у взрослых. М., Медицина, 1987, 191 с.


28. Квалификационная характеристика специалиста врача акушера-гинеколога


В соответствии с требованиями специальности врач акушер-гинеколог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- организацию акушерско-гинекологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной помощи;

- показатели материнской и перинатальной смертности и мероприятия по их снижению;

- основы топографической анатомии областей тела и, в первую очередь, передней брюшной стенки и брюшной полости, забрюшинного пространства, малого таза и уро-генитальной области в норме и при патологии;

- основные вопросы нормальной и патологической физиологии соответственно у здоровых женщин и при акушерско-гинекологической патологии;

- взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции; физиологию и патологию менструальной функции женщины;

- физиологию и патологию беременности, родов и послеродового периода, группы риска;

- причины возникновения патологических процессов в организме женщины, механизмы их развития и клинические проявления;

- влияние производственных факторов на специфические функции женского организма;

- физиологию и патологию системы гемостаза, показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов;

- основы водно-электролитного обмена и кислотно-основного состояния крови, возможные типы их нарушений и принципы лечения;

- общие и специальные методы исследования в акушерстве и гинекологии, в т. ч. функционального состояния яичников;

- основы применения эндоскопии и рентгено-радиологии для обследования и лечения гинекологических больных;

- вопросы асептики и антисептики в акушерстве и гинекологии;

- основы иммунологии и генетики в акушерстве и гинекологии;

- принципы, приемы и методы обезболивания в акушерстве и гинекологии, основы интенсивной терапии и реанимации у женщин и новорожденных;

- основы инфузионной терапии в акушерстве и гинекологии, характеристику препаратов крови и кровезаменителей;

- основы фармакотерапии в акушерстве и гинекологии;

- принципы предоперационной подготовки и послеоперационного ведения больных, методы реабилитации;

- основы патогенетического подхода при проведении терапии в акушерстве и гинекологии;

- основы физиотерапии и лечебной физкультуры в акушерстве и гинекологии, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;

- основы рационального питания и принципы диетотерапии в акушерско-гинекологической практике;

- новые современные методы профилактики и лечения акушерско-гинекологической патологии, а также непланируемой беременности;

- основы онкологической настороженности в целях профилактики и ранней диагностики злокачественных новоообразований у женщин;

- вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в акушерстве и гинекологии;

- организацию, проведение диспансеризации женщин, анализ ее эффективности;

- особенности санэпидрежима в отделениях акушерского и гинекологического стационара, в женской консультации;

- показания к госпитализации беременных женщин и гинекологических больных;

- оборудование и оснащение операционных и палат интенсивной терапии, технику безопасности при работе с аппаратурой, хирургический инструментарий, применяемый при различных акушерско-гинекологических операциях;

- принципы работы с мониторами;

- основы юридического права в акушерстве и гинекологии;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.


2. Общие умения:


- получить информацию о течении беременности, о заболевании;

- выявить факторы риска развития той или иной акушерской и гинекологической патологии и организовать проведение мер профилактики;

- применить объективные методы обследования беременной, больной, выявить общие и специфические признаки гинекологического заболевания или осложнения беременности;

- оценить тяжесть состояния больной, определить объем и последовательность реанимационных мероприятий;

- оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

- определить необходимость применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

- выявить ранние признаки беременности, определить ее сроки, положение плода, размеры таза;

- определить показания к госпитализации беременной или гинекологической больной, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием женщины;

- составить дифференцированный план ведения беременной и провести его коррекцию в динамике;

- разработать план подготовки больной к экстренной или плановой операции, определить степень нарушения гомеостаза, осуществить подготовку всех функциональных систем организма к операции;

- определить группу крови и выполнить внутривенное или внутриартериальное переливание крови, реинфузию; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;

- применить по показаниям адекватную методику обезболивания в акушерско-гинекологической практике;

- решить вопрос о трудоспособности больной;

- вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;

- проводить профилактику непланируемой беременности;

- проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность;

- проводить анализ основных показателей деятельности лечебно-профилактического учреждения;

- проводить санитарно-просветительную работу.


