Юридическая База РФ
Реклама


 


< < Главная

Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" (с изм. и доп. от 25 декабря 1997 г.)

По состоянию на 25 сентября 2006 года

Страница 16

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20


4. Манипуляции:


- забор материала;

- приготовление мазков;

- микроскопия различных видов;

- посев материала на различные среды;

- выделение чистых культур:

- постановка биохимических тестов;

- постановка серологических реакций;

- владение экспресс-методами диагностики;

- определение чувствительности к антибиотикам;

- выявление специфических антител в сыворотке больного;

- определение вирулентности культур микроорганизмов на экспериментальных животных;

- воспроизведение инфекционных процессов на животных;

- владение различными методами иммунизации экспериментальных животных для получения специфических антител;

- нейтрализация токсинов антитоксинами в опытах на животных;

- вскрытие экспериментальных животных;

- приготовление питательных сред;

- работа с лабораторными приборами и оборудованием.


5. Список обязательной литературы


1. Акатов А.К., Зуева В.С. Стафилококки. М., Медицина, 1983.

2. Клевакин В.М., Кариба В.В. Санитарная микробиология пищевых продуктов. Л., 1986.

3. Навашин С.М., Фомина И.Б. Рациональная антибиотикотерапия. М., 1982.

4. Диагностика особо опасных и малоизвестных инфекций. Р-на-Дону, Изд-во Рост.-на-Дону, ин-та, 1970.

5. Микробиология и лабораторная диагностика холеры. Р-на-Д., Ростовское кн. изд-во, 1975.

6. Накаряков В.А. Механизм реализации наследственной программы. М., 1986.

7. Петров Р.В. Иммунология. М., 1982.

8. Санитарная микробиология (под ред. Калины Г.П.). М., 1969.

9. Энтеробактерии (под ред. Покровского В.И.). М., 1985.

10. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования (под ред. Биргера М.О.). М., Медицина, 1972.


49.1. Квалификационная характеристика специалиста врача-вирусолога


В соответствии с требованиями специальности врач-вирусолог должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- принципы организации и перспективы развития советского здравоохранения; основы законодательства о здравоохранении;

- организацию вирусологической службы в СССР и за рубежом;

- историю развития вирусологии;

- основы законодательства СССР и союзных республик, постановления партии и правительства по вопросам развития вирусологической службы;

- основные директивные и инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность учреждений вирусологической службы;

- правовые вопросы деятельности врача-вирусолога; вопросы трудового законодательства;

- организацию вирусологической лаборатории (требования к комплексу помещений лабораторий);

- правила работы с инфицированным материалом;

- вопросы техники безопасности при работе с вирусами (распределение вирусов по группам биологической опасности I-IV, режим работы с различными группами вирусов); меры по ликвидации аварийной ситуации;

- организацию работы персонала вирусологической лаборатории (врача-вирусолога, лаборанта, санитарки);

- правила оформления первичной медицинской документации, учетной и отчетной документации;

- планирование профессиональной деятельности;

- статистический анализ и основные показатели деятельности врача-вирусолога;

- основы стандартизации и метрологии;

- санитарно-просветительную работу;

- природу и происхождение вирусов, их структуру и основные свойства;

- современную классификацию вирусов, их репродукцию:

- вопросы патогенеза и противовирусного иммунитета, иммунопатологию при вирусных инфекциях;

- вирусы и канцерогенез;

- основные вопросы эпидемиологии и профилактики вирусных инфекций;

- методы лечения вирусных инфекций;

- вопросы генной инженерии и биотехнологии;

- характеристику, культивирование различных групп вирусов;

- принципы лабораторной диагностики вирусных инфекций с помощью методов быстрой диагностики, выделение и типирование вирусов, серодиагностику;

- основные клинические симптомы вирусных инфекций;

- особенности патогенеза, иммунитета и эпидемиологии вирусных инфекций;

- меры специфической и неспецифической профилактики, химиотерапии и химиопрофилактики вирусных заболеваний;

- вопросы санитарной вирусологии;

- вопросы организации медицинской службы гражданской обороны.


2. Общие умения:


- определить объем информации, необходимый для проведения вирусологического обследования;

- оценить клинические и эпидемиологические данные;

- определить характер, объем и сроки получения клинического материала для исследования;

- определить условия обработки, хранения материала, степень пригодности к исследованию и т. д.;

- определить адекватный метод для каждого вида исследования (проведение быстрой диагностики, выделение вируса, серодиагностики);

- подготовить к исследованию приборы, инструменты, аппараты, лабораторную посуду, реактивы, биосистемы (культуры клеток, куриные эмбрионы, лабораторные животные и др.);

- организовать пересылку клинических проб и инфекционных материалов в соответствующую лабораторию (центр);


при проведении быстрой диагностики:

- выявить вирусный антиген непосредственно в клинических пробах;

- выявить противовирусные антитела класса М;


при выделении вируса:

- заразить чувствительную тест-систему;

- выявить вирус и определить отсутствие контаминации бактериями и плесенью;

- провести титрование и идентификацию вируса;

при серодиагностике вирусных инфекций:

- выбрать серологические реакции для выявления прироста противовирусных антител;

- выявить диагностический прирост противовирусных антител или сероконверсию;


по завершении исследования:

- определить необходимость повторных исследований;

- обеспечить обеззараживание (уничтожение) инфицированного материала;

- использовать результаты консультации при подготовке заключения.


3. Специальные знания и умения:


Специалист-вирусолог должен знать лабораторную диагностику, основы специфической профилактики, противоэпидемических и лечебных мероприятий при ряде вирусных заболеваний:

- грипп и другие респираторные вирусные инфекции (парагрипп, аденовирусная инфекция, РС-инфекция);

- полиомиелит и другие энтеровирусные инфекции (коксаки - А, В, ЕСНО, энтеровирусные инфекции человека);

- ротавирусные гастроэнтериты;

- вирусные гепатиты А, В; ни А ни В;

- инфекции, вызванные вирусами герпеса (простого герпеса I и II типа, цитомегаловирусом, вирусом ветряной оспы, вирусов Энштейна-Борра);

- синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД);

- корь;

- краснуха у беременных и врожденная краснуха;

- паротит;

- арбовирусные инфекции (клещевой энцефалит, крымская геморрагическая лихорадка, омская геморрагическая лихорадка и др.);

- аденовирусные инфекции (лимфоцитарный хориоменингит, лихорадка Ласса и др.);

- геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (ГЛПС);

- бешенство;

- индикация вируса натуральной оспы и других особоопасных вирусов (Марбург, Эбола).


4. Операции и манипуляции:


- организация рабочего места врача-вирусолога;

- забор, транспортировка инфекционного клинического материала;

- обработка и хранение клинических и полевых проб;

- хранение и консервирование вирусов;

- световая микроскопия препаратов клеток и тканей;

- методы заражения и вскрытия лабораторных животных с целью выделения вирусов (мыши, куриные эмбрионы, кролики, крысы, морские свинки);

- методы иммунизации животных, получение иммунных сывороток и асцитов;

- методы кровопускания у животных: приготовление сыворотки, плазмы и взвеси эритроцитов и лейкоцитов;

- методы работы с культурами клеток, получение первичных культур клеток, пересев перевиваемых и первичных культур клеток;

- выделение вирусов при заражении первичных и перевиваемых культур клеток, животных, куриных эмбрионов;

- титрование вирусов на животных, в куриных эмбрионах, в культуре клеток;

- реакция нейтрализации вирусов на животных, куриных эмбрионах, культуре клеток, подсчет ЛД50 по Риду и Менчу или другим статистическим методам обработки результатов наблюдений;

- реакция преципитации в геле (РПГ);

- реакция гемагглютинации и торможение гемагглютинации;

- реакция связывания комплемента (РСК) (макро- и микрометоды);

- реакция гемадсорбции и торможения гемадсорбции (РТГАдс);

- метод флюоресцирующих антител (МФА);

- реакция пассивной гемагглютинации (РПГА) и реакция обратной пассивной гемагглютинации (РОПГА);

- иммунноферментный анализ (ИФА);

- радиоиммунный анализ (РНА).


5. Список обязательной литературы


1. Букринская А.Г. Вирусология. М., Медицина, 1986.

2. Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования. Под ред. Биргер М.С. М., Медицина, 1982.

3. Голубев Д.Б., Соломина А.А., Медведева М.Н. Руководство по применению клеточных культур в вирусологии. Лен. Медицина, 1976.

4. Жданов В.М., Гайдамович С.Я. (ред.). Общая и частная вирусология. Ч. I и II. М., Медицина, 1986.

5. Зуев В.А. Лабораторная диагностика латентных, хронических и медленных вирусных инфекций. М., Медицина, 1979.

6. Кармышева А.Ф., Сюрин В.Н. Руководство по практической вирусологии. Кишинев, Штиинца, 1980.

7. Леннет Э., Шмидт Н. (ред., пер. с англ.). Лабораторная диагностика вирусных и риккетсиозных заболеваний. М., Медицина, 1974.

8. Петрадзе Т.В., Халонен П. Иммунологическая диагностика вирусных инфекций. М., Медицина, 1985.

9. Семенов Б.Ф., Каулен Д.Р., Баландин И.Г. Клеточные и молекулярные основы противовирусного иммунитета. М., Медицина, 1982.


50. Квалификационная характеристика специалиста-социал-гигиениста - организатора здравоохранения


В соответствии с требованиями специальности социал-гигиенист-организатор здравоохранения должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения; основы советского права;

- организацию здравоохранения в стране;

- теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения;

- систему управления в здравоохранении;

- организацию работы с кадрами;

- организацию планово-экономической и финансовой деятельности медицинских учреждений; основы хозрасчета;

- организацию учетно-отчетной деятельности учреждения с использованием электронно-вычислительной техники;

- статистику здоровья населения;

- критерии и показатели, характеризующие состояние здоровья населения;

- организацию медицинской помощи городскому населению;

- организацию медицинской помощи сельскому населению;

- охрану здоровья матери и ребенка;

- комплексные программы профилактики;

- организацию экспертизы трудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;

- организацию социальной и медицинской реабилитации больных;

- теоретические и организационные основы санитарно-эпидемиологической службы;

- организацию санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни;

- охрану труда и технику безопасности в лечебно-профилактических учреждениях;

- показатели, характеризующие работу лечебно-профилактического учреждения;

- научную организацию труда в лечебно-профилактических учреждениях;

- организацию здравоохранения в социалистических и развивающихся странах;

- деятельность Всемирной организации здравоохранения.


2. Общие умения:


- планировать и организовывать собственную административную деятельность;

- разработать оперативные и перспективные планы развития здравоохранения, работы медицинских учреждений;

- организовать административно-хозяйственную и административно-управленческую работу медицинского учреждения;

- организовать взаимодействие: с органами управления, вышестоящими партийными и советскими органами, общественными организациями;

- обеспечить систему взаимодействия между подразделениями лечебно-профилактического учреждения, смежными медицинскими учреждениями;

- разработать и составить смету учреждения, его штатное расписание;

- организовать работу по подбору, расстановке и использованию кадров;

- обеспечить проведение комплекса мероприятий по повышению квалификации врачей, среднего и младшего медицинского персонала;

- обеспечить организацию и проведение социалистического соревнования сотрудников медицинского учреждения;

- обеспечить проведение комплекса мероприятий по идеологической и воспитательной работе в коллективе; организовать работу по наставничеству;

- организовать работу по своевременному и квалифицированному рассмотрению заявлений и писем населения;

- организовать работу по созданию и эксплуатации материально-технической базы учреждения здравоохранения;

- составить приказ, распоряжения и другие официальные документы;

- провести деловое совещание.


3. Специальные знания и умения:


Врача организатора здравоохранения лечебно-профилактического профиля.

Должен знать:

- директивные документы, определяющие структуру мед. учреждения, функциональные обязанности заместителей, заведующих лечебно-профилактическими и вспомогательно-диагностическими отделениями;

- документы, определяющие взаимодействие главного врача и руководителей подразделений;

- организацию деятельности мед. учреждений по НОТ и внедрению передового опыта работы;

- документы, определяющие мощность и структуру учреждения, его функции, штатные нормативы, штатное расписание;

- документы, определяющие укомплектованность и потребность в кадрах руководимого учреждения, формирование резерва руководящих кадров и периодичность повышения квалификации врачей, среднего медицинского и технического персонала;

- законодательные акты, определяющие порядок и правила действий главного врача по решению вопросов, связанных с социальным страхованием, пенсионным обеспечением;

- социально-демографическую характеристику обслуживаемого региона;

- организацию медико-санитарного обслуживания трудящихся, проведение периодических, предварительных осмотров, диспансеризации, планирование комплексных оздоровительных мероприятий, разработку программ "Здоровье";

- организацию экстренной медицинской помощи на дому;

- организацию специализированной медицинской помощи;

- документы, регламентирующие основные направления и организацию гериатрической помощи населению;

- организацию работы в мед. учреждениях по реабилитации и восстановительному лечению; систему организации экспертизы трудоспособности населения;

- документы, регламентирующие деятельность медицинских работников в области санитарного просвещения, гигиенического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;

- организацию и проведение противоэпидемических мероприятий;

- систему информационного обеспечения, перечень учетной, отчетной медицинский и иной документации, порядок ее ведения, хранения, обработки и анализа;

- оснащение учреждений здравоохранения необходимой медицинской техникой, медицинским и иным оборудованием, медикаментами; документацию по их учету, хранению, эксплуатации;

- документы, обеспечивающие проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности;

- порядок организации работ общественного совета мед. учреждений;

- организацию совместной работы с обществом КК и КП.

Должен уметь:

- составить план по приоритетным направлениям перспективного развития мед. учреждений;

- организовать административно-управленческую деятельность, идейно-воспитательную работу с кадрами в мед. учреждениях;

- анализировать работу с кадрами и определять основные направления по ее совершенствованию, обеспечить их внедрение в жизнь;

- обеспечить взаимодействие с вышестоящими органами, а также профсоюзной и комсомольской организациями;

- организовать работу в больнице по охране труда и соблюдению техники безопасности;

- определить основные направления и задачи и организовать социалистическое соревнование и наставничество;

- оценить степень удовлетворения потребности населения в медицинской помощи, ее качество и эффективность;

- определить пути и критерии оценки административно-распорядительной деятельности работы с кадрами мед. учреждений и общественностью;

- применить методику определения потребности в различных видах лечебно-профилактической помощи обслуживаемого населения;

- анализировать показатели медицинской, социальной и экономической эффективности деятельности мед. учреждения;

- оценить структуру бюджета и сметы больницы;

- применить основополагающие директивные документы по вопросам финансирования больницы, а также существующую систему финансирования;

- обеспечить финансирование структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете;

- наметить основные направления, по которым необходимо осуществлять контрольные функции по финансированию мед. учреждений;

- использовать основные статьи Кодекса закона о труде и основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (обязанности руководителей и подчиненных, отдых, рабочий день, труд женщин, подростков и т. д.), а также законодательные акты, имеющие отношение к приему, расстановке, рациональному использованию кадров, финансированию лечебно-профилактических учреждений;

- наладить организационную систему статистической службы здравоохранения, а также методику сбора, обработки и анализа информации лечебного учреждения;

- анализировать формы годового статистического отчета и первичной медицинской документации, отражающих деятельность мед. учреждения;

- внедрять новые передовые формы организации статистической информационной службы ("АСУ стационар", оперативные подразделения и т. д.);

- организовать работу по обеспечению преемственности в работе с другими лечебно-профилактическими учреждениями;

- провести анализ и дать оценку эффективности работы информационно-статистической службы мед. учреждений;

- обеспечить диспансеризацию обслуживаемого населения;

- обеспечить соблюдение руководителями подразделений соответствующих статей трудового законодательства, финансового права, а также директивных документов по режиму работы отделений, условий труда, организации отдыха, жилищных условий персонала и т. д.;

- организовать и контролировать работу по обеспечению лечебно-охранительного режима, санитарно-гигиенических требований и санитарно-эпидемиологического режима в мед. учреждении;

- организовать контроль за выполнением работы по санитарному просвещению;

- организовать работу по повышению квалификации медицинского персонала;

- обеспечить проведение уч. мероприятий по эксплуатации зданий и сооружений, а также вспомогательных служб инженерного оборудования, медицинской техники, мягкого и твердого инвентаря;

- обеспечить внедрение НОТ, новых форм и методов профилактики и лечения в мед. учреждениях в соответствии с достижениями современной науки.

Специальные знания и умения врача социал-гигиениста - организатора здравоохранения санитарно-эпидемиологического профиля:

Должен знать:

- теоретические основы организации санитарно-эпидемиологической службы в СССР и других социалистических странах;

- систему построения, организации и функционирования санитарно-эпидемиологической службы в СССР;

- роль и место санитарно-эпидемиологической службы в системе первичной профилактики;

- правовые основы деятельности санитарно-эпидемиологической службы; права и обязанности главного государственного санитарного врача, других специалистов санэпидстанции;

- специальные Постановления Правительства, регламентирующие деятельность санитарно-эпидемиологической службы;

- действующие приказы, методические указания МЗ СССР, определяющие деятельность санитарно-эпидемиологической службы;

- организационные подходы к нормированию труда и кадров санэпидстанции;

- основы санитарного законодательства - санитарные нормы, правила, ЛДУ, ЛДК и др., регламентирующие здоровые условия среды обитания человека;

- систему взаимодействия санэпидстанции с ведомственными санэпидстанциями и другими контрольными органами;

- организацию, формы и методы работы подразделений санэпидстанции;

- должностные обязанности специалистов санэпидстанции;

- информационное обеспечение всех разделов деятельности санэпидстанции - порядок ведения учетно-оперативной документации, составления отчетов;

- порядок анализа деятельности санэпидстанции в целом и каждого из ее подразделений;

- табель оснащения санэпидстанции соответствующего уровня;

- порядок планирования работы санэпидстанции;

- систему комплексного планирования оздоровительных мероприятий и участия санэпидстанции в планировании социального и экономического развития регионов и отраслей (объектов) народного хозяйства;

- порядок применения мер административно-принудительного воздействия к лицам, нарушающим санитарное законодательство страны;

- систему взаимодействия различных звеньев здравоохранения в организации и проведении санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий;

- организацию курсовой подготовки по санитарному минимуму специалистов подконтрольных объектов, формы и методы участия специалистов санэпидстанции в работе по формированию здорового образа жизни среди населения;

- организацию работы с общественными санитарными инспекторами, систему их подготовки и привлечения к надзору за объектами.

Должен уметь:

- осуществлять государственный санитарный надзор за наиболее важными объектами;

- применять меры административно-принудительного воздействия к лицам, ответственным за нарушение санитарных норм и требований;

- информировать партийные и советские органы на местах о санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе;

- готовить санитарно-эпидемиологические вопросы и докладывать их в партийных органах, исполкоме местного совета, в хозяйственных организациях;

- принимать активное участие в работе постоянных комиссий депутатов в обсуждении вопросов, связанных с санитарно-эпидемиологическим состоянием регионов, объектов;

- организовать совместную работу с органами народного контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия района, города;

- организовать предупредительный санитарный контроль на всех этапах строительства объектов, за изменением технологии производства и выпуска товаров народного потребления;

- организовать систематический, текущий санитарный надзор за объектами;

- организовать противоэпидемическую работу санэпидстанции;

- обеспечить систему взаимодействия санэпидстанции с ветеринарной службой в деле профилактики антропозоонозных заболеваний;

- организовать санитарную охрану территории от заноса карантинных инфекций;

- организовать работу лабораторных подразделений санэпидстанции;

- обеспечить организационно-методическое руководство санитарно-противоэпидемической работой различных звеньев здравоохранения города, района;

- обеспечить систему взаимодействия санэпидстанции с другими контрольными органами;

- осуществить личный и организовать административный контроль за работой различных подразделений санэпидстанции;

- проводить административные совещания, конференции в санэпидстанции для повышения качества работы коллектива и внедрения передовых методов;

- обеспечить непрерывное обучение специалистов санэпидстанции;

- организовать учет работы специалистов санэпидстанции и статистическую отчетность;

- владеть анализом деятельности специалистов, подразделений и в целом санэпидстанции;

- обеспечить распоряжение кредитами санэпидстанции;

- обеспечить руководство хозяйственной деятельностью;

- обеспечить постоянную работу с кадрами (подбор, расстановку, воспитание, обучение и т. д.);

- организовать планирование деятельности санэпидстанции;

- обеспечить комплексное планирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, составление программы здоровья и участие в планировании социального и экономического развития объектов, региона;

- организовать контроль за ходом выполнения запланированных мероприятий;

- активно применять коллегиальные методы в управлении;

- обеспечить руководство подготовкой и использованием в санитарном надзоре за объектами общественных санитарных инспекторов;

- руководить деятельностью по пропаганде медицинских и гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни.

Специальные знания и умения врача-организатора - руководителя органа управления.

Врач-организатор - руководитель органа управления должен владеть специальными знаниями и умениями, изложенными выше, а также знать и уметь:

- предмет и методы науки управления; организационно-административные методы управления;

- структуру органов управления в здравоохранении;

- управление здравоохранением;

- правовое регулирование управления здравоохранением;

- планирование в здравоохранении: принципы, формы и методы;

- информационное обеспечение управления;

- штатное нормирование, методику составления и порядок утверждения штатных расписаний учреждений здравоохранения;

- организацию работы аппарата управления; роль социальной психологии в управлении;

- разработку и принятие управленческого региона;

- организацию выполнения решения и контроля за его выполнением;

- использование средств интенсификации, автоматизации и механизации в управлении;

- организацию делопроизводства;

- организацию работы коллегии, медицинского совета, деловых совещаний;

- организацию приема населения и работы с письмами и заявлениями;

- организацию работы с кадрами; организацию работы по подбору и воспитанию руководящих кадров и резерва;

- современные требования к руководителю;

- организацию непрерывного обучения врачей и повышения квалификации средних медицинских работников;

- планирование, организацию и проведение аттестации врачей и средних медицинских работников;

- экономические аспекты здравоохранения; систему финансирования; основы бухгалтерского учета и контроля за использованием выделенных ассигнований. Основы хозрасчета в здравоохранении;

- основы статистики здоровья населения;

- владение анализом статистической оценки деятельности медицинских учреждений.


Список обязательной литературы:


1. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. Утв. ЦК КПСС и Советом Министров СССР.

2. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. М., Медицина, 1970.

3. Балмасов А.А., Свешников А.В. Социально-психологические аспекты управленческого труда в здравоохранении. Л., Медицина, 1985.

4. Голиков В.Л., Хромченко О.М., Коваленко Ю.М. Правовые основы государственного санитарного надзора. М., ЦОЛИУВ, 1985.

5. Здравоохранение зарубежных стран. Под редакцией Щепина О.П. М., Медицина, 1981.

6. Канеп В.В., Липовецкая Л.Л. Научная организация труда в учреждениях здравоохранения. М., Медицина, 1981.

7. Логинова Е.А., Потехина М.В., Аронсон В.М., Кравченко Н.А. Организация и планирование сети больниц. Под ред. Е.А. Логиновой. М., Медицина, 1985.

8. Лучина В.И., Емельянов И.И., Тер-Карапетян А.З., Xромченко О.М., Чернаенко Т.Д. Организация санитарно-эпидемиологической службы. М., Медицина, 1977.

9. Медицинская этика и деонтология. Под ред. Г.М.Морозова и Г.И.Царегородцева. М., Медицина, 1983.

10. Минаев В.А., Поляков И.В., Шестакова Н.А. Формы и методы работы крупной городской поликлиники. М., Медицина, 1980.

11. Новгородцев Г.А., Демченкова Г.З., Полонский М.Л. Диспансеризация населения в СССР. М., Медицина, 1984.

12. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Лисицина Ю.П. М., Медицина, 1987.

13. Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении здравоохранением. 2-е изд. М., Медицина, 1983.

14. Хромченко О.М. Организация работы главного врача санэпидстанции. М., ЦОЛИУВ, 1983.

15. Хромченко О.М., Лиенко Т.Д., Сапегина А.В. Современные тенденции управления санитарно-эпидемиологической службой. М., ЦОЛИУВ, 1984.


50.1. Квалификационная характеристика специалиста врача-статистика


В соответствии с требованиями специальности врач-статистик должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- организационные основы социалистического здравоохранения;

- основы законодательства о здравоохранении;

- директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основы организации амбулаторно-поликлинической помощи населению;

- основы организации стационарной помощи населению;

- особенности организации лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий;

- организационные основы диспансеризации населения;

- организационные основы охраны здоровья матери и ребенка;

- основы управления здравоохранением;

- основы планирования, финансирования и экономики здравоохранения;

- основные направления и методы изучения и оценки здоровья населения;

- демографические факторы здоровья;

- заболеваемость в оценке здоровья;

- инвалидность в оценке здоровья;

- физическое развитие в оценке здоровья;

- основные факторы риска неинфекционных заболеваний;

- первичную медицинскую статистическую документацию, утвержденную МЗ СССР;

- отчетную медицинскую статистическую документацию, утвержденную Госкомстатом МЗ СССР;

- основы анализа и оценки деятельности учреждений здравоохранения;

- организацию работы и функции структурных подразделений статистических служб на различных иерархических уровнях;

- процесс составления, контроля и приема медицинских отчетов;

- основные методики статистического анализа в оценке здоровья и здравоохранения;

- международную статистическую классификацию болезней, травм и причин смерти;

- основные публикации СЭВ и ВОЗ по статистике здравоохранения;

- использование вычислительной техники в информационном обеспечении управления здравоохранением.


2. Общие умения:


- организовать правильный статистический учет в лечебно-профилактическом учреждении в соответствии с приказами и инструктивными методическими указаниями МЗ СССР;

- организовать статистический документооборот внутри учреждения;

- организовать рациональное хранение оперативной статистической документации текущего года в подразделениях и в архиве учреждения, сдачу документации в архив учреждения в соответствии с установленными требованиями;

- провести углубленное статистическое исследование деятельности учреждения в целом и отдельных подразделений;

- составить программу исследования по конкретным задачам здравоохранения;

- рассчитать показатели, характеризующие деятельность учреждений здравоохранения;

- подготовить отчет лечебно-профилактического учреждения в соответствии с приказами и инструктивно-методическими указаниями МЗ СССР;

- организовать подготовку статистической информации для последующей обработки данных на ЭВМ;

- организовать и провести инструктивно-методические совещания (занятия, семинары) по медицинской статистике;

- составлять и обобщать периодическую информацию (неделя, месяц, квартал и т. д.) по данным первичной медицинской документации;

- анализировать и оценивать информацию, получаемую при обработке, в том числе на ЭВМ, первичной статистической информации различной периодичности;

- шифровать диагностические записи на медицинских документах по правилам международной классификации болезней;

- анализировать и оценивать результаты деятельности учреждений по данным годового статистического отчета;

- оценивать конечные результаты деятельности учреждений и органов здравоохранения;

- получать и оценивать показатели качества лечебной и профилактической работы;

- оценивать показатели диспансеризации;

- организовать и провести, обобщить результаты экспертной оценки качества медицинской помощи;

- использовать при анализе основные статистические методы: комбинационные таблицы, графические изображения, относительные и средние величины, сравнения в динамике, методы стандартизации, оценка достоверности относительных и средних величин;

- осуществлять контроль за правильностью ведения и заполнения статистической документации, утвержденной Министерством здравоохранения СССР, в соответствии с приказами и инструктивно-методическими указаниями;

- анализировать и оценивать медико-демографические показатели конкретной территории;

- получать и оценивать показатели заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности;

- анализировать показатели выхода на инвалидность;

- использовать методику определения групп здоровья для оценки состояния здоровья и эффективности диспансеризации;


- владеть методикой проведения сплошных и выборочных исследований по специальным программам;

- владеть машинной обработкой статистических данных на персональных ЭВМ.


3. Специальные знания и умения:


- знать организацию статистической службы на различных иерархических уровнях;

- помогать руководителям учреждений и служб здравоохранения в использовании различной статистической информации, давать квалифицированные советы по рациональной организации статистической службы и использованию ее данных;

- владеть методиками статистического и клинико-статистического исследования (дисперсионный, корреляционный анализ, непараметрические методы и т. д.);

- знать и владеть машинной обработкой статистических материалов.


4. Список обязательной литературы:


1. Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. М., Медицина, 1983.

2. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Б.П.Лисицина. В двух томах. М., Медицина, 1987.

3. Демченкова Г.З., Полонский М.П. Теоретические и организационные основы диспансеризации населения. М., Медицина, 1987.

4. Мерков А.М., Поляков Л.Е. Санитарная статистика. Л., Медицина, 1974.

5. Шиган Е.Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях. М., Медицина, 1986.

6. Международная классификация болезней. IX Пересмотр 1975 г., т. I,II. ВОЗ, Женева, 1980.

7. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания паталогических процессов. Л., Медицина, 1978.

8.Глушков В.М. Безбумажная информатика. М., Наука, 1986.


50.2. Квалификационная характеристика специалиста врача-методиста


В соответствии с требованиями специальности врач-методист должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

- основы социальной гигиены и организации здравоохранения;

- историю становления и развития здравоохранения;

- организацию амбулаторно-поликлинической помощи населению;

- организацию стационарной помощи населению;

- организацию лечебно-профилактической помощи рабочим промышленных предприятий;

- организацию специализированной помощи населению;

- организацию медицинской помощи сельскому населению;

- организацию акушерско-гинекологической помощи;

- организацию медицинской помощи подросткам;

- организацию медицинской помощи детям;

- организацию скорой и неотложной посмощи населению;

- организацию диспансеризации населения;

- основы управления здравоохранением;

- основы планирования и экономики здравоохранения;

- теорию и методы санитарной статистики;

- статистику здоровья населения;

- статистику здравоохранения;

- вопросы международной статистики;

- основы медицинской кибернетики.


2. Общие умения:


- рассчитать показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинского учреждения, подразделения;

- составить проект плана развития здравоохранения региона, района, учреждения для включения его в план социально-экономического развития региона (района);

- планировать на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;

- организовать работу по внедрению передового опыта в учреждениях здравоохранения района;

- организовать внедрение элементов научной организации труда в медицинские учреждения района;

- организовать систему контроля исполнения запланированных мероприятий.


3. Специальные знания и умения:


- демографические и экономические особенности региона (района);

- перспективы развития региона (района);

- состояние здоровья населения в регионе (районе);

- санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку в регионе (районе);

- показатели, характеризующие состояние здоровья населения в регионе (районе);

- основные показатели, характеризующие деятельность лечебно-профилактических учреждений региона (района);

- функции, права, обязанности, организацию работы сотрудников оргметодотделов лечебно-профилактических учреждений;

- планировать и провести организационно-методическую работу в регионе;

- провести инструктаж работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам организационно-методической работы, методических совещаний, конференций по обмену опытом;

- провести анализ и дать оценку первичной статистической информации;

- организовать и руководить работой информационно-диспетчерской службы региона (района);

- осуществлять контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе (районе).


4. Список обязательной литературы:


1. Социальная гигиена и организация здравоохранення. Под ред. Лисицына Ю.П. в 2 т. М., Медицина.

2. Санитарная статистика. Мерков А.М., Поляков И.В. - Л., Медицина, 1974.

3. Общая теория статистики. Под ред. Кильдышева. М., Статистика, 1980.

4. Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении здравоохранением. 2 изд. М., Медицина, 1983.

5. Случанко И.С., Логинова Е.А. Анализ деятельности стационара и управление больницей. М., ЦОЛИУВ, 1979.

6. Бедный М.С., Саввин С.И., Стегов Г.И. Социально-гигиеническая характеристика заболеваемости городского и сельского населения. М., Медицина, 1975.

7. Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., Медицина, 1979.

8. Голяченко А.И., Веденко Б.Г., Коляденко А.П. Управление многопрофильной больницей. Киев. Здоровье, 1984.

9. Головтеев В.В., Калью П.И., Пустовой И.В. Основы экономики советского здравоохранения. М., Медицина, 1974.

10. Соболевский Г.М., Ермаков В.В., Головтеев В.В. Основы финансирования учреждений здравоохранения. М., Медицина, 1974.


50.3. Квалификационная характеристика специалиста врача по санитарному просвещению


В соответствии с требованиями специальности врач по санитарному просвещению должен знать и уметь:


1. Общие знания:


- документы партии и правительства по вопросам идеологии; основы коммунистического воспитания масс;

- знание основных направлений пропагандистской работы партии;

- основы законодательства страны по здравоохранению; директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения (постановления, решения, приказы, инструкции, положения и др.) по вопросам охраны здоровья, гигиенического обучения и воспитания населения и формирования ЗОЖ;

- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности учреждений и служб здравоохранения;

- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности немедицинских ведомств, учреждений и общественных организаний;

- нормативы (табели) оснащения и оборудования ЛПУ, СЭС и ДСП (КСП) аппаратурой, приборами, наглядными пособиями и др., необходимыми для проведения пропаганды медико-гигиенических знаний;

- учетно-отчетную документацию лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и умение оценить показатели этой деятельности;

- психологические и педагогические методы воздействия на личность и коллектив;

- основы лекторского мастерства;

- методику применения технических средств пропаганды и машинных средств обучения населения;

- основы выставочного дела;

- методику использования средств массовой информации в санитарном просвещении;

- систему научной медицинской информации;

- методику поиска, сбора и использования информации в санитарном просвещении;

- основы библиографии.


2. Общие умения:


- составить рецензию на различные объекты рецензирования (устное выступление, текст (конспект) лекции или беседы, методический популярный материал и др.);

- владеть техникой составления библиографии;

- составить библиографический перечень (указатель) литературы по актуальным проблемам здравоохранения (пропаганде ЗОЖ, гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения);

- анализировать показатели, характеризующие здоровье населения;

- владеть методикой статистического анализа и социологическими методами исследования.


3. Специальные знания и умения:


Специалист по санитарному просвещению должен знать:

- теоретические и организационные основы санитарного просвещения;

- организацию гигиенического обучения и воспитания различных групп населения;

- методы, формы и средства санитарного просвещения;

- основные теоретические понятия в санитарном просвещении;

- основные направления гигиенического обучения и воспитания населения;

- основные направления и организацию работы Дома санитарного просвещения;

- основы организации делопроизводства и использования принципов НОТ в деятельности Домов санитарного просвещения;

- права и обязанности врача учреждения службы санитарного просвещения;

- принципы перспективного и оперативного планирования;

- информационное обеспечение по вопросам санитарного просвещения;

Он должен уметь:

- анализировать показатели, характеризующие здоровье населения и деятельность учреждений здравоохранения;

- организовать и провести обследование работы медицинских и немедицинских учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и дать квалифицированное заключение и рекомендации по совершенствованию их деятельности;

- изучить качество и эффективность пропаганды медицинских и гигиенических знаний;

- разработать проекты директивных документов (приказов, планов и др.),

- комплектовать методические папки в методическом кабинете ДСП (КСП);

- разработать методические материалы по вопросам организации и общей методики санитарного просвещения, пропаганды здорового образа жизни;

- оказать методическую и консультативную помощь специалистам органов и учреждений здравоохранения, немедицинских ведомств и общественных организаций по вопросам приложения общей методики к частным проблемам санитарного просвещения;

- составить годовой отчет (по ф. 50);

- владеть техникой сбора, обработки, хранения и выдачи информации;

- владеть методиками статистического анализа и социологических методов исследования;

- изучать, обобщать и популяризировать передовой опыт работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения;

- рецензировать методические и популярные санитарно-просветительные материалы, устные выступления;

- пользоваться техническими средствами пропаганды;

- организовать теле- и радиопередачи, публикации в прессе, санитарно-просветительные лекции и т. п.;

- провести занятие по общей методике санитарного просвещения с медработниками (врачами и средними) лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений.


4. Список обязательной литературы:


1. Материалы XXVII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1987.

2. Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года. М., 1987.

3. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2-х т. М., Медицина, 1987.

4. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины: критический анализ. М., Медицина, 1982.

5. Сандлер М.В. Пропаганда здорового образа жизни. - Магадан: Кн. изд-во, 1988.

6. Санитарное просвещение. Руков. для врачей. Институт санитарного просвещения. М., 1964.

7. Санитарное просвещение. Учебник для мед. училищ. М., 1988.

8. Социально-гигиенические аспекты молодой семьи: Метод, рекомендации в помощь лектору, - М. ЦНИИ сан. просвещения, 1977.

9. Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе. Метод рекомендации. М., ЦНИИСП. 1986.

10. Санитарное просвещение в деятельности больниц и поликлиник для взрослых. Метод. ракомен. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1981.

11. Санитарное просвещение при диспансеризации населения. Метод реком. М., ЦНИИ сан. просвещения, 1983.

12. Международный терминологический словарь "Санитарное просвещение", М., Медицина, 1981.

13. О перестройке работы по антиалкогольной пропаганде Домами санитарного просвещения: Методические рекомендации. - М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.

14. Санитарное просвещение в дошкольных учреждениях: метод, рекомендации в помощь лектору - М., ЦНИИ сан. просвещения, 1986.

15. СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). - М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.

16. Антинаркотическая пропаганда: Методические рекомендации. М., ВНИИ ЗОЖ, 1987.


51. Квалификационная характеристика специалиста врача психиатра-нарколога


В соответствии с требованиями специальности врач психиатр-нарколог должен знать и уметь:


1. Общие знания


- основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, наркологической помощи;

- общую психопатологию и методы обследования в психиатрии и наркологии;

- экзогенно-органические психические расстройства и эпилепсию;

- эндогенные психозы;

- психозы возраста обратного развития;

- пограничные психические расстройства;

- умственную отсталость;

- методы профилактики, лечения, реабилитации в психиатрии и наркологии;

- организацию психиатрической помощи, вопросы экспертизы;

- общие организационные, правовые вопросы и экспертизу в наркологии (алкогольные опьянения, наркотическое одурманивание) судебную, военную, трудовую;

- внебольничную и стационарную наркологическую помощь;

- общие и частные вопросы психотерапии;

- общие принципы рефлексотерапии;

- основы токсикологии лекарственных средств, обладающих психоактивными свойствами;

- вопросы профилактики и санитарно-просветительную работу в наркологии;

- алкоголизм, симптоматический алкоголизм, алкогольные психозы, наркомании;

- токсикомании, психозы, вызванные наркоманическими и токсикоманическими веществами;

- лечение алкоголизма, наркоманий и токсикоманий;

- неотложную помощь, принудительное лечение;

- основы топической диагностики; клинику и лечение основных неврологических нарушений, связанных с хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями.


2. Общие умения:


- выявить характерные признаки имеющегося заболевания;

- обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований; оценить морфологические и биохимические показатели крови, мочи, ликвора, данные рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки и черепа, электроэнцефалографии, эхографии;

- определить показания и осуществить при необходимости неотложную помощь при психотических состояниях;

- выявить клинические показания для срочной (плановой) госпитализации или перевода больного на лечение к другому специалисту, определить профиль стационара или специалиста с учетом характера и тяжести заболевания;

- провести дифференциальную диагностику с психопатологическими состояниями и психическими заболеваниями с симптоматикой, сходной с состояниями и заболеваниями в связи с употреблением (злоупотреблением) алкоголя, наркоманических и токсикоманических веществ, поставить и обосновать окончательный диагноз;

- разработать обоснованную схему этиотропного, патогенетического и симптоматического лечения;

- провести комплекс рационально-психотерапевтических мероприятий, семейную психотерапию, индивидуальную психотерапию;

- оценить эффективность лечения, разработать и осуществить мероприятия по предупреждению обострений заболевания;

- провести мероприятия по трудоустройству больных при утрате ими профессиональных навыков, оказать социально-бытовую помощь;

- оформить документы на принудительное лечение;

Стр.1 | Стр.2 | Стр.3 | Стр.4 | Стр.5 | Стр.6 | Стр.7 | Стр.8 | Стр.9 | Стр.10 | Стр.11 | Стр.12 | Стр.13 | Стр.14 | Стр.15 | Стр.16 | Стр.17 | Стр.18 | Стр.19 | Стр.20

< < Главная



 
Реклама


Реклама


Наша кнопка

Юридическая База РФ
Код кнопки