3. Специальные знания и умения:


Специалист акушер-гинеколог должен знать профилактику, диагностику, клинику и лечение и уметь диагностировать и оказывать необходимую помощь, при следующих неотложных состояниях:

- травматический шок;

- острая кровопотеря (в т. ч. преждевременная отслойка плаценты);

- эклампсия;

- острая сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность.

Специалист акушер-гинеколог должен:

- установить срок беременности, оценить состояние здоровья беременной, выявить возможные нарушения и осуществить комплекс диспансерных мероприятий;

- выявить признаки ранней или поздней патологии беременности (ранний и поздний токсикоз, водянка, нефропатия, эклампсия) и провести все необходимые мероприятия по ее устранению;

- выполнить наружное и внутреннее акушерское исследование, определить фазу течения родов и положение плода, степень зрелости шейки матки;

- провести физиологические роды, роды при затылочном или головном предлежании плода;

- своевременно распознать и провести роды при разгибательных предлежаниях плода, тазовом предлежании, крупном плоде и многоплодной беременности;

- оценить степень сужения таза, обосновать наиболее рациональную тактику и выполнить ее;

- своевременно определить показания к операции кесарева сечения;

- обосновать тактику при поперечном положении плода и выполнить ее;

- обосновать тактику ведения родов при экстрагенитальных заболеваниях;

- определить аномалии родовой деятельности (первичная слабость, вторичная слабость, быстрые и стремительные роды) и осуществить регуляцию родовой деятельности;

- установить причину акушерского кровотечения (предлежание плаценты, преждевременная отслойка, атоническое кровотечение) и оказать необходимую помощь при этом состоянии;

- установить признаки внутриутробной гипоксии плода и оказать необходимую помощь;

- выполнить реанимационные мероприятия при асфиксии и родовой травме новорожденного;

- оценить течение послеродового периода, выявить послеродовые осложнения и провести борьбу с ними;

- определить осложнения периода новорожденности, разработать лечебные мероприятия и провести их.

Специалист акушер-гинеколог должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях;

- внематочная беременность;

- внебольничный аборт;

- генитальный туберкулез;

- воспалительные заболевания женских половых органов септической этиологии;

- аномалии положения половых органов;

- гонорея у женщин;

- трихомониаз мочеполовых органов;

- дисгормональные заболевания;

- доброкачественные опухоли матки и придатков;

- злокачественные опухоли матки и придатков;


4. Операции и манипуляции:


- кольпоскопия;

- диагностическое выскабливание полости матки;

- выскабливание полости матки при прерывании беременности;

- классическое ручное пособие;

- экстракция плода;

- акушерские щипцы;

- массаж матки при ее атонии;

- кесарево сечение;

- зашивание разрыва шейки матки, влагалища, промежности;

- ручное отделение и выделение последа, ручной контроль полости матки;

- лапаротомия при внематочной беременности и перекруте кисты яичника;

- пункция заднего свода;

- гидротубация;

- амниотомия;

- гистеросальпингография;

- ампутация матки;

- прицельная биопсия;

- удаление полипа слизистой шейки матки;

- катетеризция мочевого пузыря;

- зондирование желудка;

- сифонная клизма;

- венесекция, внутривенные вливания, трансфузия крови.


5. Список обязательной литературы


1. Бодяжина В.И., Василевская Л.Н., Побединский Н.М., Стругацкий В.М. Диагностика и лечение гинекологических заболеваний в женской консультации. М., 1980. (Библиотека практического врача-БПВ).

2. Бодяжина В.И. Акушерская помощь в женской консультации. М., Медицина, 1987 (БПВ).

3. Василевская Л.Н. Кольпоскопия. М., Медицина, 1986 (БПВ).

4. Гинекологическая эндокринология. Под ред. К.Н.Жмакина. 3-е изд. М., Медицина, 1980.

5. Грязнова И.М. Внематочная беременность. М., Медицина, 1980 (БПВ).

6. Давыдов С.Н., Хромов Б.М., Шейко В.3. Атлас гинекологических операций. Ленинград. Медицина, Ленинградское отд., 1982.

7. Дэвис П.А., Готефорс Л.А. Бактериальные инфекции плода и новорожденного (перевод с англ. д.м.н. А.Г.Румянцева). М., Медицина, 1987.

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки